Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС |
Служба медицины катастроф Московской области (далее – Служба) является функциональной подсистемой Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МОСЧС) и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф – ее территориальным (региональным) звеном. Служба предназначена для спасения жизни и сохранения здоровья граждан путем оказания всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, в том числе медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС), ликвидации эпидемических очагов, а также создания материальных запасов и обучения оказанию первой помощи населению Московской области. Служба в своей деятельности руководствуется приказом Минздрава Московской области от 10.07.2020 N 1007. «О службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Московской области» и иными нормативно-правовыми актами в части касающейся. Структура службы представлена в приложении 1. Инструкция по действиям медицинских организаций в различных режимах функционирования содержится в приложении 2.
Задачи Службы: - быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при ЧС; - поддержание постоянной готовности сил и средств Министерства здравоохранения Московской области (далее – Министерство) и подведомственных организаций (далее – Организации) к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - осуществление комплексных мер по противодействию возможным террористическим актам, в том числе с применением ядовитых, биологических (бактериологических) агентов, повышению безопасности Организаций в соответствии с распорядительными документами Министерства и решениями Антитеррористической комиссии Московской области; - своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС; - проведение мероприятий, направленных на снижение психоневрологического и эмоционального воздействия ЧС на население; - участие в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний (совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области и коммунальными службами Московской области); - проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших в ЧС; - сохранение здоровья личного состава Службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - взаимодействие с областными, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС; - оценка оперативной медико-санитарной обстановки при потенциальной аварийной опасности на территории Московской области; - осуществление комплексных мер по совершенствованию и дальнейшему развитию Службы.
Управление Службой Руководство Службой осуществляет министр здравоохранения Московской области. Координационным органом Службы является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области. Постоянно действующим органом управления Службы является Министерство. Руководство Службой в повседневной деятельности осуществляет государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Территориальный центр медицины катастроф» (далее – ТЦМК). При выполнении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на территории Московской области в оперативное подчинение ТЦМК переходят все организации Министерства. Решения директора ТЦМК носят директивный характер и являются обязательными для исполнения. В случае возникновения на территории Московской области ЧС в зависимости от величины санитарных потерь непосредственное руководство действиями Службы осуществляют при: - санитарных потерях, не превышающих 10 (десяти) человек, – старшее должностное лицо дежурной смены ТЦМК; - санитарных потерях до 25 (двадцати пяти) человек – руководитель (или лицо, его заменяющее) ТЦМК; - санитарных потерях свыше 25 (двадцати пяти) человек – руководитель Службы – министр здравоохранения Московской области.
Режимы функционирования Службы В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в трех режимах: I. Повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС. II. Повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС. III. Чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Мероприятия, проводимые Службой в режиме повседневной деятельности: - обеспечение круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы ТЦМК и ответственных дежурных Организаций; - сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения Московской области от ЧС; - поддержание в постоянной готовности системы оповещения; - планирование действий органов управления и сил Службы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; - подготовка работников к действиям в ЧС, проведение учений и тренировок; - создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов Министерства здравоохранения Московской области для ликвидации ЧС; - организация и осуществление взаимодействия между входящими в структуру Службы органами управления и Организациями; - проведение мероприятий по подготовке к эвакуации работников в безопасные районы, их размещению и возвращению в места постоянной дислокации; - подготовка кадрового состава Службы по вопросам управления, организации и технологии оказания медицинской помощи в ЧС; - ведение статистической отчетности о медико-санитарных последствиях ЧС; - согласование возможности привлечения дополнительных (федеральных, ведомственных) сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - создание и постоянное пополнение автоматизированной информационно-аналитической системы «Медицина катастроф Московской области» и базы данных «Силы и средства службы медицины катастроф»; - разработка и реализация мер, направленных на развитие и совершенствование Службы, правовую защищенность персонала.
