Главная » Статьи » Организация ГО |
Световая маскировка должна проводиться для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение объектов экономики и инфраструктуры с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40 – 0,76 мкм). Световую маскировку следует предусматривать в двух режимах – частичного затемнения и ложного освещения. Режим частичного затемнения следует рассматривать как подготовительный период к введению режима ложного освещения. Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки, проводятся заблаговременно, в мирное время путем разработки планирующих документов, подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также накопления имущества и технических средств, необходимых для их проведения. Мероприятия по непосредственной маскировке осуществляются при приведении гражданской обороны (ГО) в готовность и в военное время. Световая маскировка осуществляется на отдельно расположенных объектах капитального строительства. Комплексная маскировка объектов проводится на территориях организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, и на прилегающих к ним территориях. Основные способы маскировки – скрытие, имитация и демонстративные действия аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению мероприятий ГО. Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для работающего оборудования и (или) технических средств (систем) в населенных пунктах и объектах. Скрытие обеспечивают соблюдением маскировочной дисциплины, использованием маскирующих свойств местности, естественных условий и применением специальных приемов, технологий и средств маскировки. Имитация заключается в создании ложных объектов и ложной обстановки путем использования макетов сооружений, оборудования и техники на территории объекта и на расстоянии от объекта, обеспечивающем уход (увод) современных средств поражения на ложные объекты. Демонстративные действия – это преднамеренный показ деятельности персонала объектов, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб на оборудованных ложных объектах, направленный на имитацию их функционирования и создание условий для поражения ложных целей. Основными нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами при организации мероприятий по светомаскировке являются: - СП 264.1325800.2016. Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84[1]; - СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90[2]; - ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства»[3]; - Правила устройства электроустановок; - приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 24.12.2019) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Ведение мероприятий по световой маскировке осуществляется: - частично – при выполнении первоочередных мероприятий по ГО или в условиях локального военного конфликта на части территории страны; - в полном объеме – при внезапном нападении противника. Способы осуществления световой маскировки объектов организаций: - электрический – централизованное отключение электроосвещения всего объекта или его части; - светотехнический – снижении освещенности и в оборудовании осветительных и сигнальных установок маскировочными приспособлениями; - технологический – мероприятия, в результате которых световое излучение не возникает или снижается на объекте до уровней, позволяющих осуществлять его световую маскировку механическим способом; - механический – меры закрытия светящихся элементов объектов светонепроницаемыми материалами или конструкциями. Способ или сочетание способов световой маскировки должен выбираться в каждом конкретном случае на основе технико-экономического сравнения разрабатываемых вариантов (по критерию «стоимость – эффективность»). В режиме частичного затемнения следует предусматривать завершение подготовки к введению режима ложного освещения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в населенных пунктах. Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен быть проведен не более, чем за 3 часа. За этот срок должна быть завершена подготовка к световой маскировке объектов экономики, которые продолжают работу в военное время. В режиме частичного затемнения освещенность в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях рекомендуется снижать путем выключения части осветительных приборов, установки ламп пониженной мощности или применения регуляторов напряжения. Транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат. Режим частичного затемнения следует рассматривать, как подготовительный период к введению полного затемнения в режиме ложного освещения. Режим ложного освещения предусматривает полное затемнение наиболее важных зданий и сооружений и ориентирных указателей на территориях, а также освещение ложных и менее значимых объектов (улиц и территорий). Режим полного затемнения вводят по сигналу «Воздушная тревога» и отменяют с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим ложного освещения должен быть осуществлен не более чем за 3 мин. Маскировка производственных огней допускается проведением инженерно-технических мероприятий по изменению излучаемого спектра электромагнитных излучений и создания ложных огней аналогичной интенсивности во всем спектре электромагнитных излучений. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания маскировки производственных огней, находящихся в них. но не позднее, чем через 5 мин после подачи сигнала «Воздушная тревога». В режиме ложного освещения транспорт должен быть остановлен, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны быть выключены. В режиме ложного освещения в жилых зданиях (независимо от пребывания людей), а также в помещениях общественных, производственных и вспомогательных зданий, в которых не предусмотрено пребывание людей в темное время суток, или прекращается работа по сигналу «Воздушная тревога», осуществляется полное отключение источников освещения. Световая маскировка зданий или помещений, в которых продолжается работа при подаче сигнала «Воздушная тревога» или по условиям производства невозможно безаварийное отключение освещения, осуществляется светотехническим или механическим способом. К числу таких объектов относятся; - операционные блоки больницы, помещение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии; - узел связи, АТС; - котельные с водогрейными котлами единичной производительности более 10 Гкал/ч и теплофикационные насосные станции; - водопроводные насосные станции, а также водоподъемные сооружения артезианских скважин; - канализационные насосные станции, без аварийного выпуска или с аварийным выпуском, при согласованной продолжительности сброса менее 2 ч, очистные сооружения; - диспетчерские пункты энергосистем, электросетей, сетей наружного освещения, теплоснабжения, водопроводных, канализационных и газовых сетей, охранной сигнализации; сооружения и здания органов управления гражданской обороной.
Организационно-технические мероприятия по световой маскировке Проведение организационно-технических мероприятий и разработка планов световой маскировки осуществляется на основе единого инженерно-технического решения. Принятию такого решения предшествует анализ условий деятельности объектов экономики при введении режимов частичного затемнения или ложного освещения, систем их энергоснабжения и систем управления осветительными сетями. Инженерно-техническое решение на световую маскировку объектов экономики вырабатывается только для объектов, продолжающих работу в военное время и на которых, хотя бы в отдельных цехах и подразделениях, сохраняется деятельность в темное время суток после сигнала «Воздушная тревога». Все объекты, не работающие в темное время суток, или объекты, отключение от электроснабжения которых не вызывает аварийных последствий, подлежат централизованному отключению и инженерно-технические решения по световой маскировке не вырабатываются. Инженерно-техническое решение по световой маскировке должно включать вопросы: - электроснабжения, управления электроосвещением и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и объектов экономики: - порядка разработки средств и способов световой маскировки производственных огней; - своевременного введения режимов световой маскировки и осуществления контроля над их соблюдением; - обеспечения безопасности населения и обслуживающего персонала, охраны и поддержания порядка на объектах; - обеспечения эффективности световой маскировки при минимальных затратах сил и средств на ее проведение. Организационно-технические мероприятия, проводимые в мирное время, включают: - определение способов световой маскировки объектов и помещений; выявление объектов, освещение которых должно отключаться в режиме частичного затемнения, мест на территории населенных пунктов и объектов экономики, где необходимо маскировочное освещение для обеспечения полного затемнения в режиме ложного освещения; - выявление помещений, в которых отключается освещение для обеспечения полного затемнения, а также световая маскировка которых производится механическим способом (закрытие световых проемов, устройство тамбуров); - определение мощности, типов и мест установки светильников общего и местного маскировочного освещения и световых знаков; - реконструкцию систем электроосвещения, электроснабжения, оборудование пунктов централизованного управления освещением и проверку в действии технических средств по отключению общего и включению маскировочного освещения; - изготовление устройств для световой маскировки световых проемов и тамбуров, создание запасов светомаскировочного материала и оборудования. К числу организационных мероприятий по световой маскировке относятся: - подготовка дежурного персонала диспетчерских пунктов к управлению энергосистемами при быстром сбросе электрических нагрузок по сигналу «Воздушная тревога»; - разработка и доведение до персонала должностных инструкций и графиков выполнения плана светомаскировочных мероприятий; - обучение и тренировка персонала по осуществлению частичного и полного затемнения; - обучение водителей транспорта действиям по сигналу «Воздушная тревога» и т.д.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2021. Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022) | |
Просмотров: 4918 |