Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
Оповещение населения Ленинградской области об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, осуществляется в соответствии с «Положением о системе оповещения населения Ленинградской области»[1]. Указанный документ определяет назначение, состав, основные задачи областной системы оповещения[2], а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ленинградской области (далее – системы оповещения). Системы оповещения населения на территории Ленинградской области создаются: - на региональном уровне – региональная автоматизированная система централизованного оповещения Ленинградской области, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; - на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования); - на объектовом уровне – локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасных объектов (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) (далее – ПОО) и система оповещения в местах массового пребывания людей, в которых при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более, а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей (далее – система оповещения в местах массового пребывания людей). Предоставление технических условий на присоединение систем оповещения, создаваемых на муниципальном и объектовом уровнях, к системе оповещения Ленинградской области осуществляет балансодержатель региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Ленинградской области. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Назначение, состав, основные задачи систем оповещения Системы оповещения на территории Ленинградской области предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. В состав системы оповещения населения на территории Ленинградской области входят: - региональная автоматизированная система централизованного оповещения, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – система оповещения Ленинградской области); - местные системы оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области (далее – МСО); - локальные системы оповещения в районе размещения ПОО (далее – ЛСО), а также системы оповещения в местах массового пребывания людей. Комплексная система экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – элемент систем оповещения населения Ленинградской области, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС и населения на территориях экстренного оповещения в автоматизированном и(или) автоматическом режимах. Создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. Основной задачей системы оповещения Ленинградской области является доведение сигналов оповещения и экстренной информации: - до руководящего состава гражданской обороны и Ленинградской областной подсистемы РСЧС; - до дежурно-диспетчерской службы Правительства Ленинградской области; - до Главного управления МЧС России по Ленинградской области; - до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и(или) гражданской обороны при органах местного самоуправления Ленинградской области; - до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ленинградской области; - до специально подготовленных сил и средств Ленинградской областной подсистемы РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Ленинградской области; - до дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; - до населения, проживающего на территории Ленинградской области. Основной задачей МСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения: - до руководящего состава гражданской обороны муниципального образования и муниципального звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС; - до специально подготовленных сил и средств органов местного самоуправления, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - до дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих ОПО, расположенных на территории муниципального образования; - до населения, проживающего на территории муниципального образования. Основной задачей ЛСО и системы оповещения в местах массового пребывания людей является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения: - до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей ПОО на территории Ленинградской области, и объектового звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС; - до объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; - до персонала организации, эксплуатирующей объект; - до руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; - до населения, находящегося в зоне действия ЛСО и системы оповещения в местах массового пребывания людей. Основной задачей комплексной системы экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций является своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения комплексно применяются все составные части системы (систем) оповещения населения: - сети электрических и электронных сирен; - сети эфирного аналогового и цифрового телевещания; - сети УКВ-ЧМ (радиовещания); - радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания); - сети уличной звукофикации; - сети кабельного телевидения; - сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи; - сети связи общего пользования; - мобильные и носимые средства оповещения.
Порядок оповещения населения Ленинградской области Основным способом оповещения и доведения до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, является передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней. Передача сигналов оповещения и речевой информации осуществляется по каналам связи единой сети передачи данных Ленинградской области, каналам связи операторов связи в Ленинградской области, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети уличных громкоговорителей проводного вещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в Ленинградской области, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Решение о задействовании систем оповещения принимает: 1) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: Губернатор Ленинградской области; заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по безопасности. Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по безопасности немедленно уведомляет Губернатора Ленинградской области о задействовании системы оповещения Ленинградской области; 2) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ МСО: глава администрации муниципального района (городского округа); заместитель главы администрации муниципального района (городского округа) по безопасности. Глава администрации муниципального района (городского округа) (исполняющий обязанности главы администрации муниципального района (городского округа) немедленно уведомляет Губернатора Ленинградской области о задействовании МСО; глава администрации городского (сельского) поселения муниципального района; заместитель главы администрации городского (сельского) поселения муниципального района, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и(или) гражданской обороны. Глава администрации городского (сельского) поселения (исполняющий обязанности главы администрации городского (сельского) поселения) немедленно уведомляет главу администрации соответствующего муниципального района Ленинградской области о задействовании МСО; 3) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ ЛСО: руководитель организации, эксплуатирующей ПОО; заместитель руководителя организации, эксплуатирующей ОПО, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; дежурно-диспетчерская служба организации (объекта). Руководитель организации, эксплуатирующей ПОО (исполняющий обязанности руководителя организации, эксплуатирующей ПОО), уведомляет главу администрации муниципального района (городского округа), на территории которого расположен объект, о задействовании ЛСО; 4) ПРИ ЗАДЕЙСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ – руководитель объекта либо лицо, его замещающее. Руководитель