Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
I. Общие положения
1.1. Спасательная медицинская служба субъекта РФ (медицинская служба гражданской обороны) (далее – спасательная медицинская служба) – это система органов управления, медицинских организаций и формирований, предназначенных для организации и проведения медицинского обеспечения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах субъекта РФ, осуществления комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности. 1.2. Спасательная медицинская служба в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и настоящим Положением. 1.3. Спасательная медицинская служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, другими спасательными службами субъекта РФ, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил РФ. 1.4. Формирования спасательной медицинской службы, создаваемые на базе медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, а также формирования спасательных медицинских служб муниципальных образований, органов государственной власти, организаций независимо от форм собственности по решению руководителя гражданской обороны – Губернатора субъекта РФ используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. 1.5. Руководство спасательной медицинской службой осуществляет орган управления здравоохранением (министерство, департамент, управление) субъекта РФ.
II. Основные задачи службы
2.1. Основными задачами спасательной медицинской службы являются: - прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения; - разработка нормативно-правовых актов и методических документов по организации медицинского обеспечения населения субъекта РФ, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования медицинских организаций в военное время; - планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения субъекта РФ в военное время; - подготовка органов управления здравоохранением и медицинских организаций к работе в условиях военного времени; - создание и подготовка сил и средств спасательной медицинской службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны; - создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных, финансовых и иных средств, предназначенных для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - организация снабжения организаций и формирований спасательной медицинской службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом в военное время; - участие в разработке медицинских средств защиты населения субъекта РФ от современных средств поражения; - подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время; - участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время; - участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; - своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности; - медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуированного населения; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий во взаимодействии с организациями и формированиями санитарно-эпидемиологической службы; - участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
III. Организация спасательной медицинской службы
3.1. Спасательная медицинская служба организуется по территориальному принципу на базе органа управления здравоохранением субъекта РФ, органов управления здравоохранением муниципальных образований, центральных больниц городских округов и муниципальных районов. В муниципальных образованиях спасательная медицинская служба создается по решению соответствующих органов местного самоуправления. В медицинских организациях порядок ведения гражданской обороны определяется приказами их руководителей (главных врачей). 3.2. В состав спасательной медицинской службы входят: руководство, органы управления, медицинские организации, нештатные аварийно-спасательные формирования. 3.2.1. К руководству относятся начальники спасательной медицинской службы всех уровней. Начальниками спасательной медицинской службы являются: - субъекта РФ – руководитель органа управления здравоохранением субъекта РФ; - муниципальных образований – руководители органов управления здравоохранением муниципальных образований, главные врачи центральных больниц городских округов и муниципальных районов. 3.2.2. Органами управления спасательной медицинской службы являются: штаб спасательной медицинской службы субъекта РФ; штабы спасательных медицинских служб муниципальных образований субъекта РФ. Штабы спасательной медицинской службы создаются в мирное время приказами начальника органа управления здравоохранением субъекта РФ, руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований. В состав штаба спасательной медицинской службы субъекта РФ включаются: - начальник штаба – первый заместитель начальника органа управления здравоохранением субъекта РФ, курирующий вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; - заместитель начальника штаба – начальник второго отдела органа управления здравоохранением субъекта РФ; члены штаба: - руководители структурных подразделений органа управления здравоохранением субъекта РФ; - руководитель (главный врач) ГУЗ «Региональный центр крови»; - руководитель ГУЗ «Региональный центр медицины катастроф»; - руководитель ГУЗ «Региональный медицинский центр мобилизационных резервов»; - главные (ведущие) медицинские специалисты органа управления здравоохранением субъекта РФ. При необходимости состав штаба может быть расширен. 3.2.3. В состав штабов спасательной медицинской службы муниципальных образований включаются должностные лица органов управления здравоохранением и руководители медицинских организаций по аналогии с составом штаба спасательной медицинской службы субъекта РФ. 3.2.4. Начальники штабов спасательной медицинской службы являются заместителями соответствующих начальников спасательной медицинских служб. 3.3. Повседневная деятельность по подготовке спасательной медицинской службы осуществляется структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.99 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». 3.4. Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы спасательной медицинской службы, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и численность органов управления здравоохранением на военное время определяется решениями органа управления здравоохранением субъекта РФ, органов местного самоуправления исходя из объема мобилизационного задания. 