Структура и организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на региональном уровне
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Структура и организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на региональном уровне

Наблюдение и лабораторный контроль по линии гражданской обороны в субъекте Российской Федерации осуществляются в целях:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

 – принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ), биологических средств – возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны субъекта Российской Федерации (далее – СНЛК ГО субъекта РФ) является межведомственной структурой, создаваемой на базе учреждений, отраслевых центров наблюдения и лабораторного контроля, организаций независимо от их правовых форм и формы собственности, функционирующих на территории субъекта РФ (далее – организации), а также постов радиационного, химического и биологического наблюдения объектов экономики, функционирующих в военное время.

Основу СНЛК ГО субъекта РФ составляют головные организации, расположенные в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Общее руководство и координацию деятельности СНЛК ГО субъекта РФ осуществляет орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ – Главное управление МЧС России по субъекту РФ (далее – ГУ МЧС России по субъекту РФ).

Основными задачами СНЛК ГО субъекта РФ являются:

- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;

- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;

- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;

- обобщение и передача данных в соответствующие инстанции о радиационной, химической и биологической обстановке по установленным формам, выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.

На головные организации СНЛК ГО субъекта РФ возлагается выполнение следующих задач:

- определение зараженности объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, отравляющими веществами, АХОВ и проведение специфической индикации биологических средств;

- осуществление сбора, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- разработка нормативно-методических документов для подчиненных подразделений СНЛК ГО субъекта РФ (при их наличии);

- осуществление методического руководства подчиненными организациями СНЛК ГО субъекта РФ (при их наличии) при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организация подготовки (переподготовки) специалистов организаций СНЛК ГО субъекта РФ.

Головные организации являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 – 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК ГО субъекта РФ рассредоточиваются в безопасных районах, которые подготавливаются заблаговременно, в соответствии с документами перевода организаций с мирного на военное время.

Подготовка (переподготовка) специалистов организаций СНЛК ГО субъекта РФ осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также нормативно-методическими документами организаций.

В целях совершенствования подготовки специалистов организации СНЛК ГО субъекта РФ могут в установленном порядке привлекаться к участию в соответствующих тренировках и учениях, проводимых уполномоченными государственными органами в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функционирование СНЛК ГО субъекта РФ осуществляется в трех режимах:

- В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объемах задач, установленных для каждой организации СНЛК ГО субъекта РФ вышестоящим органом (организацией). Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется в установленном порядке в вышестоящий орган (организацию);

 – В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической обстановки, прогноз возможного возникновения чрезвычайной ситуации) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме возложенных на СНЛК ГО субъекта РФ задач.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих установленные показатели высокого и экстремально высокого химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды, а также отравляющих веществ и биологических средств, о случаях возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, животных и растений, передается организациями СНЛК ГО субъекта РФ в вышестоящий орган (организацию) и одновременно – в федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту РФ».

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более двух часов (если не оговорены иные сроки) в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи;

- В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме возложенных на СНЛК ГО субъекта РФ задач.

Экстренная информация об обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих установленные показатели высокого и экстремально высокого химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды, а также отравляющих веществ и биологических средств, о массовых вспышках опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений передается организациями СНЛК ГО субъекта РФ в вышестоящий орган (организацию) и одновременно – в федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту РФ.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация передается с периодичностью не более двух часов (если сроки подобных сообщений не оговорены дополнительно).

Оснащение организаций СНЛК ГО субъекта РФ лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой, приборами радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического контроля, средствами индивидуальной защиты и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное и военное время производится в установленном порядке в рамках уставной деятельности организаций и (или) государственного задания.

 

Утверждается Постановлением

Правительства субъекта РФ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ГОЛОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ

 

N п/п

Наименование учреждения

Направление деятельности

1

Государственное бюджетное учреждение субъекта РФ «Областная (краевая, республиканская) ветеринарная лаборатория»

Определение биологического заражения животных и продуктов питания животного происхождения

2

Государственное бюджетное учреждение субъекта РФ «Областное (краевое, республиканское) ветеринарное объединение»

Проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства, отбор проб на исследование

3

Государственное казенное учреждение субъекта РФ «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям»

Радиометрический, химический анализ проб

4

Государственное унитарное предприятие субъекта РФ «Экология»

Исследование атмосферного воздуха, воды природной и сточной, почв, отходов, токсичности объектов для окружающей природной среды в соответствии с областью аккредитации

5

Государственное бюджетное учреждение субъекта РФ «Природоохранный центр»

Исследования атмосферного воздуха, воды природной и сточной, почв в соответствии с областью аккредитации

6

Региональный  филиал федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»

Определение радиационной зараженности местности, зданий, сооружений, отбор проб на исследование

7

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в субъекте РФ»

Проведение санитарно-эпидемиологической разведки на границах очагов массового поражения, санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных радиоактивными веществами и биологическими средствами III и IV степеней патогенности

8

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Региональное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Определение границ радиационно-химического заражения на местности, в воздухе, воде, контроль метеообстановки, отбор проб на исследование

9

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Станция агрохимической службы»

Определение на объектах сельскохозяйственного производства радиационного химического заражения почвы, растений, кормов, отбор проб на исследование

10

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по субъекту РФ

Определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 4/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

 

 

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 50