Организация деятельности единых дежурно-диспетчерских служб субъекта Российской Федерации (часть 1)
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Организация деятельности единых дежурно-диспетчерских служб субъекта Российской Федерации (часть 1)

От единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) во многом зависит эффективность всей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сроки и адекватность реагирования на ЧС являются важнейшими критериями оценки деятельности региональной РСЧС, поэтому грамотной организации работы ЕДДС необходимо уделять особое внимание.

Обычно в субъектах РФ утверждается положение об организации деятельности или функционировании единых дежурно-диспетчерских служб. Целью такого документа является обеспечение функционирования подсистемы РСЧС, противодействие угрозам техногенного и природного характера, а также террористическим актам на территории субъекта РФ и определение основных задач, функций и полномочий единых дежурно-диспетчерских служб в субъекте РФ. Положение также должно учитывать ввод в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112) и развития на базе ЕДДС аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»).

Положение разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента РФ от 28.12.2010 N 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ», Постановлениями Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 «О Порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 21.11.2011 N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», национальным ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»[1] и аналогичными региональными законодательными и нормативно-правовыми актами.

ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена региональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – региональная РСЧС) и базовой основой для построения и развития систем (сегментов) АПК «Безопасный город».

Органами повседневного управления региональной РСЧС для ЕДДС являются:

- федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту РФ» (далее – ЦУКС);

- ситуационно-кризисный центр субъекта РФ государственного казенного учреждения «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте РФ» (далее – СКЦ);

- дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Постоянно действующим органом управления региональной РСЧС для ЕДДС является орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (далее – орган ГО и ЧС).

Координационным органом управления региональной РСЧС для ЕДДС является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС).

ЕДДС является вышестоящим органом для всех дежурно-диспетчерских служб, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов) (далее – ДДС), расположенных на обслуживаемой ЕДДС территории, по вопросам управления силами и средствами, сбора, обработки, анализа и обмена информацией, оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) (происшествиях), а также координирующим органом по вопросам их совместных действий при реагировании на ЧС (происшествия).

Оперативное руководство ЕДДС в рамках системы антикризисного управления осуществляет ЦУКС. Общее руководство ЕДДС осуществляется руководителем органа управления, создавшим ЕДДС. Непосредственное руководство ЕДДС осуществляется руководителем ЕДДС.

ЕДДС создается на штатной основе при органах ГО и ЧС как самостоятельная организация (структурное подразделение организации).

ЕДДС создается в целях:

- повышения готовности органов управления региональной РСЧС к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий);

- повышения общего уровня безопасности проживания населения и улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач;

- обеспечения прогнозирования, мониторинга, предупреждения и ликвидации возможных угроз, а также контроля устранения последствий ЧС (происшествий) и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем ДДС для их оперативного взаимодействия;

- эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств региональной РСЧС, ДДС при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);

- обеспечения исполнения полномочий по осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее – ГО).

ЕДДС предназначена для:

- приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления региональной РСЧС, сигналов на изменение режимов функционирования региональной РСЧС;

- оповещения и информирования руководящего состава органа управления региональной РСЧС, соответствующих ДДС и населения об угрозе или возникновении ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;

- приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций (объектов);

- приема вызовов (сообщений) по единому номеру «112», информации (сообщений) об угрозах от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации возможных угроз на обслуживаемой территории;

- оперативного доведения информации (сообщений) о ЧС (происшествиях) до соответствующих ДДС;

- координации совместных действий ДДС, оперативного управления силами и средствами региональной РСЧС на обслуживаемой территории;

- контроля устранения последствий ЧС (происшествий).

ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС, СКЦ, дежурно-диспетчерскими службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органами ГО и ЧС, муниципальными образованиями, расположенными на территории субъекта РФ (далее – органы местного самоуправления), ДДС независимо от форм собственности, соседними ЕДДС по вопросам управления силами и средствами, сбора, обработки и обмена информацией, оповещения и информирования о ЧС (происшествиях) и совместных действиях при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).

