Инженерное обеспечение эвакуации населения
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Инженерное обеспечение эвакуации населения

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

 

1. Общие положения

 

1. Инженерное обеспечение эвакомероприятий проводится силами гражданской обороны, а некоторые специальные задачи выполняются придаваемыми подразделениями войск гражданской обороны, инженерных и химических войск и подразделениями РХБЗ.

В их состав входят:

группы инженерной разведки;

команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов;

сводные отряды механизации работ ГО.

2. Общее руководство организацией инженерного обеспечения осуществляют руководители субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. На основе поступившей информации руководитель органа исполнительной власти определяет главные задачи инженерного обеспечения, силы, средства и сроки их выполнения.

3. Координируют работы по инженерному и другим видам обеспечения органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Цель инженерного обеспечения эвакуации - создать необходимые условия для эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.

4. Виды и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации, наличия сил и средств. Их количество определяется исходя из конкретных условий чрезвычайной ситуации и в соответствии с имеющимися нормативами.

 

2. Инженерное оборудование сборных эвакуационных пунктов

 

1. Инженерное оборудование СЭП включает:

оборудование убежищ и укрытий для эваконаселения;

оборудование аварийного освещения;

оборудование и содержание мест разбора воды эвакуированными в мелкую тару;

оборудование санузлов (отхожих мест).

2. Защита населения (при необходимости) от АХОВ и радиоактивного заражения осуществляется в убежищах и укрытиях, расположенных либо на СЭП, либо рядом с ним. Общая вместимость защитных сооружений на СЭП должна обеспечивать укрытие членов эвакокомиссий, лиц из сформированной колонны численностью до 1000 человек и до половины эвакуируемых вновь формируемой колонны, пребывающих на СЭП. Она составляет 1500 - 2000 человек.

Приведение в готовность к приему укрываемых, а также приспособление подвалов под защитные сооружения и оборудование простейших укрытий осуществляются в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90.

3. В помещениях СЭП дополнительно оборудуется аварийное освещение с применением осветительных установок УКП или с использованием автомобильных аккумуляторных батарей.

Мощность осветительной станции зависит от количества освещаемых объектов и, как правило, должна быть не менее 1 - 2 кВт. Для аварийного освещения СЭП могут использоваться табельные осветительные станции частей ГО или электростанции объектов экономики.

4. Места разбора эвакуируемыми питьевой воды в мелкую тару оборудуются с использованием водопроводной сети либо специальных передвижных цистерн. Емкость пункта должна обеспечивать одновременный разбор воды 30 - 40 эвакуируемыми. К пункту разбора оборудуются удобные подходы и выходы. Территория пункта должна быть освещена.

5. На СЭП, как правило, развертываются передвижные санузлы, задействуются имеющиеся в этом районе постоянные туалеты.

В отдельных случаях могут оборудоваться временные отхожие места. При этом используются прилегающие скверы, неасфальтированные площадки. Отхожие места ограждаются, освещаются и обрабатываются обеззараживающими препаратами.

 

3. Инженерное оборудование пунктов посадки и высадки эвакуируемого населения

 

1. Инженерное оборудование включает:

оборудование укрытий и защитных сооружений;

оборудование и содержание пунктов водоснабжения;

оборудование санузлов;

оборудование погрузочных площадок для размещения транспортных средств;

устройство временных причалов на реках.

2. Для укрытия личного состава от непогоды на пунктах посадки (высадки) предусматривается размещение в служебных помещениях или подвалах. При их отсутствии могут устанавливаться палатки большой емкости, а зимой - пункты обогрева. Емкость укрытий от непогоды и пунктов обогрева должна обеспечивать прежде всего укрытие и обогрев эвакуируемых с детьми, инвалидов и лиц старших возрастов.

3. Для обеспечения эвакуируемых питьевой водой на пунктах посадки (высадки) организуется раздача воды с использованием водопроводной сети или передвижных автоцистерн из расчета 50 - 100 человек загружающейся колонны (команды) на одно место раздачи.

4. На пунктах посадки устанавливаются передвижные санузлы или устраиваются полевые отхожие места, а при отсутствии передвижных санузлов и недостатке времени на устройство отхожих мест отводятся и обозначаются раздельные места для мужчин и женщин. Санузлы (отхожие места) оборудуются из расчета одновременного обслуживания 20 - 30 человек.

5. Пункты посадки на автомобильный и железнодорожный транспорт оборудуются приставными лестницами или трапами, а при посадке на речной транспорт - временными причалами.

Посадочные площадки оборудуются из расчета 60 кв. м на один автомобиль или автобус.

 

4. Подготовка и содержание маршрутов эвакуации

 

1. Перед объявлением эвакуации при угрозе аварии или после ее начала на маршрутах движения могут выполняться следующие задачи инженерного обеспечения:

оборудование объездов разрушенных или непроходимых дорог, а также оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды при движении автоколонн с эвакуируемыми в район размещения по проселочным дорогам;

очистка дорог от снега при эвакуации зимой;

содержание труднодоступных участков проселочных дорог при эвакуации в распутицу.

