Главная » Статьи » Организация ГО |
Деятельность в области гражданской обороны разделяется на два основных периода – подготовка к ведению гражданской обороны в мирное время и ведение гражданской обороны в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В мирное время проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих подготовку к ведению гражданской обороны (планирование мероприятий, обучение в области гражданской обороны и др.). Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в непосредственном выполнении задач по защите населения от опасностей. Это разделение не носит строгого характера. В мирное время органы управления, спасательные службы и силы гражданской обороны привлекаются к выполнению задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях крупномасштабных террористических актов. В свою очередь в военное время может продолжаться подготовка к ведению гражданской обороны. Особым состоянием гражданской обороны является перевод ее с мирного на военное время – приведение в готовность гражданской обороны, которое заключается в выполнении первоочередных мероприятий первой, второй и третьей очередей.
Организация и планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороныВ соответствии со статьей 4 Федерального закона "О гражданской обороне" подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Комплекс планируемых и осуществляемых заблаговременно мероприятий по гражданской обороне должен охватывать правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны. Органическая связь задач и мероприятий гражданской обороны с другими оборонными мероприятиями и со всей народнохозяйственной деятельностью предопределяет необходимость и обязательность участия в их планировании и осуществлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов хозяйственного управления и военного командования. Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени являются: - зонирование территорий по степени возможных опасностей, отнесение территорий и объектов к группам и категориям по гражданской обороне; - планирование мероприятий гражданской обороны; - развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи; - создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника; - накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых; - создание необходимого запаса средств индивидуальной защиты, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; - развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения; - организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны; - развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств технологии и тактики проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Зонирование территорий по степени возможных опасностей и отнесение территорий (городов, населенных пунктов) к группам по гражданской обороне осуществляется с целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время. К основным зонам по гражданской обороне относятся: - зона световой маскировки – территории субъектов РФ, расположенные вдоль внешней границы Российской Федерации (согласно СНиП Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны); - зона возможных разрушений – территория, на которой в результате воздействия средств поражения возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 кПа (0,1 кгс/см.кв.) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций. Границы зон возможных разрушений устанавливаются в границах проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на расстоянии - зона возможных сплошных пожаров – территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Размеры зоны сплошных пожаров определяются наличием зданий, сооружений преимущественно IV и V степени огнестойкости; - загородная зона – территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического заражения, вероятного катастрофического затопления и пригодная для размещения эвакуируемого населения. Границы зоны определяются исходя из реальных условий при планировании эвакомероприятий; - зона возможного радиоактивного загрязнения – территория или акватория, на которой возможно загрязнение поверхности земли, зданий, сооружений, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов в количествах, вызывающих превышение установленных пределов допустимых доз облучения; - зона опасного радиоактивного загрязнения – часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного верхнего критического значения доз облучения населения; - зона возможного опасного химического заражения – территория, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях и количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени; - зона вероятного катастрофического затопления – территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 N 1149 (ред. от 12.08.2017) "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если: - численность населения превышает 1000 тыс. человек; - численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; - более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если: - численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек; - численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне; - более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований. Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены Постановлением Правительство РФ от 16.08.2016 N 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности; первая категория; вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели). Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями. Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне. Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны. Оперативное планирование является важнейшей составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организационного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения. Для планирования мероприятий гражданской обороны в органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях разрабатываются Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны). План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплект документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение по реализации мероприятий, действий органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.