Взаимодействие организуется на основе согласованных регламентов взаимодействия и подписанных соглашений об информационном взаимодействии с ЦУКС, СКЦ, дежурно-диспетчерскими службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органами ГО и ЧС, органами местного самоуправления, ДДС, соседними ЕДДС и службами жизнеобеспечения с учетом особенностей обслуживаемой территории.

Для обеспечения обмена информацией при взаимодействии в ЕДДС разрабатываются инструкции об обмене информацией между ЦУКС, дежурно-диспетчерскими службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, СКЦ, органами ГО и ЧС, органами местного самоуправления, ДДС, соседними ЕДДС.

Категории ЕДДС определяются в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:

I категория – более 1 млн. человек;

II категория – от 250 тыс. до 1 млн. человек;

III категория – от 100 до 250 тыс. человек;

IV категория – от 50 до 100 тыс. человек;

V категория – до 50 тыс. человек.

 

Основные задачи ЕДДС:

- прием и передача сигналов оповещения ГО, полученных от вышестоящих органов управления региональной РСЧС, сигналов на изменение режимов функционирования региональной РСЧС и информирование о них населения на обслуживаемой территории;

- прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий);

- прием и обработка вызовов (сообщений), поступающих по единому номеру «112»;

- прием информации (сообщений) об угрозах от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации (сообщений), оперативное доведение данной информации до соответствующих ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- осуществление сбора от ДДС, служб наблюдения и контроля, входящих в состав сил и средств наблюдения и контроля региональной РСЧС, систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий) и доведение данной информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на угрозу или факт возникновения ЧС (происшествий);

- прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на обслуживаемой территории;

- доведение прогнозов развития возможных ЧС (происшествий) до органов управления региональной РСЧС, органов местного самоуправления, ДДС и населения на обслуживаемой территории;

- оповещение органов управления региональной РСЧС, органов местного самоуправления и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;

- информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил и средств постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение их масштаба и уточнение ДДС, сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествия), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования региональной РСЧС;

- обобщение, оценка и контроль данных об обстановке, принятых мерах по ликвидации ЧС (происшествий) и реагированию на ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами обслуживаемой территории вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах установленных вышестоящими органами управления региональной РСЧС полномочий;

- сбор и обработка сведений, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);

- оперативное управление силами и средствами региональной РСЧС, расположенными на обслуживаемой территории, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений в пределах установленных вышестоящими органами региональной РСЧС полномочий;

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления региональной РСЧС, до ДДС, подчиненных сил и средств постоянной готовности, контроль их выполнения и организации взаимодействия;

- осуществление контроля за реагированием ДДС на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112», на информацию (сообщения) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), поступающую от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- координация действий привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112», на информацию (сообщения) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), поступающую от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов с вышестоящими органами управления региональной РСЧС по подчиненности;

- представление оперативной информации и докладов в вышестоящие органы управления региональной РСЧС по подчиненности о случившихся ЧС (происшествиях) и ходе мероприятий по их ликвидации;

- контроль устранения последствий ЧС (происшествий), возникших на обслуживаемой территории;

- обеспечение мониторинга на обслуживаемой территории транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусов, автобусов, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и подключенных к региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса субъекта РФ (далее – РНИС ТК СО), с целью обеспечения безопасности и осуществления оперативного межведомственного информационного взаимодействия и координации действий ДДС в случае инцидента для оказания помощи;

- представление информации в СКЦ о школьных автобусах (автобусах), осуществляющих перевозку организованных групп детей за пределами обслуживаемой территории.

