Содержание сентябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» - 27 Августа 2025 - Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях
Главная » 2025 » Август » 27 » Содержание сентябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»
10:36
Содержание сентябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»

Представляем аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 9/2025. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

 

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку на II полугодие 2025 г.

 

Организация срочного восстановления функционирования коммунальных служб при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время является одной из законодательно закрепленных основных задач гражданской обороны. Основными мероприятиями по решению этой задачи в военное время, являются:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

Для срочного восстановления функционирования коммунальных служб в военное время и при чрезвычайных ситуациях на региональном и муниципальном уровнях формируются коммунально-технические спасательные службы гражданской обороны, разрабатываются и утверждаются соответствующие положения, методические рекомендации и инструкции.

С 1 мая 2025 года введен в действие ГОСТ Р 42.5.04-2024 «Гражданская оборона. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб. Общие требования». Стандарт устанавливает общие требования по организации и проведению комплекса мероприятий по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

Организация гражданской обороны в федеральной службе государственной статистики

В статье рассмотрены основы организации гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения ГО, а также основные мероприятия по ГО в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы государственной статистики.

 

О надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В статье рассмотрены отдельные правовые вопросы надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Публикация также содержит ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы в этой сфере, представлена статистика надзорной деятельности за 2024 год, включая структуру основных видов нарушений.

 

Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне

В статье рассмотрены вопросы создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне.

 

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению)

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению возлагается на силы входящие в состав сети наблюдения и лабораторного контроля (далее – СНЛК) и посты радиационной и химической разведки нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО).

 СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее – РСЧС).

Наблюдение и лабораторный контроль организуется и проводится в целях:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийных химически опасных веществ (АХОВ) веществ, биологических (бактериологических) средств – возбудителей инфекционных заболеваний.

 

Психотерапевтическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Отечественная и зарубежная практика службы экстренной медицинской помощи доказывает настоятельную необходимость совершенствования психотерапевтической помощи пострадавшим и внедрения комплексного подхода (медико-психологического, психотерапевтического и психиатрического) в оказание медицинской помощи и профилактику психических расстройств в условиях чрезвычайных ситуаций. Назрела необходимость в организации комплексной антистрессовой специализированной медицинской помощи с выделением последовательных этапов медико-психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи. Данный подход позволяет осуществлять возможно более раннее начало психокоррекционных мероприятий и психотерапевтического лечения, глубина, направленность и объемы которых зависят от ситуации, индивидуума и динамики развития событий в условиях ЧС. Основой концепции помощи и алгоритмов действий медицинских и немедицинских психологов, врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров в условиях ЧС является установленная отечественным и мировым опытом структура и динамика развития расстройств психического здоровья населения в зоне ЧС, в период ближайших и отдаленных последствий.

 

Порядок разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации

Планирование – одна из основных функций управления защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основным документом в области планирования является план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Такие планы разрабатываются на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (города, района, округа) и в установленных случаях на уровне организации (предприятия, учреждения).

В целях унификации процедур разработки и оформления планов по ЧС утверждены национальные стандарты Российской Федерации:

ГОСТ Р 22.3.21-2023. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 21.09.2023 N 906-ст);

ГОСТ Р 22.3.22–2023. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 22.09.2023 N 921-ст);

ГОСТ Р 22.2.14-2023. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 21.09.2023 N 905-ст).

На страницах нашего журнала мы уже обращались к теме разработки планов по защите от ЧС на муниципальном (N 3/2025) и объектовом уровнях (N 8/2024). В настоящей статье рассмотрены требования к содержанию и оформлению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ, а также к процедуре его разработки.

 

Подготовка неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

В статье рассмотрены порядок подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС, соответствующие функции администрации муниципального образования, учреждений и организаций, а также порядок и формы подготовки неработающего населения.

 

Основные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций, расположенных на территории муниципального образования, при ЧС и военных конфликтах

Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера является одной из основных задач в области гражданской обороны.

Основными мероприятиями по решению этой задачи являются:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам ПУФ объектов экономики;

- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

 

Организация эвакуационных мероприятий в Астраханской области

В статье рассмотрены основы организации эвакуационных мероприятий в Астраханской области с учетом требований Постановления Правительства РФ от 30.11.2023 года N 2056 ДСП «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

 

Примерное положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на уровне субъекта Российской Федерации

Положение определяет порядок организации и функционирования территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ в целях защиты от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

 

Примерное положение о бригаде специализированной медицинской помощи постоянной готовности инфекционного профиля

Чрезвычайные ситуации часто сопровождаются вспышками инфекционных заболеваний. Кроме того, существует опасность применения биологических агентов в целях проведения террористических актов и диверсий. Отсюда становиться понятной необходимость формирования в системе медицины катастроф бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности инфекционного профиля. Представленное примерное положение можно взять за основу при разработке собственных аналогичных положений.

 

Цветовые коды опасности для информирования населения при чрезвычайных ситуациях

В статье на основе ГОСТ Р 22.3.13-2018 (ИСО 22324:2015) «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по цветовым кодам опасности» рассмотрены цели и особенности использования цветовых кодов опасности при чрезвычайных ситуациях.

 

Разъяснения МЧС России

Порядок применения положений ГОСТ 22.2.14-2023 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению".

 

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Пожар – это всегда чрезвычайная ситуация с риском для жизни и здоровья людей и материальным ущербом, поэтому вопросы пожарной безопасности должны быть постоянно в поле зрения руководителей организаций и иных должностных лиц, отвечающих за безопасность предприятий и учреждений. В соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР) в отношении каждого здания или сооружения руководителем организации (предприятия, учреждения) утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. Настоящая публикация содержит требования к инструкции о мерах пожарной безопасности и образец инструкции о мерах пожарной безопасности.

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе ППР и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

- порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

- порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;

- порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

- расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;

- порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

- допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

- порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши;

- предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

- обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

- допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты;

- перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом на объекте защиты (при их наличии).

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

- сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;

- организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;

- проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

- отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;

- перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;

- прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

- удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;

- осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;

- обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

- организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

- встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

- сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

- по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

- организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

 

Просмотров: 187 | Добавил: ЦИПЗО