2. Для оборудования объездов разрушенных или непроходимых участков дорог за счет привлечения сил и средств дорожных ремонтно-строительных управлений области (района) и сельских хозяйств (совхозов, колхозов, фермерских хозяйств) создаются комплексные механизированные бригады.

В составе каждой бригады целесообразно иметь:

бульдозер для засыпки больших ям и выбоин;

один - два автогрейдера для профилактики проселка;

экскаватор для погрузки песка, щебня, бутового камня;

два - три, а при большом плече подвоза и до пяти самосвалов для подвоза материалов.

Такая бригада способна подготовить объезд с темпом выполнения работ до 3 - 5 км в час. При наличии заболоченных участков на объездах целесообразно в состав механизированных бригад выделять 5 - 7 человек для устройства на этих участках переходов из фашин, накатника или бревен.

3. Оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды осуществляются путем устройства фильтрующих дамб, водопропускных труб, одно- и двухпролетных мостовых переходов на рамных или клеточных опорах с использованием различных подручных материалов.

При твердых грунтах дна рек и при глубине их не более 0,4 - 0,6 м для переправы эвакуируемых оборудуются и содержатся броды, а зимой - переправа по льду.

В составе команд по оборудованию переправ необходимо иметь:

до 8 - 10 человек (без экипажей машин), один - два бульдозера для оборудования съездов, фильтрующих дамб и водопропускных труб;

автокран грузоподъемностью 8 - 10 т для укладки труб, опор и пролетных строений;

мотопилы, а при больших глубинах рек и заболоченном дне также комплект сваебойных средств. Такая мостовая команда может устраивать переправы с темпом работ 10 - 15 погонных метров в час.

4. Основной особенностью подготовки (расчистки) при снежных заносах является их тщательное провешивание хорошо видимыми, в том числе и ночью, вехами. В этих целях формируется специальная группа на каждый из маршрутов движения, которая имеет надежную связь с командами (подразделениями), выделенными для расчистки путей.

Состав команды для очистки дорог от снега и выбор снегоочистительных машин для их оснащения зависят от толщины и плотности снежного покрова, типа дорожного покрытия, интенсивности метели. Тракторные бульдозеры и путепрокладчики используются для очистки от слоя толщиной до 1 м. На участках, где толщина слоя свыше 1 м, а также при наличии плотного и мокрого снега его расчищают челночными движениями со сдвиганием снега поочередно в левую и правую стороны дороги или применяют роторные снегоуборочные машины. Свежевыпавший (наметенный) снег слоем до 0,5 м убирают с дорог с использованием автогрейдеров, снегоуборочных автомобилей и тракторов с отвалом, а при их отсутствии - тракторными и автомобильными угольниками. На подготовленном (расчищенном) пути организуется регулярное патрулирование снегоочистительных машин.

 

5. Инженерное оборудование районов размещения

 

1. Основными задачами инженерного оборудования районов размещения эвакуируемого населения являются:

оборудование общественных зданий и сооружений и устройство временных помещений для размещения эвакуируемых;

оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;

оборудование пунктов водоснабжения;

подготовка и содержание путей маневра в районе размещения.

2. Для размещения эвакуируемых используются здания общественного пользования: клубы, дома культуры, а летом и школы. При недостатке жилья могут строиться палаточные городки или (в крайнем случае) возводятся другие временные сооружения: шалаши, дощатые бараки, а зимой землянки.

3. При оборудовании общественных зданий под жилье устраиваются дощатые перегородки, нары для отдыха, оборудуются места для приготовления пищи, места для умывания, дополнительные санузлы (отхожие места).

4. Общественные здания оборудуются под жилье силами местного населения, а после завершения эвакуации - силами эвакуированных. Для строительства палаточных городков и других сооружений для жилья привлекаются также войсковые части ГО. В этом случае для эваконаселения выделяется необходимое количество строительных материалов.

5. Сооружения (помещения) для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен и бань оборудуются в имеющихся или строятся из готовых сборных конструкций. Для их возведения из местного и эвакуированного населения создается необходимое количество специализированных бригад. При отсутствии возможности строительства временных помещений в районе размещения организуется работа передвижных автолавок и развертываются полевые хлебозаводы.

6. Существующая в безопасных районах сеть путей сообщения должна обеспечивать выезд рабочих и служащих к месту работы, к медицинским учреждениям и объектам быта, а также доставку продовольствия и других предметов первой необходимости для жизнеобеспечения населения.

7. При недостаточной плотности дорог и низком их качестве организуются ремонт существующих и строительство новых, как правило, грунтовых улучшенных дорог, а иногда и дорог с твердым покрытием.

В распутицу и зимой организуется содержание труднопроходимых участков дорог путем патрулирования или постоянного дежурства на них необходимых сил и средств.

 

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017)
Просмотров: 4723 | Теги: Оповещение и эвакуация