Особенности ликвидации некоторых чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Особенности ликвидации некоторых чрезвычайных ситуаций

Ликвидация последствий землетрясений

Из чрезвычайных ситуаций природного характера наибольшую опасность в силу своей непредсказуемости и огромной разрушительной силы представляют землетрясения. Основными требованиями к организации работ при ликвидации последствий землетрясений являются:

- сосредоточение основных усилий на спасении людей, организация и проведение спасательных работ в кратчайшие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших и защиту населения в опасной зоне;

- оперативность реагирования на изменения в обстановке.

Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений включают:

- поиск пострадавших;

- деблокирование пострадавших из завалов строительных конструкций разрушенных зданий и сооружений;

- оказание пострадавшим первой медицинской помощи и первой доврачебной помощи;

- эвакуацию пострадавших из опасных зон на пункты сбора пострадавших или в медицинские пункты;

- эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы.

Неотложные работы при ликвидации последствий землетрясения состоят:

- в оборудовании и расчистке путей движения в зоне разрушений;

- в обрушении (укреплении) конструкций, угрожающих обрушением;

- в локализации и тушении пожаров, локализации источников заражения аварийно-химически опасными веществами и радиоактивного загрязнения; в локализации повреждений на коммунально-энергетических сетях и гидротехнических сооружениях, которые могут стать вторичными источниками поражения;

- в проведении первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения и противоэпидемических мероприятий.

Аварийно-спасательные работы при землетрясениях должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При подобных чрезвычайных ситуациях особо важно, чтобы мероприятия первой медицинской помощи могли выполнять спасатели, санинструкторы и врачи спасательных подразделений непосредственно на месте получения пострадавшими травм. Самое серьезное внимание органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны уделять организации охраны общественного порядка и пресечению проявления мародерства в зоне землетрясения.

 

Ликвидация последствий наводнений

Основным способом защиты людей от поражающих факторов наводнения является эвакуация населения из затапливаемых районов и размещение их в незатапливаемой зоне.

Специфическими при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений неотложными работами являются:

- укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

- сооружение водоотводных каналов;

- ликвидация заторов и зажоров на реках;

- оборудование причалов для спасательных средств;

- защита и восстановление дорожных сооружений;

- восстановление энергоснабжения;

- недопущение распространения инфекционных болезней, проведение противоэпидемических мероприятий.

Тщательный контроль при проведении работ должен устанавливаться за соблюдением мер безопасности прежде всего самими спасателями и за наличием в постоянной готовности резервных поисково-спасательных групп.

 

Тушение лесных и торфяных пожаров

В соответствии с Лесным кодексом РФ органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, включающие в себя противопожарное обустройство лесов, а также разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органы управления территориальных подсистем РСЧС и их звеньев ежегодно перед наступлением пожароопасного сезона должна организовывать проверку готовности органов лесного хозяйства и их служб, принимать участие в разработке и организации выполнения планов тушения лесных пожаров.

В случае возникновения или угрозе возникновения ЧС вследствие лесных и торфяных пожаров на органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ возлагаются следующие задачи:

- организация работы по привлечению добровольных пожарных и волонтеров для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах;

- обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством РФ;

- ограничение в пределах своих полномочий пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории субъекта РФ.

 

Ликвидация последствий радиационных аварий

Радиационные аварии и катастрофы по тяжести поражения, масштабам и долговременности действия поражающих факторов представляют наибольшую опасность среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного и ядерного характера сохраняется в большинстве субъектов РФ, на территориях которых имеются различные ядерно и радиационно опасные объекты, в том числе атомные электростанции, промышленные и исследовательские ядерные установки, стоящие у причалов выведенные из эксплуатации атомные подводные лодки и гражданские суда с ядерными реакторами и отработавшим ядерным топливом. Опасность также представляет транспортировка ядерных материалов и радиоактивных веществ по территории страны.

