Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЦИФРОВЫМИ РАДИОСТАНЦИЯМИ
Четвертухин В.В. Преподаватель СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»
В статье рассматриваются проблемы обеспечения профессиональными цифровыми радиостанциями нештатных формирований гражданской обороны опасных производственных объектов, возможности современных радиостанций, в том числе DMR-радиостанций[1], произведенных и испытанных на учениях МЧС России, а также возможности по шифрованию транкинговых систем[2] связи TETRA[3].
Новые способы ведения военных действий определяют необходимость совершенствования материально-технической базы сил гражданской обороны (далее – ГО), включая оснащение сил ГО опасных производственных объектов (далее – ОПО) современными профессиональными цифровыми радиостанциями. Основные задачи ГО носят системный характер, но среди них нет задачи привлечения к ответственности тех, кто ранее создал условия несвоевременного и неполного выполнения мероприятий основных направлений государственной политики в области ГО. Этот вопрос является принципиальным, так как отсутствие надлежащего контроля и низкая ответственность приводит не к тем результатам, которые планировались. Проблемы в обеспечении нештатных формирований ГО ОПО[4] (далее – ОПО) профессиональными цифровыми радиостанциями возникли по причинам, в которых необходимо предметно разбираться. Управление силами ГО осуществляется с пунктов управления организаций и руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. На пунктах управления (организации, формирования) при выводе из строя проводных средств связи основным родом связи является радиосвязь. Радиостанции, имеющиеся в формированиях ГО ОПО, должны соответствовать установленным для них требованиям. Обеспечение современными средствами радиосвязи аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее – АСС, АСФ), нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее – нештатные формирования ГО), созданных на ОПО, необходимо для обеспечения их постоянной готовности. Для успешной решения задач в области ГО уполномоченным должностным лицам ОПО необходимо знать ответы на следующие вопросы: 1. Какие требования предъявляются к обеспечению средствами радиосвязи нештатных формирований ГО? 2. Какими радиостанциями должны оснащаться нештатные формирования ГО ОПО с учетом требований безопасного обмена информацией по каналам радиосвязи? 3. Каким должен быть порядок оснащения современными радиостанциями нештатных формирований ГО с учетом требований нормативно-правовых актов? Рассмотрим, какие требования нормативно-правовых документов по поддержанию постоянной готовности сил и средств ГО в настоящее время определяют решение этих вопросов, какие проблемы при этом существуют.
1. Какие требования предъявляются к обеспечению средствами радиосвязи нештатных формирований ГО? Для решения задач ГО руководитель ОПО организует создание системы связи из стационарного и мобильного компонентов. Стационарный компонент используется в повседневной деятельности ОПО. Мобильный компонент формируется на основе средств связи, находящихся на оснащении нештатных формирований ГО при необходимости ее использования в чрезвычайных ситуациях как мирного времени, так и возникших при военных конфликтах или вследствие их. Для обеспечения управления нештатными формированиями ГО на их оснащении должны иметься средства радио- и проводной связи. Эффективность управления силами ГО непосредственно зависит от полноты и своевременности информации об обстановке в очаге поражения, зоне чрезвычайной ситуации. Наличие такой информации позволит органам управления и руководителям ликвидации чрезвычайных ситуаций принимать обоснованные решения по организации действий в очагах поражения. Одним из обязательных условий обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО является оснащения их современными техническими средствами, что указано в пункте 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804. Современные средства радиосвязи формирований ГО организаций должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.02-2014 «Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования». Средства связи и управления, используемые на пунктах управления, по виду передачи или приема информации разделяются на следующие группы: - телефонная (проводная, радио, космическая); - документальная (телеграфная, передача данных, факсимильная); - видеоизображения[5]. Радиостанции должностных лиц формирований ГО должны обеспечивать их услугами связи, предоставляемых системой связи и управления ГО[6]. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований[7] и методическими рекомендациями по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (утв. МЧС России 02.12.2021 N МР-ВЯ-1) и согласовываются с территориальными органами МЧС. При разработке табелей оснащения НАСФ средствами радиосвязи необходимо учитывать имеющееся в организациях имущество и возможности его использования при выполнении возложенных задач в установленные сроки. Дополнительно средства связи, не применяемые в повседневной деятельности организации, но необходимые для проведения АСР по ликвидации прогнозируемых ЧС, целесообразно содержать в резерве. При выборе конкретной марки и модели радиосредств в соответствии с наименованиями их, указанных в Примерных нормах оснащения НАСФ, утвержденных приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, а также Примерных нормах оснащения НФГО, утвержденных приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701, целесообразно учитывать характеристики указанных марок и моделей радиосредств и их соответствие последствиям военных конфликтов или ЧС природного и техногенного характера, а также физико-географические и иные особенности территорий и организаций. С учетом вышеизложенного, от качества обеспечения НАСФ и НФГО техническими средствами управления и связи современными радиостанциями зависит успешное выполнение задач ГО на ОПО.
