Утверждена примерная программа обучения работников в области гражданской обороны
Главная » Статьи » Обучение и тренировки

Утверждена примерная программа обучения работников в области гражданской обороны

20 ноября 2020 г. МЧС России утвердил Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны. Документ предназначен для руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников организаций по месту работы.

В программе рассмотрена организация и порядок осуществления курсового обучения работников организаций, рекомендуемые результаты обучения.

Целью курсового обучения является повышение готовности работников организаций (предприятий, учреждений) к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС, характерным для района осуществления трудовой деятельности.

Обратите внимание, что на основании письма МЧС России от 19.05.2020 N 43-4562-11 утратила силу Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденная МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

I. Общие положения

 

Примерная программа предназначена для руководителей организаций независимо от их организационно правовых форм и форм собственности в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников организаций по месту работы (далее – Программа), в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны (ГО), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841.

Примерная программа раскрывает организацию и порядок осуществления курсового обучения работников организаций, рекомендуемые результаты обучения.

Целесообразно в Программе отражать описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также, исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.

 

II. Цель и основные задачи курсового обучения

 

Целью курсового обучения по Программам является повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС, характерным для района осуществления трудовой деятельности работников организаций.

Основными задачами курсового обучения являются:

- усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;

- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- изучение порядка и последовательности действий по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях;

- изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;

- выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- подготовка работников организации к выполнению своих должностных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.

Основными принципами курсового обучения являются:

- обучать работников организации знаниям и навыкам, необходимым в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;

- наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

- умелое сочетание различных форм и методов обучения;

- системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);

- сознательность и активность обучения;

- доступность обучения.

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Основной формой теоретических занятий при курсовом обучении работающего населения является лекция. В ходе лекции руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.

Формами практических занятий работающего населения являются тренировки и комплексные занятия.

Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств зашиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие – основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.

В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.

На комплексном занятии практические действия, обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).

 

III. Организация курсового обучения

 

3.1. Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.

Курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.

Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 12 часов в год.

Для проведения занятий целесообразно приказом руководителя организации назначить руководителей занятий и определить учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) организации, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЗНТЧС) и/или ГО. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках.

Знания и умения, полученные при освоении тем Программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и учениях по ГО и защите от ЧС.

 

3.2. Руководство курсовым обучением и учет результатов.

Руководство обучением должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы. Для достижения поставленных целей обучения необходимо:

- качественное планирование учебного процесса;

систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;

- изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

- эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;

- постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

Руководителям организаций, при разработке Программ, целесообразно с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение, но не рекомендуется сокращать общее количество часов, предусмотренного Примерной программой.

Важно предусматривать максимальное использование имеющегося учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, целесообразноруководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.

Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения. Форма журнала учета определяется организацией.

Результаты обучения каждого работника также заносятся в журнал учета.

 

3.3 Мероприятия по обеспечению требований безопасности.

Требования безопасности – комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.

Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.

Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.

 

IV. Рекомендуемые результаты курсового обучения

 

В результате прохождения курсового обучения работники организации должны:

ЗНАТЬ:

- поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

- способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;

- места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;

- места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;

- порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

- правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;

УМЕТЬ:

- действовать по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, и других опасностях;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; проводить частичную санитарную обработку;

- практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;

- пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;

- оказывать первую помощь.

 

V. Рекомендуемый учебно-тематический план

 

Таблица 1. Темы, форма и рекомендуемое время занятий

 

N

Наименование тем занятий

Форма занятия

1

Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия

Лекция

2

Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним

Лекция

3

Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации

Тренировка

4

Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации

Комплексное занятие

5

Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершения террористических актов

Комплексное занятие

6

Оказание первой помощи

Тренировка

7

Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Лекция

Общее количество часов: 12

 

Тема 1. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

Учебные вопросы:

1. ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.

2. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.

3. Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.

4. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.

5. Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.

6. Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

 

Тема 2. Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, других опасностях и действий работников организации по ним.

Учебные вопросы:

1. Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией:

- о воздушной тревоге;

- о химической тревоге;

- о радиационной опасности;

- об угрозе катастрофического затопления;

- о других опасностях.

Порядок действия работников организаций при получении сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» по месту работы.

Особенности действий работников организаций при получении сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» при нахождении вне места работы.

 

Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.

Учебные вопросы:

1. Использование имеющихся в организации средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.

2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

3. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

4. Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

 

Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.

Учебные вопросы:

1. Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.

2. Порядок и пути эвакуации.

3. Профилактические меры по предупреждению пожара.

4. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.

5. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.

 

Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

Учебные вопросы:

1. Действия по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями.

2. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), вовремя и после их возникновения.

3. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

4. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

5. Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

6. Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ (АХОВ) при ЧС техногенного характера.

7. Действия при возникновении военных конфликтов.

8. Действия работников организаций при объявлении эвакуации.

 

Тема 6. Оказание первой помощи.

Учебные вопросы:

1. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

3. Практическое наложение повязок.

4. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

5. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.

6. Правила оказания помощи утопающему.

7. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

8. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

 

Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Учебные вопросы:

1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.

2. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.

3. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

4. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.

 

VII. Рекомендуемая учебно-материальная база

 

7.1. Учебные объекты.

В целях эффективной реализации Программы в организациях рекомендуется иметь:

- с численностью работников до 200 человек – комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС, один уголок по ГО и ЧС (далее – уголок ГОЧС);

- с численностью работников свыше 200 человек – учебный кабинет, учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании.

Средства обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС – приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и ЗНТЧС.

Уголок по ГОЧС – информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.

Учебный кабинет – помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.

Учебная площадка – специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

 

7.2. Средства обеспечения учебного процесса в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

7.2.1. Нормативно-правовое обеспечение:

Конституция РФ;

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с 1 января 2020 г. – Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

7.2.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Учебно-методические пособия содержащие материалы необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе, могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.

7.2.3. Материально-техническое обеспечение:

- компьютеры с установленным ПО;

- мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска; робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;

- макеты защитных сооружений, систем связи и оповещения, оборудования для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);

- плакаты;

- презентации лекций.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2021.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Обучение и тренировки | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 585