Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»
1. Общие положения
1. Эксплуатацию систем коммунально-бытового обслуживания осуществляют специализированные предприятия (городские, районные, межрайонные), специализированные подразделения многоотраслевых объединений и предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса, других министерств и ведомств. Обеспечение подготовки и надежного функционирования систем коммунально-бытового обслуживания возможно только при комплексном подходе и координации действий всех субъектов системы. Ответственными за выполнение указанных функций должны назначаться, как правило, предприятия местной администрации, а при их отсутствии в данном населенном пункте - предприятия агропромышленного комплекса или других министерств и ведомств, в зависимости от мощности предприятий соответствующего профиля. Разрабатываемые ответственными организациями планы мероприятий рекомендуется утверждать решением местных исполнительных органов как обязательные для всех предприятий, осуществляющих коммунально-бытовое обслуживание населения. Оценка состояния систем коммунально-бытового обслуживания и разработка планов их развития должны базироваться на сведениях о количестве размещаемого в данном населенном пункте эвакуируемого населения и основной проектной градостроительной документации (схема и проект районной планировки, генплан, проект застройки).
2. Организация водоснабжения эваконаселения
1. Основная задача при работе систем водоснабжения в районах размещения эвакуированных - обеспечение потребности в воде населения, промышленных предприятий и других организаций при возможных длительных перегрузках отдельных элементов водоснабжения, а также комплекса сооружений и оборудования. При этом необходимо учитывать возможное заражение местности и водоисточников радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, нарушение энергоснабжения и другие негативные факторы. 2. Отведение и очистка сточных вод, сбор и утилизация осадков в местах эвакуации должны проводиться в комплексе с обеспечением водоснабжения, чтобы не допустить загрязнения подземных вод и открытых водоемов. 3. Обеспечение эвакуируемого населения питьевой водой на маршрутах следования в районы размещения осуществляется за счет индивидуальных запасов (в бутылях, флягах, канистрах и т.д.). 4. Контроль за наличием других вредных веществ в воде должен проводиться в соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения и социального развития РФ. 5. Очистка поверхности вод от радиоактивных и других вредных веществ осуществляется по технологии, изложенной в Инструкции по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях ВСН ВК4-90, разработанной НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды АКХ, утвержденной Госкомитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству. 6. В районах размещения эвакуированного населения целесообразно пользоваться водой из подземных водоисточников как наиболее защищенных от возможного загрязнения или заражения. Воду из зараженных источников можно употреблять для питья, как правило, без обеззараживания (после контроля качества воды органами СЭС) из водозаборных скважин с герметичными устьями и оголовками, из шахтных колодцев и родников с герметическими оголовками. При отсутствии в районе размещения эвакуированного населения подземных вод питьевого качества допускается временно использовать подземные воды, не полностью удовлетворяющие по физико-химическим требованиям ГОСТ 2874-82: жесткости, солям, железу и др., - при условии согласования с органами СЭС. 7. При недостаточном количестве подземных вод, получаемых от существующих водозаборов в период эвакуации населения, необходимо пробурить резервные скважины по согласованию с гидрорежимными партиями Министерства природных ресурсов РФ, а также подготовить фильтровентиляционные бассейны для пополнения запасов подземных вод из открытых водоисточников. 8. Использовать в качестве источника водоснабжения верховодку можно только по согласованию с органами СЭС и лишь после предварительной проверки воды на зараженность и загрязненность. 9. При отсутствии подземных вод водоснабжение обеспечивается из поверхностных источников после осветления, обеззараживания и обезвреживания воды, которая после обработки должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82. Отступление от этих требований согласовывается с органами СЭС в соответствии с Инструкцией ВСН ВК4-90. 10. При определении минимального душевого расхода воды в чрезвычайных ситуациях в районах эвакуации населения должна быть обеспечена потребность в воде по нормам в соответствии с ГОСТ 22.3.006-87В "Система стандартов ГО СССР. Нормы водоснабжения населения". При подсчете баланса водопотребления должен учитываться расход воды на санитарную обработку людей и животных. 