Общие положения по созданию спасательных служб
Главная » Статьи » Организация ГО

Общие положения по созданию спасательных служб

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

 

Предлагаемый материал рекомендуется к использованию при разработке методических рекомендаций по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций.

 

В соответствии с главой 5 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Статья 15 «Силы гражданской обороны» Федерального закона «О гражданской обороне» дает определение, это - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны…, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне» однозначно закрепляет наличие в составе сил гражданской обороны спасательных служб. Статьей закона разъясняется, что аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные (подготовленные) в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются для решения задач гражданской обороны. Таким образом, в соответствии с главой 5 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне», одной из составляющих сил гражданской обороны на военное время являются спасательные службы.

Спасательные службы – это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурные подразделения, обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и в военное время.

Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств службы, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Общими задачами спасательных служб являются:

- планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;

- контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав спасательной службы НАСФ;

- подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

- управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории с органами военного командования;

- руководство рассредоточением сил и средств спасательной службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы;

- ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательных служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

- участие в поддержании в готовности пунктов управления;

- планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

 

Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания

Перечень спасательных служб (по предназначению) в зависимости от возможности их создания, оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами при планировании мероприятий гражданской обороны на военное время для конкретной территории и местных условий может быть следующим:

- автотранспортная спасательная служба (автодорожная);

- инженерная спасательная служба;

- коммунально-техническая спасательная служба;

- медицинская спасательная служба;

- противопожарная спасательная служба;

- спасательная служба водоснабжения;

- спасательная служба газоснабжения;

- спасательная служба защиты сельскохозяйственных животных и растений;

- спасательная служба защиты культурных ценностей;

- спасательная служба материально-технического снабжения;

- спасательная служба оповещения и связи;

- спасательная служба охраны общественного порядка;

- спасательная служба ритуальных услуг;

- спасательная служба санитарной обработки людей и обеззараживания одежды;

- спасательная служба светомаскировки и других видов маскировки;

- спасательная служба снабжения ГСМ;

- спасательная служба торговли и питания;

- спасательная служба убежищ и укрытий;

- спасательная служба энергетики (энергоснабжения);

- техническая спасательная служба.

Спасательные службы создаются – в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.

Спасательные службы организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций.

Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники спасательных служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.

Начальники спасательных служб, начальники штабов спасательных служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны.

Состав штабов спасательных служб и НАСФ (формирований служб гражданской обороны) определяется приказами начальников спасательных служб.

Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями, которые разрабатываются и утверждаются соответствующими начальниками спасательных служб, согласовываются с органом соответствующего уровня, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

В целях организации управления и координации действий сил и средств целесообразно спасательные службы создавать под руководством профильных министерств и ведомств субъектов РФ и муниципальных образований.

 

Задачи основных спасательных служб:

Спасательные службы оповещения и связи создаются на базе субъектовых, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов.

Основными задачами спасательных служб являются:

- обеспечение органов управления гражданской обороной связью в мирное и военное время;

- организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения;

- организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения;

- обеспечение связью НАСФ при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К НАСФ спасательной службы относятся команды, группы, звенья связи, предназначаемые для обеспечения руководителей гражданской обороны субъектов, муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), организаций радиосвязью с территориальными НАСФ, а также для обеспечения связью руководителей гражданской обороны.

 

Инженерные спасательные службы создаются на базе строительных, строительно-монтажных, других родственных акционерных обществ и организаций.

Спасательные службы предназначены для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений в мирное время, подготовки и организации действий инженерных формирований к проведению АСДНР, а также инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах ведения АСДНР.

К формированиям службы относятся команды, группы, звенья, предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, проведения АСДНР, строительства убежищ и укрытий, водоснабжения, восстановления и ремонта дорог, дорожных сооружений, взрывных работ.

 

Спасательная служба убежищ и укрытий создается на базе жилищных управлений (трестов), управляющих компаний по содержанию жилого фонда, других жилищно-эксплуатационных организаций, а также соответствующих подразделений этих организаций.

На спасательную службу возлагается:

учет фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности организации;

контроль за постоянной готовностью ЗС ГО к приему укрываемых;

контроль за правильным содержанием помещений, сохранностью защитных конструкций, устройств инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием их для нужд мирного времени;

участие в приеме защитных сооружений, строительство которых закончено, создании и подготовке НАСФ по обслуживанию убежищ и укрытий (групп, звеньев).

 

Медицинские спасательные службы создаются на базе органов и учреждений здравоохранения, предназначаются для осуществления медицинских мероприятий гражданской обороны, организуют и осуществляют лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, оказание медицинской помощи пораженным и больным в  целях их быстрейшего излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

На базе медицинских учреждений для выполнения мероприятий формируются медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты, эвакосанитарные подразделения и летучки.

Спасательные службы охраны общественного порядка создаются на базе органов внутренних дел для поддержания общественного порядка в городах, других населенных пунктах, очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, маршрутах их движения, на объектах работ в районах размещения, а также на пунктах сбора, маршрутах вывода рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения).

Для выполнения задач спасательными службами создаются команды, группы и звенья охраны общественного порядка.

 

Противопожарные спасательные службы создаются на базе органов федеральной противопожарной службы МЧС России, подразделений противопожарной службы субъектов РФ.

Основными задачами спасательной службы являются:

осуществление контроля за своевременным выполнением технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и организаций;

локализация и тушение пожаров при проведении АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при возникновении крупных аварий и катастроф.

В состав сил противопожарной спасательной службы включаются подразделения ППС субъектов РФ, муниципальной противопожарной охраны, противопожарные формирования организаций.

