Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
(окончание)
К плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях прилагаются: Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации; Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС; Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации; Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Приложение 1 «Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации» Приложение 1 разрабатывается графически на планах (схемах) объекта экономики. На схеме возможной обстановки отражаются: - промплощадки промышленного объекта, все здания и сооружения с указанием количества работающих в них; - основные коммуникации и подъездные пути для подвоза сырья и вывоза продукции; - склады и открыто расположенные возгораемые материалы; - трубопроводы на эстакадах с взрыво- и пожароопасными жидкостями и системой пожарного, а также производственного водоснабжения; - места хранения и использования в производстве АХОВ, их типы и количество; - зоны возможного поражения и численность людей в этих зонах; - места массового скопления людей, находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной чрезвычайной ситуации; - вероятные разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, пожары, затопления, зоны заражения, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях на объекте, а также в результате аварии на соседних потенциально опасных предприятиях; - пункты размещения запасов материально-технических средств; - узкие места, которые могут затруднить ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - место расположения пункта управления предприятия. Сведения которые невозможно отразить графически, могут даваться на схеме возможной обстановки в виде текста.
Приложение 2 «Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС» Календарный план основных мероприятий объекта разрабатывается в виде таблицы по указанной форме.
Все мероприятия в таблице разбиваются на две группы, соответствующие режимам функционирования объектового звена: - при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности); - при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).
Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности) Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие основные мероприятия: - оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время 10-15 мин, в нерабочее время 1-2 ч); - проверка готовности систем связи и оповещения (1-2 мин); - доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин); - приведение в готовность формирований объекта (в зависимости от их количества – от 0,5 до 6 ч); - прогнозирование обстановки (до 30 мин). Для пожаровзрывоопасных объектов при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в календарный план целесообразно также включить следующие мероприятия: - приведение в готовность противопожарных формирований (военизированных пожарных частей) – до 5 мин; - проверка работоспособности систем раннего обнаружения загорания или загазованности, а также систем автоматического тушения очагов возгорания (до 5 мин); - уточнение маршрутов эвакуации производственного персонала (до 1 ч); - приведение в готовность пункта управления силами и средствами объекта (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее время – до 6 ч); - проверка наличия и исправности СИЗ (до 1 ч); - приведение в готовность спасательных команд (групп) – до 6 ч; - приведение в готовность медицинского пункта для приема пострадавших (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее время – до 6 ч). Для химически опасных объектов, учитывая специфику их производственной деятельности, могут планироваться следующие мероприятия: - проверка работоспособности приборов прогнозирования химической обстановки (в диспетчерском центре и цехах) – до 5 мин; - проверка средств пожаротушения, систем перекачки АХОВ (до 1 ч); - перевод постов радиационного и химического наблюдения на круглосуточный режим работы (1-3 ч); - проверка готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых (до 1 ч); - проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (до 30 мин); - уточнение маршрутов эвакуации производственного персонала и населения, сроков подачи транспорта, готовности автотранспортных предприятий к выделению транспорта (до 3 ч); - приведение в готовность сводных команд (групп) радиационной и химической защиты, групп радиационной и химической разведки (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 6 ч). Содержание календарного плана основных мероприятий для объектов здравоохранения зависит от их предназначения. Для объектов лечебно-профилактического профиля (больницы, поликлиники) при угрозе возникновения ЧС целесообразно планировать: - проверку готовности защитных сооружений к укрытию персонала и стационарных больных; - оценку состояния подъездных путей, площадок разгрузки пораженных, готовности приемного отделения к интенсивному приему пострадавших (до 30 мин); - уточнение расчетов перепрофилизации отделений больниц (госпиталей) для приема пораженного населения (до 1 ч); - уточнение схемы развертывания приемно-сортировочного отделения