2. Какими радиостанциями должны оснащаться нештатные формирования ГО ОПО с учетом требований безопасного обмена информацией по каналам радиосвязи? Для управления нештатными формированиями ГО необходимо обеспечить безопасность связи, для этого важно знать каким образом она достигается и какие из современных радиостанций наиболее целесообразно использовать. Безопасность радиосвязи – способность обеспечивать передачу (доставку) сообщений (документов) или ведение служебных переговоров в заданные сроки без возможности доступа к информации посторонних лиц. Безопасность радиосвязи достигается: - противодействием техническим средствам разведки иностранных государств; - комплексным использованием шифровальной аппаратуры и документов кодированной связи; -соблюдением режима секретности при обращении со сведениями, составляющими государственную тайну; - ограничение круга лиц, допущенных к ведению служебных переговоров по используемым открытым каналам радиосвязи; - контролем соблюдения требований и наставлений (руководств, инструкций) по установлению и организации связи, безопасности использования технических систем и средств связи различного назначения; - высокой профессиональной подготовкой специалистов связи и должностных лиц, использующих средства связи, по вопросам безопасности связи и скрытого управления силами и средствами[8]. В настоящее время на оснащении формирований находятся аналоговые и цифровые радиостанции. Цифровые радиостанции имеют преимущества перед аналоговыми. Одно из важных преимуществ – обеспечение передачи данных, позволяющих передавать цифровой поток информации, среди которых сообщения электронной почты, документы, видеофайлы с использованием автоматизированных рабочих мест и т.д. Системы радиосвязи, построенные по современным стандартам цифровой радиосвязи, предоставляют большой спектр услуг и ресурсов. Шифрование обмена информацией, содержащей сведения ограниченного доступа, позволяет упростить действия должностных лиц ГО. Оснащение системами иностранного производства, выполняющими шифрование обмена сообщений, требует значительных финансовых средств, но их использование не является гарантией обеспечения безопасности связи. Отечественные системы радиосвязи, обеспечивающие шифрование, пока не разработаны и не запущены в серийное производство. Достаточно большое количество ОПО до сих оснащены иностранными и отечественными аналоговыми радиостанциями, время эксплуатации которых превысило 12 лет, и не имеющими надежных систем шифрования обмена сообщениями. Допустимо ли их использование в системах связи пунктов управления ГО – один из очень важных вопросов, который требует практического решения. Аналоговые иностранные и отечественные радиостанции, составляющие пока большую часть радиостанций, используемых в системе ГО и РСЧС, для защиты информации, передаваемой по открытым каналам радиосвязи, от прямого прослушивания могут быть оборудованы только маскираторами речи (скремблерами[9]), либо в виде встроенной функции, либо для этого необходимо дооборудование их устройств. К основным техническим характеристикам маскираторов относятся уровень закрытия информации, остаточная разборчивость, качество восстановления сигнала. Уровень закрытия информации определяет сложность ее раскрытия до исходного вида с использованием технических средств разведки иностранных государств. Возможности несанкционированного доступа технических разведок при использовании на радиостанциях маскираторов и скремблеров, в конечном результате, позволяют получить исходный вид сообщения без значительных трудностей, что подтверждает отсутствие безопасности радиосвязи на этих радиостанциях. Иностранные радиостанции имеют возможности, определенные их устройством и программным обеспечением, которые были разработаны иностранными изготовителями. Пользователям иностранных радиостанций эти возможности доступны в том объеме, который решил довести изготовитель. Это априори является причиной невозможности обмена информацией ограниченного доступа с помощью этих радиостанций без принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности связи. Практически это было неоднократно подтверждено в ходе специальной военной операции на Донбассе при использовании именно таких радиостанций. Следующим важным моментом является то, что для выбора радиостанций, состоящих на оснащении нештатных формирований ГО, должно учитываться непременное наличие в информации обмена сведений ограниченного доступа. Это установлено Порядком сбора и обмена информацией в области ГО, который определен в методических рекомендациях МЧС России