 

Основные функции ЕДДС:

- обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования систем управления, средств автоматизации, системы оповещения на обслуживаемой территории;

- осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территории от ЧС (происшествий);

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, оперативное доведение данной информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на поступившую информацию;

- прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на обслуживаемой территории;

- обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение их масштаба и уточнение ДДС, сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествия), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования региональной РСЧС;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествий), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах установленных вышестоящими органами управления региональной РСЧС полномочий;

- доведение информации о ЧС (происшествиях) до органов управления региональной РСЧС;

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления региональной РСЧС, до ДДС, подчиненных сил и средств постоянной готовности, контроль их выполнения и организации взаимодействия;

- информационное обеспечение координационных органов управления региональной РСЧС на обслуживаемой территории;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящие органы управления региональной РСЧС по подчиненности;

- осуществление контроля за устранением последствий ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;

- обеспечение мониторинга на обслуживаемой территории транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусов, автобусов, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и подключенных к РНИС ТК СО, с целью обеспечения безопасности и осуществления оперативного межведомственного информационного взаимодействия и координации действий ДДС в случае инцидента для оказания помощи;

- участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства в региональной РСЧС.

 

Состав и структура ЕДДС

ЕДДС включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.

В состав руководства ЕДДС входят руководитель ЕДДС, заместитель руководителя ЕДДС – старший оперативный дежурный.

В состав дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС входят оперативный дежурный (старший оперативной дежурной смены), специалисты по приему и обработке экстренных вызовов, инженер.

Перечень и состав должностей ЕДДС определяются руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.

Перечень и состав должностей единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ.

Руководитель ЕДДС назначается на должность в порядке, установленном руководителем органа управления, создавшего ЕДДС, по согласованию с Министерством общественной безопасности субъекта РФ. Руководитель ЕДДС освобождается от должности в порядке, установленном руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.

Комплектование ЕДДС работниками осуществляется руководителем ЕДДС в порядке, установленном руководителем органа управления, создавшего ЕДДС.

 

Требования к персоналу ЕДДС

Персонал ЕДДС должен знать требования документов, регламентирующих его деятельность, и соблюдать их.

Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:

- федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов управления региональной РСЧС и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС;

- структуру региональной РСЧС, АПК «Безопасный город», системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;

- организацию систем ДДС на обслуживаемой территории;

- административные территориальные границы обслуживаемой территории ЕДДС, зоны территориальной ответственности ДДС, расположенных на обслуживаемой территории;

- районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;

- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;

- расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на обслуживаемой территории, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;

- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;

- наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

- правила техники безопасности при использовании средств автоматизации и электрооборудования;

- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для обслуживаемой территории;

- порядок информационного обмена.

Руководитель ЕДДС:

1) должен знать:

- федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов управления региональной РСЧС и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС, АПК «Безопасный город», системы оповещения и системы-112, а также функциональные обязанности подчиненных должностных лиц ЕДДС;

- структуру региональной РСЧС, АПК «Безопасный город», системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;

- состав сил и средств постоянной готовности региональной РСЧС, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;

- административные территориальные границы обслуживаемой территории ЕДДС;

- организацию систем ДДС, расположенных на обслуживаемой территории, их зоны территориальной ответственности;

- районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;

- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;

- расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на обслуживаемой территории, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;

- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;

- наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

- схему организации связи на обслуживаемой территории;

- правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;

- состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;

- состав и порядок функционирования АПК «Безопасный город»;

- состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;

- структуру и порядок функционирования ЕДДС;

2) должен уметь:

- организовать функционирование ЕДДС и обеспечить выполнение задач, возложенных на ЕДДС;

- разрабатывать нормативно-методическую базу, документацию по обеспечению функционирования, совершенствования и развития ЕДДС;

- организовать обеспечение и оснащение ЕДДС оборудованием и имуществом, необходимым для функционирования ЕДДС, и их правильную эксплуатацию;

- организовать повышение знаний и умений персонала ЕДДС, проводить занятия и тренировки по действиям при возникновении ЧС (происшествий), характерных для обслуживаемой территории;

- добиваться знания и исполнения персоналом ЕДДС своих обязанностей;

- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;

- повышать уровень теоретической и практической подготовки.

