Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказами МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" и от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" и определяет организацию руководства и правовые основы функционирования спасательных служб гражданской обороны (далее – ГО) муниципального образования. 1.2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении. Спасательная служба ГО – это совокупность органов управления, сил и средств ГО, предназначенных для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ) и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) и террористических актов. АСФ – это самостоятельные или входящие в состав спасательных служб ГО структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием и снаряжением. Аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе – профессиональные АСФ; на нештатной основе – нештатные АСФ (далее – НАСФ); на общественных началах – общественные АСФ. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО) – формирования, создаваемые организациями, в том числе входящими в состав спасательных служб ГО, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС. Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. 1.3. На территории муниципального образования создаются муниципальные спасательные службы ГО, а также спасательные службы ГО организаций. 1.4. Решение о создании спасательных служб ГО принимают соответствующие руководители ГО. По решению соответствующих руководителей ГО могут создаваться следующие спасательные службы ГО: газоснабжения, защиты животных и растений, защиты культурных ценностей, инженерно-транспортная (автотранспортная, инженерная), коммунально-техническая, медицинская, оповещения и связи, снабжения горюче-смазочными материалами, торговли и потребительских ресурсов, убежищ и укрытий, энергоснабжения и другие службы. Вид и количество спасательных служб ГО определяются в зависимости от характера и объема выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач с учетом наличия соответствующей базы для их создания. 1.5. Задачи, организация и функции спасательных служб ГО определяются соответствующими положениями о спасательных службах ГО. 1.6. Распоряжения и указания спасательных служб ГО по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями. 1.7. Спасательные службы ГО создаются на базе управлений (отделов) администрации муниципального образования (далее – ОМСУ), а также организаций, имеющих специальную технику и другие материальные средства для обеспечения мероприятий ГО, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. 1.8. В состав спасательных служб ГО входят органы управления, НФГО, АСФ и другие (штатные и нештатные) формирования, обеспечивающие решение стоящих перед спасательными службами ГО задач. 1.9. Методическое руководство по созданию спасательных служб ГО на территории муниципального образования, координацию действий и контроль за их деятельностью осуществляет отдел по мобилизационной подготовке, ГО и ЧС администрации муниципального образования как орган управления ГО муниципального образования. 1.10. Указания и инструкции органов управления в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС обязательны для выполнения всеми руководителями спасательных служб ГО. 1.11. Координацию деятельности и готовности спасательных служб ГО осуществляют соответствующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС (далее – органы ГОЧС). 1.12. Организационно-штатная структура, состав и численность НФГО, АСФ и других формирований спасательных служб ГО определяется органами (организациями), их создающими, согласовывается с отделом по мобилизационной подготовке, ГО и ЧС администрации муниципального образования. 1.13. Спасательные службы являются составной частью сил ГО муниципального образования.
2. Задачи спасательных служб ГО
2.1. Спасательные службы ГО решают свои задачи на всех этапах деятельности в мирное и военное время, выполняя мероприятия по ГО в случае возникновения угрозы агрессии против Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) в очагах поражения (районах ЧС и пожаров) при возникновении опасностей в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. 2.2. Задачи, структурная организация и повседневная деятельность спасательных служб ГО определяются положениями о соответствующих службах, планами обеспечения мероприятий ГО спасательных служб ГО, планами ГО и защиты населения субъекта РФ и ОМСУ, планов ГО организаций. 2.3. Общими задачами спасательных служб ГО являются: выполнение мероприятий ГО в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте РФ и профилем службы; - создание и подготовка органов управления и формирований службы к выполнению мероприятий ГО; - подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий ГО; - управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения АСДНР; - организация и поддержание взаимодействия с органами управления ГО другими службами, подразделениями Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач в интересах соответствующей территории, органами военного командования; - руководство рассредоточением сил и средств службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы спасательные службы ГО; - учет сил и средств, входящих в состав спасательной службы ГО и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом; - защита личного состава, техники и имущества спасательной службы ГО от поражающих факторов современных средств поражения при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов. 2.4. В соответствии с профилем на спасательные службы ГО возлагаются основные задачи по обеспечению мероприятий ГО: 1) газоснабжения: - подготовка и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию объектов и систем газоснабжения в условиях военного времени и в ЧС; - проведение аварийно-восстановительных работ на сооружениях и сетях газоснабжения; 2) защиты животных и растений: - обеспечение устойчивости работы сельскохозяйственного производства в военное время и в условиях ЧС путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов; - осуществление ветеринарной, фитопатологической разведки, ветеринарной обработки, лечение пораженных животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства; - срочное захоронение трупов животных; 3) защиты культурных ценностей: - организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры в мирное и военное время; - заблаговременная, тщательная подготовка эвакуации культурных ценностей в безопасные районы, организация накопления запасов тары, упаковочного материала, обеспечение подготовки баз хранения в безопасных районах, осуществление мер по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры; 4) инженерно-транспортная: - создание запасов строительных материалов; - инженерное обеспечение действий сил ГО при подготовке и проведении мероприятий ГО в мирное и военное время; - подготовка и осуществление инженерных мероприятий в исходных районах, на маршрутах выдвижения сил ГО и на