О некоторых аспектах подготовки и проведения объектовых тренировок по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Обучение и тренировки

О некоторых аспектах подготовки и проведения объектовых тренировок по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций

Подготовка и проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии с одноименной инструкцией, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284. Указанная инструкция определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - учения и тренировки). Во многих субъектах РФ разработаны и утверждены региональные методические рекомендации, инструкции и учебные пособия по проведению тренировок по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций

Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (КУ). КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

КУ планируются и проводятся в целях:

- достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

- совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (КШУ) или тактико-специальных учениях (ТСУ).

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года, в организациях - 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

КШУ планируются и проводятся в целях:

- совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.

Основными целями проведения ТСУ являются:

- совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (ШТ). Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (ОТ) продолжительностью до 8 часов. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (СУТ). СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов. Целями СУТ являются:

- проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

- проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

- обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

- повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и РСЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Объектовые тренировки являются наиболее эффективной формой подготовки руководящего состава сил РСЧС и ГО, рабочих и служащих, студентов и учащихся, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. На тренировках обычно отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренный планом ГО и планом предупреждения и ликвидации ЧС.

Основное внимание в ходе тренировок сосредотачивается на отработке приемов и способов защиты персонала и повышения устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС и военное время.

Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя объекта, так и в составе группы объектов. В этом случае тренировки организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объекта, количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных перед коллективом на тренировку, и обычно составляет до 8 часов.

Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учитывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки.

Перечень и объем выполняемых мероприятий должен позволить проверить на практике реальность осуществления плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте.

К участию в тренировке привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных заведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одинаковых с объектом поражающих факторов и не занятого в сфере производства и облуживания.

Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготовку, организацию и качество её проведения. Руководителем тренировки обычно является руководитель организации (объекта).

 

Подготовка объектовых тренировок

При подготовке тренировки основное внимание следует уделять эффективному решению вопросов защиты населения и материальных ценностей в ЧС мирного и военного времени, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения, умелым действием участников учения по сигналам оповещения.

Каждой тренировке предшествует изучение соответствующих тем программы подготовки формирований и программы подготовки персонала объекта.

Подготовка тренировки осуществляется лично руководителем объекта с учетом характера производственной (учебной) деятельности, особенностей территориального размещения, метеорологических и сейсмологических условий, степени обученности участников тренировки, состояние ГО и звена РСЧС на объекте.

Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа руководителя объекта, который доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до начала тренировки.

В период подготовки, на основании указания руководителя тренировки, обычно уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны в организации разрабатывается «План проведения тренировки», который утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до её начала.

На основании «Плана проведения тренировки» заместители, помощники руководителя тренировки, начальники основных производственных (учебных) подразделений и посредники разрабатывают частные планы. Планы разрабатываются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки, мероприятия по всестороннему обеспечению, соблюдению мер предосторожности. Такие планы могут исполняться текстуально или графически и утверждаются руководителем тренировки.

В подготовительный период с руководящим составом, командирами формирований проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточняются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности, объем и участники имитации, вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия между структурными подразделениями, формированиями, а также с соседними объектами.

В целях выработки и уточнения отдельных вопросов и деталей плана проведения учений с руководящим и командно-начальствующим составом проводится рекогносцировка учебных мест.

Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки.

 

Проведение объектовых тренировок

Тренировки проводятся на территории организации (объекта) с максимальным использованием учебно-материальной базы объекта. При этом производственная или учебная деятельность объекта не прекращается. Отработка учебных вопросов, требующих привлечения максимально возможного количества людей (например, заполнения защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), безаварийная остановка производства, эвакуация из зоны ЧС или в загородную зону и т.д.) проводится в наиболее удобное для объекта время. Личный состав сил РСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех мероприятий, которые определены планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планом ГО объекта, или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.

Если обучаемые в ходе тренировки не укладываются в установленные нормативы, а запланированные мероприятия РСЧС и ГО не выполняются в отведенное время, руководитель тренировки повторяет отработку того или иного учебного вопроса. На основе анализа итогов тренировок (учений) корректируются планы по ГО и защите от ЧС.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Обучение и тренировки | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 1930