Квалификационные требования к руководителю ЕДДС:

- образование высшее или среднее профессиональное, стаж работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий;

- знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;

- специальная подготовка по установленной программе;

- допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

Заместитель руководителя ЕДДС – старший оперативный дежурный:

1) должен знать:

- федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов управления региональной РСЧС и другие руководящие документы, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, АПК «Безопасный город», системы оповещения и системы-112;

- структуру региональной РСЧС, АПК «Безопасный город», системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;

- состав сил и средств постоянной готовности региональной РСЧС, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;

- административные территориальные границы обслуживаемой ЕДДС территории;

- организацию систем ДДС, расположенных на обслуживаемой территории, их зоны территориальной ответственности;

- районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;

- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;

- расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на обслуживаемой территории, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;

- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;

- наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

- схему организации связи на обслуживаемой территории;

- правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;

- состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;

- состав и порядок функционирования АПК «Безопасный город»;

- состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;

- структуру и порядок функционирования ЕДДС;

2) должен уметь:

- разрабатывать нормативно-методические документы, документацию по обеспечению функционирования, совершенствования и развития ЕДДС;

- осуществлять контроль за правильной эксплуатацией оборудования и имущества, обеспечивающих функционирование ЕДДС;

- повышать знания и умения работников ЕДДС;

- осуществлять контроль за выполнением персоналом ЕДДС своих обязанностей;

- добиваться знания и исполнения персоналом ЕДДС своих обязанностей;

- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;

- повышать уровень теоретической и практической подготовки;

- выполнять обязанности руководителя ЕДДС в его отсутствие;

- выполнять обязанности оперативного дежурного ЕДДС (при необходимости).

Квалификационные требования к заместителю руководителя ЕДДС – старшему оперативному дежурному:

- образование высшее или среднее специальное;

- знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;

- специальная подготовка по установленной программе;

- допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

Оперативный дежурный:

1) должен знать:

- нормативно-правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), информационного обмена и межведомственного взаимодействия;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС, оперативного дежурного и специалистов по приему и обработке экстренных вызовов;

- документы, определяющие деятельность оперативного дежурного по сигналам ГО и другим поступающим сигналам;

- структуру и порядок функционирования ЕДДС;

- структуру региональной РСЧС, АПК «Безопасный город», системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на обслуживаемой территории;

- состав сил и средств постоянной готовности региональной РСЧС, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;

- административные территориальные границы обслуживаемой ЕДДС территории;

- организацию систем ДДС, расположенных на обслуживаемой территории, их зоны территориальной ответственности;

- районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся на обслуживаемой территории;

- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;

- расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на обслуживаемой территории, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой территории;

- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;

- наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

- схему организации связи на обслуживаемой территории;

- правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;

- состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;

- состав и порядок функционирования АПК «Безопасный город»;

- состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;

- функциональные обязанности и порядок работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов системы-112;

- структуру и порядок функционирования ЕДДС;

2) должен уметь:

- организовать работу оперативной дежурной смены ЕДДС;

- осуществлять контроль за выполнением служебных обязанностей оперативной дежурной сменой ЕДДС;

- проводить мониторинг состояния общественной безопасности, правопорядка и угроз среды обитания населения (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) на обслуживаемой территории;

- проводить прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на обслуживаемой территории;

- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

- организовывать взаимодействие с вышестоящими органами управления региональной РСЧС, ДДС при реагировании на ЧС (происшествия);

- координировать деятельность ДДС при реагировании на ЧС (происшествия);

- работать с коммуникационным оборудованием, операционной системой Microsoft Windows, основными офисными (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалентными приложениями;

- использовать гарнитуру при приеме информации;

- четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;

- быстро принимать решения;

- эффективно использовать информационные ресурсы ЕДДС;

- сохранять конфиденциальность информации, полученной в процессе выполнения своих обязанностей;

- повышать уровень теоретической и практической подготовки.

