Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
В статье рассматриваются принципы построения, организация, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере образования в рамках РСЧС (далее - функциональная подсистема образования).
Основными задачами функциональной подсистемы ГО и ЧС образования в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) [1] являются: - участие в разработке нормативно-правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций; - участие в осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ГО и ЧС образования к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - создание, совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников органов управления и специалистов функциональной подсистемы ГО и ЧС образования; - организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности; - повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"; - участие во Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель"; - подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях; - осуществление мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций; - обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации; - осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и организаций. Функциональная подсистема образования создается для организации работы по защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне функциональной подсистемы ГО и ЧС образования создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами функциональной подсистемы ГО и ЧС образования являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне являются: - руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; - участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и организациях; - организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым имуществом; - координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и организациях; - сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями; - поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС; - обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; - координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций являются: - руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциально опасные объекты; - организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи; - организация защиты обучающихся и работников образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций, а также, при необходимости, их эвакуации; - обеспечение готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - руководство созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организация подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях; - поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями и организациями. Органами повседневного управления функциональной подсистемы ГО и ЧС образования являются пункт управления (приемная руководителя) и дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций. Органы повседневного управления оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы ГО и ЧС образования функционируют в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: - режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; - режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной подсистемы ГО и ЧС образования, являются:
а) в режиме повседневной деятельности: - планирование и выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциально опасные объекты в чрезвычайных ситуациях; - совершенствование подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных ситуациях; - организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности; - организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации; - обеспечение создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности: - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; - усиление дежурно-вахтенной службы; - непрерывный сбор и передача органам управления и силам функциональной подсистемы ГО и ЧС образования данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников образовательных учреждений и организаций о приемах и способах защиты от них; - принятие мер по защите обучающихся и работников образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций; - осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций; - приведение в состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы ГО и ЧС образования, уточнение планов их действий; - проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации: - непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников образовательных учреждений и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях; - выполнение мероприятий в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации; - проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций; - организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в установленном порядке дополнительных сил и средств. Дополнительно на потенциально опасных объектах организуется: - усиление охраны; - ограничение или прекращение доступа на объекты; - проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий (чрезвычайных ситуаций). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются резервы финансовых и материальных ресурсов. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами, учреждениями и организациями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в этой области. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств.
[1] Порядок организации и функционирования РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) определен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 15.02.2014) . РСЧС предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | |
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (08.09.2016) | |
Просмотров: 2708 |