11. На объектах водопроводно-канализационного хозяйства органов местного самоуправления анализ воды с целью контроля за ее качеством организуется и осуществляется в соответствии с современными требованиями к питьевым источникам. 12. С целью подготовки систем централизованного и децентрализованного водоснабжения совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления определяются мероприятия, которые необходимо провести заблаговременно: защита существующих водозаборных сооружений, строительство недостающего количества водозаборов, а также оборудование пунктов водоснабжения на существующих и вновь построенных водозаборах. 13. Для обеспечения надежной работы систем водоснабжения в районах эвакуации и размещения заблаговременно проводятся организационные санитарно-гигиенические, эпидемиологические и инженерно-технические мероприятия. Комплекс мер, осуществляемых на водопроводах централизованного водоснабжения и на источниках децентрализованного водоснабжения, включает следующее: разведку возможного заражения источника водоснабжения; при этом должны быть определены возможное заражение воды радиоактивными и другими вредными веществами, качество ее, расход (запас) воды поверхностного водоисточника или производительность водозаборных сооружений, наличие и состояние оборудования существующих подземных источников или систем водоснабжения населенных пунктов, наличие местных строительных материалов; организацию контроля зараженности воды и полноты ее очистки; подготовку водозаборных скважин, шахтных колодцев и родников к эксплуатации в условиях приема эвакуированного населения; при отсутствии потребного количества скважин (шахтных колодцев, родников) недостаток в них восполняется путем строительства новых, осуществляемого в порядке улучшения водоснабжения и санитарно-гигиенического состояния системы водоснабжения; герметизацию резервуаров с запасами воды и оборудование их фильтрами-поглотителями (ФП) и водосборными устройствами для раздачи воды в передвижную тару закрытой струей; подготовку водоочистных сооружений к работе по спецрежимам; обеспечение возможности создания населением индивидуальных запасов воды для питья; подготовку систем и источников водоснабжения для обеспечения сельскохозяйственных животных; подготовку простейших средств обеззараживания воды для группового и индивидуального пользования; при отсутствии в районах эвакуации и размещения населения воды питьевого качества необходимо предусмотреть доставку питьевой воды населению в передвижной таре по согласованию с территориальной СЭС и медицинской службой. 14. На водопроводах, использующих подземные воды, восходящие и нисходящие родники, должны быть осуществлены следующие мероприятия: приведены в технически исправное состояние и подготовлены к герметизации оголовки действующих скважин, каптажи и шахтные колодцы (герметизации подлежат все эксплуатируемые скважины, независимо от видов подъемного оборудования); скважины, оборудованные эрлифтами, следует подготовить к переоборудованию другими водоподъемниками и герметизировать; неиспользуемые скважины должны быть затампонированы; электроснабжение насосного оборудования необходимо предусмотреть от двух независимых источников, при отсутствии второго источника электроснабжения предусматривается резервное электроснабжение от передвижных или стационарных дизельных электростанций. 15. Для отключения водоочистных сооружений по обработке подземных вод и водонапорных башен должны быть устроены обводные линии с необходимой запорной арматурой. 16. Сборные резервуары чистой воды надлежит оборудовать типовыми ФП и подготовить для хранения запасов воды. При отсутствии ФП у резервуаров предусматриваются возможность отключения резервуаров от сети и их полная герметизация. В зависимости от схемы водоснабжения в качестве емкостей для хранения запасов чистой воды как на водопроводной станции, так и на водопроводной сети могут использоваться резервуары чистой воды. При недостаточном объеме существующих резервуаров должны устраиваться новые резервуары, используемые для нормализации работы систем водоснабжения в экстремальных условиях. 17. При наличии в населенном пункте водопроводов коммунального и производственного назначения необходимо по согласованию с учреждениями СЭС обеспечить возможность передачи воды от одного водопровода к другому, а также их взаимное резервирование. 18. На водопроводах, использующих одновременно подземные и поверхностные водоисточники, должна быть обеспечена возможность разделения сетей с поверхностной и подземной водой. На водопроводах, использующих воду только из поверхностных водоисточников, водоочистные станции требуется заблаговременно подготовить к работе по специальным режимам очистки воды. 19. На случай подвоза воды автотранспортом к планируемым местам эвакуации населения заблаговременно должна быть предусмотрена и обеспечена возможность отбора воды из источников в автоцистерны, применяемые для перевозки воды и жидких пищевых продуктов, а также в термосы, ведра, походные кухни и т.