в зависимости от вида травм (поражений) у возможных пострадавших (до 30 мин); - уточнение порядка (схемы) эвакуации больницы (поликлиники), маршрутов эвакуации (до 1 ч). При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для учреждений санитарно-эпидемиологического профиля в календарный план целесообразно включить: - мероприятия по усилению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью различных объектов внешней среды; - противоэпидемические мероприятия, проводимые силами санитарно-эпидемиологических учреждений; - мероприятия по подготовке приемного отделения к интенсивному приему инфекционных больных; - мероприятия по оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки инфекционных больных; - порядок уточнения маршрутов эвакуации персонала учреждения, лабораторных животных. Дня предприятий торговли и питания, общеобразовательных учреждений, культурно-массовых и спортивных объектов, гостиниц, банков, учреждений центрального аппарата министерств, ведомств и комитетов, то есть объектов непроизводственной сферы, где одновременно может находиться большое количество людей, основными мероприятиями при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации являются: - оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС объекта (в рабочее время 10-15 мин., в нерабочее время 1-2 ч); - проверка готовности систем связи и оповещения (до 1-2 мин.); - доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин.); - прогнозирование возможной обстановки (до 30 мин.); - уточнение порядка эвакуации (вывода) персонала и посетителей из зданий (до 30 мин); - проверка исправности пожарной сигнализации и средств пожаротушения (до 30 мин): - согласование (при необходимости) мест временного размещения проживающих (для гостиниц); - уточнение перечня и очередности выноса (вывоза) документов, порядка отключения электроэнергии и газа. Отдельно при составлении календарных планов основных мероприятий для предприятий торговли и питания, общеобразовательных учреждений и гостиниц, культурно-массовых и спортивных объектов следует выделять мероприятия, планируемые при угрозе взрыва зданий и сооружений. Практика проведения подобных мероприятий показывает, что в этом случае осуществляется: - оповещение вышестоящих организаций, органов милиции, ФСБ и органов управления ГОЧС города (городского района) об угрозе взрыва (до 10-15 мин); - обеспечение обследования здания кинологической группой по поиску взрывного устройства (не позднее 1 ч с момента получения информации о возможном взрыве); - прогнозирование последствий взрыва, характеристика ущерба, как для самого объекта так и для соседних зданий и сооружений; - вывод (эвакуация) работников и посетителей (зрителей, жильцов) за пределы здания на безопасное расстояние (до 1-2 ч); - организация оцепления объекта, регулирования движения, охраны общественного порядка на примыкающей к объекту территории (не позднее 15-20 минут с момента установления факта возможного взрыва или получения информации о нем); - организация размещения эвакуированных жильцов, проживающих в других гостиницах (для гостиниц).
Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации) Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие мероприятия: - оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее – до 2 ч.); - доклад о чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским органам управления ГОЧС (до 10 мин); - приведение в готовность аварийно-спасательных формирований постоянной готовности – до 10-15 мин; - прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего срока ликвидации ЧС); - отключение коммунально-энергетических сетей (10-30 мин.); - разведка зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов вывода и эвакуации работников объекта из очага поражения (в течение всего периода проведения АСДНР); - поиск пострадавших и оказание им медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ); - оцепление зоны ЧС и организация охраны объекта; - эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; - локализация очагов аварий; - всестороннее жизнеобеспечение пострадавших рабочих и служащих; - ведение АСДНР объектовыми и территориальными аварийно-спасательными формированиями (силами). Мероприятия по локализации чрезвычайной ситуации и проведению АСДНР в календарном плане раскрываются и детализируются в зависимости от типа объекта и численности рабочих и служащих на нем. На крупных предприятиях управление ликвидацией последствий аварий и катастроф будет осуществляться с пунктов управления. По опыту ликвидации различных ЧС и учений ориентировочные сроки подготовки и принятия управленческих решений могут составлять: - информирование должностных лиц об обстановке – (5-10 мин); - отдача предварительных распоряжений – (3-5 мин); - оценка обстановки – (15-30 мин); - принятие решения на защиту рабочих, служащих и населения, проведение АСДНР – (20-30 мин); - доклад решения и данных обстановки вышестоящему руководству – (5-10 мин); - прогноз последствий чрезвычайной ситуации – (10-15 мин); - сбор и анализ данных от подчиненных цехов, отделов, подразделений предприятия – (10-15 мин).
Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на химически опасных объектах Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при аварии на химически опасных объектах должны планироваться и проводиться круглосуточно, посменно, до полного завершения. Их перечень и содержание приведены в целом ряде руководств, наставлений, справочных пособий. На основе опыта ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, а также анализа нормативно-правовых документов рекомендуется включать в календарный план основные мероприятия, характерные для ХОО при возникновении ЧС. Так, например, мероприятия по оповещению и сбору руководящего состава и формирований могут быть следующие: - оповещение об аварии руководящего состава и работающей смены (до 5 мин); - доклад о факте аварии с выбросом или выливом АХОВ в управление ГОЧС города (городского района) – до 5 мин; - сбор руководящего состава, членов КЧС объекта и постановка задач (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 1 ч); - прогнозирование масштабов и возможного направления распространения облака зараженного воздуха на территории объекта (дежурный диспетчер – до 2-5 мин). Приведение в готовность формирований РСЧС и постановка им задач: - дежурному персоналу медпунктов (здравпунктов) – немедленно; - дежурному подразделению газоспасателей (5-10 мин); - оперативной группе сводного специализированного отряда (до 30 мин.); - дежурным электрикам, сантехникам, газосварщикам на отключение сетей (до 5 мин); - остальным формированиям объекта (3-6 ч). Для предварительной оценки объемов мероприятий, проводимых в ходе выполнения АСДНР на химически опасных объектах, следует использовать соответствующую методику расчета сил и средств, а также нормативы. Приведенная в приложении методика позволяет разработчикам планов спрогнозировать объем предстоящих аварийно-спасательных работ и отразить полученные данные в календарном плане основных мероприятий. Такими мероприятиями могут быть: - постановка жидкостных завес; - разбавление пролива АХОВ водой; - обеззараживание пролива АХОВ; - локализация пролива твердыми сыпучими материалами; - обвалование пролива АХОВ; - выжигание АХОВ и зараженного грунта; - засыпка АХОВ грунтом; - поиск пострадавших в очаге поражения на территории объекта. При прогнозировании численности персонала, необходимого для оцепления зоны чрезвычайной ситуации и охраны объекта, разработчикам плана действий рекомендуется использовать следующие основные положения: - для оцепления зоны чрезвычайной ситуации назначаются посты, дозоры, а в некоторых случаях редкие цепочки; - на остальных направлениях назначаются патрули, посты, дозоры. При расчете их численности используются следующие нормативы: - редкие цепочки выставляются из расчета более - посты численностью 2-3 человека назначаются для прикрытия рубежа длиной до - дозоры численностью 3 человека назначаются для прикрытия рубежа длинной до При этом резерв предусматривается до 15 % от расчетной численности личного состава, необходимого для организации оцепления. Объем мероприятий по жизнеобеспечению пострадавших рабочих и служащих, а также населения прилегающих жилых районов разработчики плана могут определить с помощью соответствующих нормативов. Для прогнозирования объемов и сроков проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения (в случае необходимости) разработчики плана должны рассчитать ориентировочную пропускную способность санитарно-обмывочного пункта (СОП), разворачиваемого на объекте.
Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на пожаровзрывоопасных объектах На нефтеперерабатывающих заводах, нефтехранилищах дополнительно в календарный план целесообразно включать следующие мероприятия: - охлаждение водой стенок горящего резервуара; - откачка горючего из аварийного резервуара; - охлаждение водой соседних резервуаров; - разведка водоисточников, определение их пригодности к использованию; - охрана магистральных рукавных линий; - организация питания личного состава пожарных подразделений (при продолжительности работы более 5 часов). Для взрывоопасных объектов на случай возможного разрушения промышленных зданий в календарный план целесообразно включать следующие мероприятия: - поиск пострадавших, оказание им первой медицинской и врачебной помощи; - извлечение пострадавших из-под завалов разрушенных зданий и сооружений; - эвакуацию пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации; - проделывание проездов в завалах к объектам проведения АСДНР; - обрушение или укрепление конструкций разрушенных зданий, угрожающих обрушением.
Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации для объектов непроизводственной сферы Для данных типов объектов в календарный план целесообразно включать следующие основные мероприятия: - оповещение персонала, сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее – до 2 ч); - доклад о факте чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским (районным) органам управления ГОЧС (до 10 мин.); - прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего периода ликвидации ЧС); - отключение коммунально-энергетических сетей (10 – 30 мин.); - оказание пострадавшим первой медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ); - вывод персонала объекта за пределы зоны чрезвычайной ситуации. Дополнительно в календарный план могут быть включены мероприятия, выполнение которых обусловлено спецификой объекта. На малых объектах торговли и питания (кафе, закусочные, магазины, сбербанки и другие) объем завалов в результате взрывов может быть спрогнозирован по методике, представленной в приложении 3 или по табл. П.8.1 (приложение 8). Количество пострадавших может быть принято равным максимальному среднесуточному количеству посетителей (покупателей, клиентов) и обслуживающего персонала. Здания крупных объектов торговли и питания (супермаркеты, торговые центры), банков, офисов, стадионов и дворцов спорта при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с взрывом, могут быть разрушены частично. В таких случаях объемы завалов следует принимать максимально возможными, т.е. равными 50 % от объемов при полном разрушении зданий.
Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на объектах здравоохранения Содержание мероприятий календарного плана зависит от профиля и предназначения объекта здравоохранения, а также от задания, выдаваемого больнице (поликлинике), в котором определяется конкретно степень участия учреждения в составе службы медицины катастроф при оказании помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Разработчики календарного плана основных мероприятий больницы (поликлиники) должны отразить в нем: - очередность и сроки развертывания (перепрофилизации) функциональных отделений; - объем и сроки проведения эвакуации больницы (в случае необходимости); - мероприятия по материально-техническому и транспортному обеспечению работы больницы (поликлиники); - сроки приведения в готовность медицинских и других формирований (исходя из реальных возможностей по оповещению и сбору персонала). При разработке календарного плана в больнице (поликлинике) разработчики должны помнить, что при планировании приема пораженных АХОВ перепрофилированию подлежат терапевтические отделения, а травматических пораженных – хирургические отделения. Запас противогазов, респираторов, аптечек индивидуальных, йодистого калия и других медицинских средств индивидуальной защиты создается больницей на весь персонал и на 10 % от численности больных (штатных коек). При планировании мероприятий в поликлинике рассматриваются те же вопросы, что и в календарном плане больницы, за исключением госпитализации пораженного населения, если поликлиника не имеет задания на развертывание временного стационара. Особенностью разработки календарного плана основных мероприятий учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора является детальное проведение расчетов, характеризующих организацию работы объекта в эпидемических очагах (ведение разведки очага, индикация источников заражения, экстренная и специфическая профилактика и другие). Для станций переливания крови основными показателями для составления календарного плана являются потребности лечебных учреждений при возникновении ЧС в крови, ее компонентах и препаратах (исходя из перепрофилирования). С этой целью дополнительно прилагаются расчеты потребности лечебных учреждений в трансфузионных жидкостях и нормативы потребности в крови, ее компонентах и препаратах для лечения одного пораженного (с острой лучевой и ожоговой болезнью, травматическими повреждениями и комбинированными поражениями).
Последовательность разработки календарного плана основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций Подбираются ранее рассмотренные мероприятия, выполняемые на объекте при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). При этом в календарный план заносятся мероприятия, характерные как для всех типов объектов, так и для потенциально опасных. Более трудоемкой является отработка второй части календарного плана: при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации). Подбираются ранее рассмотренные мероприятия, характерные для всех типов объектов (оповещение и сбор руководящего состава, доклад о ЧС и т.д.). Далее выбираются мероприятия, характерные для потенциально опасных объектов. Продолжительность выполнения части из этих мероприятий определена. Для остальных мероприятий продолжительность выполнения и объемы определяются с помощью соответствующих методик и нормативов. Зная содержание мероприятий, их объем, продолжительность выполнения и ответственных исполнителей, заполняем календарный план основных мероприятий.
