Организация системы оповещения населения Ленинградской области о чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Организация системы оповещения населения Ленинградской области о чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах

Оповещение населения Ленинградской области об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, осуществляется в соответствии с «Положением о системе оповещения населения Ленинградской области»[1]. Указанный документ определяет назначение, состав, основные задачи областной системы оповещения[2], а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ленинградской области (далее – системы оповещения).

Системы оповещения населения на территории Ленинградской области создаются:

- на региональном уровне – региональная автоматизированная система централизованного оповещения Ленинградской области, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования);

- на объектовом уровне – локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасных объектов (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) (далее – ПОО) и система оповещения в местах массового пребывания людей, в которых при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более, а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей (далее – система оповещения в местах массового пребывания людей).

Предоставление технических условий на присоединение систем оповещения, создаваемых на муниципальном и объектовом уровнях, к системе оповещения Ленинградской области осуществляет балансодержатель региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Ленинградской области.

Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

 

Назначение, состав, основные задачи систем оповещения

Системы оповещения на территории Ленинградской области предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В состав системы оповещения населения на территории Ленинградской области входят:

- региональная автоматизированная система централизованного оповещения, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – система оповещения Ленинградской области);

- местные системы оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области (далее – МСО);

- локальные системы оповещения в районе размещения ПОО (далее – ЛСО), а также системы оповещения в местах массового пребывания людей.

Комплексная система экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – элемент систем оповещения населения Ленинградской области, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС и населения на территориях экстренного оповещения в автоматизированном и(или) автоматическом режимах. Создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Основной задачей системы оповещения Ленинградской области является доведение сигналов оповещения и экстренной информации:

- до руководящего состава гражданской обороны и Ленинградской областной подсистемы РСЧС;

- до дежурно-диспетчерской службы Правительства Ленинградской области;

- до Главного управления МЧС России по Ленинградской области;

- до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и(или) гражданской обороны при органах местного самоуправления Ленинградской области;

- до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ленинградской области;

- до специально подготовленных сил и средств Ленинградской областной подсистемы РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Ленинградской области;

- до дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- до населения, проживающего на территории Ленинградской области.

Основной задачей МСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения:

- до руководящего состава гражданской обороны муниципального образования и муниципального звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС;

- до специально подготовленных сил и средств органов местного самоуправления, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- до дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих ОПО, расположенных на территории муниципального образования;

- до населения, проживающего на территории муниципального образования.

Основной задачей ЛСО и системы оповещения в местах массового пребывания людей является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения:

- до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей ПОО на территории Ленинградской области, и объектового звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС;

- до объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

- до персонала организации, эксплуатирующей объект;

- до руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

- до населения, находящегося в зоне действия ЛСО и системы оповещения в местах массового пребывания людей.

Основной задачей комплексной системы экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций является своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения комплексно применяются все составные части системы (систем) оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные и носимые средства оповещения.

 

Порядок оповещения населения Ленинградской области

Основным способом оповещения и доведения до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, является передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней.

Передача сигналов оповещения и речевой информации осуществляется по каналам связи единой сети передачи данных Ленинградской области, каналам связи операторов связи в Ленинградской области, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети уличных громкоговорителей проводного вещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в Ленинградской области, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Решение о задействовании систем оповещения принимает:

1) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:

Губернатор Ленинградской области;

заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по безопасности.

Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по безопасности немедленно уведомляет Губернатора Ленинградской области о задействовании системы оповещения Ленинградской области;

2) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ МСО:

глава администрации муниципального района (городского округа);

заместитель главы администрации муниципального района (городского округа) по безопасности.

Глава администрации муниципального района (городского округа) (исполняющий обязанности главы администрации муниципального района (городского округа) немедленно уведомляет Губернатора Ленинградской области о задействовании МСО;

глава администрации городского (сельского) поселения муниципального района;

заместитель главы администрации городского (сельского) поселения муниципального района, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и(или) гражданской обороны.

Глава администрации городского (сельского) поселения (исполняющий обязанности главы администрации городского (сельского) поселения) немедленно уведомляет главу администрации соответствующего муниципального района Ленинградской области о задействовании МСО;

3) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ ЛСО:

руководитель организации, эксплуатирующей ПОО;

заместитель руководителя организации, эксплуатирующей ОПО, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

дежурно-диспетчерская служба организации (объекта).

Руководитель организации, эксплуатирующей ПОО (исполняющий обязанности руководителя организации, эксплуатирующей ПОО), уведомляет главу администрации муниципального района (городского округа), на территории которого расположен объект, о задействовании ЛСО;

4) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ – руководитель объекта либо лицо, его замещающее.

Руководитель объекта либо лицо, его замещающее, немедленно уведомляет территориальные органы безопасности, территориальные органы МВД России, Росгвардии и МЧС России по месту нахождения объекта (территории) о задействовании системы оповещения в местах массового пребывания людей.

