Защита от ЧС населения и территорий
Главная » Статьи » Организация ГО

Защита от ЧС населения и территорий

Организация защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера определяется Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Вторым важнейшим документом является Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 (ред. от 20.09.2017) "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".

 

Режимы по ЧС

Перечень мероприятий, проводимых силами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), зависит от действующего режима по ЧС а) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 30.11.2016) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС" основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

 

В режиме повседневной деятельности:

  • изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • подготовка населения в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
  • проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  • ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

 

В режиме повышенной готовности:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

 

В режиме ЧС:

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
  • организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, – режим ЧС.

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

 

Уровни реагирования на ЧС

При введении режима ЧС в зависимости от последствий ЧС, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС сил и средств единой системы, классификации ЧС и характера развития ЧС, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования):

  • объектовый уровень реагирования;
  • местный уровень реагирования;
  • региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;
  • федеральный уровень реагирования;
  • особый уровень реагирования.

При введении режима повышенной готовности или ЧС, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой системы орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", может определять руководителя ликвидации ЧС и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС в соответствии с пунктом 10 указанной статьи.

Руководитель ликвидации ЧС готовит для органа государственной власти или должностного лица, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", предложения о принятии дополнительных мер, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Порядок реализации и отмены указанных дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС определяется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При отмене режима повышенной готовности или ЧС, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, органом государственной власти или должностным лицом, определенными пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", отменяются установленные уровни реагирования.

К силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС относятся:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:

  • наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • санитарно-карантинный контроль;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
  • государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха;
  • государственный мониторинг водных объектов;
  • государственный мониторинг радиационной обстановки;
  • государственный лесопатологический мониторинг;
  • государственный мониторинг состояния недр;
  • сейсмический мониторинг;
  • мониторинг вулканической активности;
  • мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;
  • федеральный государственный экологический надзор;
  • карантинный фитосанитарный мониторинг;
  • контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;
  • контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;
  • контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства;
  • контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
  • мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

б) силы и средства ликвидации ЧС в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, включая:

  • тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;
  • организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
  • предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;
  • организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
  • ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;
  • обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;
  • авиационно-космический поиск и спасание;
  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
  • обеспечение транспортной безопасности;
  • организацию и проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
  • осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море;
  • обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;
  • обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях;
  • осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
  • осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сетей электросвязи;
  • защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных;
  • предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения;
  • обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС;
  • осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий.
Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (17.02.2018)
Просмотров: 4900 | Теги: Защита от ЧС, Организация ГО