Подготовка мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностейРабота в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает: - сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений; - дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет; - освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений; - строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; - проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа. При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия. Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 1.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НАКОПЛЕНИЕ ФОНДА ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ │ └──┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Строительство убежищ для НРС предприятий, продолжающих работу в │ ├────>│военное время │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────>│Строительство быстровозводимых защитных сооружений в особый │ │ │период │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────>│Дооборудование подвалов и других заглубленных сооружений │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────>│Приспособление подземного пространства городов │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ └────>│Приспособление горных выработок и естественных полостей │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1 – Основные направления накопления фонда защитных сооружений
Создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны". Порядок использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Согласно постановлению Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и приказу МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" основные помещения ЗС ГО разрешается использовать в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения под: - санитарно-бытовые помещения; - помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий; - производственные помещения, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения; - технологические, транспортные и пешеходные тоннели; - помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад; - гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей; - складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения; - помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.); - спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий); - помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.); - вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений. При использовании ЗС ГО под складские помещения, стоянки автомобилей, мастерские допускается загрузка помещений из расчета обеспечения приема 50%, укрываемых от расчетной вместимости сооружения (без освобождения от хранимого имущества). Освобождение помещений от имущества осуществляется при переводе ЗС ГО на режим убежища в срок не более 6 часов. Размещение и складирование имущества осуществляется с учетом обеспечения постоянного свободного доступа в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию ЗС ГО для его осмотра, обслуживания и ремонта. Вспомогательные помещения ЗС ГО использовать в мирное время запрещается, за исключением помещений санузлов. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование консервируется без его демонтажа. Накопление запасов средств в целях гражданской обороны. Порядок накопления запасов защитных средств определен "Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379. Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований и спасательных служб для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации: - определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; - создают и содержат запасы; - осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакомероприятий, создание и подготовку необходимых эвакоорганов; подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения; подготовку районов для размещения эвакуируемого населения и материальных ценностей. Организация эвакуации возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрацию организаций. Для размещения рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, выбираются, согласовываются и утверждаются ближайшие к ним районы расселения, расположенные вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. Эвакуируемое население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, а также помещениях дачных и садовых товариществ на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления. Для сбора, регистрации эвакуируемого населения и отправки его на пункты посадки создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Они, как правило, располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Планирование эвакомероприятий, в том числе эвакотранспортного обеспечения, осуществляют эвакуационные и эвакоприемные комиссии на основе решения руководителя гражданской обороны соответствующего уровня под руководством и при участии органов, осуществляющих управление. Планы эвакуации являются составной частью планов гражданской обороны и защиты населения. Планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного управления (штабами военных округов, начальниками гарнизонов и военными комиссариатами). Для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления заблаговременно в мирное время определяются безопасные районы. Безопасные районы представляют собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей. Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления территорий, куда планируется эвакуация населения, по решению глав субъектов РФ разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Каждой организации, расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, в безопасных районах определяется район размещения (расселения) эвакуируемых. Выбор районов расселения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями организаций с учетом возможности создания условий жизнеобеспечения населения, его трудовой деятельности, а также наличия базы для размещения организаций, переносящих свою деятельность в безопасные районы. Районы расселения утверждаются постановлениями органов местного самоуправления по представлениям эвакуационных комиссий, согласованным с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и эвакокомиссией субъекта РФ.
Подготовка мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное времяОбъектами, необходимыми для устойчивого функционирования экономики в военное время, являются: - важнейшие объекты государственного управления; - склады мобрезерва; - оборонные предприятия; - объекты транспорта; - предприятия по производству электрической и тепловой энергии; - предприятия по добыче и транспортировке угля, нефти и газа, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и медицинской промышленности; - предприятия по производству основных видов стройматериалов, крупные строительные и строительно-монтажные предприятия. К основным объектам, необходимым для выживания населения в военное время, относятся: - предприятия агропромышленного комплекса, объекты пищевой и мясомолочной промышленности; хлебозаводы, холодильники и т.п.; - предприятия бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания; - предприятия водо-, электро- и теплоснабжения; - учреждения здравоохранения; - организации материально-технического и продовольственного снабжения; - предприятия городского и междугороднего транспорта; - городские и районные ремонтно-восстановительные службы. Конкретный перечень основных объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, утверждается при разработке планов гражданской обороны и защиты населения организаций, муниципальных образований и субъектов РФ соответствующими руководителями. Основными направлениями по сохранению указанных выше объектов являются: - осуществление градостроительной деятельности, разрешение и застройка объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями строительных норм и правил и других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный и организованный перевод объектов на работу в условиях военного времени и их бесперебойное функционирование; - разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов; - разработка и подготовка мероприятий, направленных на эффективное проведение аварийных и восстановительных работ при поражении объекта современными средствами нападения; - осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время; - осуществление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.