п. Следует предусмотреть и оборудовать пути подъезда и водозаборные пункты. 20. В населенных пунктах, имеющих норму водоснабжения, при которой пользование смывными уборными не представляется возможным и возникает необходимость строительства уборных с выгребными ямами, а также при размещении эвакуированного населения в сельской местности, где имеются лишь выгребные ямы, следует соблюдать противоэпидемические и санитарно-гигиенические правила, направленные на максимальное предупреждение возможного загрязнения питьевой воды; в частности, уборные и выгребные ямы должны быть удалены не менее чем на 21. Необходимо предусмотреть транспорт для вывоза нечистот и мусора и отвод мест почвенного обеззараживания отбросов. 22. В целях проведения лабораторных исследований на зараженность воды РВ и другими вредными веществами лаборатории водоочистных станций Министерства природных ресурсов РФ должны осуществлять отбор проб воды. В случае обнаружения неизвестного возбудителя отобранные пробы с направлением нужно немедленно доставить в соответствующие территориальные учреждения СЭС для его индикации. При заражении водоисточников необходимо ввести на водоочистительных сооружениях специальный режим работы в соответствии с Инструкцией ВСН ВК4-90, а на водопроводной сети привести в готовность отключающиеся устройства, обеспечивающие отключение водопроводов от основных магистралей. 23. В резервуарах в водонапорных башнях устанавливается и поддерживается максимальный уровень. Все резервные агрегаты, механизмы и сооружения должны быть приведены в рабочее состояние, резервные и дублирующие коммуникации должны быть промыты. 24. При выходе из строя или недостаточной пропускной способности отдельных участков водопроводов и сетей подача воды может осуществляться с разрешения саннадзора по временным наземным трубопроводам. В качестве резервных средств водоснабжения предусматривается использовать все имеющиеся водоочистные установки, предназначенные для обеззараживания и очистки воды, а также резервуары. 25. В тех случаях, когда системы сельскохозяйственного водоснабжения не могут удовлетворить потребности в воде для санитарной обработки людей (животных) и дезактивации техники, необходимо организовать временные водозаборы из открытых водоисточников с применением передвижных насосных станций типа СНП с подачей воды по сборно-разборным трубопроводам, использовать элементы оросительной системы, а также автоцистерны. 26. Основными мероприятиями по увеличению производительности водозаборных скважин являются: замена насоса на более мощный с соответствующим понижением динамического уровня воды в скважине и приемной части насосов; временный перевод скважин на график более продолжительной работы; расширение водозабора за счет бурения новых скважин. 27. Увеличения дебита шахтных колодцев в зависимости от гидрогеологических условий (мощности водоносного пласта, гранулометрического состава водовмещающих пород) можно достигнуть за счет гравийно-галечной подушки и углубления колодцев. 28. Дополнительные шахтные колодцы должны строиться с использованием колодезных агрегатов типа КШК-30 с креплением ствола железобетонными кольцами, с устройством железобетонного оголовка и бетонной отмостки. 29. При необходимости подвоза воды автотранспортом в места эвакуации населения можно применять поливочные и пожарные машины, молоковозы и водовозы. При использовании молоковозов и водовозов может потребоваться мотопомпа для их наполнения, а слив производится в низкорасположенную тару. 30. В случае отсутствия в районах эвакуации и размещения населения достаточного количества уборных недопустим неорганизованный сброс нечистот (в том числе и пищевых отходов) в водоемы или на поверхность земли. Необходимо устраивать простейшие уборные в виде ровика, длина которого принимается из расчета 1 пог. м на 20 человек. При заполнении ровик засыпается хлорной известью и затем грунтом. В жаркое время года дезинфекция должна проводиться ежедневно. Место для ровика выбирается с учетом мест размещения водозабора и ограждается предупредительными знаками. 31. С возникновением чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологические учреждения осуществляют контроль за проведением санитарно-гигиенических мероприятий по вопросам водоснабжения. При недостатке воды должны быть использованы все имеющиеся резервные источники водоснабжения, кроме того, необходимо организовать обеззараживание и обезвреживание воды на пунктах водоснабжения, а также индивидуальное обеззараживание воды.