Квалификационные требования к оперативному дежурному:

- образование высшее или среднее специальное;

- знание нормативных документов в области защиты населения и территорий, определяющих функционирование ЕДДС, АПК «Безопасный город», системы оповещения и системы-112;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание операционной системы, основных офисных приложений, умение пользоваться электронной почтой, информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее – сеть Интернет) и информационно-справочными ресурсами);

- специальная подготовка по установленной программе;

- допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

Оперативному дежурному запрещено:

- вести телефонные переговоры, не связанные с выполнением должностных обязанностей;

- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства органа местного самоуправления;

- допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;

- отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения руководителя ЕДДС;

- использовать оборудование и технические средства ЕДДС не по назначению;

- выполнять работу, не предусмотренную должностными обязанностями и инструкциями.

Специалист по приему и обработке экстренных вызовов:

1) должен знать:

- законодательство РФ и законодательство субъекта РФ, нормативно-правовые акты в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- нормативно-правовые акты, определяющие функционирование системы-112;

- методические и нормативные документы, касающиеся организации системы-112, организации деятельности ДДС, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности обслуживаемой ЕДДС территории;

- организацию систем ДДС, расположенных на обслуживаемой территории, их зоны территориальной ответственности;

- состав и функционирование комплекса средств автоматизации, общесистемного и специального программного обеспечения системы-112;

- основные сведения о транспортной инфраструктуре на обслуживаемой территории;

- названия и расположение основных мест массового пребывания людей, зон отдыха, водных объектов, опасных производственных объектов, расположенных на обслуживаемой территории;

- правила русской письменной и устной речи;

- этические нормы общения, речевой и деловой этикет;

- правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и (или) аварийных служб;

- особенности информационного взаимодействия с ДДС при обработке комплексных происшествий;

- характеристику возможных угроз и ЧС (происшествий);

- правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов;

2) должен уметь:

- идентифицировать язык абонента, если абонент разговаривает на одном из иностранных языков, входящих в перечень языков, обслуживаемых центром обработки вызовов системы-112;

- выбирать алгоритм опроса заявителя в зависимости от типа происшествия и следовать ему;

- кратко и понятно формулировать вопросы для получения информации, находить понятные заявителю формулировки, задавать наводящие вопросы;

- оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя, корректно противостоять психологическому давлению с его стороны;

- использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса;

- определять адрес (место) происшествия со слов заявителя и (или) с использованием систем позиционирования, электронных и печатных карт, по ориентирам и объектам;

- использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств);

- пользоваться топографической картой для определения района возможного местонахождения потерявшегося человека;

- формулировать данные для регистрации происшествия на основании полученной от заявителя информации, не допуская собственной интерпретации полученных сведений;

- фиксировать одновременно с опросом заявителя сведения по существу вызова, характеристики происшествия, адрес (место) чрезвычайного события, контактные данные заявителя;

- применять аппаратно-программные средства, предназначенные для приема экстренных вызовов (сообщений о происшествиях);

- использовать гарнитуру при приеме информации;

- управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии;

- набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 120 символов в минуту.

Квалификационные требования к специалисту по приему и обработке экстренных вызовов:

- образование высшее или среднее специальное;

- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС и системы-112;

- специальная подготовка по установленной программе;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание операционной системы, основных офисных приложений), умение пользоваться электронной почтой, сетью Интернет и информационно-справочными ресурсами.

Специалисту по приему и обработке экстренных вызовов запрещено:

- вести телефонные переговоры, не связанные с выполнением должностных обязанностей;

- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства органа местного самоуправления;

- отлучаться с места несения дежурства без разрешения руководителя ЕДДС;

- использовать оборудование и технические средства ЕДДС не по назначению;

- выполнять работу, не предусмотренную должностными обязанностями и инструкциями.