3.5. К организациям, входящим в состав спасательной медицинской службы, относятся: - медицинские организации, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских нештатных аварийно-спасательных формирований (формирований гражданской обороны); - медицинские организации, привлекаемые к участию в проведении мероприятий гражданской обороны: а) медицинские организации, не имеющие мобилизационного задания, но продолжающие свою деятельность в военное время; б) организации, входящие в состав медицинских служб военизированных горноспасательных частей, Минтранса России, другие медицинские организации; - медицинские организации, создаваемые на военное время по решению начальника спасательной медицинской службы; - аптечные организации, в том числе склады медицинского центра мобилизационных резервов. 3.6. К формированиям спасательной медицинской службы области относятся: - отряды первой медицинской помощи (ОПМ); - бригады специализированной медицинской помощи (БСМП). Отряды первой медицинской помощи (ОПМ) предназначаются для оказания первой врачебной помощи пострадавшим на границе очагов массового поражения, временного размещения и подготовки пострадавшего населения к эвакуации в медицинские организации. Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) предназначаются для усиления медицинских организаций, организации и оказания в них специализированной медицинской помощи пораженным и больным гражданам. Бригады создаются на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и научных центров, а также крупных медицинских организаций. В формирования спасательной медицинской службы субъекта РФ могут быть зачислены граждане РФ (мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет) за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. 3.7. При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на спасательную медицинскую службу, могут создаваться и другие формирования спасательной медицинской службы.
IV. Организация управления спасательной медицинской службой
4.1. Управление спасательной медицинской службой состоит в деятельности начальника и штаба спасательной медицинской службы по поддержанию в постоянной готовности органов управления, организаций и формирований к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. 4.2. Основой управления спасательной медицинской службой является решение начальника спасательной медицинской службы о медицинском обеспечении населения в военное время. В решении определяются порядок проведения лечебно-эвакуационных и санитарно-гигиенических мероприятий, использования сил и средств службы медицины катастроф, организация обеспечения медицинскими кадрами, лекарственными препаратами и медицинской техникой, обеспечение защиты работников органов управления, медицинских организаций и больных, состав и порядок использования сил и средств спасательной медицинской службы других органов государственной власти и организаций независимо от формы собственности, организация взаимодействия и управления. Решение начальника спасательной медицинской службы на медицинское обеспечение населения в военное время оформляется графически (на карте) и текстуально с приложением комплекта документов в виде плана медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны субъекта РФ. В комплект документов плана входят: 1) краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта РФ, городского округа, муниципального района после нападения противника: - с применением оружия массового поражения; - с применением обычных средств вооружения; 2) выполнение спасательной медицинской службой мероприятий гражданской обороны при планомерном переводе с мирного на военное положение; 3) выполнение спасательной медицинской службой мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника; 4) приложения к плану медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны субъекта РФ: - план-график работы начальника спасательной медицинской службы по степеням готовности; - схема управления спасательной медицинской службой; - календарный план перевода спасательной медицинской службы с мирного на военное время; - расчет обеспечения мероприятий гражданской обороны силами спасательной медицинской службы; - расчет обеспечения действий сил и средств спасательной медицинской службы; - план связи и оповещения. 4.3. План медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны субъекта РФ на военное время утверждается руководителем гражданской обороны субъекта РФ после согласования с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ. Начальник спасательной медицинской службы осуществляет непосредственное руководство планированием медицинского обеспечения населения субъекта РФ на военное время. 4.4. Для обеспечения устойчивого управления спасательной медицинской службой орган управления здравоохранением субъекта РФ и органы управления здравоохранением городских округов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в мирное время готовят основные и запасные пункты управления. Пункты управления должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штаба спасательной медицинской службы. 4.5. Эффективность управления спасательной медицинской службы в военное время обеспечивается уровнем подготовки личного состава спасательной медицинской службы, организацией системы связи, состоянием пунктов управления, непрерывным сбором и анализом данных об обстановке, своевременным принятием решений о медицинском обеспечении населения и доведением задач до подчиненных, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений. 4.6. При возникновении неблагоприятной медицинской и санитарно-эпидемиологической ситуации в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории субъекта РФ, для оказания помощи и координации деятельности организаций и формирований спасательной медицинской службы, выполняющих задачи по предназначению, а также для поддержания связи и взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления создаются специальные оперативные группы (СОГ). В их состав включаются специалисты органа управления здравоохранением субъекта РФ, хорошо подготовленные к выполнению задач. 4.7. Организация работы штаба спасательной медицинской службы, порядок представления донесений определяются соответствующими руководящими документами Минздрава России и МЧС России. 4.8. Для обеспечения непрерывности управления спасательной медицинской службой на случай выхода из строя штаба спасательной медицинской службы приказом начальника спасательной медицинской службы назначается штаб-дублер, который обеспечивается необходимыми для управления документами, разработанными основным штабом. 4.9. Начальники спасательных медицинских служб муниципальных образований ежегодно представляют начальнику спасательной медицинской службы субъекта РФ доклады о состоянии спасательных медицинских служб муниципальных образований.