Создание группировки сил гражданской обороныГруппировки сил создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время или с началом войны. Создание группировок сил предусматривается планами гражданской обороны и защиты населения. Состав группировок сил уточняется при угрозе нападения противника и после нанесения им ударов с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема АСДНР в очагах поражения. Группировка сил гражданской обороны должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать: - возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач по предназначению; - своевременное выдвижение сил к очагу поражения и выполнение АСДНР в кратчайшие сроки; - сосредоточение основных усилий на наиболее важных участках (объектах) работ в целях спасения наибольшего количества людей, быстрого оказания помощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения; - развертывание, непрерывное проведение и завершение всего комплекса АСДНР в сжатые сроки; - возможность осуществления маневра силами; - наращивание усилий и своевременную требуемую замену аварийно-спасательных и других сил и средств на участках (объектах) работ; - радиационную, химическую и биологическую защиту сил; - устойчивое управление силами и поддержание непрерывного взаимодействия между ними. Состав группировки сил гражданской обороны субъектов РФ, городов, районов определяется исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении соответствующих руководителей и расчетов потребности в силах гражданской обороны с учетом предстоящего перечня и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также решаемых других задач в условиях ведения войны с использованием обычного (в том числе высокоточного) оружия и возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия. Группировка сил гражданской обороны, как правило, состоит из первого, второго эшелонов и резерва. По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил может состоять из одного эшелона. Первый эшелон группировки сил предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах, продолжающих производственную деятельность в городе, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди. В состав первого эшелона обычно включаются спасательные воинские формирования МЧС России, аварийно-спасательные силы категорированных городов и объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться также силы гражданской обороны районов, расположенных вблизи категорированных городов. Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для требующейся замены частей (подразделений) и сил гражданской обороны первого эшелона. В его состав могут быть включены воинские спасательные формирования постоянной готовности, силы гражданской обороны, не вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы гражданской обороны районов (сельских), расположенных вблизи категорированных городов, с последующим привлечением сил гражданской обороны отдаленных районов (сельских). Силы гражданской обороны, входящие в состав того или иного эшелона, с учетом сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются, как правило, по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс АСДНР. Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены сил гражданской обороны первого и второго эшелонов. В состав резерва включаются формирования гражданской обороны, не вошедшие в состав эшелонов, силы гражданской обороны отдаленных районов (сельских), а также силы и средства, выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач. Часть спасательных воинских формирований и нештатных аварийно-спасательных формирований и служб может содержаться в повышенной готовности со сроками приведения в готовность не более 6 – 8 часов. Определяется это решением и оформляется приказом соответствующего руководителя. Формирования повышенной готовности используются в основном для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других возложенных на них задач. Все остальные формирования находятся в повседневной готовности со сроками готовности до 24 часов. Вид и количество формирований гражданской обороны, а также их численность определяются с учетом: - особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время; - наличия людских ресурсов, специальной техники, имущества, запасов материально-технических средств; - объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны. Готовность создаваемых группировок сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению достигается: обеспечением укомплектованности личным составом и технической оснащенностью (по основным видам техники, оборудования и приборов) сил группировок, своевременным уточнением их состава в связи с происходящими изменениями; правильной организацией и проведением специальной подготовки сил к предстоящим действиям в соответствии с их предназначением и особенностями прикрываемых территорий и важнейших объектов; выполнением планов и организационно-методических указаний (на очередной год) по проведению учений и тренировок; обеспечением непрерывного и твердого руководства силами группировок; организацией системы связи с необходимым дублированием каналов связи; поддержанием взаимодействия с органами управления сил, подчиненных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и с военным командованием, выделяющим силы и средства для выполнения задач в области гражданской обороны. Ответственность за создание, подготовку и поддержание в готовности АСФ несут руководители организаций, на базе которых они созданы. Готовность формирований гражданской обороны проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны. Проверка готовности формирований гражданской обороны осуществляется: - представителями МЧС России (по предписанию Министра или его заместителей) по согласованию с соответствующими руководителями – в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях; - руководителями субъектов РФ и муниципальных образований (лично или по их поручению) во всех организациях, находящихся в сфере их влияния.
Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (26.04.2018) | |
Просмотров: 5818 | |