Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
Предисловие редакции В представленной Вашему вниманию статье речь пойдет о нештатных формированиях по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО). НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными нормативно-правовыми актами при создании и организации деятельности НФГО являются приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» и «Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», утвержденные МЧС России 23.12.2015 N 2-4-87-58-11. Иногда путают задачи и функции НФГО и НАСФ. Напомним, что НАСФ (нештатные аварийно-спасательные формирования) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. О них будет рассказано в следующих номерах нашего журнала. Основными документами при создании и организации деятельности НАСФ являются приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 08.10.2019) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» и «Методические рекомендации по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований», утвержденные МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11.
Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, масштабы прогнозируемых последствий военных конфликтов на потенциально опасных и иных объектах, оценка опасностей и угроз природного и техногенного характера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации. [1] В этих условиях совершенствование сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава. Постоянное совершенствование законодательства в данной области и системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации затрагивают многие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах. На данный момент внесено значительное количество изменений в федеральные законы: «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», а также в постановления Правительства РФ и приказы МЧС России в области гражданской обороны и защиты населения и территорий. Внесенные изменения позволили оптимизировать деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий. Находясь непосредственно в организации, на объекте экономики в составе работающей смены, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО) могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, участие в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и приступить к неотложным работам еще до прибытия основных сил. При определении количества НФГО учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и многофункциональными. При создании и обеспечении функционирования НФГО для решения задач гражданской обороны необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных правовых актов, Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года N 701, организационно-методическими указаниями МЧС России и субъектов Российской Федерации. Рекомендуется также использовать накопленный опыт создания, подготовки и применения сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований, применительно к современным условиям и задачам.
Создание и функционирование нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»). В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон N 28-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне. Количество сил и средств гражданской обороны определяется исходя из возможной обстановки, которая может сложиться в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях, организациях) при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом решение о создании сил гражданской обороны принимают соответствующие руководители. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не создают на обязательной основе в своих подразделениях НФГО – так было предусмотрено с целью недопущения избыточного регулирования органов государственной власти в данной сфере, так как указанные нештатные формирования в соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ создаются на обязательной основе организациями, включенными в статью 9 закона, а не федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 28-ФЗ в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности необходимые силы и средства гражданской обороны. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в обязательном порядке создают из числа своих работников и поддерживают в состоянии готовности НФГО. НФГО являются силами гражданской обороны и привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. Основными задачами НФГО являются: - участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - участие в проведении мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления связи и оповещения, защиты животных и растений, автотранспортного обеспечения; - участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения; - оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; - участие в санитарной обработке населения, их одежды, техники, продовольствия, воды, территорий; - участие в организации подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения; - прокладывание колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах; - участие в локализации аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ; - укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ; - участие в обеспечении охраны общественного порядка; - ремонт и восстановление дорог и мостов; - ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ; - поддержание в готовности, ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий. Организациями могут создаваться медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, связи, механизации работ, торговли и питания, обслуживания защитных сооружений, эвакуации и другие виды формирований, в зависимости от задач, выполняемых организацией в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании в отношении организаций, находящихся в их ведении: - определяют организации, создающие НФГО; - организуют создание и подготовку НФГО; - осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой и обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов; - создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО; - координируют деятельность, находящихся на основании нормативных правовых актов Российской Федерации в их ведении организаций, по вопросам обеспечения выполнения возложенных на них функций в области гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - ведут учет сил и средств гражданской обороны, в том числе НФГО; - организуют привлечение НФГО подведомственных федеральных государственных учреждений для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне и участия в обеспечении аварийно-спасательных работ, проведения других неотложных работ в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях, планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях. Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих указанные формирования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: - издают в пределах своих полномочий в целях координации создания и деятельности НФГО нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты); - создают, содержат и организовывают деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - определяют организации, создающие НФГО; - организуют поддержание в состоянии готовности к применению по предназначению НФГО; - организуют подготовку и обучение личного состава НФГО; - организуют создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО; - организуют в пределах территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) учет и ведение реестра НФГО; - организуют привлечение НФГО в пределах территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях, планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях. Финансирование территориальных НФГО, создаваемых организациями по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в интересах выполнения мероприятий по гражданской обороне субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляется за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При этом, с организациями, создающими формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключаются соответствующие договора на выполнение работ (услуг). Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях), а также порядок обеспечения выполнения мероприятий отражается в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения. Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне: - создают и поддерживают в состоянии готовности к применению по предназначению НФГО; - осуществляют обучение личного состава НФГО; - создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО; - разрабатывают состав, структуру и табель оснащения НФГО в соответствии с рекомендациями и с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 (далее – Типовой порядок)[2]; - укомплектовывают НФГО личным составом из числа работников организации, оснащают их специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе имеющимся в организации; - ведут учет НФГО. Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, осуществляется за счет финансовых средств этих организаций. Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения соответствующей территории. Личный состав НФГО комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НФГО на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НФГО доукомплектовываются невоеннообязанными. Зачисление граждан в состав НФГО и назначение их командиров производится приказом руководителя организации. В формирования могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время – 6 часов, в военное время – 3 часа. МЧС России и его территориальные органы осуществляют соответствующее нормативное регулирование, координацию деятельности, методическое руководство по созданию, обеспечению готовности и применению НФГО, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленном порядке ведут учет НФГО и представляют соответствующие сведения в МЧС России в установленном порядке в соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, регламентом сбора и обмена информации в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)». Основанием для ликвидации НФГО, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или снятие с организации категории по гражданской обороне. Решение о ликвидации НФГО, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны соответствующего уровня.
Состав, структура и оснащение нештатных формирований по выполнению мероприятий по гражданской обороне Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2, 4).[3] Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций исходя из имеющихся задач в области гражданской обороны. Порядок действий НФГО согласовывается с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и определяется в планах гражданской обороны организаций, создающих данные формирования. НФГО привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны. Обеспечение НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется заблаговременно за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности. НФГО подразделяются: - по подчиненности: территориальные, организаций; - по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты, станции. Все формирования создаются для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с их предназначением. Комплектование осуществляется в соответствии с Типовым порядком и схемами организационно-штатной структуры НФГО (приложение N 3). Команда по ремонту и восстановлению дорог и мостов предназначена для ведения инженерной разведки, обеспечения и выполнения работ по ремонту и восстановлению проезжих частей в кратчайшие сроки, а также для проделывания проходов и колонных путей. Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям предназначены для выполнения аварийно-технических работ на электро-, тепло-, водопроводных и газовых сетях. Аварийно-технические формирования при ликвидации аварий на газовых сетях прежде всего прекращают подачу газа в сеть. Для этого отключают поврежденные участки газовых сетей с помощью запорных устройств (вентилей, затворов, задвижек), расположенных на газопроводе и у сохранившихся газгольдерных станций. При срезах или разрывах труб газопровода низкого давления концы их заделываются деревянными пробками и обмазываются глиной или обматываются листовой резиной; трещины на трубах завариваются или заделываются установкой муфт. Временно трещины могут заделываться обмоткой труб плотным бинтом с последующей обмазкой глиной или обмоткой листовой резиной с накладкой хомутов. При воспламенении газа производится отключение аварийных участков или снижение давления в сети, после чего очаг загорания гасится песком, землей, глиной или набросом на него мокрого брезента. Работы по локализации аварий на газопроводах осуществляются в тесном взаимодействии с аварийно-техническими формированиями по электросетям. Аварийно-технические формирования при работах по ликвидации аварий на трубопроводах водоснабжения в целях предотвращения затопления подвальных помещений с энергетическим и технологическим оборудованием отключают поврежденные участки сети водопровода перекрытием задвижек, а при истекании воды на поверхность земли сооружают земляные насыпи или стенки на пути движения воды к подвальным помещениям или устраивают водоотводные лотки, канавы, перепуски. Команда (группа) охраны общественного порядка предназначена для участия в поддержании общественного порядка в районах чрезвычайных ситуаций, на объектах работ, на маршрутах эвакуации населения в безопасные районы и выдвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Обеспечение общественного порядка в местах проведения неотложных работ осуществляется формированиями (подразделениями) охраны общественного порядка, которые усиливают пропускную систему объекта путем выделения дополнительных постов в помощь штатной охране, при необходимости организуют патрулирование. Командиры групп обеспечения общественного порядка организуют также охрану на месте проведения неотложных работ и сопровождение вывозимых документов и материальных ценностей. Команда защиты и эвакуации материальных и культурных ценностей предназначена для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей. Команда защиты растений и животных предназначена: - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства. - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий. Команда (группа) для перевозки грузов, населения предназначена для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к местам проведения работ, эвакуации пораженных в лечебные учреждения безопасных районов, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств. Команда (группа, звено) связи предназначена для обеспечения связью руководителей органов управления ГО и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи. Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения. Подвижные пункты питания предназначены для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пострадавшего населения. Подвижные пункты продовольственного снабжения предназначены для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи. Подвижные пункты вещевого снабжения предназначены для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью. Группа (звено) по обслуживанию защитных сооружений предназначена для их постоянного поддержания в готовности к приему укрываемых, организации заполнения защитного сооружения, правильную эксплуатацию защитного сооружения при нахождении в нем укрываемых, ремонта и восстановления поврежденных защитных сооружений. Станция специальной обработки транспорта, одежды предназначена для проведения работ по массовому обеззараживанию одежды (СИЗ, верхняя и нижняя одежда, нательное белье и обувь), а также радиационного контроля качества работ по специальной обработке одежды и транспорта. Пункт санитарной обработки предназначен для проведения полной санитарной обработки личного состава сил гражданской обороны и населения. Также пункт предназначен для проведения радиационного контроля людей, проходящих санитарную обработку, и личного состава ПСО, их одежды, обуви и СИЗ, частичной санитарной обработки одежды и, при необходимости, замену ее элементов из обменного фонда, оказания первой помощи пострадавшим. Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники предназначены для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях. Эвакуационная (техническая) группа предназначена для вывоза техники в полевых условиях для ее ремонта или утилизации. Группы (звенья) эпидемического, фитопатологического, ветеринарного контроля предназначены для осуществления эпидемического контроля и передачи информации об обстановке. Звено подвоза воды предназначено для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водными ресурсами, пригодными для питья и других нужд. Санитарная дружина и санитарный пост предназначены для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания первой помощи пострадавшим в очагах поражения, на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в безопасном районе, а также для ухода за пораженными. Подвижная автозаправочная станция предназначена для заправки автомобильной и другой техники, применяющейся для выполнения мероприятий по гражданской обороне, на территории чрезвычайной ситуации или в другой местности, где это необходимо. Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный) предназначен для ведения наблюдения за воздушной и наземной обстановкой на территории объекта и прилегающей к нему местности, а также в местах размещения производственных смен и в исходных районах формирований в загородной зоне. Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-технические команды (группы), и иные формирования, предназначенные для участия в выполнении мероприятий по ГО и ведения неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.