от 17.06.2016 N 2-4-71-34-11. В соответствии с ними обмен информацией должен осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и от 21.06.1993 N 5485-I «О защите государственной тайны». Для обеспечения безопасности связи при передаче и приеме информации ограниченного доступа по средствам радиосвязи необходимо комплексно использовать шифровальную аппаратуру и документы кодированной связи[10]. Следующим важным моментом практики применения аналоговых радиостанций является то, что при использовании документов кодированной связи даже должностными лицами, имеющими необходимые профессиональные навыки, при передаче большого объема информации возможны нарушения своевременности связи. Обеспечение эффективной защиты информации возможно только преобразованием ее в цифровой формат и шифрованием в порядке, который известен только отечественному производителю средств радиосвязи и при использовании отечественных технологий. К современным цифровым радиостанциям, применяемым в системах связи МЧС России, работающим таким образом можно отнести: - радиостанции стандарта DMR Tier III; - радиостанции (абонентские терминалы) транкинговых сетей связи стандарта TETRA в соответствующих режимах шифрования. К недостаткам сетей транкинговой связи стандарта TETRA относится то, что разработчики таких радиостанций иностранные изготовители, и это делает невозможным обеспечение безопасности связи. Использование радиостанций стандарта DMR Tier II, становится возможным в ближайшее время. В 2020 году концерном «Созвездие» холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех» был заключен контракт с МЧС России на поставку отечественных DMR-радиостанций на сумму 95,8 млн рублей. Объем поставки в МЧС России должен составить 365 стационарных автомобильных радиостанций и 1190 носимых портативных устройств. В марте 2022 года партия DMR-радиостанций была испытана на пожарно-тактических учениях, которые проводились Главным Управлением МЧС России по Ивановской области. МЧС России по результатам испытаний в учениях была дана высокая оценка новым радиостанциям. Производитель радиостанций утверждает, что они защищены от прямого прослушивания, обладают повышенной помехозащищенностью. Технические характеристики, приведенные на официальном сайте «Созвездия» подтвердили соответствие DMR-радиостанций уровню Tier II. Но, так как эти радиостанции не могут обеспечить эффективного шифрования, этого не достаточно для обеспечения необходимого качества связи при проведении аварийно-спасательных работ. В обеспечении безопасной передачи информации в транкинговой системе связи участвуют не только радиостанции (абонентские терминалы), но и основное оборудование этих систем. Радиостанции DMR уровня Tier III, предназначены для работы в транкинговых системах радиосвязи с большим количеством абонентов. Принцип работы транкинговой системы радиосвязи на базе технологии TETRA определяет наличие широких возможностей по передаче зашифрованной информации. Средства защиты информации интегрированы в систему и не требуют дополнительного оборудования. На этапе «эфирного» интерфейса обеспечивается шифрование «трассы» между оконечными устройствами и базовой станцией. «Сквозное шифрование» применяется для обмена наиболее важными данными, где требуется шифрование по всему тракту передачи от одного оконечного устройства до другого. Цифровые стандарты транкинговой радиосвязи системы TETRA еще не получили широкого распространения в России, в отличие от других стран. Успешное внедрение транкинговой радиосвязи уже проведено Минтрансом, Сибнефтью и другими, а также силовыми структурами и правоохранительными органами на уровне органов управления исполнительной власти субъектов РФ, органов местного управления, что не полностью соответствует требованиям основ государственной политики. При разработке и вводе эксплуатацию отечественного оборудования, построенного по аналогии транкинговой радиосвязи системы TETRA, возможно создавать отечественные системы связи ГО на опасных производственных объектах, обеспечивающие безопасность передачи сообщений. Настоящее время развитие радиосвязи характеризуется тем, что: - отечественных производителей оборудования систем транкинговой связи TETRA практически нет, что делает практически невозможным создание отечественной транкинговой связи на ОПО; - применение цифровых DMR-радиостанций на ОПО, имеющих возможность работы как в аналоговом, так и в цифровом режиме передачи информации не оправдано, в связи с тем, что разрешает на годы вперед использование устаревших аналоговых радиостанций, конструктивно не обеспечивающих