объекта либо лицо, его замещающее, немедленно уведомляет территориальные органы безопасности, территориальные органы МВД России, Росгвардии и МЧС России по месту нахождения объекта (территории) о задействовании системы оповещения в местах массового пребывания людей. Речевая информация длительностью не более пяти минут передается населению из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях по решению уполномоченных должностных лиц допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативно-дежурной службы государственного казенного учреждения Ленинградской области "Объект N 58 Правительства Ленинградской области" (далее – ГКУ "Объект N 58"), дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района (городского округа) Ленинградской области, дежурного дежурно-диспетчерской службы муниципального образования или дежурного (диспетчера) организации, эксплуатирующей объект. Непосредственное задействование и эксплуатацию систем оповещения на территории Ленинградской области осуществляют: - системы оповещения Ленинградской области – оперативно-дежурная служба ГКУ "Объект N 58"; - МСО – дежурный единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района (городского округа) Ленинградской области (дежурный дежурно-диспетчерской службы муниципального образования); - ЛСО – дежурно-диспетчерская служба организации (объекта); - системы оповещения в местах массового пребывания людей – руководитель объекта либо лицо, его замещающее. Непосредственное задействование и эксплуатация систем оповещения на территории Ленинградской области осуществляется в соответствии с инструкциями должностных лиц дежурных служб организаций, привлекаемых к обеспечению оповещения органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области, а также организаций, эксплуатирующих ПОО, объекты в местах массового пребывания людей, утверждаемыми руководителями этих организаций. Постоянно действующие органы управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения. О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие ПОО, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают постоянно действующие органы управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
Организация поддержания систем оповещения в состоянии готовности В целях поддержания систем оповещения на территории Ленинградской области в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению проводятся следующие виды проверок: 1) комплексные технические проверки готовности системы оповещения к задействованию с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области. Проверка проводится на основании распоряжения органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Проверки проводятся не реже одного раза в год комиссией в составе представителей органов исполнительной власти Ленинградской области, Главного управления МЧС России по Ленинградской области, операторов связи, предоставляющих каналы связи и осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения. План проведения проверки разрабатывается органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Результаты проверок оформляются актом, утверждаемым руководителем указанного органа исполнительной власти Ленинградской области; 2) технические проверки готовности системы оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области. Проверки проводятся ежедневно в соответствии с разрабатываемым графиком на очередной год путем передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения. Результаты проведения технических проверок фиксируются в книге учета технического состояния технических средств оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается. Постоянная готовность к использованию систем оповещения достигается: - своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения; - организацией подготовки руководящего состава и специалистов органов повседневного управления муниципальных звеньев Ленинградской областной подсистемы РСЧС в соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 N 7.
Организация запасов (резервов) технических средств оповещения населения Резервы технических средств оповещения могут создаваться для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Резерв (запас) технических средств оповещения, как правило, включает в себя резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения, комплекты ЗИП[3]. Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических средств систем оповещения населения. Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения могут храниться в складских помещениях органов повседневного управления, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурно-диспетчерских служб организаций с возможностью их задействования в кратчайшие сроки. Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и других транспортных средствах. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначаются для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и внеплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и комплектуются в зависимости от назначения и особенностей использования. Номенклатура и объемы резервов технических средств оповещения определяются органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Разрабатываемые номенклатура и объемы резерва технических средств оповещения должны учитывать: - состав эксплуатируемого оборудования оповещения, надежность, взаимозаменяемость его отдельных узлов, а также временное отсутствие необходимых изделий в местах хранения; - населенные пункты (районы), в которых отсутствуют автоматизированные системы оповещения населения, их количество, площадь, количество проживающего населения, характер застроек; - возможности выхода из строя технических средств оповещения с учетом прогнозируемых возможных чрезвычайных ситуаций, сроков эксплуатации систем оповещения и других факторов; - прогнозируемые возможные чрезвычайные ситуации; - эффективность использования резервов технических средств оповещения. Объемы резервов мобильных и носимых средств оповещения определяются исходя из расчета для каждого отдаленного, труднодоступного сельского населенного пункта, не имеющего автоматизированной системы оповещения, а также: - на региональном уровне – минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации регионального характера и(или) межмуниципального характера; - на муниципальном уровне – дополнительно к рассчитанному количеству плюс минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации муниципального характера; - на объектовом уровне – минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне чрезвычайной ситуации локального характера при отсутствии локальной системы оповещения.
Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения Финансовое обеспечение мер по содержанию, развитию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения осуществляется: - региональной автоматизированной системой централизованного оповещения Ленинградской области, интегрированной с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, – в пределах средств областного бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период; - муниципальных систем оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области – за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области; - локальных систем оповещения в районах размещения ПОО, а также систем оповещения в местах массового пребывания людей – за счет средств организаций.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2019.
[1] Утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 01.03.2019 N 85. [2] Система оповещения – организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения. [3] Комплект ЗИП – запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий, скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования. | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020) | |
Просмотров: 1030 |