Организация деятельности единых дежурно-диспетчерских служб субъекта Российской Федерации (часть 2)
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Организация деятельности единых дежурно-диспетчерских служб субъекта Российской Федерации (часть 2)

Порядок функционирования ЕДДС

Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на полученные сигналы (команды), а также на полученную информацию (сообщения) об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены.

Вызовы, информация (сообщения) о ЧС (происшествиях) в ЕДДС поступают от разных источников по всем имеющимся видам и каналам связи, включая вызовы (сообщения), полученные по единому номеру «112», от ДДС на обслуживаемой территории, вышестоящих и взаимодействующих органов управления региональной РСЧС, от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, имеющихся на обслуживаемой территории. Вызовы, информация (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС.

При возникновении ЧС (происшествия) оперативный дежурный ЕДДС немедленно доводит информацию до ДДС, сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), отдает им указания на необходимые действия и контролирует их выполнение, информирует руководство ЕДДС, руководство органа местного самоуправления, председателя КЧС, орган ГО и ЧС, оперативного дежурного ЦУКС, СКЦ. Одновременно организуется подготовка формализованных документов о факте ЧС (происшествия) для последующей передачи в вышестоящие органы управления региональной РСЧС.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей производится оповещение и информирование населения о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады в вышестоящие органы управления региональной РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности органов управления региональной РСЧС и их взаимодействие с силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации ЧС (происшествия).

 

Режимы функционирования ЕДДС

ЕДДС функционирует в следующих режимах:

«Повседневная деятельность»;

«Повышенная готовность»;

«Чрезвычайная ситуация» для мирного времени.

Режим функционирования ЕДДС устанавливается руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.

В режиме «Повседневная деятельность» ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий).

В режиме «Повседневная деятельность» ЕДДС обеспечивает:

- сбор и обмен информацией в области защиты населения на обслуживаемой территории от ЧС (происшествий) природного и техногенного характера;

- прием вызовов (сообщений) от населения, ДДС, предприятий, учреждений, вышестоящих и взаимодействующих органов управления региональной РСЧС об угрозе возникновения или о факте возникновения ЧС (происшествий), включая вызовы (сообщения), полученные по единому номеру «112»;

- прием информации (сообщений) об угрозах возникновения или возникновении ЧС (происшествий) от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на обслуживаемой территории;

- обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- передачу и доведение информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) по подчиненности;

- информирование населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);

- поддержание в готовности КСА ЕДДС, местной системы оповещения и информирования населения, системы мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, системы-112 и средств связи;

- внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);

- уточнение и корректировку действий привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях);

- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях);

- исполнение иных функций и задач, стоящих перед ЕДДС.

ДДС, расположенные на обслуживаемой территории, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС (происшествиях) и угрозе их возникновения за прошедшие сутки в соответствии с регламентами (соглашениями) об информационном взаимодействии, подписанными между ЕДДС и ДДС.

Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются в соответствующие ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) ЕДДС незамедлительно передает в ЦУКС и СКЦ.

В режим «Повышенная готовность» ЕДДС переводится при угрозе возникновения ЧС (происшествий) в тех случаях, когда для ликвидации требуются совместные действия ДДС и сил региональной РСЧС, действующих на обслуживаемой территории.

В режиме «Повышенная готовность» ЕДДС дополнительно обеспечивает:

- заблаговременную подготовку ДДС, сил и средств к возможным действиям в случае возникновения ЧС (происшествий);

- оповещение должностных лиц органа местного самоуправления, органа ГО и ЧС, КЧС, взаимодействующих ДДС, расположенных на обслуживаемой территории, и информирование населения на обслуживаемой территории;

- прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на обслуживаемой территории;

- получение и обобщение сведений об обстановке на обслуживаемой территории, на потенциально опасных объектах;

- прогнозирование возможного развития обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятные ЧС (происшествия) и планов взаимодействия с ДДС;

- координацию действий ДДС по предотвращению ЧС (происшествий) или минимизации их последствий.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается, обобщается и доводится до всех заинтересованных ДДС.

В зависимости от поступившего сообщения, масштаба ЧС (происшествия), характера принятых мер по каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления региональной РСЧС, а также до всех ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия).

В случае если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России (далее – МЧС России), ЕДДС в части действий по данной ЧС (данному происшествию) выполняет их указания.