В развитии радиационных аварий различают четыре возможные фазы, каждой из которых соответствуют свои способы и методы противодействия возникшей опасности:

1) начальная фаза аварии (обычно быстротечная);

2) ранняя фаза аварии или фаза "острого" облучения (при разовом выбросе радиоактивности принимается равной одним суткам);

3) промежуточная фаза аварии (при разовом выбросе радиоактивности принимается равной 7-10 суткам);

4) поздняя фаза или фаза восстановления (продолжается от нескольких недель до нескольких лет).

Каждая фаза аварии имеет свои особенности, и ликвидация последствий аварии строится с учетом этих особенностей.

Основные задачи по ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной радиационной аварией, на всех стадиях ее развития решаются при участии специалистов Роспотребнадзора, ФМБА России на подконтрольных им объектах и территориях, Росатома и Ростехнадзора, а также подразделений радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России и соблюдении особых мер безопасности.

Трудоемкой, но эффективной мерой радиационной защиты является дезактивация, методы которой достаточно разнообразны и зависят от объектов дезактивации (открытые территории, дороги и площадки с твердым покрытием, участки лесокустарниковой растительности, здания и сооружения и т.п.). Вне зависимости от того, что ликвидация последствий радиационных аварий проводится специалистами ядерного профиля, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям должны знать потенциально радиационно опасные объекты на территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах и с учетом содержания планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривать мероприятия по защите населения.

При возникновении радиационной аварии принимаются меры по эвакуации населения из опасной зоны и привлекаются необходимые силы и средства РСЧС для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий.

 

Ликвидация последствий химических аварий

В настоящее время на территории РФ функционирует более 3,5 тысячи химически опасных объектов. Территории свыше 140 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом относятся к зонам повышенной химической опасности.

Масштабы и возможные последствия химических аварий могут потребовать участия в их ликвидации не только персонала и спасательных подразделений аварийного объекта, но и значительных сил территориальной подсистемы РСЧС, а также подразделений радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России и спасательных центров МЧС России. Их основные усилия направляются на оказание немедленной медицинской помощи пораженным, эвакуацию их на незараженную местность и обеззараживание проливов химических веществ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, территориальные органы МЧС России, руководители организаций должны при необходимости организовать выдачу персоналу объектов экономики и населению средств индивидуальной защиты и принимать меры по подготовке защитных сооружений ГО к приему находящихся в зоне химического заражения людей.

Очаги химического заражения считаются ликвидированными, когда пребывание в них людей без средств защиты становится безопасным.

Очень важно обеспечить условия, чтобы после завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ, особенно при ликвидации чрезвычайных ситуаций химического характера ограниченного масштаба, среди контингента, задействованного в работах, не возникало настроения благодушия и попыток уклонения от проведения мероприятий по специальной обработке техники и личного состава формирований. Поэтому обязанностью органов управления всех уровней является непрерывный контроль соблюдения спасателями, персоналом объектов экономики и населением мер безопасности.

 

Участие органов управления и сил РСЧС в ликвидации последствий террористических актов

Террористические акции могут проявляться в осуществлении террористами взрывов и опасных нарушений технологических процессов на радиационно и химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в жилых и общественных зданиях и т.п., что может привести к разрушениям, массовым пожарам, радиоактивному загрязнению, химическому заражению, затоплению местности, возникновению эпидемий и эпифитотий. Для органов управления и сил РСЧС в наибольшей степени свойственны задачи, решаемые на стадии ликвидации последствий террористических актов.

В соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" непосредственное управление контртеррористической операцией (осуществление специальных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также минимизацию последствий террористической акции) осуществляется оперативным штабом, возглавляемым представителем ФСБ России или МВД России (их территориального органа). Руководитель данного оперативного штаба определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения этой операции сил и средств и по другим вопросам.

В области противодействия терроризму органы управления РСЧС и территориальные органы МЧС России взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, участвуют в уточнении перечня объектов и систем жизнеобеспечения, на которых вероятно проведение террористических актов, в прогнозировании возможных масштабов чрезвычайных ситуаций на них в случае совершения террористических актов, выработке мер по противодействию этим актам, в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют меры по ликвидации последствий террористических актов.

