Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные чрезвычайные ситуации (ЧС) требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней РСЧС. Своевременное оповещение и информирование населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае их возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения в составе РСЧС. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно действующему законодательству федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС, а также о принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты от них. В настоящее время созданы и функционируют региональные (в границах субъектов РФ), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения населения (в районах размещения потенциально опасных объектов). Указанные системы оповещения действуют в соответствии с приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (см. приложение к статье). Согласно Указа Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (КСЭОН). Основной задачей КСЭОН являются: - экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях; - экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности; - экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения. КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения: - сети электрических и электронных сирен; - сети эфирного аналогового и цифрового телевещания; - сети УКВ-ЧМ (радиовещания); - радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания); - сети уличной звукофикации; - сети кабельного телевидения; - сети подвижной радиотелефонной связи; - сети связи общего пользования; - мобильные средства оповещения. В соответствии с положениями Федерального закона от 12.12.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. При этом системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время. Непосредственное оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению применяются различные формы, методы и способы оповещения населения. Положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" определены режимы функционирования органов управления и сил РСЧС (повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС), порядок организации деятельности которых и уровень реагирования (объектовый, местный, региональный, федеральный и особый) определяются в зависимости от классификации ЧС, характера ее развития, привлекаемых сил и средств, а также других факторов. Уровень реагирования определяется решением соответствующего руководителя органа государственной власти, в ведении которого находится территория, подвергшаяся угрозе или воздействию ЧС. Кроме того, осуществляются работы по созданию специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ), предназначенных для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания и на объектах транспортной инфраструктуры. В условиях быстро меняющихся рисков ЧС (рост масштабов, синергетическое развитие природно-техногенных процессов, появление принципиально новых угроз), современного развития телекоммуникационных технологий, интенсивного развития транспортной инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в труднодоступных местах, урбанизации населения и, соответственно, появления значительного количества новых мест массового пребывания людей – требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем информирования и оповещения по всем направлениям. Так, рост масштабов ЧС и возникновения катастрофического развития синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения – значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов их информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами доведения информации до населения, в том числе экстренной информации и сигналов оповещения. В то же время необходимы технические средства, которые позволяют индивидуально доводить экстренную информацию о ЧС до любого человека, проживающего или находящегося, в том числе, на малонаселенных территориях и в труднодоступных местах. На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, повышение их оперативности, может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС. В целях повышения эффективности работ по совершенствованию систем оповещения населения в 2013 году была принята «Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении ЧС»[1]. Документ представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию информирования и оповещения населения в рамках РСЧС для обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
Действующие системы оповещения населения Оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, ДДС организаций (объектов).
Региональные системы оповещения населения В настоящее время во всех субъектах РФ действуют региональные системы оповещения, основной задачей которых является доведение с повседневных и запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов РФ информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ; - органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; - специально подготовленных сил РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС и сил гражданской обороны на территории субъекта РФ; - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; - населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ. В целях контроля за состоянием готовности региональных систем оповещения населения ежегодно проводятся комплексные проверки их готовности к использованию по предназначению. Акты по результатам проверок утверждаются руководителями (председателями КЧС и ПБ) субъектов РФ. Основными направлениями совершенствования региональных систем оповещения населения являются: - модернизация региональных систем оповещения населения на основе современных технических комплексов оповещения; - обеспечение готовности региональных систем оповещения к использованию по предназначению во всех субъектах РФ; - обеспечение доведения сигналов оповещения до 100% населения, в том числе в автоматическом режиме в зонах экстренного оповещения; - внедрение современных технических средств доведения информации до населения, в том числе экстренной.