требований стандартов, предъявляемых к техническим средствам связи и управления ГО и требований положений нормативно-правовых актов, определяющих методы обеспечения постоянной готовности формирований ГО. На начальном этапе создания отечественных систем транкинговой связи на ОПО использование цифровых DMR-радиостанций уровня Tier II можно считать вынужденной мерой. Уровень защиты информации ограниченного доступа, обмен которой будут проводить нештатные формированиями ГО с помощью этих радиостанций, придется обеспечивать путем применения переговорных таблиц. Дальнейшее использование устаревших радиостанций, особенно имеющих большой срок эксплуатации, применение переговорных таблиц при обеспечении телефонных переговоров становится фактором, способным привести к нарушениям как работы системы связи, так и потерю управления силами ОПО. Обеспечение качественной радиосвязи возможно только при использовании современных систем, использующих принципы, аналогичные принципам транкинговой связи стандарта TETRA. Отсутствие отечественных современных систем транкинговой связи в гражданской обороне является причиной сложности обеспечения своевременного и безопасного обмена информацией.
3. Каким должен быть порядок оснащения современными радиостанциями нештатные формирования ГО с учетом требований нормативно-правовых актов? В Основных направлениях государственной политики по развитию ГО на период до 2030 года определено, что одним из основных факторов, влияющих на состояние ГО, является «совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях»[11]. В Плане мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области ГО на период до 2030 года имеются неточности. Для мероприятия плана «Развитие пунктов управления ГО, включая подвижные (мобильные), повышение уровня их технической оснащенности, в том числе оснащение их средствами автоматизации…», одним из нескольких исполнителей определены организации, но в столбце «ожидаемых результатов» для организаций «…устойчивая работа пунктов управления…» не упомянута[12]. Для поддержания в постоянной готовности сил ГО ОПО необходимо оснащать их современными техническими средствами, осуществлять подготовку, планировать действия. Задача оснащения сил ГО современными техническими средствами связи и управления выполняется руководителями организаций недостаточно эффективно. На большинстве ОПО имеются на оснащении и считаются достаточно современными иностранные аналоговые радиостанции производства 2004-2006 годов. С учетом действующих требований к техническим средствам связи и управления, рекомендуемый срок службы радиостанций до списания должен составлять не менее 12 лет. Сроки возможного списания для морально устаревших радиостанций для закупленных в 2004 году могли наступить в 2016 году, а для закупленных в 2006 году – в 2018 году. Использование устаревших средств связи создает условия невозможности обеспечения эффективного управления нештатными формированиями ГО. Ответственность за нарушение управления при проведении аварийно-спасательных работ определена нормативными документами, и возлагается на руководителя ликвидации ЧС, руководителей ОПО и формирований ГО. Этим должностным лицам необходимо понимать существующую ответственность и принимать меры по исправлению сложившейся ситуации. Представляется правильным, чтобы для определения возможности дальнейшего применения радиостанций, их необходимо проверить в наиболее сложных из возможных условий обмена информацией. При отрицательном результате проверки должны быть приняты меры по замене радиостанций на современные, а также меры по списанию морально устаревших. Результаты деятельности отечественных производителей профессиональных цифровых радиостанций не соответствуют нормативным требованиям ГОСТ Р 42.3.02-2014. По этой причине для обеспечения радиосвязи при проведении АСДНР на ОПО в военное время выпускаемые отечественным производителем радиостанции не пригодны. Предлагаемое концерном «Созвездие» холдинга «Росэлектроника» оборудование DMR-радиостанций значительно отстает от аналогичных образцов иностранных радиостанций, и может быть использовано только на период перехода от использования аналоговых к цифровым радиостанциям, построенным с учетом всех задач, стоящих перед гражданской обороной. Проблемы обеспечения современными цифровыми радиостанциями нештатных формирований ГО ОПО непосредственно связаны с: - отсутствием методических рекомендаций МЧС России по созданию современных систем связи с использованием отечественных DMR-радиостанций, ретрансляторов, систем транкинговой радиосвязи на уровне