Подготовка и обучение личного состава нештатных формирований по выполнению мероприятий по гражданской обороне Подготовка и обучение личного состава НФГО для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная цель обучения – повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий. Обучение личного состава НФГО в организации проводится ежегодно. Ответственность за организацию обучения и подготовки работников организаций возлагается на руководителей организаций. Занятия проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки действий личному составу НФГО по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях выполнения возложенных на НФГО задач. При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса, обучаемых в минимальном объеме. Знания и умения, полученные при обучении совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. При подготовке личного состава НФГО особое внимание необходимо уделять психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий по гражданской обороне, воспитанию стойкости, готовности выполнять свои обязанности в сложной обстановке организованно и дисциплинировано. Контроль за качеством усвоения учебного материала личного состава НФГО проводит руководитель организации путем опроса обучаемых после занятий. Руководители занятий по гражданской обороне и защите в чрезвычайных ситуациях должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Руководящий состав федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий. Подготовка НФГО включает: - обучение по примерной программе подготовки личного состава НФГО, разрабатываемой и утверждаемой МЧС России, в рабочее время; - обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; - участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятиях по выполнению мероприятий по гражданской обороне. Примерные программы обучения НФГО разрабатываются и утверждаются МЧС России. Обучение личного состава НФГО в организации планируется и проводится в рабочее время. Тематика обучения разрабатывается с учетом предназначения и специфики работ НФГО. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Следует отметить, что после обучения аттестация личного состава НФГО не требуется. Особые требования предъявляются к командирам формирований, потому что они являются прямыми начальниками личного состава формирований и несут ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных. Командир формирования обязан: - знать структуру формирования, его задачи и возможности, порядок комплектования личным составом, автотранспортом, техникой и всеми видами имущества; - знать уровень подготовки, моральные и деловые качества подчиненных, а также уровень подготовки каждого подразделения формирования; - постоянно совершенствовать свои знания по гражданской обороне, организовывать и проводить занятия с личным составом по общей и специальной подготовке; - руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями; - решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников; - заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, при совершении марша, при проведении работ, а также своевременно принимать меры защиты от поражающих факторов; - иметь сведения о списочном составе формирования, а также о наличии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств; - организовывать материальное и техническое обеспечение формирования. Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны знать также: - размещение и планировку защитных сооружений; - характер застройки района и возможных участков (объектов) работ; - расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке (объекте) работ и прилегающей территории; - расположение газовых, водопроводных сетей и теплосетей; - план эвакуации из определенной местности и порядок вывода в безопасный район (зону); - способы обеззараживания местности и специальной обработки транспорта и одежды. Проведение работ с целью реализации мероприятий по гражданской обороне требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения. Командиры формирований обязаны заблаговременно оценить и разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением. Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи. Опасные места ограждаются предупредительными знаками. Личный состав НФГО должен: знать: - характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, и способы защиты от них; - особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); - предназначение формирования и свои функциональные обязанности; - производственные и технологические особенности организации, характер возможных неотложных работ, вытекающих из содержания плана гражданской обороны (плана гражданской обороны и защиты населения); - порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; - место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения работ; - назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; - порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий; уметь: - выполнять функциональные обязанности при обеспечении аварийно-спасательных и проведении неотложных работ; - поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; - оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; - работать на штатных средствах связи; - проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий; - незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; - своевременно развертывать пункты питания и продовольственного (вещевого) снабжения при возникновении такой необходимости; - вести наблюдение за воздушной и наземной обстановкой на территории. Готовность НФГО проверяется не реже 1 раза в год на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверяются: - реальность расчетов по созданию формирований; - готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению; - соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач; - обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию; - время сбора формирований, их выхода к объектам проведения работ. Личный состав НФГО, обслуживающий технические средства, должен знать и соблюдать требования безопасности при работе на закрепленной за ним технике. Особые меры безопасности должны соблюдаться при работе в зоне пожаров, разрушений, в зонах химического и радиоактивного заражения, при проведении специальной обработки (дезактивации, дегазации, дезинфекции).
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2020.
[1] Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденных МЧС России 23.12.2015 N 2-4-87-58-11. [2] Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне представлен в следующей публикации. [3] Упомянутые в статье приложения N 1 «Примерный перечень создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», N 2 «Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами», N 3 «Типовые порядки и схемы организационно-штатной структуры НФГО» и N 4 «Примерный перечень специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов для оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» являются довольно большими по объему документами, поэтому опубликовать их на страницах журнала не представляется возможным. С указанными приложениями можно ознакомиться на сайте редакции журнала http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф в разделе главного меню сайта «Документы по ГО и ЧС». | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020) | |
Просмотров: 1442 |