Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
I. Общие положения
1. Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (далее – Положение) разработано для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения. 2. Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (далее – ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии. Технические средства оповещения (далее – ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации. Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации. ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее – ЭТД), являются работоспособными. Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность. 3. Задачами ЭТО являются: - предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД; - устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО; - доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД; - анализ и устранение причин возникновения неисправностей; - продление сроков службы ТСО. 4. К мероприятиям ЭТО относятся: - планирование ЭТО; - техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО; - оценка технического состояния систем оповещения населения. 5. На региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) ЭТО организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, соответственно. 6. ЭТО систем оповещения населения регионального и муниципального уровней функционирования РСЧС осуществляется подведомственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – организации, осуществляющие ЭТО). ЭТО систем оповещения населения объектового уровня функционирования РСЧС проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО. 7. Организациям, осуществляющим ЭТО, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности (далее – ЗИП) к ним передаются по договорам в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями. 8. Продление эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, осуществляется ежегодно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, с участием представителей территориального органа МЧС России и организации, осуществляющей ЭТО. Для определения предельного срока эксплуатации ТСО привлекаются представители производителей этих ТСО. Взамен ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения, должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО. Введенные в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учета ТСО, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 1.[1] Отремонтированные ТСО включаются в резерв (состав ЗИП) системы оповещения населения. Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых по совокупности: - выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления; - производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно; - эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
II. Планирование эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения
9. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения планируется организацией, осуществляющей ЭТО. 10. Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются: - ЭТД, в том числе формуляры (паспорта) ТСО; - состояние ТСО; - наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО. 11. Планирующими документами по ЭТО являются: - план-график технического обслуживания ТСО; - план проведения технического обслуживания ТСО. 12. Для ТСО предусмотрены следующие виды технического обслуживания: - ежедневное техническое обслуживание (далее – ЕТО); - техническое обслуживание N 1 (далее – ТО-1); - техническое обслуживание N 2 (далее – ТО-2). 13. При переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на ТСО, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, работы сезонного технического обслуживания осуществляются во время проведения ТО-1 и ТО-2. 14. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания определено технологическими картами ЭТД. 15. План-график технического обслуживания ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 2, хранится в течение 3 лет и согласовывается с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией, в полномочия которого(й) входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования РСЧС в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения. 16. План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 3, хранится в течение 3 лет. В плане проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО отражаются: - подготовительные мероприятия; - работы по проведению технического обслуживания, в том числе производство работ на высоте вне помещений; - мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
III. Техническое обслуживание и текущий ремонт технических средств оповещения
17. Организациями, осуществляющими ЭТО, используются необходимые для проведения работ по ЭТО измерительные приборы и инструменты. Работы по ЭТО организуются и выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны труда. 18. Руководители организаций, осуществляющих ЭТО, для выполнения работ по ЭТО назначают специалистов из числа своих сотрудников и допускают к проведению этих работ с учетом наличия у них: - образования в области профессиональной деятельности «Связь, информационные и коммуникационные технологии»; - соответствующей группы по электробезопасности; - допуска к работам на высоте вне помещений (при необходимости). ТСО закрепляются за сотрудниками, допущенными к проведению работ по ЭТО. 19. Для проведения наиболее сложных видов работ организациями, осуществляющими ЭТО, допускается создание групп (бригад) обслуживания, в том числе ремонта, из наиболее квалифицированных специалистов. 20. ЕТО проводится перед технической проверкой готовности к задействованию системы оповещения населения только на ТСО, установленных в помещениях в местах размещения дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС. Проведение ЕТО осуществляется персоналом дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС. В ходе проведения технической проверки готовности к задействованию системы оповещения населения проверяется работоспособность оконечных средств оповещения путем их удаленного мониторинга. Выполнение ЕТО отражается в журнале несения дежурства уполномоченного на задействование системы оповещения населения оперативного дежурного (дежурного диспетчера) органа повседневного управления РСЧС регионального, муниципального и объектового уровней. 