ОПО; - недостаточным уровнем подготовки руководителей ОПО, должностных лиц нештатных формирований ГО по вопросам обеспечения управления и связи; - недостаточным пониманием необходимости оснащения формирований ГО объектов современными цифровыми радиостанциями; - отсутствием отечественного производства современных DMR-радиостанций уровня Tier III, имеющих режим шифрования, а также отечественных систем – аналогов транкинговой связи; - отсутствием планирования финансовых средств для создания необходимых систем связи в ОПО. Решения в области коммуникаций в России выпускаются на базе патентов, микроэлементной базы и программного обеспечения, принадлежащих западным «партнерам», а, следовательно, не отвечающих требованиям безопасности связи при проведении мероприятий ГО. Разработка и создание отечественных систем радиосвязи, позволяющих осуществлять эффективную радиосвязь, – сложная задача, требующая времени, компетенций, создания производства отечественных технологий, оборудования, микроэлементной базы, а также программного обеспечения, но которую необходимо решать немедленно, «не откладывая в долгий ящик». В этой сфере необходимо полное импортозамещение, а не использование иностранных технологий, создающих проблемы для обеспечения качественной связи. В сложившейся ситуации необходимо формирование в России полного индустриального цикла создания и эксплуатации профессиональной цифровой радиосвязи, которая включает в себя: - разработку перспективного отечественного стандарта профессиональной радиосвязи, позволяющего решить задачи безопасности радиосвязи ГО в обозримой перспективе; - разработку и производство на отечественных предприятиях базовых микроэлектронных компонентов и микропрограмм производства телекоммуникационного оборудования в этом стандарте; - разработку и производство сетевого и абонентского оборудования российского стандарта. В статье были рассмотрены проблемы обеспечения современными радиостанциями нештатных формирований ГО ОПО, которые должны привлекаться к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации опасностей, возникших в ходе военных конфликтов или вследствие их.
[1] DMR (Digital Mobile Radio) – стандарт цифровой радиосвязи, разработанным для пользователей профессиональной мобильной радиосвязи Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). [2] Тра́нкинговые систе́мы — радиально-зоновые системы связи, осуществляющие автоматическое распределение каналов связи между абонентами. Под термином «транкинг» понимается метод доступа абонентов к общему выделенному пучку каналов, при котором свободный канал выделяется абоненту на время сеанса связи. [3] TETRA (TErrestrial Trunked RAdio) — открытый стандарт цифровой транкинговой радиосвязи, разработанный европейским институтом телекоммуникационных стандартов ETSI (European Telecommunications Standards Institute) для замены морально устаревшего стандарта MPT 1327. [4] В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному закону. ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности – ОПО чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности – ОПО высокой опасности; III класс опасности – ОПО средней опасности; IV класс опасности – ОПО низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.[5] ГОСТ Р 42.3.02-2014 Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования, подпункт 4.3. [6] Там же подпункт 5.2. [7] Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999. [8] Руководство по радиосвязи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. приказом МЧС России от 26.12.2018 N 633), пункт 3. [9] Скремблер (англ. scramble — шифровать, перемешивать) — программное или аппаратное устройство (алгоритм), выполняющее скремблирование — обратимое преобразование цифрового потока без изменения скорости передачи с целью получения свойств случайной последовательности. После скремблирования появление «1» и «0» в выходной последовательности равновероятны. Скремблирование — обратимый процесс, то есть исходное сообщение можно восстановить, применив обратный алгоритм. [10] Пункт 3 Руководства по радиосвязи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. приказом МЧС России от 26.12.2018 N 633). [11] Основные направления государственной политики по развитию ГО на период до 2030 года: утв. Указом Президента от 20.12.2016 N 696, пункт 11. [12] План мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в области ГО на период до 2030 года (утв. заместителем председателя Правительства РФ от 20.06.2017 г. N 4210п-П4). | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025) | |
Просмотров: 32 |