 

Автотранспортные (автодорожные) спасательные службы создаются на базе автотранспортных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Спасательная служба обеспечивает:

перевозку материалов для строительства защитных сооружений; рассредоточение и эвакуацию населения;

подвоз (вывоз) рабочих смен;

вывоз в загородную зону материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоз сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ.

Автотранспортные службы для выполнения задач в мирное время планируют создание автомобильных колонн для перевозки населения, грузов, нештатных АСФ к очагам поражения, подвоза работающих смен.

 

Коммунально-технические спасательные службы создаются на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства (управлений по газификации, тепло-водоснабжению, водоотведению, специальной обработке).

Спасательные службы организуют и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости работы городских, поселковых, объектовых сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на этих сетях, производят дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств.

В службе создаются аварийно-технические команды, группы, в том числе по электросетям, водопроводно-канализационным, тепловым сетям.

На службы так же могут возлагаться обязанности по срочному захоронению трупов в военное время, если не созданы спасательные службы ритуальных услуг.

 

Спасательные службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды создаются на базе организаций бытового обслуживания населения.

Основное их предназначение – организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты.

В спасательной службе для выполнения задач создаются пункты санитарной обработки, станции по специальной обработке одежды, транспорта.

 

Спасательные службы торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения) создаются на базе организаций торговли, независимо от их форм собственности.

Спасательные службы разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, организуют закладку запасов продовольствия в убежища и на пункты управления, обеспечивают питанием личный состав НАСФ, работающий в очагах поражения, а также пострадавших. Обеспечивают бельем, одеждой и обувью пострадавшее население и НАСФ.

В службе, в необходимом количестве, создаются подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.

 

Спасательные службы снабжения горючим (горючими и смазочными материалами) создаются на базе органов по обеспечению нефтепродуктами, организаций по снабжению ГСМ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Спасательные службы организуют обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемой к проведению мероприятий гражданской обороны, с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций (АЗС и ПАЗС).

 

Спасательные службы защиты сельскохозяйственных животных и растений создаются на базе органов и организаций занимающихся сельскохозяйственным производством.

Спасательные службы призваны обеспечить устойчивую работу сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов. Спасательные службы осуществляют ветеринарную и фитопатологическую разведку, ветеринарную обработку, лечение животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.

 

Спасательные службы материально-технического снабжения создаются на базе управлений снабжения и сбыта, других снабженческих организаций, владеющих материально-техническими средствами.

Спасательные службы организуют обеспечение материально-техническими и строительными материалами, необходимыми для выполнения мероприятий по защите населения и организаций, дегазирующими веществами, а также рабочим инвентарем и спецодеждой для НАСФ.

 

Технические спасательные службы создаются на базе организаций, осуществляющих техническое обслуживание и снабжение запасными частями, ремонтных организаций с целью поддержания техники, привлекаемой для нужд гражданской обороны в исправном состоянии.

Спасательные службы организуют ремонт техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий гражданской обороны, эвакуируют поврежденную и неисправную технику с маршрутов и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и на ремонтные предприятия, обеспечивают снабжение формирований спасательных служб запасными частями и ремонтными материалами.

Спасательные службы для выполнения задач формируют эвакуационные группы по ремонту автомобильной и ремонтной техники.

 

Спасательные службы энергетики (энергоснабжения) создаются на базе организаций энергетики и электрификации, генерирующих и энергосервисных компаний.

Спасательные службы обеспечивают устойчивую работу энергосетей, ликвидацию аварий на энергетических сооружениях и сетях, автономных источников энергии и обеспечение ею действий НАСФ при проведении АСДНР в очагах поражения, участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, городов и других населенных пунктов.

 

Спасательные службы ритуальных услуг организуется по территориальному принципу органами местного самоуправления на базе специализированных ритуальных организаций.

В муниципальном образовании спасательная служба по захоронению трупов создается по решению органов местного самоуправления, а формирования, в организациях – по решению руководителей этих организаций.

Создание и руководство спасательной службой по захоронению трупов возлагается на органы местного самоуправления и руководителей организаций.

Спасательная служба планирует и обеспечивает в военное время подготовку мест захоронений, транспортировку и доставку погибших (умерших) к местам погребений, проведение массовых захоронений в братских могилах, регистрацию и учет массовых погребений.

Спасательная служба создает и планирует подготовку похоронных команд (групп), звеньев доставки трупов, групп опознания и регистрации.

 

Спасательные службы защиты культурных ценностей создаются на базе объектов культуры (музеи, библиотеки, театры).

Спасательная служба обеспечивает заблаговременную, тщательную подготовку культурных ценностей в загородную зону на охрану, организует накопление запасов тары, упаковочного материала, обеспечивает подготовку баз хранения в безопасных районах загородной зоны, осуществляет меры по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры.

Для выполнения задач создаются специализированные аварийно-спасательные формирования по группам квалификации культурных ценностей.

Планируются погрузочные команды, транспортные колонны (группы) и группы охраны (сопровождения).

 

В зависимости от местных условий, наличия базы и материально-технических возможностей по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями могут создаваться другие спасательные службы, как правило, в субъектах РФ создается 14-16 спасательных служб, в муниципальных образованиях 8-12 спасательных служб.

Ответственность за обеспечение готовности спасательных служб несут руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы.

Общее руководство спасательными службами осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны, а непосредственное руководство – начальники этих спасательных служб.

Формирования, создаваемые в спасательных службах, подразделяются на территориальные и объектовые.

К территориальным формированиям спасательных служб относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований и спасательных служб, создаваемые в зависимости от местных условий.

Базой для создания территориальных формирований спасательных служб являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

Объектовые формирования спасательных служб создаются в организациях, на базе которых создана спасательная служба.

Основными формированиями спасательных служб, создаваемыми организациями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (санитарные дружины, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (08.09.2016)
Просмотров: 18874 | Теги: Защита от ЧС, Организация ГО