К персоналу ЕДДС могут предъявляться дополнительные требования.

 

Порядок размещения ЕДДС

Помещения (места) для персонала оперативной дежурной смены ЕДДС размещаются и оборудуются с учетом обеспечения удобства исполнения его должностных обязанностей. Размещение персонала в помещениях (местах) ЕДДС должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

Пункт управления ЕДДС представляет собой рабочие помещения для руководства и оперативной дежурной смены ЕДДС, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.

В рабочих помещениях ЕДДС на одного человека должно быть не менее 6 кв. метров, а в комнате отдыха – не менее 12 куб. метров объема воздуха.

Для размещения ЕДДС должны быть предусмотрены следующие помещения:

- комната руководителя ЕДДС;

- комната инженера;

- оперативный зал (для персонала оперативной дежурной смены);

- комната для приема пищи;

- комната отдыха;

- комната для размещения серверного оборудования;

- комната для умывания и туалет.

Требования к содержанию помещений приведены в приложении N 1.

 

Требования к оборудованию ЕДДС

Оборудование ЕДДС должно обеспечивать выполнение задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 N 1240-р, Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р.

Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения устойчивости функционирования ЕДДС в условиях ЧС (происшествий), в том числе и в военное время.

Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы РФ в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек – первой категории особой группы.

В ЕДДС должны быть организованы:

- основные и резервные каналы связи с ЦУКС, СКЦ, органами ГО и ЧС, ДДС, потенциально опасными объектами, объектами с массовым пребыванием людей, расположенными на обслуживаемой территории, ЕДДС соседних территорий;

- канал для видео-конференц-связи с ЦУКС, СКЦ.

Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.

Комплекс средств автоматизации ЕДДС (далее – КСА ЕДДС) предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций:

- своевременное представление органам управления региональной РСЧС достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения ЧС (происшествий) на обслуживаемой территории;

- получение информации (сообщений) об угрозах возникновения или возникновении ЧС (происшествий) от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на обслуживаемой территории;

- оперативное доведение до ДДС и исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);

- накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных об обслуживаемой территории, в том числе ДДС, силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС (при происшествиях), потенциальных опасных объектах, критически важных объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);

- сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС (происшествий), сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации (сообщений), поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;

- подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), их отображения на электронной (цифровой) карте обслуживаемой территории;

- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления региональной РСЧС;

- создание и ведение информационно-справочных систем и баз данных (в том числе автоматизированных), электронных паспортов территорий и объектов (в том числе в автоматизированной информационной управляющей системе РСЧС) согласно перечню и формам, утверждаемым Главным управлением МЧС России по субъекту РФ (далее – ГУ МЧС России по субъекту РФ).

КСА ЕДДС должен сопрягаться с:

- автоматизированной информационно-управляющей системой региональной РСЧС (далее – АИУС РСЧС);

- автоматизированными системами взаимодействующих ДДС;

- системой оповещения и информирования населения;

- системой-112;

- системами мониторинга, включая системы видеонаблюдения, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и системы мониторинга объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- информационно-аналитическими системами;

- системами АПК «Безопасный город» и «Умный регион»;

- другими существующими и перспективными системами.

Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕДДС с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также АИУС РСЧС вышестоящего уровня управления должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, а также однотипные технические и программные средства обработки и передачи данных.

КСА ЕДДС должен состоять из следующих основных элементов:

- система телефонной связи;

- система хранения, обработки и передачи данных;

- система видео-конференц-связи;

- система видеоотображения информации;

- система радиосвязи;

- система оповещения персонала;

- система внутренней связи;

- система мониторинга транспортных средств;

- система бесперебойного электропитания.

