Организация планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Кемеровской области в безопасные районы
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Организация планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Кемеровской области в безопасные районы

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение[1] регулирует вопросы обеспечения проведения эвакуационных мероприятий, возникшие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также вопросы планирования мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.

2. Эвакуации подлежат:

а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы (далее – работники организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы), а также неработающие члены семей указанных работников;

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население;

в) материальные и культурные ценности.

3. В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводятся частичная и общая эвакуация:

1) частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. Эвакуируется нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации;

2) общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

4. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно в мирное время и осуществляется с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в соответствии с разработанными планами:

1) эвакуация работников расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуется и проводится эвакуационными органами организаций;

2) эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства эвакуационными органами муниципальных образований.

Вывоз населения в безопасные районы осуществляется всеми видами транспорта независимо от форм собственности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, не используемого по мобилизационным планам и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, с одновременным выводом части населения пешим порядком.

5. Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

6. Для эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршруте эвакуации.

 

II. Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Эвакуационные органы, их структура и задачи

 

7. В военное время эвакуационные мероприятия осуществляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в высшие степени готовности руководители гражданской обороны всех уровней отдают распоряжения на выполнение подготовительных мероприятий к возможному проведению эвакуации населения, его размещению в безопасных районах, развертыванию эвакуационных органов, введению в действие планов эвакуации населения, использованию транспортных средств и систем первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения.

Одновременно проводятся подготовительные мероприятия к возможному проведению эвакуации материальных и культурных ценностей.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют и координируют работу эвакуационных, транспортных органов и других служб по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также всестороннему обеспечению эвакуационных мероприятий.

8. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации органом исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные органы Кемеровской области.

9. В состав эвакуационных органов Кемеровской области входят:

1) эвакуационная комиссия Кемеровской области;

2) эвакуационные комиссии муниципальных образований;

3) эвакуационные комиссии организаций;

4) эвакуационные приемные комиссии при органах местного самоуправления;

5) сборные эвакуационные пункты (далее – СЭП);

6) промежуточные пункты эвакуации (далее – ППЭ);

7) приемные эвакуационные пункты (далее – ПЭП);

8) пункты посадки населения на транспорт;

9) пункты высадки населения в безопасных районах;

10) пункты отправки пеших колонн;

11) пункты встречи пеших колонн;

12) оперативные группы (далее – ОГ);

13) группы управления на маршрутах пешей эвакуации.

10. Образование эвакуационной комиссии Кемеровской области, определение ее персонального состава, сферы ее деятельности и полномочий осуществляет Губернатор Кемеровской области.

11. Эвакуационная комиссия Кемеровской области создается для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, а также для обеспечения готовности эвакуационных органов Кемеровской области.

12. Эвакуационные комиссии муниципальных образований, организаций и эвакуационные приемные комиссии при органах местного самоуправления возглавляются заместителями руководителей органов местного самоуправления и организаций соответственно.

13. В состав эвакуационных комиссий муниципальных образований и эвакуационных приемных комиссий при органах местного самоуправления входят не подлежащие призыву на военную службу по мобилизации представители органов местного самоуправления, органов образования, социальной защиты населения, органов здравоохранения, внутренних дел, военного комиссариата, транспортных и других организаций, кроме того, в состав эвакуационных приемных комиссий при органах местного самоуправления включаются представители органов миграционной службы и службы занятости населения.

14. Эвакуационные приемные комиссии при органах местного самоуправления создаются для организации приема, размещения, а также первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного в безопасные районы населения.

15. СЭП предназначены для проведения сбора и регистрации эвакуируемого населения, организации посадки на транспорт, формирования эвакуационных колонн и эшелонов и отправки их в безопасные районы.

16. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации.

17. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, за ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения, пункты отправки пеших колонн.

18. СЭП обеспечиваются средствами связи (проводной, радио-, мобильной и т.д.) для организации связи с эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки, транспортными организациями и ППЭ.

19. Для обеспечения работы СЭП назначается состав работников из организаций, на базе которых развертывается СЭП.

20. Типовая схема СЭП приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.

21. ППЭ создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными укрытиями и укрытиями;

перерегистрации и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

22. Типовая схема ППЭ приведена в приложении N 2 к настоящему Положению.

23. Приемные эвакуационные пункты создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На приемных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

24. Типовая схема ПЭП приведена в приложении N 3 к настоящему Положению.

 

III. Планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

 

25. Планирование эвакуационных мероприятий в Кемеровской области осуществляют эвакуационные комиссии.

26. При планировании эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы учитываются мобилизационные планы экономики на расчетный год, производственные планы и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, схемы расселения и размещения производительных сил, схемы (проекты) районной планировки, генеральные планы городов, другие градостроительные документы на ближайшую и отдаленную перспективу.

