Организация планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области
Главная » Статьи » Региональный опыт

Организация планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области

Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) в Московской области (далее – МО) утвержден Постановлением областного Правительства от 29.05.2018 N 337/19 (ред. от 04.12.2019). Документ определяет единые требования к разработке, согласованию, утверждению и корректировке планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС исполнительных органов государственной власти МО и госучреждений МО (далее – планы действий).

Планы действий определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, снижению их негативных последствий, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС, привлекаемые силы и средства для этого.

Планы действия отражают мероприятия, направленные на выполнение задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Непосредственное руководство планированием мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляют руководители центральных исполнительных органов государственной власти МО, государственных органов МО, госучреждений МО.

 

Организация разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и инструкций по действиям в ЧС

Разработку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО осуществляет Главное управление МЧС России по МО во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти МО, государственными органами МО и государственными учреждениями МО.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС исполнительных органов государственной власти МО и госучреждений МО, участвующих в деятельности областной системы предупреждения и ликвидации ЧС, разрабатываются их уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС структурными подразделениями (работниками) во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по МО. Список таких органов и учреждений утверждается Правительством МО. Органы и учреждения, не вошедшие в этот список, руководствуются инструкциями по действиям в ЧС (далее – инструкции ЧС), разрабатываемыми ими на основании выписок из плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО (далее – Выписки).

Выписки направляются в 30-дневный срок после утверждения плана действий Главным управлением МЧС России по МО в вышеуказанные органы государственной власти МО и госучреждений МО, которые в 30-дневный срок со дня получения Выписки разрабатывают соответствующие инструкции ЧС.

Этапы разработки планов действий

Разработка планов действий выполняется в три этапа.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

1) изучение и анализ нормативно-правовых актов по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;

2) сбор и обобщение данных:

- выявление объектов и территорий, представляющих опасность для населения;

- проведение анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов ЧС, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации ЧС, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

- получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах ЧС (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.);

- получение сведений о наличии технических средств, необходимых для проведения эвакуационных мероприятий;

3) составление календарного плана по разработке плана действий;

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

1) практическая разработка и оформление плана действий;

2) определение прогнозируемых сценариев развития ЧС, в том числе определяются:

- возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов, в том числе циклических (сезонных) явлений;

- численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб);

- предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объемы предстоящих мероприятий;

- силы, средства, привлекаемые к ликвидации чрезвычайной ситуации, и порядок выполнения ими мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;

3) подписание планов действий:

- план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО подписывает заместитель Председателя Правительства МО, отвечающий за решение вопросов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, и начальник Главного управления МЧС России по МО;

- план действий по предупреждению и ликвидации ЧС центрального исполнительного органа государственной власти МО, государственного органа МО и государственного учреждения МО подписывает заместитель руководителя органа (учреждения), отвечающий за решение вопросов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС и ликвидации их последствий, и руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

4) согласование планов действий:

- план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО согласовывается начальником Центрального Регионального Центра МЧС России;

- планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС центральных исполнительных органов государственной власти МО, государственных органов МО, госучреждений МО согласовываются заместителем Председателя Правительства МО, отвечающим за решение вопросов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, и начальником Главного управления МЧС России по МО;

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ:

- план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО утверждается Правительством МО;

- планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС центральных исполнительных органов государственной власти МО, государственных органов МО, госучреждений МО утверждаются их руководителями.

Инструкции ЧС исполнительных органов государственной власти МО и госучреждений МО разрабатываются в порядке и сроки, согласованные с Главным управлением МЧС России по МО.

Подписание инструкций ЧС исполнительных органов государственной власти МО и госучреждений МО осуществляет руководитель органа (учреждения), отвечающий за решение вопросов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС и ликвидации их последствий, и руководитель структурного подразделения (работник), уполномоченный на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Инструкции ЧС согласовываются начальником Главного управления МЧС России по МО и утверждаются их руководителями исполнительных органов государственной власти МО и госучреждений МО.

Согласование планов действий и инструкций ЧС осуществляется должностными лицами в течение 30 дней со дня представления всех экземпляров планов действий и инструкций ЧС для согласования. В случае принятия согласующим органом решения об отказе в согласовании плана действий или инструкции ЧС заявителю предоставляются мотивированные замечания и предложения по их доработке. Несогласованные план действий или инструкция ЧС в течение 30 дней после получения замечаний и предложений по доработке подлежат доработке и направлению на повторное согласование.

Планы действий и инструкции ЧС подлежат утверждению в течение 10 рабочих дней со дня их согласования.