3. Организация работы предприятий коммунальной энергетики в районах размещения эваконаселения
1. Системы энергоснабжения должны обеспечивать тепловой и электрической энергией население, объекты социальной инфраструктуры, промышленное производство. Расчетные количества энергии должны соответствовать действующим СНиП. 2. Для обеспечения надежного функционирования систем коммунального теплоснабжения должны использоваться: ресурсы местных видов топлива (уголь, торф, дрова, древесные отходы, биогаз и т.п.); законсервированные отопительные котельные; нетрадиционные виды энергии (солнечная, геотермальная), а также вторичные энергетические ресурсы промышленных и сельскохозяйственных предприятий. 3. При обеспечении теплоснабжения должны использоваться децентрализованные источники теплоснабжения; теплогенераторы целесообразно применять для отопления и горячего водоснабжения индивидуальных жилых домов и небольших объектов общественного назначения. 4. Системы и схемы теплоснабжения для районов эвакуации населения рекомендуется выбирать с учетом технико-экономических предпосылок, приведенных в разделе 3 Рекомендаций по проектированию инженерного оборудования сельских населенных пунктов. Часть 3 "Теплоснабжение" (ЦНИИЭП инженерного оборудования. М., 1990). 5. При организации надежного электроснабжения должны использоваться резервные автономные источники (передвижные дизель-генераторы, ветроустановки местного назначения). 6. Схемы электроснабжения, напряжений в электрических сетях рекомендуется выбирать с учетом Рекомендаций по проектированию инженерного оборудования сельских населенных пунктов. Часть 5 "Электроснабжение и наружное освещение" (ЦНИИЭП инженерного оборудования. М., 1990). 7. Для анализа состояния системы коммунальной энергетики, последующей разработки плана мероприятий по обеспечению надежного функционирования по каждому населенному пункту должно быть выполнено детальное обследование. В круг обследования включаются следующие вопросы и показатели: количество котельных и протяженность тепловых сетей в целом по населенному пункту с учетом их подчинения; характеристика систем теплоснабжения (расчетный отпуск тепла, теплоносители и их параметры, вид системы теплоснабжения, количество и мощность ЦТП, ИТП); технические характеристики источников теплоснабжения; перспективы концентрации теплового хозяйства и централизации управления им в период эвакуации; характеристика тепловых сетей; количество питающих и распределительных сетей, сетей наружного освещения, распределительных пунктов и трансформаторных подстанций в целом по населенному пункту с учетом их подчинения; техническая характеристика и состояние питающих центров Минпромэнерго России; техническая характеристика оборудования электросетевых предприятий; перспективы развития электроснабжения; организация эксплуатации. 8. По материалам обследования систем коммунальной энергетики должна быть оценена надежность энергоснабжения. Материалы обследования и расчет оценки надежности систем коммунальной энергетики служат основой для разработки плана мероприятий по подготовке к приему эваконаселения. В план должны войти: мероприятия по ликвидации "узких мест" в системах тепло- и энергоснабжения, объем и сроки строительства и ввода мощностей и сетей; приемка на баланс специализированных предприятий, котельных, тепловых сетей, электросетей от других предприятий; мероприятия по вводу в действие неиспользуемых законсервированных котельных и передвижных теплоисточников; мероприятия по повышению надежности систем; мероприятия по развитию производственной базы и аварийно-технической службы; мероприятия по подготовке к приему электрической энергии от генераторов плавсредств и энергопоездов. 9. Оперативное управление работой и режимами систем тепло- и электроснабжения должно осуществляться оперативно-диспетчерской службой (ОДС), указания которой по режимам энергопотребления являются обязательными. ОДС должна иметь график ввода резервных источников энергоснабжения. В ней должен быть также график ограничения и отключения потребителей, учитывающий возможные режимы работы. При этом энергоснабжающие организации и потребители должны обеспечить жизнеспособность систем при всех режимах ограничения и отключения. 