 

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне

 

Характеристики возможных источников чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ

Особенностями Арктической зоны РФ, оказывающими влияние на формирование требований к обеспечению комплексной безопасности населения и территорий, являются:

а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;

в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.

К природным источникам чрезвычайных ситуаций в Арктике относятся:

- деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; снежные лавины; наводнения, ледяные заторы, подвижка льдов;

- ландшафтные пожары;

- снежные бури, штормы;

- сильные ветры (ураганы) и гололедица.

В восточной части Арктической зоны России весьма серьезную потенциальную опасность для населения и экономики представляют землетрясения.

К потенциальным техногенным источникам чрезвычайных ситуаций в Арктике относятся:

- АЭС и реакторы судов атомного флота;

- разрывы на нефтегазопроводах;

- разливы и возгорание нефтепродуктов и газа;

- аварии на предприятиях добычи и переработки углеводородов, металлургической промышленности, энергетики, ЖКХ;

- кораблекрушения, аварии на железнодорожном, автомобильном, воздушном транспорте.

Кроме того, потенциальные опасности радиационного загрязнения в Арктической зоне могут возникнуть в связи с затоплением в 50-60 годах прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов, испытаниями ядерного оружия производимых ранее на Новой Земле.

Характерными видами чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе являются пожары в жилом и промышленном секторе. Уровень пожаров в промышленном секторе заполярных регионов значительно выше, чем в регионах умеренного климата.

К чрезвычайным ситуациям, которые также характерны для полярного региона, можно отнести взрывы бытового газа в жилых домах.

 

Особенности организации поисково-спасательного обеспечения полётов в Арктике

Маршруты полетов авиации проходят над малонаселенными и труднодоступными районами, поэтому экипаж и пассажиры воздушных судов в аварийной ситуации могут оказаться в безлюдной местности, на значительном удалении от населенных пунктов и обжитых районов. Для управления поисково-спасательными работами необходимо привлечение воздушных пунктов управления, самолётов-ретрансляторов и спутниковой системы связи.

В настоящее время к поисково-спасательному обеспечению полётов на территории Арктики могут быть привлечены поисково-спасательные воздушные суда, базирующиеся на аэродромах: Мурманск, Североморск, Воркута, Ухта, Печора, Нарьян-Мар, Салехард, Хатанга, Норильск, Мыс Каменный, Якутск; Мирный; Тикси; Нерюнгри; Зырянка; Батагай; Полярный, Анадырь.

 

Особенности организации и координации поисково-спасательных операций на морском транспорте

Организацию и координацию поисково-спасательных операций на морском транспорте обеспечивают Морские спасательно-координационные центры, расположенные в портах Мурманск, Архангельск, Диксон, Владивосток, Морские спасательно-координационные подцентры, расположенные в портах Тикси и Певек. Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ в Арктике в зоне ответственности РФ организовано Росморречфлотом силами и средствами ФБУ "Госморспасслужба России". Содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути осуществляет ФГКУ "Администрация Северного морского пути", созданное распоряжением Правительства РФ от 15.03.2013 N 358-р.

В настоящее время поисково-спасательные операции в Арктике в ледовых условиях в основном обеспечиваются с помощью ледоколов. Спасательно-координационные центры взаимодействуют со Штабами морских операций, входящими в состав ледокольных служб ФГУП "Атомфлот" и ОАО "Дальневосточное морское пароходство", и непосредственно с капитанами ледоколов.

Штабы морских операций образованы в соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути. В оперативном управлении Штабов морских операций находятся атомные и линейные дизельные ледоколы. Штаб морских операций запада осуществляет свои функции круглогодично. В восточном районе Арктики Штаб морских операций осуществляет свои функции только в период летней навигации (июнь – октябрь), в остальное время судоходство в этом районе не осуществляется.

 

Источник:  журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2019.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (04.06.2020)
Просмотров: 4515