V. Полномочия начальника спасательной медицинской службы
5.1. На начальника спасательной медицинской службы возлагаются: - руководство разработкой плана медицинского обеспечения населения субъекта РФ в военное время; - руководство разработкой проектов нормативных актов по организации медицинского обеспечения населения субъекта РФ в военное время и подготовке спасательной медицинской службы к выполнению задач по предназначению, контроль за их выполнением; - организация и проведение мероприятий по увеличению коечного фонда медицинских организаций субъекта РФ, создание органов управления, организаций и формирований спасательной медицинской службы на военное время; - организация и контроль за подготовкой штабов, организаций и формирований спасательной медицинской службы к работе в военное время; - контроль за поддержанием пунктов управления спасательной медицинской службы в постоянной готовности; - руководство и контроль за специальной подготовкой работников органов управления, медицинских организаций по вопросам организации медицинского обеспечения населения субъекта РФ в военное время; - организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования медицинских организаций в военное время; - организация взаимодействия с органами управления других спасательных служб, расположенных на территории субъекта РФ, по вопросам организации медицинской помощи населению субъекта РФ, пострадавшему при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и по проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций; - методическое руководство подготовкой населения субъекта РФ по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время; - организация и контроль за деятельностью органов управления (штабов), организаций и формирований службы по выполнению ими задач в военное время. 5.2. Начальники спасательных медицинских служб муниципальных образований осуществляют: - руководство разработкой плана медицинского обеспечения населения муниципального образования в военное время; - руководство разработкой в пределах своей компетенции проектов нормативных актов, определяющих организацию и порядок медицинского обеспечения населения муниципального образования в военное время; - организацию и проведение мероприятий по подготовке и эвакуации медицинских организаций из категорированных городов, проведение мероприятий по развертыванию дополнительного коечного фонда в загородной зоне; - контроль за поддержанием пунктов управления спасательной медицинской службы в постоянной готовности; - руководство и контроль за специальной подготовкой работников органов управления здравоохранением по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время; - организацию и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования медицинских организаций в военное время; - организацию взаимодействия с медицинскими службами Минтранса России, МВД России, другими спасательными службами по вопросам оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - методическое руководство подготовкой населения субъекта РФ по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время; - организацию и контроль за деятельностью штабов, организаций и формирований спасательной медицинской службы муниципальных образований по вопросам выполнения ими задач в военное время.
VI. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
6.1. Населению, пораженному при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, оказываются первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная медицинская помощь. В очагах поражения первая медицинская и доврачебная помощь оказывается самими пораженными в виде само- и взаимопомощи, личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований (санитарных постов, санитарных дружин и других формирований, создаваемых в организациях), медицинскими сестрами, фельдшерами. В отрядах первой медицинской помощи и сохранившихся вблизи очага поражения медицинских организациях (на первом этапе медицинской эвакуации) пораженным оказывается первая врачебная помощь. В центральных больницах городских округов и муниципальных районов, медицинских организациях, развернутых в загородной зоне, а также в других медицинских организациях (на втором этапе медицинской эвакуации) пораженным оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь. 6.2. Эвакуация пострадавшего населения в отряды первой медицинской помощи, развернутые на границе очагов поражения, и другие медицинские организации осуществляется автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, а также речными судами в установленном порядке. Ответственными за транспортное обеспечение медицинской эвакуации являются: руководитель гражданской обороны субъекта РФ, руководители гражданской обороны муниципальных образований, а за оказание медицинской помощи на ее этапах – соответствующие начальники спасательной медицинской службы. 6.3. Для развертывания организаций спасательной медицинской службы в загородной зоне используются капитальные общественные здания круглогодичного функционирования. В планах гражданской обороны субъекта РФ, муниципальных образований предусматривается выделение необходимых сил и средств на подготовку отведенных зданий для развертывания в них медицинских организаций и обеспечения устойчивости их работы (водоснабжение, электро- и теплоснабжение, питание, защита личного состава и больных). 6.4. Учреждения гигиенического, эпидемиологического, микробиологического и вирусологического профилей, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны субъекта РФ, ведут наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью (загрязненностью) внешней среды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами в соответствии с нормативными актами. 6.5. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся спасательной медицинской службой совместно с организациями и формированиями санитарно-эпидемиологической службы, создаваемой на базе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ. Задачи по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий определяются планами взаимодействия спасательной медицинской и санитарно-эпидемиологической службы в военное время. 6.6. Обеспечение общественного порядка в районах действий медицинских формирований (в районах очагов поражения), а также при проведении карантинных и обсервационных мероприятий осуществляется службой охраны общественного порядка в установленном порядке. 6.7. При организации медицинского обеспечения населения в соответствии с решениями руководителей гражданской обороны начальники спасательной медицинской службы принимают решения об использовании сил и средств в зависимости от сложившейся обстановки. В необходимых случаях начальники спасательной медицинской службы принимают решения самостоятельно с последующим докладом руководителю гражданской обороны.
