Опыт организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории Республики Крым
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Опыт организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории Республики Крым

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС), прошедшие аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности НАСФ.

Органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее – органы местного самоуправления) могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

НАСФ создаются с учетом Примерного перечня создаваемых НАСФ и оснащаются в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утверждаемыми МЧС России. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ.

Основными задачами НАСФ являются:

- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Аттестация НАСФ Республики Крым и их личного состава осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. Аттестованным НАСФ выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам НАСФ – удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

НАСФ, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Аттестованные НАСФ Республики Крым подлежат обязательной регистрации и внесению в реестр аттестованных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее – реестр). Такая регистрация осуществляется органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в соответствии со своими полномочиями. Записи в реестр производятся лицами, ответственными за ведение реестра, назначенными руководителем органа местного самоуправления, осуществляющего регистрацию.

Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемых МЧС России исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с Главным управлением МЧС России по Республике Крым.

НАСФ привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», вправе:

- определять организации, отнесенные к их ведению, которые создают НАСФ;

- организовывать создание, подготовку и оснащение НАСФ;

- вести реестры организаций, создающих НАСФ, и осуществлять их учет;

- организовывать планирование применения НАСФ.

Организации, создающие НАСФ:

- разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

- укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

- осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ;

- осуществляют всестороннее обеспечение применения НАСФ;

- осуществляют планирование и применение НАСФ;

- поддерживают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

При создании НАСФ учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Главное управление МЧС России по Республике Крым осуществляет методическое руководство созданием и обеспечением готовности НАСФ, а также контроль в этой области.

НАСФ подразделяются:

- по подчиненности: на территориальные аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные формирования организаций;

- по численности: на отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС и их возможностей по проведению указанных работ.

Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НАСФ, осуществляются с учетом методических рекомендаций МЧС России по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих НАСФ, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Подготовка и обучение НАСФ для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих НАСФ.

Подготовка НАСФ включает:

- обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», Положением о комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24.02.2015 N 68;

- обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по ГО и ЧС Республики Крым и на курсах гражданской обороны муниципальных образований Республики Крым;

- обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава НАСФ, рекомендуемой МЧС России;

- участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от ЧС, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Обучение личного состава НАСФ в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки НАСФ в рабочее время. Примерные программы обучения НАСФ разрабатываются и утверждаются МЧС России.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НАСФ, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации. На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в полном составе с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.

Практические занятия с НАСФ разрешается проводить по структурным подразделениям. Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

Личный состав НАСФ должен:

ЗНАТЬ:

- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;

- особенности ЧС природного и техногенного характера;

- поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

- предназначение формирования и функциональные обязанности;

- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающие из содержания паспорта безопасности объекта;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;

УМЕТЬ:

- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;

- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

- оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

- работать на штатных средствах связи;

- проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;

- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;

-выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

Страхование и социальные гарантии личного состава НАСФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Крым от 22.01.2015 N 74-ЗРК/2015 «Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Крым», иными законами и нормативными правовыми актами Республики Крым.

Основаниями для ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения ЧС, для предупреждения и ликвидации которых предназначались указанные НАСФ.

Решение о ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления и организации по согласованию с Главным управлением МЧС России по Республике Крым.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2021.

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 376