В состав оборудования КСА ЕДДС должны входить:

- автоматизированные рабочие места для руководителя ЕДДС и его заместителя – старшего оперативного дежурного, инженера, оперативного дежурного, специалистов по приему и обработке экстренных вызовов (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене), управления местной системой оповещения, приема информации от аппаратуры, установленной на транспортных средствах экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (школьных автобусах, автобусах, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средствах, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и подключенных к РНИС ТК СО;

- телефонные аппараты (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);

- микротелефонные гарнитуры для специалистов по приему и обработке экстренных вызовов (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);

- система записи телефонных переговоров;

- средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;

- средства радиосвязи (радиостанции с ультракороткими и короткими волнами);

- система оповещения руководящего состава муниципального образования;

- серверное оборудование;

- комплект оргтехники (принтер, сканер);

- система видеоотображения информации;

- система видео-конференц-связи;

- метеостанция;

- система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

- прибор радиационного контроля;

- источники бесперебойного электропитания (на каждое автоматизированное рабочее место);

- специально оборудованный металлический сейф для хранения документов, содержащих информацию ограниченного доступа.

Требования к КСА ЕДДС приведены в приложении N 2.

 

Требования к документации ЕДДС

Минимальный состав документации ЕДДС включает в себя:

- нормативно-правовые акты РФ, субъекта РФ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях);

- положение о ЕДДС, утвержденное руководителем органа управления, создавшего ЕДДС;

- штатное расписание ЕДДС;

- регламенты взаимодействия и соглашения об информационном взаимодействии с ЦУКС, СКЦ, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, органами ГО и ЧС, ДДС, соседними ЕДДС и службами жизнеобеспечения обслуживаемой территории;

- журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;

- журнал оперативного дежурства;

- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС при получении информации (сообщений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), в том числе по единому номеру «112» и от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на обслуживаемой территории;

- инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и ЧС (происшествиях);

- план реагирования ЕДДС на вероятные ЧС (происшествия);

- варианты управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), согласованных со службами жизнеобеспечения обслуживаемой территории;

- план взаимодействия ЕДДС с ДДС при ЧС (происшествиях), ликвидации пожаров на обслуживаемой территории;

- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС при получении информации по линии взаимодействующих ДДС;

- аварийные и аварийные медицинские карточки на все химические опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационных, химических, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествий);

- инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;

- схемы и списки оповещения органов управления региональной РСЧС, руководства органа местного самоуправления, органа ГО и ЧС, сил и средств на обслуживаемой территории, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий);

- паспорта безопасности обслуживаемой территории, потенциально опасных объектов, объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, рабочие карты обслуживаемой территории и субъекта РФ (в том числе в электронном виде);

- план проведения инструктажа дежурной смены перед заступлением на дежурство;

- ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС;

- графики дежурства оперативных дежурных смен;

- схемы управления и вызова;

- схема местной системы оповещения;

- телефонные справочники;

- документы о проведении профессиональной подготовки персонала ЕДДС;

- формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;

- суточный расчет сил и средств региональной РСЧС на обслуживаемой территории;

- расчет сил и средств на обслуживаемой территории, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);

- инструкции по обмену информацией с ЦУКС, СКЦ, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, ДДС, расположенными на обслуживаемой территории, соседними ЕДДС при угрозе возникновения и возникновении ЧС (происшествий);

- документы на паводкоопасный период (для ЕДДС, обслуживаемые территории которых подвержены данному риску);

- документы на пожароопасный период (для ЕДДС, обслуживаемые территории которых подвержены данному риску);

- отчетные документы о планируемых и проведенных тренировках, командно-штабных учениях, командно-штабных тренировках по организации управления мероприятиями по защите населения и территорий, ликвидации последствий ЧС (происшествий) природного и техногенного характера.

Перечень документации ЕДДС может дополняться ГУ МЧС России по субъекту РФ, Министерством общественной безопасности субъекта РФ, органом управления, создавшим ЕДДС, в зависимости от условий функционирования ЕДДС.

 

[1] Стандарт утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 N 723-ст.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2020.

 

Окончание

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021)
Просмотров: 1564 | Теги: Организация деятельности