VII. Организация подготовки личного состава спасательной медицинской службы
7.1. Специальная подготовка личного состава спасательной медицинской службы является составной частью подготовки медицинских организаций к работе в условиях военного времени. Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполнения обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателем готовности органа управления здравоохранением, медицинские организации к выполнению задач в военное время. 7.2. Специальная подготовка кадров спасательной медицинской службы в органах управления здравоохранением и медицинских организациях планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых. Подготовка организаций и (или) формирований службы проводится в ходе плановых занятий, учений, на учебных сборах. Тематика занятий с личным составом штабов, организаций и формирований спасательной медицинской службы определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых. Основной формой подготовки штабов спасательной медицинской службы к выполнению задач являются командно-штабные учения и командно-штабные тренировки. С организациями проводятся комплексные объектовые учения, с формированиями – тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения. Периодичность и продолжительность учений с штабами, организациями и формированиями службы устанавливается организационно-методическими указаниями и иными документами Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и медицинских организаций в области гражданской обороны. Занятия и учения с личным составом штабов, организаций и формирований спасательной медицинской службы проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здравоохранением и медицинских организаций. 7.3. Руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций: - организуют специальную подготовку работников органов управления здравоохранением, медицинских организаций и руководят ею; - осуществляют контроль и оказывают необходимую помощь руководителям занятий и учений; - проводят мероприятия, способствующие повышению эффективности обучения подчиненных; - систематически проверяют и анализируют уровень подготовки подчиненных и принимают меры по поддержанию профессиональных знаний на должном уровне. 7.4. Усовершенствование руководящего состава органов управления здравоохранением и медицинских организаций, заместителей руководителей, специалистов по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время проводится на циклах тематического усовершенствования, на центральных и местных базах, учебных сборах в установленном порядке.
VIII. Материальное обеспечение и финансирование спасательной медицинской службы
8.1. Для оснащения и обеспечения работы организаций и формирований службы, а также организаций службы, выполняющих мобилизационные задания, создаются запасы медицинских средств в целях гражданской обороны населения субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ. Хранение запасов медицинских средств в целях гражданской обороны населения субъекта РФ осуществляется на складах ГУЗ «Региональный медицинский центр мобилизационных резервов» или иной организации, ответственной за хранение запасов. 8.2. Для обеспечения работы формирований спасательной медицинской службы используются медицинское и санитарно-хозяйственное имущество текущего довольствия и запасы медицинского имущества, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, находящиеся в организациях-формирователях. 8.3. Порядок накопления, хранения, оснащения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для организаций и формирований спасательной медицинской службы определяется Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379) и иными нормативно-правовыми актами в этой области. 8.4. Ответственными за организацию снабжения организаций и формирований службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом в военное время являются соответствующие начальники спасательных медицинских служб. 8.5. Обеспечение организаций и формирований спасательной медицинской службы автомобильным транспортом, продовольствием и другими видами материально-технических средств осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. 8.6. Финансовое обеспечение организации и функционирования спасательной медицинской службы субъекта РФ является расходным обязательством субъекта РФ. Расходы на подготовку и проведение мероприятий спасательной медицинской службы, понесенные органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности, при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа возмещаются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы, понесенные органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий спасательной медицинской службы, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством источников.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 5/2022. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Другие статьи по теме | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 932 |