В режиме «Чрезвычайная ситуация» ЕДДС обеспечивает:

- оповещение должностных лиц органа местного самоуправления, органа ГО и ЧС, КЧС, ДДС, подчиненных сил и средств постоянной готовности, населения о введении режима ЧС и причинах его введения;

- доведение информации до ЦУКС и СКЦ о введении режима ЧС;

- обработку и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее (его) масштаба и уточнение ДДС, сил и средств региональной РСЧС, привлекаемых для оперативного реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в режим ЧС;

- координацию действий ДДС и привлекаемых сил и средств региональной РСЧС при проведении работ по ликвидации ЧС (происшествия) или минимизации ее (его) последствий, мероприятий по защите населения и территории от ЧС (происшествия) природного и техногенного характера;

- передачу оперативной информации при организации ликвидации ЧС (происшествия) и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- контроль за установлением и перемещением границ зоны ЧС (происшествия), информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС (происшествия);

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС (происшествия) и прилегающей к ней (к нему) территории;

- обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовку и корректировку заранее разработанных и согласованных вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествия), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах своих полномочий);

- доведение текущей обстановки и задач, поставленных вышестоящими органами управления региональной РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организации взаимодействия;

- обобщение информации и представление докладов (донесений) о возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действий по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе заранее подготовленных и согласованных планов) в установленном порядке.

Информационное взаимодействие между ДДС, силами и средствами региональной РСЧС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС до ЦУКС, СКЦ, ДДС и органов местного самоуправления.

В случае если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС и оперативного штаба управления в кризисных ситуациях либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по данной ЧС (данному происшествию) выполняет их указания.

 

Организация дежурства В ЕДДС

Дежурство в ЕДДС организуется силами дежурно-диспетчерского персонала в составе оперативных дежурных смен (далее – ОДС). Заступление дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство осуществляется по графику, утвержденному руководителем ЕДДС.

Смена ОДС в ЕДДС производится ежедневно в 8 часов 30 минут. Сверка времени на пункте управления ЕДДС производится два раза в сутки: в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут местного времени методом прослушивания сигналов точного времени, передаваемых по радио «Маяк».

Вновь заступающая ОДС ЕДДС прибывает к месту несения дежурства заблаговременно для проведения инструктажа. Инструктаж заступающей ОДС проводится руководителем ЕДДС. В ходе инструктажа доводится оперативная обстановка на обслуживаемой территории, сведения о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова, об их укомплектованности положенным имуществом для выполнения возложенных задач. О проведении инструктажа делается отметка в журнале проведения инструктажа.

Смена оперативных дежурных ЕДДС включает:

- развод дежурных смен органов повседневного управления региональной РСЧС, проводимый в режиме видео-конференц-связи старшим оперативным дежурным ЦУКС (на разводе присутствуют сменяющийся и заступающий на дежурство оперативные дежурные ЕДДС);

- прием и передачу дежурства вновь заступающей смене.

Оперативный дежурный ЕДДС при приеме дежурства обязан:

- проверить наличие служебной документации;

- проверить исправность КСА ЕДДС, системы оповещения и резервного источника электропитания;

- проверить наличие и качество телефонной и радиосвязи с ДДС, службами жизнеобеспечения обслуживаемой территории и потенциально опасными объектами;

- проверить исправность систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- проверить исправность оборудования системы-112 к приему и обработке экстренных вызовов;

- уточнить местонахождение руководства органа местного самоуправления, органа ГО и ЧС, порядок их оповещения и организации с ними связи;

- уточнить обстановку в районе, подверженном угрозе возникновения ЧС (происшествия), или в районе ЧС (происшествия) и информацию о принимаемых мерах по предотвращению (ликвидации) ЧС (происшествия);

- уточнить состав сил и средств постоянной готовности, привлекаемых на ликвидацию ЧС (происшествия);

- уточнить информацию о принятых и обработанных вызовах (сообщениях о происшествиях), поступивших по единому номеру «112», по которым не завершен контроль за реагированием на вызовы (сообщения о происшествиях);

- доложить руководителю ЕДДС о приеме и сдаче дежурства, с его разрешения произвести смену и приступить к исполнению обязанностей.

Персонал оперативной дежурной смены ЕДДС должен быть одет однообразно и иметь опрятный внешний вид.

