Организация световой маскировки
Главная » Статьи » Организация ГО

Организация световой маскировки

Световая маскировка должна проводиться для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение объектов экономики и инфраструктуры с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40 – 0,76 мкм).

Световую маскировку следует предусматривать в двух режимах – частичного затемнения и ложного освещения. Режим частичного затемнения следует рассматривать как подготовительный период к введению режима ложного освещения. Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки, проводятся заблаговременно, в мирное время путем разработки планирующих документов, подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также накопления имущества и технических средств, необходимых для их проведения.

Мероприятия по непосредственной маскировке осуществляются при приведении гражданской обороны (ГО) в готовность и в военное время.

Световая маскировка осуществляется на отдельно расположенных объектах капитального строительства. Комплексная маскировка объектов проводится на территориях организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, и на прилегающих к ним территориях.

Основные способы маскировки – скрытие, имитация и демонстративные действия аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению мероприятий ГО.

Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для работающего оборудования и (или) технических средств (систем) в населенных пунктах и объектах. Скрытие обеспечивают соблюдением маскировочной дисциплины, использованием маскирующих свойств местности, естественных условий и применением специальных приемов, технологий и средств маскировки.

Имитация заключается в создании ложных объектов и ложной обстановки путем использования макетов сооружений, оборудования и техники на территории объекта и на расстоянии от объекта, обеспечивающем уход (увод) современных средств поражения на ложные объекты.

Демонстративные действия – это преднамеренный показ деятельности персонала объектов, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб на оборудованных ложных объектах, направленный на имитацию их функционирования и создание условий для поражения ложных целей.

Основными нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами при организации мероприятий по светомаскировке являются:

- СП 264.1325800.2016. Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84[1];

- СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90[2];

- ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства»[3];

- Правила устройства электроустановок;

- приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 24.12.2019) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Ведение мероприятий по световой маскировке осуществляется:

- частично – при выполнении первоочередных мероприятий по ГО или в условиях локального военного конфликта на части территории страны;

- в полном объеме – при внезапном нападении противника.

Способы осуществления световой маскировки объектов организаций:

- электрический – централизованное отключение электроосвещения всего объекта или его части;

- светотехнический – снижении освещенности и в оборудовании осветительных и сигнальных установок маскировочными приспособлениями;

- технологический – мероприятия, в результате которых световое излучение не возникает или снижается на объекте до уровней, позволяющих осуществлять его световую маскировку механическим способом;

- механический – меры закрытия светящихся элементов объектов светонепроницаемыми материалами или конструкциями.

Способ или сочетание способов световой маскировки должен выбираться в каждом конкретном случае на основе технико-экономического сравнения разрабатываемых вариантов (по критерию «стоимость – эффективность»).

В режиме частичного затемнения следует предусматривать завершение подготовки к введению режима ложного освещения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в населенных пунктах.

Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен быть проведен не более, чем за 3 часа. За этот срок должна быть завершена подготовка к световой маскировке объектов экономики, которые продолжают работу в военное время.

В режиме частичного затемнения освещенность в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях рекомендуется снижать путем выключения части осветительных приборов, установки ламп пониженной мощности или применения регуляторов напряжения.

Транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.

Режим частичного затемнения следует рассматривать, как подготовительный период к введению полного затемнения в режиме ложного освещения.

Режим ложного освещения предусматривает полное затемнение наиболее важных зданий и сооружений и ориентирных указателей на территориях, а также освещение ложных и менее значимых объектов (улиц и территорий). Режим полного затемнения вводят по сигналу «Воздушная тревога» и отменяют с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги».

Переход с режима частичного затемнения на режим ложного освещения должен быть осуществлен не более чем за 3 мин.

Маскировка производственных огней допускается проведением инженерно-технических мероприятий по изменению излучаемого спектра электромагнитных излучений и создания ложных огней аналогичной интенсивности во всем спектре электромагнитных излучений. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания маскировки производственных огней, находящихся в них. но не позднее, чем через 5 мин после подачи сигнала «Воздушная тревога».