Вариант оформления приложения 2 «Календарный план основных мероприятий ПО «Химпром» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»
Приложение 3 «Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС» Решение председатель КЧС объекта принимает на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов. В решении он определяет: - замысел действий; - задачи привлекаемым силам и средствам; - вопросы взаимодействия и обеспечения; - организацию управления (место пункта управления, сигналы управления и др.). Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются: - направления (участки) сосредоточения основных усилий; - последовательность (этапы) и способы выполнения задач; - распределение сил и средств усиления по участкам (объектам) работ и сменам. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации оформляется графически на плане (схеме) объекта экономики. На плане (схеме) отражаются: - граница объекта; - химически, пожаровзрывоопасные предприятия, учреждения, организации, расположенные в.близи территории объекта; - возможные масштабы и характер пожаров, завалов, затоплении, заражений (загрязнений); - распределение сил и средств объектового звена и территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - пункты управления объектового звена, оперативных групп территориальной подсистемы РСЧС и формирований, привлекаемых к проведению АСДНР; - районы (участки) проведения АСДНР; - маршруты эвакуации и выхода работников из зон чрезвычайных ситуаций; - места сбора рабочих и служащих, подлежащих эвакуации, а также другие необходимые данные. Положение, задачи и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций наносятся на план (схему) условными знаками в соответствии с действительным их положением на местности и располагаются по направлению их действий в зонах чрезвычайных ситуаций. На маршруте выдвижения силы наносятся один раз в начале маршрута. Все промежуточные положения изображаются на маршруте с обязательным указанием времени. При разделении группировки сил после совместного следования на несколько групп на маршрутах от точки разделения наносятся условные знаки или сокращенные обозначения отделившихся сил и средств с указанием их числа и элементов движения. Фактическое положение и действия сил, привлекаемых к проведению АСДНР, наносятся установленными условными знаками сплошной линией; предполагаемые и планируемые действия, а также строящиеся (ремонтируемые) дороги и другие сооружения обозначаются прерывистыми линиями (пунктирами). При нанесении на план (схему) нескольких положений группировок сил ликвидации ЧС, соответствующих разным моментам времени, условные знаки дополняются пунктирными, штриховыми и другими фигурными линиями или разноцветной подтушевкой. Время, к которому относится положение, указывается под наименованием формирования внутри основного знака или рядом с ним. Разграничительные линии наносят между группировками сил и средств, работающих на различных участках ведения АСДНР. Положение разграничительных линий определяется зданиями и сооружениями (местными предметами), заключенными в дугу (часть окружности). Дуга разграничительной линии наносится у здания или сооружения (местного предмета) таким образом, чтобы воображаемая линия включала или исключала данное здание, сооружение или местный предмет. Пункты управления обозначаются так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его нахождения на местности (при нанесении на план совмещенных пунктов управления фигуры их условных знаков должны располагаться сверху вниз по старшинству). С учетом специфики предприятия и местных условий к решению может прилагаться пояснительная записка, з которой отражаются пояснительные таблицы, необходимые расчеты и графики. Далее приводятся варианты пояснительных таблиц и графика выполнения работ. Решение подписывается председателем КЧС и начальником штаба (отдела, сектора) ГОЧС и утверждается руководителем предприятия.
Вариант оформления приложения 3
УТВЕРЖДАЮ Руководитель объекта И.И. Иванов «__»____20 __г.
РЕШЕНИЕ председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации
Характеристика зон возможного заражения АХОВ (вариант)
График выполнения работ при разборке
Приложение 4 «Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» Приложение 4 к плану действий разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС и ежегодно уточняется по состоянию на 1 января текущего года. Данное приложение включает в себя две таблицы. Первая таблица называется «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС», вторая – «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС». В первой таблице отражается: наименование аварийно-спасательных формирований, включенных в группировку сил РСЧС объекта экономики; назначение этих формирований, численный состав формирований; техническая оснащенность; место дислокации, способ их оповещения. В данной таблице отражаются как собственные формирования объекта экономики, так и дополнительно привлекаемые к проведению АСДНР силы и средства городской подсистемы РСЧС. Для определения количества аварийно-спасательных формирований на объекте экономики начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС производится расчет их потребности. Расчет потребных сил и средств для проведения АСДНР производится на основе прогнозирования возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций. Во второй таблице «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС» излагается полный состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба ГОЧС объекта. Данная таблица заполняется по форме: ФИО членов КЧС и работников штаба ГОЧС, их занимаемая должность, место нахождения на службе, номера служебных и домашних телефонов, а также указываются другие возможные виды связи. Приложение 4 к плану действий объекта подписывает начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС.