Перечень специальной одежды, рекомендованной для ношения оперативной дежурной сменой ЕДДС:

- футболка-поло хлопчатобумажная синего цвета с символикой ЕДДС;

- брюки хлопчатобумажные прямого покроя темно-синего цвета (для мужчин);

- юбка хлопчатобумажная темно-синего цвета (для женщин);

- туфли облегченные черного цвета.

 

Профессиональная подготовка персонала ЕДДС

Основными формами обучения персонала ЕДДС являются:

- специальная подготовка;

- тренировки оперативных дежурных смен;

- участие в учебных мероприятиях (учениях);

- занятия по профессиональной подготовке.

Специальная подготовка персонала ЕДДС проводится на базе государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов субъекте РФ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ» (далее – УМЦ) по специальным программам обучения. Практические занятия и стажировка руководителей ЕДДС, их заместителей, оперативных дежурных ЕДДС проводятся в составе оперативной дежурной смены ЦУКС. Практические занятия специалистов по приему и обработке экстренных вызовов системы-112 проводятся в центре обработки вызовов системы-112 субъекта РФ. Стажировка специалистов по приему и обработке экстренных вызовов системы-112 проводится на рабочих местах ЕДДС в течение трех месяцев под контролем персонального наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников ЕДДС.

Допуск персонала ЕДДС к самостоятельному исполнению служебных обязанностей осуществляется после успешного прохождения обучения по специальной подготовке в УМЦ (при наличии удостоверения (диплома) об успешном освоении специальной программы обучения), успешного прохождения стажировки в течение трех месяцев на рабочих местах ЕДДС под контролем персонального наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников ЕДДС, при положительной рекомендации наставника и руководителя ЕДДС.

Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом проведения тренировок (учений) с ЕДДС, разработанным заблаговременно и утвержденным руководителем органа управления, создавшего ЕДДС, с учетом тренировок, проводимых МЧС России, ЦУКС по плану, утвержденному начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ.

Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС проводятся ежемесячно по плану, утвержденному начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ.

Тренировки с оперативными дежурными сменами ДДС проводятся в ходе проведения учений и тренировок с органами управления и силами региональной РСЧС, на которые привлекаются ДДС, расположенные на обслуживаемой территории. При этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее двух раз в год.

Ежемесячно проводится анализ состояния дел по подготовке персонала ЕДДС. Материалы анализа представляются руководителю органа управления, создавшего ЕДДС.

Профессиональная подготовка с персоналом ЕДДС проводится руководителем ЕДДС ежемесячно в объеме 6 – 8 часов по специально разработанной программе, согласованной с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ. Тематика программы разрабатывается для каждой категории персонала ЕДДС с учетом решаемых задач, характерных ЧС (происшествий), а также личной подготовки персонала.

Не реже одного раза в год у персонала ЕДДС принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение об их допуске к несению дежурства.

Учет занятий по профессиональной подготовке ведется в журнале учета профессиональной подготовки ЕДДС, который хранится у руководителя ЕДДС.

 

Приложение N 1

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Требования к площадям помещений ЕДДС

Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на основании требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» и на основе количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий), а также исходя из количества населения, проживающего на обслуживаемой территории, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.

Площадь оперативного зала ЕДДС рассчитывается исходя из численности оперативной дежурной смены ЕДДС:

до 3 человек – не менее 18 кв. метров;

более 3 человек – не менее 24 кв. метров.

Помещения (места) для несения дежурства персонала оперативной дежурной смены располагаются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечивалось удобство исполнения его должностных обязанностей.

Кровати в комнате отдыха устанавливаются из расчета на 1/3 состава дежурной смены. Возле каждой из них устанавливаются прикроватные тумбочки для размещения принадлежностей для умывания и личной гигиены. Кровати должны быть единообразные.

Постели для персонала ЕДДС должны состоять из одеял, простыней, подушек с наволочками, матрацев и подстилок. Постели заправляются единообразно.

Комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником (чайником), электрической плитой (СВЧ-печью), холодильником, столом со стульями и шкафами для хранения продуктов и посуды.

Курение в помещениях ЕДДС запрещается.

 

Требования к содержанию помещений и территории

Все помещения ЕДДС должны содержаться в чистоте и порядке. Руководитель ЕДДС отвечает за правильное использование помещений, сохранность мебели, инвентаря и оборудования.

На наружной стороне входной двери каждой комнаты вывешивается табличка с указанием ее назначения, а внутри каждой комнаты – опись находящегося в ней имущества.

Имуществу присваиваются инвентарные номера, которые наносятся на нелицевую сторону предметов. Имущество заносится в книгу учета, которая хранится у руководителя ЕДДС.

