Содержание февральского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» - 26 Января 2025 - Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях
Главная » 2025 » Январь » 26 » Содержание февральского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»
22:13
Содержание февральского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»

Представляем аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2025. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций».

 

Нужен ли штаб гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии)?

Прямого указания на необходимость создания штаба гражданской обороны (далее – ГО) в организации (в учреждении, на предприятии) в действующих законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах нет. В соответствии с законодательством руководство ГО в организации осуществляет ее руководитель, он же по должности начальник ГО в своей организации. Для решения задач в области ГО руководитель делегирует права и полномочия своим подчиненным, – прежде всего уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Обратите внимание, что делегирование не освобождает руководителя от личной ответственности за состояние ГО во вверенной ему организации.

Тем не менее, во многих организациях штабы ГО создаются, прежде всего, в крупных и (или) категорированных организациях. Причина в том, что штабы ГО являются эффективной формой управления, объединяющей структурные подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, иных должностных лиц и представителей других структурных подразделений, участвующих в решении вопросов ГО и защиты от ЧС.

Штабы ГО формируются из числа руководящего состава организации. В их состав входят начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб ГО организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель ГО организации по представлению начальника штаба ГО.

Если есть начальник ГО организации, то должна быть и организационная структура, помогающий ему выполнять задачи и функции в области ГО. Это не противоречит приказу МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организации, являются «структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». А штаб ГО фактически является нештатным постоянно действующим рабочим органом при начальнике ГО организации при непосредственном участии уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работников) организаций. Все его решения идут за подписью начальника ГО организации или уполномоченного за ГО (он же, как правило, начальник штаба).

 

Требования к маскировочным мероприятиям на объектах гражданской обороны

В соответствии с п. 11 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях световой маскировки и других видов маскировки, являются:

1) определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

2) разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

3) создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

4) проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Основные требования к маскировочным мероприятиям изложены в главе 10 СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр) (ред. от 12.04.2023) (глава 10 «Требования к маскировочным мероприятиям»).

 

Эвакоприемная комиссия муниципального образования: задачи, функции, полномочия, организация работы

В статье рассмотрены задачи, функции, полномочия и организация работы эвакоприемной комиссии муниципального образования. В функциональные обязанности комиссии входят планирование, организация и контроль приема и размещения на территории муниципального образования эвакуируемого населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов как в мирное, так и в военное время.

 

Радиационные аварии: типы, классы и фазы развития

В статье на конкретных примерах рассмотрены типы, классы и фазы радиационных аварий. Учитывая особую опасность радиационных аварий, представленная информация будет полезной для всех специалистов, занимающихся вопросами гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Хотя радиационной безопасности придается исключительное значение, риск крупных радиационных аварий существует, несмотря на развитие современных технологий их предупреждения. В качестве примера можно привести крупномасштабную аварию на АЭС Фукусима-1. В нашей стране крупнейшими радиационными авариями стали катастрофа на Чернобыльской АЭС и авария в 1957 году на производственном объединении «Маяк» со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча. Имеют место аварии при производстве, перевозке и использовании радиоактивных материалов.

 

Психическое здоровье в чрезвычайных ситуациях

В статье представлена позиция Департамента психического здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по вопросу оказания помощи людям, которые находятся в чрезвычайных ситуациях, таким как беженцы, тем, кто вынужденно покинул места проживания, тем, кто пережил стихийное бедствие, а также тем, кто пострадал от терроризма, войны или геноцида.

 

Повышение качества разработки нормативно-правовых документов в области гражданской обороны на основе модельных актов

Одним из основных направлений государственной политики в области гражданской обороны является развитие нормативно-правовой базы на всех уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом). Позитивную роль по данному направлению деятельности может сыграть «Модельное законодательство». В юридической практике, применяющей модельное законодательство как способ совершенствования законодательств субъектов права в различных областях общественных отношений, используются понятия "модельный закон" и "модельный нормативно-правовой акт": Более подробно о модельном законодательстве см. в представленной статье.

 

Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на муниципальном уровне

Положение определяет организацию и основные направления подготовки к проведению, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

 

Положение о спасательной службе торговли, питания и бытовых услуг обеспечения мероприятий по гражданской обороне в городском округе

Положение определяет задачи, организацию и управление, состав сил и средств, материально-техническое и финансовое обеспечение спасательной службы торговли, питания и бытовых услуг обеспечения мероприятий гражданской обороны городского округа.

Спасательная служба торговли, питания и бытовых услуг обеспечения мероприятий гражданской обороны городского округа – это совокупность органов управления, сил и средств (предприятий, учреждений, организаций торговли и общественного питания), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности). Служба предназначена для организации снабжения продовольственными и непродовольственными товарами, обеспечения питанием и бытовыми услугами в городском округе в мирное и военное время личного состава формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также пострадавшего населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

О некоторых вопросах подготовки работников организаций в учебно-методических центрах ГОЧС

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности подготовки работников организаций (учреждений, предприятий) в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. Особое внимание в публикации уделено вопросам разработки учебных программ в области ГО и ЧС.

 

ГОСТ Р 42.6.02-2024 «Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Общие требования»

Стандарт устанавливает общие требования по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само управления и организаций, осуществляющих планирование и проведение мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Виртуальные учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Во многих субъектах Российской Федерации, в частности в Московской области, в муниципальных образованиях (городах, районах) создаются виртуальные учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Об их задачах, порядке создания и функционирования рассказывается в представленной публикации в формате положения.

 

Управление пожарным риском на объекте защиты

Статья содержит основные положения управления пожарным риском, принципы анализа и интерпретации пожарного риска. Внедрение системы менеджмента риска в области пожарного риска в организациях позволяет перейти от корректирующего подхода к управлению пожарным риском на основе соблюдения законодательных и нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности и обязательных требований менеджмента риска. Система менеджмента пожарного риска в организации позволяет снизить пожарные риски, сократить потери при пожарах, в том числе человеческие, а также постоянно улучшать деятельность организации в области управления пожарным риском.

 

Просмотров: 178 | Добавил: ЦИПЗО