 

Структура планов действий и инструкций ЧС

Планы действий состоят из основной текстовой части, приложений и графических материалов, оформленных на карте.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО, центрального исполнительного органа государственной власти МО, государственного органа МО, госучреждений МО состоит из 2 разделов и 11 приложений:

1) раздел I «Краткая географическая, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки»;

2) раздел II «Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий»;

3) перечень приложений к плану действий:

- возможная обстановка при возникновении ЧС (с графическими материалами, оформленными на карте);

- календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;

- решение комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности на ликвидацию ЧС (с графическими материалами, оформленными на карте);

- расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;

- организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС;

- порядок проведения мероприятий по эвакуации населения при угрозе и возникновении ЧС;

- планы по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в период половодья на территории МО;

- планы предупреждения и ликвидации возможных ЧС в пожароопасный период на территории МО;

- планы предупреждения и ликвидации возможных ЧС в зимний период на территории МО;

- планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС на водных объектах в зимний период на территории МО;

- перечень организаций, которые могут привлекаться к работам по восстановлению территорий, пострадавших от ЧС и стихийных бедствий (аварий, катастроф и т.п.).

Выписка из плана действий состоит из 2 разделов:

1) раздел I «Краткие сведения о возможных ЧС и их последствиях»;

2) раздел II «Порядок действий при угрозе и/или возникновении ЧС. Способы защиты».

Инструкции ЧС состоят из разделов, определяющих действия работников исполнительных органов государственной власти и госучреждений МО при:

- авариях на транспорте (автомобильном, железнодорожном, авиационном, речном);

- авариях на потенциально опасных объектах (радиационных, химических, бактериологических и пожаро-, взрывоопасных объектах);

- авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и канализационных коммуникациях);

- гидродинамических авариях (катастрофических затоплениях, в том числе паводкоопасный (половодный) период);

- пожарах (в зданиях и сооружениях, в том числе природных пожарах лесных и торфяных);

- опасных геологических и метеорологических явлениях (оползень, овражная эрозия, ураган, град, ледяной дождь, ливень);

- массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях;

- террористических акциях (обнаружение взрывчатых веществ, бесхозных вещей и захват заложников).

 

Введение в действие планов действий и инструкций ЧС

Планы действий и инструкции ЧС вводятся в действие при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

 

Сроки действия и периодичность корректировки планов действий и инструкций ЧС

Планы действий и инструкции ЧС разрабатываются на 5 лет и начинают действовать со дня их утверждения.

По истечении 5 лет со дня их утверждения планы действий и инструкции ЧС утрачивают силу и разрабатываются новые планы действий и инструкции ЧС в соответствии с установленным порядком. Разработка новых планов действий и инструкций ЧС начинается не менее чем за 30 дней до окончания сроков действия предыдущих планов действий и инструкций ЧС.

Корректировка планов действий и инструкций ЧС производится не реже одного раза в год к 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при угрозе возникновения ЧС или в случаях:

- изменения организационно-штатной структуры;

- реконструкции, технического перевооружения, ввода новых или закрытия старых опасных производственных объектов (технологий) и/или потенциально опасных и опасных объектов;

- на основании актов технического расследования причин возникших аварий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в случае выявления новых факторов риска возникновения ЧС;

- по результатам учений и тренировок с органами управления, силами и средствами Московской областной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

- по предписаниям Главного управления МЧС России по МО и Главного управления государственного административно-технического надзора МО в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане действий или инструкции ЧС, информации, полученной в ходе осуществления федерального и регионального государственного надзора.

Корректировка планов действий и инструкции ЧС производится в том же порядке, как его разработка и утверждение. При корректировке вносятся изменения во все экземпляры соответствующих планов действий и инструкций ЧС.

Планы действий разрабатываются в 3 экземплярах.

Первый и второй экземпляры плана, а также его электронная версия хранятся в Главном управлении МЧС России по МО.

Третий экземпляр плана хранится на запасном пункте управления Правительства МО.

Первый экземпляр плана действий центральных исполнительных органов государственной власти МО, государственных органов МО, госучреждений МО, а также его электронная версия хранится в центральном исполнительном органе государственной власти МО, государственном органе МО, государственном учреждении МО.

Второй экземпляр плана действий центральных исполнительных органов государственной власти МО, государственных органов МО, госучреждений МО, а также его электронная версия направляется и хранится в Главном управлении МЧС России по МО.

Третий экземпляр плана действий центральных исполнительных органов государственной власти МО, государственных органов МО, госучреждений МО хранится на запасном пункте управления Правительства МО.

Инструкции ЧС исполнительных органов государственной власти МО и госучреждений МО разрабатываются в 2 экземплярах.

Первый экземпляр инструкции ЧС и его электронная версия хранится у его разработчика.

Второй экземпляр инструкции ЧС и его электронная версия хранится в Главном управлении государственного административно-технического надзора МО.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 1506