Главная » Статьи » Организация ГО |
Планирование является одной из основных функций управления гражданской обороной в организации (в учреждении, на предприятии). Планирование осуществляется по основным направлениям деятельности в области гражданской обороны. Напомним, что в соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" основными задачами организации в области гражданской обороны являются: 1) подготовка населения (работников) в области гражданской обороны; 2) оповещение населения (работников) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 3) эвакуация населения (работников и членов их семей), материальных и культурных ценностей организации в безопасные районы; 4) предоставление населению (работникам) средств индивидуальной и коллективной защиты; 5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; 6) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения (работникам) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (при наличии такого задания); 7) борьба с пожарами; 8) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (при наличии такого задания); 9) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий (при наличии такого задания); 10) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (при наличии такого задания); 11) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время (при наличии такого задания); 12) срочное захоронение трупов в военное время (при наличии такого задания); 13) обеспечение устойчивого функционирования организации при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 14) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны организации. Конкретные задачи организации в области гражданской обороны определяются вышестоящим органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и территориальными органами МЧС России в зависимости от категории организации по гражданской обороне, численности работников, вида производственной деятельности, возможностей выполнения определенных задач в области гражданской обороны, наличия НФГО, НАСФ и т.д. Планирование мероприятий гражданской обороны осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы организации в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. В организациях в зависимости от категории по гражданской обороны, размера и вида деятельности разрабатываются и ежегодно уточняются: - план гражданской обороны; - план основных мероприятий по гражданской обороне; - план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации; - план эвакуации организации.
План гражданской обороны План гражданской обороны организации определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению системы гражданской обороны организации в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны определяется МЧС России. В Плане гражданской обороны должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника организации на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач гражданской обороны как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны. План гражданской обороны организации должен содержать три раздела с приложениями. I раздел "Краткую оценку возможной обстановки на объектах организации после нападения противника". II раздел "Выполнение мероприятий гражданской обороны в организации". III раздел "Выполнение мероприятий гражданской обороны на объектах организации при внезапном нападении противника". К плану гражданской обороны целесообразно разработать следующие приложения: 1) основные показатели состояния гражданской обороны по состоянию на 1 января текущего года; 2) возможная обстановка на территории организации при возникновении чрезвычайной ситуации; 3) календарный план выполнения основных мероприятий гражданской обороны при переводе организации с мирного на военное время; 4) расчет укрытия должностных лиц организации и членов их семей в защитных сооружениях и в загородной зоне; 5) расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет на проведение мероприятий эвакуации; 6) план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в военное время; 7) состав сил и средств гражданской обороны организации; 8) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты должностным лицам организации; 9) схема управления, связи и оповещения.
План основных мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС План основных мероприятий по гражданской обороне на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления и территориальным органом МЧС России. Организация, находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывает план гражданской обороны с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Работу по разработке плана основных мероприятий на год можно условно разделить на 3 основных этапа: 1 этап – организационно-подготовительный; 2 этап – практическая разработка плана; 3 этап – согласование и утверждение плана. На первом этапе работы осуществляется определение состава исполнителей, подготовка исполнителей к работе, изучение руководящих документов, сбор и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определение общего объема работ, распределение обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени. На втором этапе проводится обобщение исходных данных, их согласование и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения по отдельным вопросам, организуется взаимодействие с организациями, расположенными в пунктах нахождения организации, осуществляется разработка проекта плана. На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с территориальными органами МЧС России и утверждается руководителем организации. Исходными данными для разработки Плана основных мероприятий организации на год являются: - приказ (распоряжение) руководителя организации по подготовке должностных лиц и работников организаций в области ГОЧС; - предложения по включению мероприятий в проект плана от должностных лиц организации; - организационно-методические указания управления ГОЧС пункта нахождения организации по вопросам планирования мероприятий. План основных мероприятий организации состоит из шести основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы. Разделы плана основных мероприятий. I. Участие организации в мероприятиях, проводимых МЧС России, управлением МЧС по региону, муниципальному образованию. Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС: - учения, тренировки; - обучение, повышение квалификации должностных лиц и работников организаций по вопросам ГОЧС. Мероприятия по проверке готовности органов управления сил и средств ГОЧС организации по предназначению (ежемесячные плановые занятия в системе ГОЧС, проверки, конференции, сборы, соревнования). II. Разработка и актуализация локальной нормативно-правовой базы по вопросам. В данном разделе планируются следующие мероприятия: - разработка положения по гражданской обороне в организации; - разработка проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по вопросам ГОЧС на год; - разработка документов статистической отчетности деятельности организации. III. Основные мероприятия организации по ГОЧС: - проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами организации по вопросам ГОЧС; - проведение заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации; - согласование и уточнение районов предполагаемой эвакуации и размещения должностных лиц организации; - организация контроля за целевым расходованием денежных средств на ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности; - проверка состояния пожарной безопасности; - составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности; - приобретение и закупка для должностных лиц и работников организации индивидуальных средств защиты. IV. Учебно-тренировочные мероприятия: - контроль подготовки должностных лиц и работников организации в области ГОЧС; - проверка громкоговорящей связи на объектах организации; - проведение тренировок по сбору, обработке и проверке систем оповещения объектов организации; - проведение контрольных занятий по проверке готовности дежурного персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях. V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС организации: - оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны; - оборудование объектов организации информационными стендами "Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях"; - подписка на литературу по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности. VI. Контроль за выполнением мероприятий ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в организации: - осуществление контроля за своевременной корректировкой планов и приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности; - контроль за организацией обучения в подразделениях организации по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание помощи в проведении занятий; - контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по плану управлений МЧС; - организация подготовки организации к комплексным проверкам.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны, чем их ликвидация. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в организациях основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения. Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: - мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов; - прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска; - предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала; - разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на объектах организаций и территориях; - подготовка объектов организаций и систем жизнеобеспечения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; - разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий; - проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности; - информирование должностных лиц о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания. Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых штабами ГОЧС организаций. В основе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ лежит заранее разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот план разрабатывается в организации на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций, для соответствующей территории нахождения организации, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации должен содержать два раздела с приложениями. I раздел "Краткая характеристика объектов организации и оценка возможной обстановки на его территории". II раздел "Мероприятия, проводимые организацией при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий". К плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации целесообразно разработать следующие приложения: 1) схема возможной обстановки при возникновении ЧС (на графическом плане организации); 2) календарный план основных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС; 3) решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) организации по ликвидации ЧС (на графическом плане организации); 4) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; 5) организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные, характеризующие организацию по аварийным и защитным свойствам. На схеме наносятся места размещения сил и средств НАСФ, а также сил, выделяемых по плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для ликвидации ЧС, защитные сооружения, органы управления, пункты размещения запасов материально-технических средств. Наносятся возможные масштабы и характер разрушений, пожаров, затоплений, заражения (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в результате аварий на предприятиях и объектах на прилегающей территории, численность работающих должностных лиц и тех, кто может находиться в зоне чрезвычайной ситуации.
План эвакуации организации План эвакуации организации, как правило, составляется без деления на разделы и содержит приложения. План эвакуации включает: - порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации; - численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; - районы размещения эвакуируемых; - сроки выполнения эвакуационных мероприятий; - порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС; - организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации; - организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты; - организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации; - порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и первоочередного жизнеобеспечения; - санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия; - порядок управления эвакомероприятиями; - организация информационного обеспечения и порядок инструктирования работников и членов их семей в ходе эвакуации. К плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения: - расчет работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; - места размещения сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и безопасного района; - расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям организации; - размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых; - состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность; - схема оповещения о начале эвакуации; - организация связи; - карта размещения эвакуируемых в безопасном районе; - порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования; - численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; - СЭП, за которым закреплен или который развертывает организацию, время развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а также членов их семей; - порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и разгрузке в пунктах эвакуации; - порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их; - маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки; - пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне; - начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону; - порядок размещения в загородной зоне работников и членов их семей; - организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне; - организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне; - организация управления и связи в ходе эвакуации в загородной зоне. С учетом особенностей расположения организации в плане эвакуации могут отражаться и другие вопросы.
----------------------------------------- Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Код публикации: 18.06. Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018) | |
Просмотров: 13152 | |