21. ТО-1 и ТО-2 проводятся с периодичностью, установленной ЭТД на ТСО. Выполнение ТО-1 и ТО-2 отражается в плане проведения технического обслуживания ТСО. Результаты ТО-2 со значениями измеренных параметров заносятся в формуляр (паспорт) ТСО. 22. Для систем оповещения регионального и муниципального уровней функционирования РСЧС, в целях обеспечения постоянной готовности и непрерывности их функционирования, при необходимости перед началом ЭТО производится подготовка и проверка резервных ТСО и линий связи. Для проведения ТО-1 (ТО-2) техническое средство оповещения выключается. При отсутствии возможности резервирования ТСО и линий связи, на период технического обслуживания, допускается одновременное выключение не более 10% направлений оповещения. На данных направлениях оповещения должно быть заранее организовано и обеспечено оповещение населения с использованием резервных ТСО. Выключение ТСО осуществляется по согласованию с дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, уполномоченными на включение (запуск) ТСО, на которых должно проводиться техническое обслуживание, и уведомлением (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС вышестоящего уровня функционирования не позднее чем за два часа до начала проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО. 23. Техническое обслуживание считается завершенным при выполнении следующих условий: - на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД; - устранены все выявленные неисправности; - внесены соответствующие записи в книгу учета ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2). Результаты проведения ТО-2 оформляются актом, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 4. Акт оформляется в двух экземплярах: - экземпляр N 1 хранится в организации, осуществляющей ЭТО; - экземпляр N 2 направляется органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, организации на соответствующем уровне функционирования РСЧС. 24. Техническое обслуживание ТСО должно быть завершено досрочно либо перенесено на другой срок, а ТСО приведены в готовность к задействованию в случае установления режимов функционирования РСЧС повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на территории, на которой размещены обслуживаемые ТСО. 25. Формуляр (паспорт) ТСО является документом, в котором ведутся записи о поступлении, ходе эксплуатации и выбытии оборудования. Сохранность формуляра (паспорта) ТСО, своевременное и правильное его ведение обеспечивает ответственное лицо организации, осуществляющей ЭТО, за которым закреплено ТСО. В случае утраты или порчи формуляра (паспорта) ТСО должен быть заведен его дубликат, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 5. 26. Текущий ремонт ТСО является неплановым и включает в себя работы по восстановлению работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления функциональных блоков, узлов и элементов. К текущему ремонту относятся работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования. Текущий ремонт производится специалистами организации, осуществляющей ЭТО. Результаты проведения текущего ремонта заносятся в формуляр (паспорт) ТСО. Для текущего ремонта ТСО используются одиночные и групповые комплекты ЗИП, а также запасные части, приобретаемые отдельно. Организация, осуществляющая ЭТО, заблаговременно направляет заявки на восполнение ЗИП органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, в ведении или собственности которых находится система оповещения населения. 27. В случае невозможности самостоятельного восстановления неисправных ТСО (их функциональных блоков, узлов и элементов) ремонт осуществляется в специализированных мастерских (у производителей). Восстановленные в результате ремонта функциональные блоки, узлы и элементы используются для укомплектования ЗИП.
IV. Оценка технического состояния систем оповещения населения
28. Оценка технического состояния систем оповещения населения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и организацией на соответствующем уровне функционирования РСЧС. Оценка технического состояния систем оповещения населения проводится в рамках комплексных проверок готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения. Для проведения оценки технического состояния систем оповещения населения привлекаются представители организаций, осуществляющих ЭТО. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации не позднее чем за 30 дней до начала проведения оценки технического состояния системы оповещения населения письменно уведомляют организацию, осуществляющую ЭТО, о дате ее проведения. 29. При проведении оценки технического состояния системы оповещения населения проверяются: - наличие, комплектность и работоспособность ТСО; - организация и качество выполнения ЭТО; - наличие, соответствие, комплектность, а также своевременное восполнение ЗИП. 30. При проверке наличия, комплектности и работоспособности ТСО проверяются: - наличие ТСО и соответствие их проектной-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения, книге учета ТСО, а также договору на ЭТО; - соответствие заводских (серийных) номеров на ТСО, их функциональных блоков и панелей номерам, указанным в формулярах (паспортах) ТСО; - соответствие измеренных параметров и характеристик ТСО параметрам и характеристикам, указанным в ЭТД; - выполнение ТСО функций, заданных ЭТД. 31. При проверке организации и качества выполнения ЭТО проверяются: - наличие и соответствие планирующих документов ЭТО; - наличие и правильность ведения формуляров (паспортов) ТСО; - соответствие и полнота выполнения ЭТО; - наличие и целостность пломб и печатей на ТСО; - квалификация ответственных за эксплуатацию специалистов по выполнению ЭТО (копии документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования или профессионального обучения и соответствующий уровень квалификации). 32. При проверке наличия, соответствия, комплектности, а также своевременного восполнения ЗИП проверяются: - наличие и соответствие ЗИП проектно-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения (если имеются соответствующие расчеты их количества и номенклатуры) и ЭТД на ТСО; - соответствие фактического наличия составных частей ЗИП ТСО комплекту поставки и записям в формуляре (паспорте) ТСО; - своевременность восполнения ЗИП после проведения текущего ремонта ТСО. 33. Количество проверяемых ТСО определяется планами проведения комплексных проверок систем оповещения населения и должно составлять не менее 50% от их общего количества. 34. До начала проведения оценки руководитель организации, осуществляющей ЭТО, представляет справку о наличии и состоянии ТСО, рекомендованный образец которой приведен в приложении N 6. 35. Техническое состояние системы оповещения населения оценивается: - оценка «удовлетворительно», если: - не менее 90% проверяемых ТСО работоспособны; - ЭТО организовано и осуществляется в соответствии с Положением; - ЗИП имеется и укомплектован не менее чем на 60% от требуемого количества, а также имеются договоры на восполнение ЗИП и ремонт неисправных ТСО; - контроль качества выполнения работ ЭТО осуществляется своевременно; - оценка «неудовлетворительно», если не выполнено первое требование на оценку «удовлетворительно». 36. По результатам оценки оформляется акт, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 7. Акт оформляется в двух экземплярах: - экземпляр N 1 хранится в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, организации на соответствующем уровне функционирования РСЧС; - экземпляр N 2 направляется руководителю организации, осуществляющей ЭТО, для устранения выявленных недостатков.
Примечание. Повторим, что вышеуказанные приложения из-за большого объема в настоящей публикации не приводятся. Полный текст Положения со всеми приложениями можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2021.
[1] Это и другие приложения из-за большого объема в настоящей публикации не приводятся. Полный текст Положения со всеми приложениями можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022) | |
Просмотров: 1456 |