Вариант оформления приложения 4
Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС
Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС (вариант)
Председатель КЧС_______________________ Иванов И. И Начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС__________Сидоров Я. Н
Приложение 5 «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварии, катастроф и стихийных бедствий» В приложении 5 плана действий разработчиками должны быть показаны схемы: 1) управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами на объекте; 2) оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых кварталов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации; 3) организации связи при проведении АСДНР на объекте. В зависимости от типа объекта и его организационно-правовой формы содержание схем по объему и уровням подчиненности будут различными. Однако алгоритм их отработки будет примерно одинаков. На схеме управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами необходимо отразить взаимоотношения должностных лиц предприятия и его структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления АСДНР на объекте. Независимо от типа предприятия, его организационно-правовой формы и количества работающего на нем персонала, на схеме должны быть показаны: вышестоящие территориальные и ведомственные (функциональные) координирующие органы (КЧС города или городского района, министерства, ведомства), руководитель (директор) и КЧС объекта, дежурно-диспетчерская служба объекта, аварийно-спасательные формирования постоянной готовности и службы ГО объекта (в случае их отсутствия – структурные подразделения объекта). В зависимости от возможностей объекта в схему включаются имеющиеся на объекте формирования постоянной готовности (дежурные караулы военизированных пожарных частей, газоспасательные отделения, группы), дежурные расчеты коммунально-энергетических служб объекта и их формирования (разведывательные группы, звенья, санитарные дружины и посты, аварийно-технические команды и другие), формирования общего назначения (сводные спасательные команды и другие). На схеме оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых районов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации разработчики плана действий должны отразить организационно-техническое построение системы оповещения объекта, аппаратуру оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы. Для каждого объекта целесообразно отработать отдельно схему оповещения при возникновении ЧС как на территории самого объекта, так и вне его, последствия которой могут угрожать жизни и здоровью рабочих и служащих. На объектах экономики, использующих в производстве и хранящих АХОВ, устанавливаются локальные системы оповещения. По этим системам сигналы и речевая информация должны доводиться до рабочих и служащих в производственной зоне, а также до населения в жилом секторе (в радиусе до На объектах экономики с малой численностью работающих (50 человек и менее) в цехах и отделах схему оповещения целесообразно отрабатывать в виде таблицы по следующей форме.
При разработке схемы организации связи при проведении АСДНР на объекте разработчики плана действий должны помнить и учитывать следующие особенности организации связи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Председатель КЧС города (городского района) руководство ликвидацией ЧС осуществляет, как правило, с подвижного пункта управления через подвижные узлы связи. Для связи с местом проведения АСДНР на объекте используются средства связи формирований, объекта и служб ГО. Прямая связь с председателем КЧС города (городского района) обеспечивается по проводной сети, средствами радио и радиорелейной связи. Служба оповещения и связи объекта обеспечивает выход на производственную АТС. В случае разрушения ПАТС, для организации выхода пунктов управления на городскую телефонную сеть связи, служба связи ГО города (района) своими силами прокладывает кабель к ближайшему распределительному шкафу городской телефонной сети связи и связь организуется по параллельной системе с правом внеочередного ведения переговоров.
