Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Ущерб от чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это не только человеческие потери, но и материальный ущерб, выражаемый в денежном выражении. Оценка материального ущерба необходима при классификации ЧС[1], определении размера бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ[2] на финансирование аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ЧС, оказании социальной поддержки граждан (выплаты различных компенсаций пострадавшим). Для решения указанных вопросов и в целях выработки единых подходов приказом МЧС России от 01.09.2020 N 631 утверждена «Методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций». Согласно действующей классификации ЧС основными критериями, определяющими отнесение произошедшей ЧС к ЧС соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших вред здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба). Оценка материального ущерба (далее – ущерб) от ЧС является основой для определения характера ЧС в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий и планирования мероприятий, направленных на предупреждение ЧС. Методика устанавливает общие положения, на основе которых проводится оценка ущерба от ЧС природного и техногенного характера. Документ предназначен для практического использования специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при проведении оценки ущерба от ЧС. Методика не предназначена для определения морального вреда и упущенной выгоды. Ущерб от ЧС определяется в денежном выражении и на определенную дату. Организация работы по оценке ущерба от ЧС, а также непосредственный сбор, обобщение информации и оценка ущерба от ЧС могут быть выполнены как последовательно и поэтапно, так и параллельно. Общим требованием для оценки ущерба от ЧС является исключение двойного счета, когда объект, которому причинен ущерб, учитывается несколько раз при определении различных видов ущерба. В соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства»[3] ущерб от ЧС – абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Оценка ущерба от ЧС, таким образом, включает определение размеров следующих его составляющих: 1) оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости, а также недвижимого имущества; 2) оценка размера вреда имуществу государственных и муниципальных учреждений; 3) оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Расчет составляющих оценки ущерба от ЧС Оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости осуществляется путем расчета затрат на оказание помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате ЧС, а также пострадавшим гражданам. Ущерб, связанный с оказанием помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате ЧС, а также пострадавшим гражданам, рассчитывается умножением количества граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, на размер этой помощи. При расчете оцениваются следующие виды помощи: 1) единовременное пособие членам семей граждан, погибших в результате ЧС (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении), в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи, а также в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством РФ; 2) единовременное пособие гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред – 200 тыс. рублей на человека); 3) финансовая помощь в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека) – гражданам, постоянно проживающим в жилых помещениях, попавших в зону ЧС, и зарегистрированным в них по месту жительства, чье имущество первой необходимости было утрачено частично или полностью в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС <4>. Оценка размера вреда имуществу физических лиц в части недвижимого имущества осуществляется путем расчета расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС. На основании информации субъекта РФ о количестве утраченных (поврежденных) жилых помещений и их суммарных общих площадях, а также показателях средней рыночной стоимости Оценка размера вреда государственному или муниципальному имуществу осуществляется путем расчета расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, а также расчета ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству. При определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ исполнительные органы государственной власти субъекта РФ совместно с органами местного самоуправления осуществляют их оценку в соответствии с актами обследования поврежденных объектов и сметными расчетами на проведение работ. Расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, в соответствии с их сферой ведения. При оценке затрат на восстановление утраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Расчет составляющих вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ на основании методических и иных документов Правительства РФ, Минприроды России и Росрыболовства.
Порядок проведения оценки ущерба от ЧС Проведение оценки ущерба от ЧС осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции организуют оказание органам исполнительной власти субъектов РФ необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону ЧС своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством РФ. По результатам оценки ущерба от ЧС оформляется справка об оценке ущерба от ЧС, утверждаемая руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (для ЧС федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера) (рекомендуемый образец приведен в приложении к статье). Для ЧС муниципального характера справка об оценке ущерба от ЧС утверждается главой администрации муниципального района (муниципального (городского) округа), для ЧС локального характера – руководителем организации (объекта).
Приложение 1
СПРАВКА ОБ ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ ЧС
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2021. [1] См. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». [2] См. постановления Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 26.12.2019 N 1846 «Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ»; от 28.12.2019 N 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями». [3] Утверждено приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст. Другие статьи по теме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1248 |