10. На энергоснабжающую организацию возлагаются: наладка тепловых и гидравлических режимов систем теплоснабжения; организация массовых обследований абонентских тепловых вводов, разработка и исполнение технических мероприятий по ним; выявление и ликвидация непроизводительных перетоков воды из подающих в обратные линии магистральных и разводящих тепловых сетей; устранение сливов сетевой воды из местных систем отопления и утечек из трубопроводов тепловых сетей; концентрация людских и материально-технических ресурсов на наиболее важных участках по предупреждению и ликвидации аварий. Энергоснабжающие организации должны обеспечить предоставление взаимной информации о: дефиците тепловой и электрической мощности источников и мероприятиях по его снижению; наличии факторов, ограничивающих временно или долговременно мощность источников энергоснабжения коммунально-бытовых потребителей (по температуре, гидравлическим режимам, наличию и качеству топлива и др.); плане капитального ремонта основного оборудования источников, сетей, состоянии выполнения плана по каждому объекту; планах по вводу энергетических мощностей и сетей для энергоснабжения предприятий.
4. Требования к организации работы бань в районах размещения эваконаселения
1. Требования настоящих Рекомендаций должны выполняться при подготовке и работе бань в качестве санитарно-обмывочных пунктов (СОП). В качестве СОП следует использовать бани, расположенные в городах, поселках и других населенных пунктах, находящихся в районах размещения населения и на маршрутах его эвакуации. 2. Подготовка и работа бань в качестве СОП должны осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта" под руководством службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды или коммунально-технической службы (КТС). 3. СОП предназначены для массовой санитарной обработки людей, подвергшихся в результате техногенных аварий воздействию радиоактивных и других вредных веществ. 4. Санитарная обработка людей может проводиться в полном объеме или частично. Частичную санитарную обработку выполняют после вывода людей из района заражения при невозможности проведения полной санитарной обработки в ближайшие 5 часов. После прохождения полной санитарной обработки лицам, эвакуированным из очага заражения, заменяют их нательное белье, одежду и обувь из обменного фонда СОП. 5. В период подготовки к работе органы ГО обеспечивают создание на СОП обменного фонда одежды, белья, обуви. Обменный фонд должен снабдить каждого, прошедшего полную санитарную обработку на данном СОП, всеми видами упомянутого выше вещевого имущества с тем, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность людей. В период подготовки СОП к работе КТС должна определить конкретные станции обеззараживания одежды (СОО) и станции пропитки одежды (СПО), которые за счет обеззараживания белья и одежды, при необходимости и за счет пропитки одежды защитными составами, обеспечат постоянное восполнение обменного фонда СОП. 6. Обувь, противогазы, средства индивидуальной защиты, как правило, обеззараживаются самостоятельно их владельцами путем протирки специальными растворами. 7. Одежду, белье и средства индивидуальной защиты кожи фильтрующего типа, изготовленные из текстильных материалов, а также зимнюю одежду лиц, направляемых на полную санитарную обработку, рекомендуется обезличивать и отправлять для обеззараживания на СОО. Работа СОО ведется круглосуточно. 8. Подготовку бань к работе в качестве СОП следует проводить в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85. Ответственность за подготовку бани к работе в качестве СОП рекомендуется возлагать на ее директора, утверждаемого, как правило, в качестве начальника СОП. На него возлагается ответственность за организацию жилищно-бытовых условий для личного состава объектового формирования, а также за безопасные условия работы. 