Порядок оформления графических и текстовых документов приложений к плану действий При оформлении приложений к плану действий необходимо пользоваться ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций».[1] Приложения к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта разрабатываются в виде графических и текстовых документов. Графические документы должны быть наглядными, легко читаться, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) их до исполнителей. Отображаемую на них обстановку необходимо наносить четко, без лишней раскраски и детализации, не забивая топографической основы планов. Для разработки графических приложений планы (схемы) объектов выбираются такого масштаба, чтобы обеспечить возможность нанесения необходимых данных в соответствии с прогнозируемой обстановкой и их можно было бы читать без пояснений. Если без пояснений обойтись нельзя, то на плане (схеме) могут помешаться справочные данные. Точность нанесения обстановки должна соответствовать действительному положению сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций на местности. При этом границы зоны чрезвычайной ситуации, пункты управления и другие важные сведения наносятся с точностью до 0,5 – I мм, точность нанесения других элементов не должна превышать 3- Для нанесения на план (схему) возможной обстановки или элементов решения используются специальные условные знаки. С их помощью не только отображается обстановка, но и передаются ее качественные и количественные характеристики, показывается положение сил и средств объекта, характер действий, цель действий и способы ее достижения. Если при этом возникает необходимость ввести не установленный условный знак, то он обязательно поясняется в отметке «Условные обозначения», размещаемой, как правило в правом нижнем углу этого документа. Толщина линий всех условных знаков не должна превышать При разработке и ведении графических документов плана действий используются следующие основные цвета. Красным цветом наносятся: - положение, задачи и действия аварийно-спасательных формирований общего назначения, разведки и служб – медицинской, противопожарной, охраны общественного порядка, материального обеспечения, а так же их пункты управления, разграничительные линии и пожарная обстановка; - положение, задачи и действия привлекаемых к проведению ЛСДНР соединений, воинских частей и подразделений войск ГО (кроме подразделений связи, инженерных, радиационной, химической и биологической защиты). Черным цветом наносятся: - положение и действия формирований служб – оповещения и связи, инженерной, аварийно-технической, автотранспортной, автодорожной, радиационной и химической защиты, технического обеспечения и их пункты управления; - положение, задачи и действия привлекаемых соединений, воинских частей и подразделений войск ГО (подразделений связи, инженерных, радиационной, химической и биологической защиты); - нумерация и наименование формирований, соединений, частей и подразделений; - пояснительные записи за привлекаемыми силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций. Синим цветом наносятся: - зоны полных, сильных, средних и слабых разрушений, образующиеся при чрезвычайных ситуациях со взрывами; - степени разрушения зданий и сооружений (полная, сильная, средняя и слабая) при техногенных авариях и стихийных бедствиях; - очаги аварий при выбросе или выливе АХОВ; - участки подтопления и зоны катастрофического затопления, зоны возможного распространения смерчей, водоисточники. Желтым цветом наносится: - внутренняя площадь условного знака зоны химического заражения, химически опасного объекта, объекта газопереработки и хранилища АХОВ. Коричневым цветом наносятся: - внутренняя площадь завалов разрушенных зданий и сооружений, заваленных проездов и проходов; - районы обсервации и карантинных мероприятий при возникновении очагов эпидемий; - зоны возможных разрушительных землетрясений; - дороги и колонные пути. Для выполнения надписей на графических документах (заголовков, грифов, подписей и др.) используется прямой шрифт. Размеры шрифтов, определяются в зависимости от геометрических размеров графических документов. На графических документах, как правило, применяется три размера шрифта: N 1 – для оформления заголовка. Размеры его строчных букв определяются как 1,5 – 2 % от размера документа по вертикали; N 2 – для оформления наименования должности, подзаголовков и слов «УТВЕРЖДАЮ» и «СОГЛАСОВАНО». Размеры букв должны соответствовать 1/2 от размеров строчных букв шрифта N 1; N 3 – для оформления остальных текстовых реквизитов, размеры строчных букв должны составлять 1/3 от размеров строчных букв шрифта N 1. Для выполнения надписей наименований формирований РСЧС на графических документах используют общепринятую аббревиатуру. К текстовым документам относятся графики, таблицы, схемы и другие документы, выполняемые на компьютере, множительной аппаратуре, типографским способом или от руки. Текстовые оперативные документы изготавливаются на одной стороне листа белой бумаги формата АЗ (297 × Текст документа следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – Оперативные документы пишутся в утвердительной форме, кратко, четко и однозначно, соблюдая все общепринятые правила. В них могут производиться ссылки на директивы или приказы. В этих случаях рекомендуется ставить дату, месяц и год издания директивы (приказа), а далее номер директивы (приказа). В текстовых оперативных документах цифровой материал оформляется, как правило, в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью, над другими частями пишут слово «Продолжение». Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик. Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. [1] Введен в действие с 1 июня 2017 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 N 728-ст. Текст стандарта можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф в разделе «Документы по ГО и ЧС». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (08.05.2018) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 20262 | |