объектах проведения работ; организация и осуществление дорожно-мостового обеспечения действий сил ГО; - ремонт и восстановление дорог и мостов при подготовке и проведении мероприятий ГО и ликвидации ЧС; - инженерное обеспечение мероприятий по борьбе с природными пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф; - вывоз в безопасные районы эваконаселения, материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств; - подвоз рабочих смен организаций, продолжающих работу в военное время; транспортное обеспечение действий сил при проведении АСДНР в очагах поражения и районах ЧС; - организация ремонта техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий ГО; - эвакуация поврежденной и неисправной техники с маршрутов движения и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и ремонтные предприятия; - организация снабжения ремонтных предприятий и формирований, служб запасными частями и ремонтными материалами; - поддержание привлекаемой техники в исправном состоянии и постоянной готовности; 5) коммунально-техническая: - осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сетей жилищно-коммунального хозяйства и ликвидация аварий на них; - создание запасов дегазирующих и дезактивирующих веществ; - проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженной техники и территорий; - организация и проведение санитарной обработки населения и формирований, выходящих из очагов поражения, обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты; - выполнение мероприятий по защите источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов муниципального образования; - обеспечение водой населения, формирований и сил ГО; срочное захоронение трупов; 6) медицинская: - планирование и осуществление медицинского обеспечения мероприятий ГО; - организация и проведение лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - своевременное оказание помощи пораженным и больным в целях быстрейшего их излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности; - предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; 7) оповещения и связи: - оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе и возникновении ЧС; - обеспечение органов управления ГО средствами связи при подготовке и проведении мероприятий ГО в мирное и военное время; - осуществление контроля за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения; - поддержание в постоянной готовности средств связи к приему и передаче сигналов, распоряжений и информации в мирное и военное время; - организация технического обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и связи; 8) снабжения горюче-смазочными материалами: - обеспечение горюче-смазочными материалами автотранспортных и других технических средств, привлекаемых к проведению мероприятий ГО; - подготовка и поддержание в готовности к использованию стационарных и подвижных автозаправочных станций; - осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования складов, баз и других объектов хранения горючих и смазочных материалов; 9) торговли и потребительских ресурсов: - разработка и осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости; - закладка продовольствия на пункты управления и в защитные сооружения ГО; - обеспечение питанием и вещевым имуществом личного состава формирований, работающих в очагах поражения и районах ЧС, а также пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС населения; - обеспечение формирований спецодеждой и рабочим инвентарем; 10) убежищ и укрытий: - учет защитных сооружений ГО, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; - распределение защитных сооружений ГО, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; - осуществление контроля за накоплением фонда защитных сооружений ГО, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства в мирное и военное время; 11) энергоснабжения: - обеспечение устойчивости работы энергоносителей и объектов энергоснабжения в ЧС и в военное время; - ликвидация аварий на объектах энергоснабжения и энергетических сетях; - осуществление мероприятий по световой маскировке населенных пунктов и организаций; - обеспечение работы автономных источников энергоснабжения при подготовке и проведении АСДНР формированиями в очагах поражения и районах ЧС.
3. Порядок создания и деятельности спасательных служб ГО
3.1. Муниципальные спасательные службы ГО, спасательные службы ГО организаций создаются соответственно ОМСУ и организациями. 3.2. Среди организаций и их структурных подразделений, чьи органы управления, силы и средства объединяются в соответствующие их профилю деятельности спасательные службы ГО, выбирается организация, имеющая наилучшие условия и материально-техническую базу, на которую возлагаются функции головной для создания спасательной службы ГО. 3.3. Начальники спасательных служб и их заместители назначаются решениями соответствующих руководителей ГО. Задачи, организация и деятельность спасательных служб ГО определяются положениями о спасательных службах ГО. Положение о муниципальной спасательной службе ГО подписывается руководителем соответствующей спасательной службы ГО, согласовывается с руководителем соответствующей областной спасательной службы ГО (при создании службы на базе подразделений (организаций), входящих в состав областной спасательной службы ГО) и утверждается руководителем ГО муниципального образования. Положение о спасательной службе ГО организации подписывается руководителем соответствующей спасательной службы ГО и утверждается руководителем ГО организации. 3.4. Для решения задач ГО руководителями спасательных служб ГО создаются штабы, в состав которых входит руководящий состав основных подразделений, на базе которых созданы службы, разрабатываются необходимые организационные и планирующие документы. Начальник штаба спасательной службы ГО, как правило, назначается из числа заместителей начальников профильных управлений, начальников профильных отделов (групп), руководителей (заместителей руководителей) профильных организаций, входящих в состав спасательной службы ГО. В состав штаба включаются заместители (помощники) и специалисты по направлениям деятельности, а также основной специалист, уполномоченный на решение задач службы и организации взаимодействия с Главным управлением МЧС России по субъекта РФ, другими службами и органами управления ГО. 3.5. Организация работы штабов спасательных служб ГО, порядок взаимодействия с другими службами и обеспечение мероприятий ГО определяется соответствующими постановлениями, указами и другими руководящими документами министерств, ведомств и органов ГОЧС. 3.6. Штаб спасательной службы ГО разрабатывает необходимые организационные и планирующие документы, осуществляет методическое руководство подготовки органов управления и сил службы. 3.7. План обеспечения мероприятий ГО спасательной службы ГО, определяющий организацию и порядок выполнения специальных задач, разрабатывается штабом спасательной службы ГО в соответствии с рекомендациями органов ГОЧС.