27. Исходными данными для планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы являются:

1) сведения о возможной обстановке на территории области;

2) данные по состоянию эвакуационных органов;

3) порядок оповещения населения о начале эвакуации;

4) данные по численности и категориям населения, подлежащего эвакуации;

5) перечень безопасных районов;

6) графики и сроки выполнения эвакуационных мероприятий;

7) планируемые маршруты вывоза и вывода населения, их характеристика;

8) данные по состоянию медицинского обеспечения эвакуации;

9) порядок вывоза населения транспортом;

10) данные по состоянию транспорта;

11) сведения о силах и средствах Главного управления МВД России по Кемеровской области для обеспечения охраны общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации (комендантская служба);

12) данные комплексной разведки (инженерной, медицинской, радиационной, химической и биологической);

13) сведения об организации защиты населения в местах сбора в районах размещения и на маршрутах эвакуации;

14) порядок отправки эвакуируемого населения из ППЭ в безопасные районы;

15) порядок размещения эвакуируемого населения в безопасных районах и его первоочередного жизнеобеспечения;

16) данные по состоянию дорожной сети;

17) порядок управления эвакуационными мероприятиями;

18) порядок информирования и инструктирования населения в ходе эвакуации.

28. Для обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется комплекс подготовительных мероприятий:

1) проведение расчетов количества эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей, количества и видов необходимого для эвакуации транспорта;

2) создание эвакуационных органов и подготовка их к выполнению возложенных на них задач, а также обучение населения действиям при оповещении о начале эвакуации;

3) выбор и подготовка безопасных районов размещения эвакуируемого населения;

4) резервирование и распределение всех видов транспорта для обеспечения эвакуационных перевозок;

5) выбор и согласование маршрутов эвакуации;

6) определение станций (портов, пристаней) в качестве пунктов посадки и высадки эвакуируемого населения, контроль за готовностью и развитием транспортных коммуникаций и подъездных путей к этим пунктам и ППЭ;

7) организация всех видов разведки;

8) организация медицинского и других видов обеспечения эвакуируемого населения;

9) организация проведения санитарной обработки эвакуируемого населения, специальной обработки транспорта, одежды;

10) организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

11) подготовка пунктов управления, средств связи и оповещения.

 

IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий

 

29. С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по видам обеспечения: транспортному, медицинскому, инженерному, материально-техническому, коммунально-бытовому, обеспечению связью, оповещению, а также охране общественного порядка, безопасности дорожного движения и общей разведке.

30. Транспортное обеспечение эвакуации населения – это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.

Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования:

1) автомобильные колонны для перевозки населения;

2) автомобильные колонны для перевозки материальных и культурных ценностей;

3) группы автотранспорта, находящегося в личном пользовании граждан, мобилизованного военкоматами для целей эвакуации.

31. Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти и организациями в сфере здравоохранения в пределах полномочий указанных органов и организаций организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Руководство медицинским обеспечением осуществляют руководители исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти и организаций в сфере здравоохранения в пределах своих полномочий.

32. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при эвакуации проводятся в два этапа:

1) первый, подготовительный, предусматривает направление представителей органов внутренних дел в соответствующие эвакуационные комиссии, уточнение исходных данных и корректировку специальных планов охраны общественного порядка и безопасности. Кроме того, предварительно уточняется состояние маршрутов эвакуации, осуществляется рекогносцировка мест развертывания СЭП, готовится (уточняется) информация о правилах поведения при эвакуации, рассматривается необходимость формирования дополнительных нарядов полиции;

2) второй, основной, включает:

а) блокирование автомагистралей и пешеходных путей, ведущих в зоны ЧС, с целью наиболее эффективного обеспечения эвакуационных спасательных и других неотложных мероприятий;

б) осуществление нарядами полиции жесткого пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий, в зону ЧС;

в) проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакуационных перевозок;

г) оказание содействия должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зоны ЧС;

д) охрану общественного порядка в эвакуационных органах, на маршрутах эвакуации, в населенных пунктах, подлежащих эвакуации, в местах размещения эвакуированного населения;

е) организацию дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;

ж) сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;

з) обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима пропуска в зоны ЧС;

и) ведение борьбы с преступностью в населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемого населения.

33. Целью инженерного обеспечения является создание необходимых условий для эвакуации населения путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эвакуируемого населения, на маршрутах эвакуации, в безопасных районах.

Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации, наличия сил и средств. Руководят вопросами инженерного обеспечения представители (руководители) строительных, жилищно-коммунальных организаций, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

34. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации обеспечения горюче-смазочными материалами и запасными частями транспортных организаций; технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации; водой, продуктами питания и предметами первой необходимости эвакуируемого населения; необходимым имуществом эвакуационных органов.

Организация и координирование вопросов материально-технического обеспечения эвакуации осуществляются соответствующими эвакуационными органами.

35. Эксплуатацию систем коммунально-бытового обслуживания осуществляют специализированные предприятия (городские, районные), специализированные подразделения многоотраслевых объединений и муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Ответственными за выполнение указанных функций должны назначаться, как правило, муниципальные предприятия.

36. Обеспечение связью в период эвакуации – это оснащение СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакуационными мероприятиями, стационарными и передвижными средствами связи; организация и осуществление бесперебойной связи на всех этапах эвакуации силами соответствующих служб и предприятий связи.