Вывешиваемые в комнатах (помещениях) портреты и картины должны быть в рамках, а карты, плакаты и другие наглядные пособия – на стендах. В помещениях разрешается иметь цветы, а на окнах – аккуратные однотонные занавески (жалюзи).

Не допускается размещение (прикрепление к стенам кнопками, липкой лентой) на стенах помещений ЕДДС как листов бумаги, так и прозрачных файлов-вкладышей с листами бумаги.

Входные двери пункта управления ЕДДС оборудуются смотровым глазком, надежным внутренним запором и звуковой сигнализацией с выводом к оперативному дежурному, допускается использование электронных систем допуска в помещения с использованием системы видеонаблюдения.

Все помещения обеспечиваются корзинами для мусора.

Порядок и периодичность уборки помещений (комнат) определяются руководителем ЕДДС.

Туалеты должны содержаться в чистоте, ежедневно дезинфицироваться, иметь хорошую вентиляцию и освещение. Инвентарь для их уборки хранится в специально отведенном для этого месте (шкафу).

Готовые к употреблению продукты хранятся в контейнерах и пакетах в специальном шкафу и (или) в холодильнике в зависимости от установленных изготовителем условий хранения. Для разогрева пищи может применяться электрическая плита (СВЧ-печь). Приготовление пищи в помещениях ЕДДС не допускается.

Мытье посуды осуществляется сразу после приема пищи в специально отведенном для этого месте. Хранение немытой посуды в помещениях ЕДДС не допускается.

 

Требования к надписям на дверях помещений ЕДДС

У входа в здание (помещение) ЕДДС размещается вывеска с названием ЕДДС, например, «Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба».

Надписи на вывеске наносятся без наклона, прямым шрифтом, на красном фоне бронзовой (желтой) краской.

Размеры вывески: ширина – 60 см, высота – 40 см; высота букв и цифр основной надписи – до 10 см, других надписей – до 5 см.

На дверях комнаты руководителя ЕДДС и инженера размещаются таблички с указанием фамилии, имени, отчества и должности.

Например,

 

ИВАНОВ

Иван Иванович

начальник ЕДДС

 

Таблички размещаются на высоте 170 см от пола до их нижнего края.

Надписи на табличках наносятся без наклона, прямым шрифтом, на бронзовом (золотистом) фоне буквами черного цвета. Размеры табличек: ширина – 25 см, высота – 10 см; высота букв основной надписи (фамилия) – до 3 см, других надписей (имя, отчество и должность) – до 1 см.

На межкомнатных дверях помещений ЕДДС размещают таблички следующего содержания:

- оперативный зал;

- комната для приема пищи;

- комната отдыха;

- серверная комната;

- туалет.

 

Требования к отоплению помещений

Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети центрального отопления, печи и дымоходы) до начала отопительного сезона должны быть проверены, подвергнуты техническому освидетельствованию, а неисправные отремонтированы.

Зимой в помещениях ЕДДС поддерживается температура воздуха не ниже +20 град. C. Термометры вывешиваются в помещениях на стенах, вдали от печей и нагревательных приборов, на высоте 1,5 метра от пола.

При печном отоплении порядок и время отопления помещений, хранения топлива, эксплуатации печного оборудования устанавливает руководитель ЕДДС.

Запрещается пользоваться неисправными печами, применять для растопки горючие жидкости, оставлять печи во время топки без надзора, просушивать топливо в печах или у печей и хранить его в жилых помещениях, а также колоть и пилить дрова в помещениях, коридорах и на лестницах.

По окончании отопительного сезона все печи и дымоходы должны быть вычищены и осмотрены должностным лицом, ответственным за эксплуатацию печного оборудования, после чего дверцы печей пломбируются или опечатываются.

 

Требования к проветриванию помещений

Проветривание помещений в ЕДДС производится оперативным дежурным ЕДДС. Оконные форточки (фрамуги) в холодное время, а окна в летнее время открываются только с одной стороны помещений. Открытые форточки и оконные рамы при отсутствии удерживающих механизмов закрепляются на крючки. На летний период окна оборудуются мелкоячеистыми сетками для защиты от насекомых.

 

Требования к освещению помещений и энергообеспечению технических средств

Порядок освещения в помещениях ЕДДС определяет руководитель ЕДДС.