4. Управление спасательными службами ГО
4.1. Управление спасательными службами осуществляется органами местного самоуправления и организациями и заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны соответствующих руководителей и их штабов подчиненными органами управления, силами и средствами, в обеспечении их готовности, организации деятельности, направленной на своевременное и успешное выполнение поставленных задач. Основой управления спасательными службами ГО являются решения начальников служб и вышестоящих начальников. В основе управления лежит реализация принятых ранее решений с внесением в них необходимых уточнений с учетом конкретно складывающейся обстановки. Инструкции и указания спасательных служб ГО по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, спасательными службами ГО организации. Планирование обеспечения мероприятий ГО спасательными службами ГО осуществляется на основе планов ГО и защиты населения (планов ГО) субъекта РФ, ОМСУ и организаций. 4.2. Для обеспечения устойчивого управления спасательными службами ГО оборудуются повседневные, запасные и подвижные пункты управления.
5. Формирования спасательных служб ГО
5.1. В состав спасательных служб ГО могут входить НФГО, профессиональные АСФ, НАСФ и другие формирования (штатные и нештатные) в зависимости от выполняемых службами задач. 5.2. Количество и состав формирований спасательных служб ГО определяется с учетом объемов и характера решаемых службами задач в мирное и военное время, а также особенностей местных условий. 5.3. Создание, комплектование и оснащение формирований спасательных служб ГО осуществляется: - НФГО – в соответствии с Типовым порядком создания НФГО, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701; - НАСФ – в соответствии с Порядком создания НАСФ, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999; - других АСФ и формирований – в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами. 5.4. Подготовка формирований спасательных служб ГО осуществляется в соответствии с примерными программами курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утверждаемыми МЧС России и на основании рабочих программ, разрабатываемыми штабами служб и утверждаемыми начальниками спасательных служб ГО. 5.5. Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб ГО, несут начальники служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.
6. Порядок финансового обеспечения спасательных служб ГО
Финансирование мероприятий ГО, включая подготовку и оснащение спасательных служб ГО, осуществляется соответственно: - созданных на базе ОМСУ – за счет средств местных бюджетов; - созданных на базе организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности – за счет средств организаций.
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
1. Постановление об утверждении Положения о спасательных службах гражданской обороны муниципального образования (действующее), приказ руководителя организации о создании спасательных служб гражданской обороны (далее – ГО). 2. Положение о спасательной службе ГО организации. 3. Приказ начальника спасательной службы ГО (органа исполнительной государственной власти специальной компетенции субъекта РФ, руководителя организации, распоряжение главы администрации муниципального образования) "Об организации деятельности спасательной службы", в котором отражается: - создание штаба спасательной службы ГО и утверждение его состава (приложением); - создание формирований спасательной службы ГО и назначение в состав формирований личного состава, утверждение табеля оснащенности формирований (приложениями); - создание и содержание в целях ГО и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) запасов материальных, продовольственных и иных средств с указанием номенклатуры и объема создаваемых запасов (приложением); - порядок организации пунктов управления (основного, запасного и подвижного (при наличии)); - порядок связи с органами управления структурных подразделений спасательной службы ГО, оповещения формирований и личного состава; - порядок организации подготовки личного состава спасательной службы ГО, в том числе разработки и утверждения программы подготовки, расписаний занятий, создания и совершенствования учебно-материальной базы подготовки личного состава спасательной службы ГО. 4. План обеспечения мероприятий ГО спасательной службы ГО с приложениями (разрабатывается в соответствии с пунктами 89 – 113 Порядка разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов ГО), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП). 5. План действий спасательной службы ГО по предупреждению и ликвидации ЧС с приложениями (разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями МЧС России по разработке плана). 6. План основных мероприятий спасательной службы ГО на текущий год (разрабатывается на основе плана основных мероприятий муниципального образования в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год) и отчетные документы по проведенным мероприятиям. 7. Приказ по итогам деятельности, подготовки личного состава спасательной службы ГО за прошедший год и постановке задач на следующий год. 8. Реестр подготовки должностных лиц спасательной службы ГО: начальник службы, начальник штаба – заместитель начальника службы, командиры формирований. 9. Программа обучения личного состава спасательной службы ГО, подписываемая начальником спасательной службы ГО (разрабатывается на основе Примерных программ обучения спасательных служб, утверждаемых МЧС России). 10. Расписания занятий с личным составом спасательной службы ГО на месяц, журналы учета занятий, конспекты занятий. 11. Штатно-должностной список личного состава спасательной службы ГО. 12. Функциональные обязанности должностных лиц спасательной службы ГО.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2020. Другие статьи по теме | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020) | |
Просмотров: 1278 |