Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ - ГУ МЧС России по субъекту РФ; - органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления; - Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципальных образований; - специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта РФ, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; - дежурно-диспетчерской службы (ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты (ПОО); - населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; - населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Основной задачей локальных систем оповещения (ЛСО) является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: - руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС; - объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; - персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; - руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; - населения, проживающего в зоне действия ЛСО. В настоящее время согласно Указа Президента РФ от 13.11.2012 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН). Основной задачей КСЭОН являются: - экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях; - экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности; - экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения. КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения: - сети электрических и электронных сирен; - сети эфирного аналогового и цифрового телевещания; - сети УКВ-ЧМ (радиовещания); - радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания); - сети уличной звукофикации; - сети кабельного телевидения; - сети подвижной радиотелефонной связи; - сети связи общего пользования; - мобильные средства оповещения. Существуют еще общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ). Целью ОКСИОН является информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий, а также подготовка населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности, повышения оперативности информирования населения о ЧС, повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения, организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
Примечание. 1. О системах оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций см. статью «Системы оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций: задачи, структура, проблемы и пути их решения», опубликованную в N 5/2019 нашего журнала. 2. О правилах эксплуатационно-технического обслуживания территориальных систем оповещения населения см. статью «Как осуществляется эксплуатационно-техническое обслуживание территориальных систем оповещения населения», опубликованную в N 6/2019 нашего журнала. 3. О порядке разработки и ведения паспортов систем оповещения см. «Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально-опасных объектов» (письмо МЧС России от 17.12.2018 N 91-3016-33 «О методических рекомендациях»).
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2019. Другие статьи по теме | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (04.06.2020) | |
Просмотров: 1860 |