9. КТС района размещения эвакуируемого населения в соответствии с заблаговременно разработанными планами обязана обеспечить начальника СОП: трубами, фасонными изделиями, арматурой, душевыми сетками, другим инвентарем и материалами, необходимыми для бесперебойной работы бани в качестве СОП; обменным фондом; мылом, а при необходимости дезинфицирующими и дегазирующими средствами; медицинскими работниками и аптечкой для организации медпункта при СОП; рабочими для монтажа в мыльном отделении душевых сеток, организации системы водоснабжения, оборудования стеллажами помещений, предназначенных для хранения обменного фонда; средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи для личного состава объектового формирования; автотранспортом для перевозки зараженного, обеззараженного вещевого имущества. Штатные работники бани должны проинструктировать прикомандированных лиц об их обязанностях в составе формирования непосредственно на рабочем месте, определенном для каждого прикомандированного.
5. Требования к организации работы прачечных в районах размещения эваконаселения
1. Использованию в качестве станций обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты подлежат прачечные, соответствующие требованиям СНиП "Предприятия бытового обслуживания населения", производительностью При необходимости прачечные также могут быть использованы в качестве станций пропитки одежды специальными составами. Импрегнированная одежда может использоваться в качестве средств индивидуальной защиты фильтрующего типа. Ей могут быть приданы методами импрегнирования и огнезащитные свойства. 2. Работы по приданию одежде защитных свойств следует выполнять в соответствии с требованиями действующего Руководства по импрегнированию одежды на типовом оборудовании прачечных. 3. Подготовку прачечных к работе в качестве СОО следует выполнять исходя из условий: круглосуточной их работы; использования штатного оборудования прачечной; организации производства по методу поточности, чтобы изделия, размещаясь вдоль потока, последовательно проходили все технологические операции; недопущения пересечений потоков зараженной и обеззараженной одежды. 4. Гигиеническая обработка белья и одежды на предприятиях, работающих в качестве СОО, запрещается. Вещевое имущество, поступающее на СОО для обеззараживания, должно обезличиваться вне зависимости от того, является ли это имущество собственностью отдельных лиц или организаций. Обезличенное вещевое имущество после обеззараживания направляется для дальнейшего использования в соответствии с указаниями органов ГО. Подготовка и работа прачечных в качестве СОО должны проводиться в соответствии с требованиями СНиП "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта" под руководством службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды или коммунально-технической службы. 5. Ответственность за подготовку прачечной и ее работу в качестве СОО рекомендуется возлагать на ее директора, утверждаемого в качестве начальника СОО. Непосредственное руководство подготовкой и работой прачечной в качестве СОО возлагается на главного инженера прачечной, а при отсутствии этой должности в прачечной - на главного инженера территориально-производственного объединения по подчиненности прачечной. 6. В порядке подготовки прачечных к работе в качестве СОО служба главного инженера разрабатывает план подготовки и технический регламент с учетом особенностей планировки и оборудования данного предприятия. 7. Коммунально-техническая служба района размещения эваконаселения в соответствии с заранее разработанными планами должна обеспечить начальника СОО: людьми для укомплектования личным составом исходя из условий круглосуточной работы объекта; моющими и обеззараживающими средствами; материалами, необходимыми для выполнения требований, изложенных в предыдущем разделе; средствами индивидуальной защиты кожи и органов дыхания личного состава СОО. Другие статьи по теме | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017) | |
Просмотров: 2490 | |