37. Информационное обеспечение населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий организуют органы, осуществляющие управление гражданской обороной Кемеровской области, с привлечением всех видов средств массовой информации.

38. Финансирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Кемеровской области в безопасные районы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

Приложение N 1

 

ТИПОВАЯ СХЕМА СБОРНОГО ЭВАКУАЦИОННОГО ПУНКТА (СЭП)

 

                         ┌──────────────────────┐

                         │       Начальник      │

                         └──────────┬───────────┘

                                    │

                         ┌──────────┴───────────┐

                         │Заместитель начальника│

                         └──────────┬───────────┘

                                    │

┌───────────────────────┐           │            ┌────────────────────────┐

│  Группа формирования  ├───────────┼────────────┤       Пост охраны      │

│   колонн и эшелонов   │           │            │ общественного порядка  │

└───────────────────────┘           │            └────────────────────────┘

                                    │

┌───────────────────────┐           │            ┌────────────────────────┐

│  Группа регистрации   ├───────────┼────────────┤      Стол справок      │

│        и учета        │           │            └────────────────────────┘

└───────────────────────┘           │

                                    │

┌───────────────────────┐           │            ┌────────────────────────┐

│   Комната матери и    ├───────────┼────────────┤   Медицинский пункт    │

│        ребенка        │           │            └────────────────────────┘

└───────────────────────┘           │

                                    │

┌───────────────────────┐           │            ┌────────────────────────┐

│ Комендантская служба  ├───────────┴────────────┤  Группа обслуживания   │

└───────────────────────┘                        │  защитных сооружение   │

                                                 └────────────────────────┘

 

 

Приложение N 2

ТИПОВАЯ СХЕМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПУНКТА ЭВАКУАЦИИ (ППЭ)

 

                         ┌──────────────────────┐

                         │       Начальник      │

                         └──────────┬───────────┘

                                    │

                         ┌──────────┴───────────┐

                         │Заместитель начальника│

                         └──────────┬───────────┘

                                    │

┌────────────────────────┐          │         ┌───────────────────────────┐

│   Группа временного    ├──────────┼─────────┤Пост обеспечения средствами│

│размещения и обеспечение│          │         │   индивидуальной защиты   │

│эвакуируемого населения │          │         └───────────────────────────┘

└────────────────────────┘          │

                                    │

 ┌───────────────────────┐          │         ┌────────────────────────┐

 │     Группа учета      ├──────────┼─────────┤      Стол справок      │

 │эвакуируемого населения│          │         └────────────────────────┘

 └───────────────────────┘          │

                                    │

   ┌─────────────────────┐          │         ┌────────────────────────┐

   │  Медицинский пост   ├──────────┼─────────┤    Подвижной пункт     │

   └─────────────────────┘          │         │   вещевого снабжения   │

                                    │         └────────────────────────┘

   ┌─────────────────────┐          │         ┌────────────────────────┐

   │  Комната матери и   ├──────────┼─────────┤Группа дозиметрического │

   │      ребенка        │          │         │ и химического контроля │

   └─────────────────────┘          │         └────────────────────────┘

                                    │

 ┌───────────────────────┐          │         ┌────────────────────────┐

 │    Группа отправки    ├──────────┴─────────┤    Пост специальной    │

 │эвакуируемого населения│                    │        обработки       │

 └───────────────────────┘                    └────────────────────────┘

 

 

Приложение N 3

 

ТИПОВАЯ СХЕМА ПРИЕМНОГО ЭВАКУАЦИОННОГО ПУНКТА (ПЭП)

 

                         ┌──────────────────────┐

                         │       Начальник      │

                         └──────────┬───────────┘

                                    │

                         ┌──────────┴───────────┐

                         │Заместитель начальника│

                         └──────────┬───────────┘

                                    │

┌────────────────────────┐          │         ┌───────────────────────────┐

│ Группа сопровождения   ├──────────┼─────────┤ Группа встречи, приема и  │

│эвакуируемого населения │          │         │ размещения эвакуируемого  │

└────────────────────────┘          │         │         населения         │

                                    │         └───────────────────────────┘

 ┌───────────────────────┐          │         ┌────────────────────────┐

 │     Группа учета      ├──────────┼─────────┤      Стол справок      │

 │эвакуируемого населения│          │         └────────────────────────┘

 └───────────────────────┘          │

                                    │

   ┌─────────────────────┐          │         ┌─────────────────────┐

   │  Медицинский пост   ├──────────┼─────────┤  Комната матери и   │

   └─────────────────────┘          │         │      ребенка        │

                                    │         └─────────────────────┘

 ┌───────────────────────┐          │         ┌────────────────────────┐

 │      Пост охраны      ├──────────┴─────────┤  Комендантская служба  │

 │ общественного порядка │                    └────────────────────────┘

 └───────────────────────┘

 

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» № 11/2017.

 

 

[1] Утверждено Постановлением Губернатора Кемеровской области от 10.08.2012 N 42-пг (ред. от 07.09.2016).

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (06.12.2017)
Просмотров: 5707 | Теги: Оповещение и эвакуация, планирование