Муниципальные (местные) системы оповещения населения Основной задачей муниципальной (местной) системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования; - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; - населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Основным проблемным вопросом является отсутствие местных автоматизированных систем оповещения населения в сельских населенных пунктах. Основные направления совершенствования муниципальных (местных) систем оповещения: - модернизация муниципальных (местных) систем оповещения на основе современных технических комплексов оповещения; - создание систем экстренного оповещения населения и их сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; - объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; - персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; - руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; - населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (постановление Совета Министров – Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"). В соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности все здания и сооружения должны быть оборудованы соответствующими объектовыми системами оповещения при пожаре, которые в ряде случаев могут быть задействованы в ручном или автоматическом режиме для оповещения находящихся на объекте людей о других ЧС. Основные направления совершенствования локальных и объектовых систем оповещения: - создание локальных систем оповещения в районах размещения всех (100%!) потенциально-опасных объектов и оснащение их современными техническими средствами; - создание систем мониторинга и прогнозирования опасных природных и техногенных ЧС; - внедрение технических средств оповещения, обеспечивающих доведение условных сигналов оповещения в автоматическом режиме; - сопряжение с системами мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов; - сопряжение объектовых систем экстренного оповещения о пожаре с муниципальными и локальными системами оповещения.
Основные проблемы и недостатки, влияющие на готовность действующих систем оповещения населения Анализ состояния действующих систем оповещения населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования: - отсутствие местных автоматизированных систем оповещения в сельских местностях; - изношенность технических средств оповещения (региональные системы оповещения создавались в период с 60-х годов до начала 90-х годов прошлого века); - недостаточная подготовка оперативного дежурного состава к действиям по оповещению населения в установленные сроки; - неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания, сетей кабельного телевидения; - низкий охват населения, особенно сельского, сетью электросирен и мощных акустических устройств, не позволяющий своевременно привлечь внимание населения к электронным средствам массовой информации для передачи экстренных сообщений; - снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования в их составе комплексов технических средств, выработавших установленный эксплуатационный ресурс, не предназначенных для работы на современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и техническим требованиям; - отсутствие резерва мобильных средств оповещения в субъектах РФ; - отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных, с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, цифрового телерадиовещания, сетями мобильной связи и других; - невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка региональных систем оповещения с другими современными системами доведения информации до населения (ОКСИОН[2], СЗИОНТ[3], службой коротких сообщений сетей операторов радиоподвижной связи и другими); - недостаточное финансирование органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий по реконструкции систем оповещения и поддержанию их в готовности к применению. Возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требуют пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для решения указанных проблем необходим комплексный подход к выполнению задачи оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС с применением всех имеющихся технических средств, которые должны дополнять друг друга, а также обеспечением необходимым финансированием данных мероприятий из бюджетов всех уровней.
Приложение к статье
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ[4]
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Постановлениями Совета Министров – Правительства РФ от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 N 1544-р и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее – организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее – системы оповещения). 2. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения. 3. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и населения. 4. Системы оповещения создаются: на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории РФ); на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта РФ); на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. 5. В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Предназначение и основные задачи систем оповещения
6. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 7. Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; территориальных органов МЧС России – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (далее – главное управление МЧС России по субъекту РФ). 8. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: органов исполнительной власти субъектов РФ; главных управлений МЧС России по субъектам РФ. 9. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ; главного управления МЧС России по субъекту РФ; органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта РФ, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ. 10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. 11. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
III. Порядок использования систем оповещения
12. Основной способ оповещения населения – передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия – должностными лицами уполномоченных на это организаций. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС. По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций. 13. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке. 14. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной режим – автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения. В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования РФ. 15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются: федеральной системы оповещения – МЧС России; межрегиональной системы оповещения – соответствующим региональным центром МЧС России; региональной системы оповещения – органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ; муниципальной системы оповещения – соответствующим органом местного самоуправления; локальной системы оповещения – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект. 16. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления. 17. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения. 18. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения. О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.
IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения
19. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения. Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается. 20. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе. 21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается: доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления; размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления. 22. Для оповещения и информирования населения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, совместно с филиалами федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания" (далее – ФГУП "ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее – ФГУП "РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания. 23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, соответственно. МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения. 25.[5] В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления: разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации; обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время; планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации; разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации. 26. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания: обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения; обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации; определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации. 27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019.
[1] Концепция принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 N 4. [2] ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Целью ОКСИОН является информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий, а также подготовка населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности, повышения оперативности информирования населения о ЧС, повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения, организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей. [3] СЗИОНТ – система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. [4] Утверждено приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006. [5] Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020) | |
Просмотров: 3166 |