На случай аварий или временного выключения электрического освещения по иным причинам у оперативных дежурных должны быть резервные источники освещения, места хранения (размещения) которых определяет руководитель ЕДДС.

 

Требования к электроснабжению ЕДДС

Электроснабжение ЕДДС должно быть организовано в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 N 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок».

Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для территорий с населением свыше 500 тыс. человек – первой категории особой группы.

 

Требования к серверным комнатам ЕДДС

Серверные комнаты ЕДДС должны быть оборудованы в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 58242-2018 «Слаботочные системы. Кабельные системы. Телекоммуникационные пространства и помещения. Общие положения», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2018 N 795-ст «Об утверждении национального стандарта», сводом правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденным Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

 

Требования к помещениям для дизель-генераторных установок

Помещения для дизель-генераторных установок должны быть оборудованы в соответствии со сводом правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

При использовании топлива, способного образовывать газо-, паро-, пылевоздушные взрывоопасные смеси, в помещениях топливоподачи следует предусматривать легкосбрасываемые ограждающие конструкции, площадь которых определяется расчетом по национальному стандарту РФ ГОСТ Р 12.3.047-2012 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 N 1971-ст «Об утверждении национального стандарта», при отсутствии расчетных данных площадь легкосбрасываемых конструкций должна составлять не менее 0,05 кв. метра на 1 куб. метр помещения категории А и не менее 0,03 кв. метра помещения категории Б.

Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в соответствии со сводом правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», утвержденным Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 182 «Об утверждении свода правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

 

Приложение N 2

 

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСУ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ЕДДС

 

Автоматизированные рабочие места ЕДДС должны поддерживать работу в основных офисных приложениях, с электронной почтой, а также со специализированным программным обеспечением.

1. Телефонные аппараты должны обеспечивать:

- отображение номера звонящего на дисплее;

- набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;

- одновременную работу нескольких линий;

- функцию переадресации абонента;

- возможность подключения дополнительных консолей для расширения количества абонентов с прямым набором;

- подключение микротелефонной гарнитуры.

Телефонная связь с вышестоящими органами управления региональной РСЧС, а также с ДДС должна быть организована по телефонным каналам связи либо путем предоставления оператором связи аналогичной услуги, обеспечивающей однозначное сопоставление абонентов.

Вызов абонентов из ЕДДС должен осуществляться с телефонного аппарата либо пульта диспетчера нажатием одной кнопки.

Прием звонка от абонента, с которым организован канал телефонной связи, должен осуществляться на телефонный аппарат (пульт диспетчера) ЕДДС с отображением индикации входящего звонка в ячейке (кнопке), соответствующей абоненту.

Для обеспечения прямой телефонной связи от ДДС (объекта) к ЕДДС на объекте должен устанавливаться телефонный аппарат, позволяющий организовать соединение только с одним абонентом. Данная функция может быть также реализована как услуга, предоставляемая оператором связи.

Организация телефонной связи с ЕДДС соседних территорий, потенциально опасными объектами, социально значимыми объектами, объектами с массовым пребыванием людей, вышестоящими органами управления региональной РСЧС может осуществляться путем программирования на консоли кнопок прямого вызова абонента.

В качестве каналов телефонной связи не могут быть использованы каналы для приема вызовов от населения.

Для реализации приема информации одновременно от нескольких прямых абонентов в ЕДДС подается необходимое количество специально выделенных линий телефонной сети общего пользования, которые с помощью оператора связи (подключения соответствующей услуги) объединяются в группу с единым номером, что позволяет реализовать функцию многоканального телефонного номера.

2. Система записи телефонных переговоров должна обеспечивать запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов ЕДДС.

3. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.

Ультракоротковолновая радиостанция (далее – УКВ-радиостанция) VHF/UHF-диапазона (136 – 174 МГц, 400 – 470 МГц) должна обеспечивать связь с взаимодействующими органами управления региональной РСЧС, ДДС, потенциально опасными объектами, социально значимыми объектами, подвижными объектами, зарегистрированными в установленном порядке и имеющими право работы в указанном диапазоне, в том числе с гражданами, имеющими статус радиолюбителей, а также с абонентами, работающими в гражданском диапазоне.

В комплект УКВ-радиостанции должны входить антенно-фидерное устройство, грозозащитное устройство, источник электропитания. Размещение антенн должно обеспечивать максимальный охват радиосвязью территории.

Диапазон УКВ-радиостанции должен определяться исходя из необходимости взаимодействия с максимальным количеством дежурно-диспетчерских служб на обслуживаемой территории.