Речевая информация длительностью не более пяти минут передается населению из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях по решению уполномоченных должностных лиц допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативно-дежурной службы государственного казенного учреждения Ленинградской области "Объект N 58 Правительства Ленинградской области" (далее – ГКУ "Объект N 58"), дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района (городского округа) Ленинградской области, дежурного дежурно-диспетчерской службы муниципального образования или дежурного (диспетчера) организации, эксплуатирующей объект.

Непосредственное задействование и эксплуатацию систем оповещения на территории Ленинградской области осуществляют:

- системы оповещения Ленинградской области – оперативно-дежурная служба ГКУ "Объект N 58";

- МСО – дежурный единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района (городского округа) Ленинградской области (дежурный дежурно-диспетчерской службы муниципального образования);

- ЛСО – дежурно-диспетчерская служба организации (объекта);

- системы оповещения в местах массового пребывания людей – руководитель объекта либо лицо, его замещающее.

Непосредственное задействование и эксплуатация систем оповещения на территории Ленинградской области осуществляется в соответствии с инструкциями должностных лиц дежурных служб организаций, привлекаемых к обеспечению оповещения органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области, а также организаций, эксплуатирующих ПОО, объекты в местах массового пребывания людей, утверждаемыми руководителями этих организаций.

Постоянно действующие органы управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие ПОО, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают постоянно действующие органы управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС.

 

Организация поддержания систем оповещения в состоянии готовности

В целях поддержания систем оповещения на территории Ленинградской области в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению проводятся следующие виды проверок:

1) комплексные технические проверки готовности системы оповещения к задействованию с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области.

Проверка проводится на основании распоряжения органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Проверки проводятся не реже одного раза в год комиссией в составе представителей органов исполнительной власти Ленинградской области, Главного управления МЧС России по Ленинградской области, операторов связи, предоставляющих каналы связи и осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения. План проведения проверки разрабатывается органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Результаты проверок оформляются актом, утверждаемым руководителем указанного органа исполнительной власти Ленинградской области;

2) технические проверки готовности системы оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области.

Проверки проводятся ежедневно в соответствии с разрабатываемым графиком на очередной год путем передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения. Результаты проведения технических проверок фиксируются в книге учета технического состояния технических средств оповещения.

Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

Постоянная готовность к использованию систем оповещения достигается:

- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения;

- организацией подготовки руководящего состава и специалистов органов повседневного управления муниципальных звеньев Ленинградской областной подсистемы РСЧС в соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 N 7.

 

Организация запасов (резервов) технических средств оповещения населения

Резервы технических средств оповещения могут создаваться для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Резерв (запас) технических средств оповещения, как правило, включает в себя резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения, комплекты ЗИП[3].

Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических средств систем оповещения населения.

Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения могут храниться в складских помещениях органов повседневного управления, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурно-диспетчерских служб организаций с возможностью их задействования в кратчайшие сроки.

Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и других транспортных средствах.

Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначаются для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и внеплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и комплектуются в зависимости от назначения и особенностей использования.

Номенклатура и объемы резервов технических средств оповещения определяются органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разрабатываемые номенклатура и объемы резерва технических средств оповещения должны учитывать:

- состав эксплуатируемого оборудования оповещения, надежность, взаимозаменяемость его отдельных узлов, а также временное отсутствие необходимых изделий в местах хранения;

- населенные пункты (районы), в которых отсутствуют автоматизированные системы оповещения населения, их количество, площадь, количество проживающего населения, характер застроек;

- возможности выхода из строя технических средств оповещения с учетом прогнозируемых возможных чрезвычайных ситуаций, сроков эксплуатации систем оповещения и других факторов;

- прогнозируемые возможные чрезвычайные ситуации;

- эффективность использования резервов технических средств оповещения.

Объемы резервов мобильных и носимых средств оповещения определяются исходя из расчета для каждого отдаленного, труднодоступного сельского населенного пункта, не имеющего автоматизированной системы оповещения, а также:

- на региональном уровне – минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации регионального характера и(или) межмуниципального характера;

- на муниципальном уровне – дополнительно к рассчитанному количеству плюс минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации муниципального характера;

- на объектовом уровне – минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне чрезвычайной ситуации локального характера при отсутствии локальной системы оповещения.

 

Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения

Финансовое обеспечение мер по содержанию, развитию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения осуществляется:

- региональной автоматизированной системой централизованного оповещения Ленинградской области, интегрированной с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, – в пределах средств областного бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период;

- муниципальных систем оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области – за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области;

- локальных систем оповещения в районах размещения ПОО, а также систем оповещения в местах массового пребывания людей – за счет средств организаций.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2019.

 

 

[1] Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 01.03.2019 N 85.

[2] Система оповещения – организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.

[3] Комплект ЗИП – запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий, скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 1030