Содержание июньского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» - 26 Мая 2024 - Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях
Главная » 2024 » Май » 26 » Содержание июньского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»
20:45
Содержание июньского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»

Представляем аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2024. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций».

 

Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Гражданская оборона и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – слишком серьезные направления государственной деятельности, чтобы оставаться без соответствующего контроля и государственного надзора. Этим занимаются органы МЧС России, государственные и муниципальные органы власти, сами объекты контроля (предприятия, учреждения, органы ГО и ЧС) в порядке самоконтроля и внутреннего аудита. К сожалению, при анализе масштабных ЧС практически всегда выявляются нарушения требований законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО и ЧС в результате халатности или иных причин. Для профилактики таких правонарушений осуществляется прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

 

Организация гражданской обороны в центральном аппарате и территориальных органах федеральной службы судебных приставов

В статье рассказывается об организации гражданской обороны в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Рассмотрены цель, задачи и структура управления ГО в ФССП.

 

Защитные сооружения гражданской обороны

Обеспечение населения средствами коллективной защиты является одной из основных задач в области гражданской обороны (статья 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"). В представленной публикации рассмотрены основные направления деятельности и мероприятия по решению данной задачи.

 

Планирование и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях

В публикации рассмотрены вопросы планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне (в городе, районе, округе), в том числе:

- основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях ЧС мирного времени и в военное время;

- требования по обеспечению защиты населения муниципального образования и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное время;

- требования по размещению производительных сил;

- требования по подготовке организаций к работе в условиях военного времени;

- требования по подготовке к выполнению работ по восстановлению объектов экономики муниципального образования в военное время;

- требования к системам управления организациями для решения задач в условиях военного времени;

- структура плана работы комиссии по повышению устойчивости функционирования в военное время.

 

Что означают цифры в обозначении стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях?

В статье рассказывается о структуре комплекса стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС) и правилах буквенно-цифрового обозначения данных стандартов. Например, что означают цифры в названии ГОСТ Р 22.9.13-2014? Отвечаем сразу: первые две цифры (22) определяют принадлежность стандарта к комплексу стандартов БЧС, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения или пересмотра стандарта. Более подробно читайте в представленной публикации.

 

Подготовка служащих Минпросвещения России в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

В статье рассмотрены вопросы подготовки служащих Минпросвещения России в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Подготовка в области ГО и защиты от ЧС является обязательной для всех служащих Министерства просвещения. Основными задачами подготовки являются:

- изучение служащими способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- выработка навыков и умений для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- совершенствование практических навыков и умений в организации и проведении мероприятий в области ГО, по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.

Публикация также содержит тематический план курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, программу вводного инструктажа по ГО, форму журнала учета вводного инструктажа по ГО.

 

Положение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования

Положение определяет основные задачи, порядок планирования, организацию и проведение эвакуационных мероприятий на территории муниципального образования при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при возникновении ЧС.

 

Примерное положение об организации световой и других видов маскировки на территории муниципального образования (города, района, округа)

Положение определяет цели и принципы планирования, обеспечения и проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки на территории муниципального образования в соответствии действующими нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны.

Светомаскировка (световая маскировка) – скрытие от наблюдения воздушного и наземного противника световых демаскирующих признаков войск и сил, военных объектов, промышленных районов и населенных пунктов, объектов экономики и их имитация на ложных объектах. Светомаскировка осуществляется для затруднения обнаружения и определения координат объектов для поражения с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, а также снижения точности наведения на них управляемых средств поражения. Светомаскировка также затрудняет деятельность наводчиков артиллерийского огня и других средств поражения противника.

В соответствии с п. 11 "Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях световой и других видов маскировки, являются:

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

Планирование мероприятий по световой и другим видам маскировки осуществляется заблаговременно, в мирное время, и предусматривает их проведение в соответствии с действующими нормативно-правовыми и техническими требованиями.

 

Положение о порядке организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ

Положение разработано на основании Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ при возникновении ЧС на территории субъекта РФ.

 

Опыт работы учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области

В статье рассмотрены отдельные направления подготовки населения, руководителей и специалистов в области гражданской и защиты от чрезвычайных ситуаций в УМЦ ГОЧС Нижегородской области им. Маршала В.И. Чуйкова.

 

Московская областная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: задачи, функции, структура управления

В статье рассмотрены задачи, функции, структура управления, состав сил и средств Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Московская область (далее – МО) – субъект РФ, входящий в состав Центрального федерального округа. По численности населения превосходит все остальные субъекты федерации, уступая только Москве. Численность населения области составляет 8,651 млн чел. (2024). Московская область является крупнейшим промышленным регионом России. Экономика области занимает третье место среди субъектов РФ по объему ВРП и второе по объему промышленного производства (после Москвы).

Постановлением Правительства МО от 04.02.2014 N 25/1 (ред. от 20.12.2023) утверждено Положение о Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МОСЧС), определяющее порядок организации и функционирования МОСЧС.

 

Задачи, функции и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (далее – КЧС) является постоянно действующим координирующим органом, образованным для обеспечения согласованности действий администрации муниципального образования, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Основными задачами КЧС являются:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности (далее – ОПБ);

- координация деятельности органов управления и сил муниципального звена региональной (областной, краевой, республиканской) территориальной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – муниципальное звено РТСЧС);

- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципального образования и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС или пожаров;

- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств постоянной готовности муниципального образования, предназначенных для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации, муниципального звена РТСЧС и других подразделений и формирований для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ в установленном порядке;

- рассмотрение вопросов о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС муниципального характера;

- рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о ЧС;

- рассмотрение вопросов об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера.

 

Опасные производственные объекты: определение и классификация

В статье на основе Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" даны определение и классификация опасных производственных объектов.

Опасный производственный объект в широком смысле этого выражения – это производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на четыре класса опасности:

I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Просмотров: 192 | Добавил: ЦИПЗО