Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»
Система гражданской обороны должна соответствовать современным требованиям обеспечения безопасности населения в случае техногенных катастроф и военных действий. В связи с этим МЧС России разрабатывает новые концептуальные подходы к организации гражданской защиты населения.
Возможно, не будет предусматриваться так называемая общая эвакуация, когда при приближении вражеских войск мирное население вывозится за пределы города. Новая стратегия гражданской обороны будет опираться на убежища и защитные сооружения. К примеру, планируется утвердить новую категорию защитных сооружений – укрытия, построенные в жилых кварталах. В МЧС России разрабатывается пакет документов, которые будут регламентировать защиту гражданского населения городов, оказавшихся в зоне боевых действий. Пока в России действуют старые нормативы, сохранившиеся со времен СССР, согласно которым гражданские лица, не занятые на предприятиях оборонного комплекса, подлежат эвакуации. Новая стратегия гражданской обороны будет изменена в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Анализ современных военных конфликтов показал, что боевые действия, как правило, ведутся современным высокоточным оружием, которое не предполагает сплошного поражения площадей. Удары как с одной, так и с другой стороны наносятся по определенным целям и скоплениям военных. При этом, как правило, применяются фугасные и осколочные боеприпасы, от поражения которыми и необходимо защищать мирное население. Исходя из новых сценариев войн, и будет разрабатываться стратегия защиты гражданского населения. В ней в отличие от действующей уже не будет предусматриваться так называемая общая эвакуация, когда при приближении вражеских войск всё мирное население вывозится за пределы города.
Основной упор в новой стратегии гражданской обороны будет сделан на убежища и защитные сооружения. Например, планируется ввести новую категорию защитных сооружений – укрытия, которые будут строиться в жилых кварталах. В отличие от советских бомбоубежищ они не будут рассчитаны на ядерные атаки, но зато будут способны защитить от осколков снарядов и конструкций рухнувших зданий. В современных условиях просто невозможно представить себе эвакуацию таких городов, как Москва и Петербург. Даже вывезти население областного центра очень сложно. В России нет ни финансового, ни экономического потенциала для таких масштабных эвакуаций. А в сельской местности, куда предполагается эвакуировать жителей городов, нет условий для приема большого числа беженцев. На планируемое изменение доктрины гражданской обороны повлияли и события на Украине – в Донецке и Луганске. В этих городах население укрывалось от обстрелов в защитных сооружениях так называемого двойного назначения. В мирное время это подземные автостоянки, склады и подвалы жилых домов. В настоящее время большинство защитных сооружений и убежищ в нашей стране находятся либо в федеральной, либо в муниципальной собственности и сдаются в аренду коммерческим структурам. Именно за счет денег, получаемых от аренды, и обслуживаются законсервированные защитные сооружения. Сотрудники МЧС проверяют сохранность и жизнеспособность убежищ, а их обслуживание возлагается на собственника. Например, в Москве расположены тысячи бомбоубежищ (точное их число является государственной тайной). Их количества хватит, чтобы укрыть население столицы. По словам сотрудников МЧС, в защитных сооружениях двойного назначения в зависимости от их типа могут при необходимости укрываться от 1,5 тыс. до 5,5 тыс. человек. Стоимость таких объектов и их проектная документация также являются государственной тайной. Стоимость защитных сооружений зависит от их оснащенности, местоположения и того, сколько этот объект может находиться в автономном режиме. В основе стратегии гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций лежит необходимость удовлетворения потребностей человека и общества в обеспечении защиты от бедствий и катастроф в изменяющемся мире. Основополагающими целями развития МЧС России являются снижение риска возникновения пожаров, в том числе крупных, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, предотвращение экономического ущерба от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Система гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нашей стране должна быть адекватной современным угрозам, опасностям и рискам. Требуется внедрить новый принцип перехода от оперативного реагирования к управлению рисками, профилактике и предупреждению крупномасштабных опасных факторов, рисков и угроз. Гражданская оборона должна обеспечивать устойчивость функционирования территориальных комплексов экономики и обеспечивать эвакуацию или отселение населения из опасных зон. Обо всех изменениях нормативно-правовой базы в области эвакуации населения в условиях военного времени наши читатели будут своевременно проинформированы. Напомним, что в настоящее время действуют: - Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 N 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» (указанным постановлением утверждены «Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»); - Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (утв. МЧС РФ); - Методические рекомендации по определению безопасных районов, пригодных для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации (в том числе с учетом возможности использования районов с минимальными поражающими факторами)
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2017. Другие статьи по теме | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017) | |
Просмотров: 10300 | |