В режиме ложного освещения транспорт должен быть остановлен, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны быть выключены.

В режиме ложного освещения в жилых зданиях (независимо от пребывания людей), а также в помещениях общественных, производственных и вспомогательных зданий, в которых не предусмотрено пребывание людей в темное время суток, или прекращается работа по сигналу «Воздушная тревога», осуществляется полное отключение источников освещения.

Световая маскировка зданий или помещений, в которых продолжается работа при подаче сигнала «Воздушная тревога» или по условиям производства невозможно безаварийное отключение освещения, осуществляется светотехническим или механическим способом. К числу таких объектов относятся;

- операционные блоки больницы, помещение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии;

- узел связи, АТС;

- котельные с водогрейными котлами единичной производительности более 10 Гкал/ч и теплофикационные насосные станции;

- водопроводные насосные станции, а также водоподъемные сооружения артезианских скважин;

- канализационные насосные станции, без аварийного выпуска или с аварийным выпуском, при согласованной продолжительности сброса менее 2 ч, очистные сооружения;

- диспетчерские пункты энергосистем, электросетей, сетей наружного освещения, теплоснабжения, водопроводных, канализационных и газовых сетей, охранной сигнализации; сооружения и здания органов управления гражданской обороной.

 

Организационно-технические мероприятия по световой маскировке

Проведение организационно-технических мероприятий и разработка планов световой маскировки осуществляется на основе единого инженерно-технического решения. Принятию такого решения предшествует анализ условий деятельности объектов экономики при введении режимов частичного затемнения или ложного освещения, систем их энергоснабжения и систем управления осветительными сетями.

Инженерно-техническое решение на световую маскировку объектов экономики вырабатывается только для объектов, продолжающих работу в военное время и на которых, хотя бы в отдельных цехах и подразделениях, сохраняется деятельность в темное время суток после сигнала «Воздушная тревога».

Все объекты, не работающие в темное время суток, или объекты, отключение от электроснабжения которых не вызывает аварийных последствий, подлежат централизованному отключению и инженерно-технические решения по световой маскировке не вырабатываются.

Инженерно-техническое решение по световой маскировке должно включать вопросы:

- электроснабжения, управления электроосвещением и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и объектов экономики:

- порядка разработки средств и способов световой маскировки производственных огней;

- своевременного введения режимов световой маскировки и осуществления контроля над их соблюдением;

- обеспечения безопасности населения и обслуживающего персонала, охраны и поддержания порядка на объектах;

- обеспечения эффективности световой маскировки при минимальных затратах сил и средств на ее проведение.

Организационно-технические мероприятия, проводимые в мирное время, включают:

- определение способов световой маскировки объектов и помещений; выявление объектов, освещение которых должно отключаться в режиме частичного затемнения, мест на территории населенных пунктов и объектов экономики, где необходимо маскировочное освещение для обеспечения полного затемнения в режиме ложного освещения;

- выявление помещений, в которых отключается освещение для обеспечения полного затемнения, а также световая маскировка которых производится механическим способом (закрытие световых проемов, устройство тамбуров);

- определение мощности, типов и мест установки светильников общего и местного маскировочного освещения и световых знаков;

- реконструкцию систем электроосвещения, электроснабжения, оборудование пунктов централизованного управления освещением и проверку в действии технических средств по отключению общего и включению маскировочного освещения;

- изготовление устройств для световой маскировки световых проемов и тамбуров, создание запасов светомаскировочного материала и оборудования.

К числу организационных мероприятий по световой маскировке относятся:

- подготовка дежурного персонала диспетчерских пунктов к управлению энергосистемами при быстром сбросе электрических нагрузок по сигналу «Воздушная тревога»;

- разработка и доведение до персонала должностных инструкций и графиков выполнения плана светомаскировочных мероприятий;

- обучение и тренировка персонала по осуществлению частичного и полного затемнения;

- обучение водителей транспорта действиям по сигналу «Воздушная тревога» и т.д.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2021.

 

[1] Утверждено приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 880/пр.

[2] Утверждено приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр (ред. от 26.11.2020).

[3] Утверждено приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 5106