Коротковолновая радиостанция (далее – КВ-радиостанция) (3 – 30 МГц) должна обеспечивать связь с вышестоящими и взаимодействующими органами управления региональной РСЧС (в том числе с соседними ЕДДС), отдаленными объектами, гражданами, имеющими статус радиолюбителей, а также с абонентами, работающими в гражданском диапазоне (СВ-диапазон, 27 МГц). Радиосвязь в КВ-диапазоне может использоваться в качестве резервного канала связи.

В комплект КВ-радиостанции должны входить антенно-фидерное устройство, грозозащитное устройство, источник электропитания. При необходимости трансивер может быть доукомплектован антенным тюнером, усилителем мощности.

Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).

Радиостанции должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Роскомнадзоре.

Для связи с подразделениями Главного управления МЧС России по субъекту РФ могут использоваться частоты, выделенные Главным управлением МЧС России по субъекту РФ для организации радиосетей на территории субъекта РФ.

Радиосвязь с взаимодействующими ДДС, имеющими свои радиосети, осуществляется путем получения радиоданных соответствующих ДДС на основании заключенных соглашений.

4. Система оповещения руководящего состава органов управления региональной РСЧС, органа ГО и ЧС, органа местного самоуправления должна обеспечивать оповещение и информирование по телефонной связи.

Количество одновременно задействованных телефонных линий должно обеспечивать оповещение абонентов за время не более 30 минут.

Для оповещения персонала не должны задействоваться каналы (линии) связи, предназначенные для приема звонков от населения, а также каналы прямой телефонной связи. Для оповещения персонала может использоваться услуга, предоставляемая оператором связи («облачные» технологии).

5. Серверное оборудование должно обеспечивать хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.

6. Оргтехника должна обеспечивать печать, копирование и сканирование документов с выводом информации в память автоматизированных рабочих мест.

7. Система видеоотображения информации.

Система видеоотображения информации должна реализовываться на базе жидкокристаллических или проекционных модулей. Размеры жидкокристаллических или проекционных модулей должны соответствовать размеру помещения и обеспечивать обзор с любого рабочего места ЕДДС.

Система видеоотображения информации должна обеспечивать вывод информации с автоматизированных рабочих мест, а также с оборудования видео-конференц-связи.

Система видеоотображения информации должна иметь возможность разделения на сегменты для одновременного вывода информации с различных источников и возможность наращивания системы видеоотображения информации за счет подключения дополнительных сегментов.

8. Система видео-конференц-связи.

Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие диспетчеров ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.

Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек, видеокамера, микрофонное оборудование, оборудование звукоусиления.

Видеокодек должен обеспечивать:

- работу по основным протоколам видеосвязи (H.323, SIP);

- выбор скорости соединения;

- подключение видеокамер в качестве источника изображения;

- подключение микрофонного оборудования в качестве источника звука.

Видеокодек может быть реализован как на аппаратной, так и на программной платформе. Система видео-конференц-связи должна быть согласована по характеристикам видеоизображения с системой отображения информации.

9. Система мониторинга транспортных средств должна обеспечивать прием информации от аппаратуры, установленной на транспортных средствах экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусах, автобусах, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средствах, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и подключенных к РНИС ТК СО.

Система мониторинга транспортных средств должна обеспечивать следующие режимы работы:

- идентификация транспортного средства (принадлежность, марка, регистрационный знак);

- определение направления и скорости движения;

- трекинг (маршрут перемещения) в течение заданного промежутка времени;

- отображение информации на картографической основе.

10. Система бесперебойного электропитания должна обеспечивать работоспособность телекоммуникационного оборудования в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.

К системе бесперебойного электропитания должны быть подключены:

- система телефонной связи;

- система хранения, обработки и передачи данных;

- система видео-конференц-связи;

- система отображения информации;

- система оповещения персонала;

- система мониторинга транспортных средств.

Система бесперебойного электропитания должна состоять из источников бесперебойного питания с необходимым количеством батарейных блоков и иметь запас по мощности не менее 30%.

11. Метеостанция должна обеспечивать осуществление контроля за метеорологическими параметрами (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление).

12. Прибор радиационного контроля должен обеспечивать осуществление непрерывного контроля за радиационной обстановкой.

В состав оборудования ЕДДС может входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах.

Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет со дня поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2020.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021)
Просмотров: 49 | Теги: Организация деятельности