Мероприятия, проводимые Службой в режиме повышенной готовности: - получение сигнала (распоряжения), поступившего в Министерство и ТЦМК из Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области» (далее – ЦУКС) или Правительства Московской области, о введении режима повышенной готовности, уточнение его достоверности в Главном управлении МЧС России по Московской области; - введение в действие плана медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ЧС в соответствии с распоряжением руководителя Службы; - проведение оповещения Организаций по действующей схеме оповещения; - введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц Службы и Организаций; - осуществление сбора, обобщения и анализа данных, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможных санитарных потерь при развитии обстановки, подготовка и доклад предложений руководителю Службы; - приведение (при необходимости) сил и средств Службы в готовность к реагированию на ЧС; - восполнение (при необходимости) резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС; - проведение (при необходимости) эвакуационных мероприятий; - осуществление (при необходимости) взаимодействия Службы с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области по вопросам проведения профилактических санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Мероприятия, проводимые Службой в режиме чрезвычайной ситуации: - получение сигнала (распоряжения) из ЦУКС или Правительства Московской области о введении режима чрезвычайной ситуации, доклад руководителю Службы; - введение в действие плана медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ЧС в соответствии с распоряжением руководителя Службы; - оповещение руководителей Организаций, входящих в Службу, по действующей схеме оповещения; - оперативное управление всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - организация работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и всестороннее обеспечение действий сил и средств Службы, привлечение (при необходимости) в установленном порядке сил и средств федеральных и ведомственных медицинских организаций, находящихся на территории Московского региона; - оценка величины и структуры санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи; - оперативное взаимодействие со всеми экстренными службами, участвующими в ликвидации последствий ЧС; - сбор, анализ и обмен информацией о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - медико-санитарное обеспечение населения, эвакуированного из зоны ЧС; - систематизация и анализ информации о ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, составление отчета по установленной форме.
Медицинские формирования Службы Медицинские формирования Службы разделяются на штатные и нештатные. К штатным медицинским формированиям относятся: - выездные бригады экстренной медицинской помощи ТЦМК; - выездные бригады экстренной медицинской помощи (авиамедицинские) ТЦМК. К нештатным медицинским формированиям относятся: - выездные бригады скорой медицинской помощи ГБУЗ МО «Московская областная станция скорой медицинской помощи; - бригады специализированной медицинской помощи больниц, в том числе детские и специализированные; - врачебно-сестринские бригады медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В очаге ЧС оказывается первая помощь личным составом аварийно-спасательных формирований. На границе очага ЧС (оцепление) развертываются пункты сбора пострадавших и сортировочные площадки. ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» является учреждением – формирователем оперативных бригад экспертов.
Снабжение Службы Приказом областного Минздрава утверждены: - номенклатура и объем резерва медицинских ресурсов для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Московской области (на 500 пострадавших): - номенклатура и объемы неснижаемого запаса (резерва) лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения Организаций, имеющих план-задание на экстренное развертывание коек, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций; - табель оснащения врачебно-сестринских бригад. Запасы (резервы) лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, создаваемые Организациями, хранятся на складах Организаций. ГБУЗ МО «Московская областная станция переливания крови» определяет нормы накопления неснижаемого запаса гемотрансфузионных сред и расходных материалов для организации экстренной массовой заготовки, переработки и апробации донорской крови учреждениями службы крови, а также формирование выездных бригад. Табели оснащения, номенклатура и объемы запасов (резервов) лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в последующем могут дополняться, корректироваться в связи с изменением нормативно-правовой базы.
СТРУКТУРА СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
┌───────────────┐ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐ │Министерство │◄──────────────────►│Министерство здравоохранения│◄────────────────────────►│Комиссия по предупреждению и │ │здравоохранения│ │Московской области │◄─────────────────┐ │ликвидации чрезвычайных ситуаций│ │Российской │ └────────────────────────────┘◄───────────────┐ │ │и пожарной безопасности │ │Федерации │ ▲ ▲ │ │ │Московской области │ └───────────────┘ │ │ │ │ └────────────────────────────────┘ ▼ │ │ │ ┌──────────┐ ┌──────────────────────┐ │ │ │ ┌─────────────────────────────┐ │БЭМП │ │ГКУЗ МО │ │ │ └──────►│Главное управление МЧС России│ │постоянной│◄────►│»Территориальный центр│ │ │ │по Московской области │ │готовности│ │медицины катастроф» │ │ │ └─────────────────────────────┘ │(авиа) │ └──────────────────────┘ │ │ └──────────┘ ▲ │ │ ┌────────────────────────────┐ │ ▼ │ │Органы исполнительной власти│ ┌──────────┐ │ ┌───────────────────────────────────────────────┐ │ │Московской области │ │Выездные │ │ ┌─────►│Медицинские организации государственной системы│◄──┐│ └────────────────────────────┘ │БЭМП │◄────────┘ │ ┌──►│здравоохранения Московской области │◄─┐│└────────► │постоянной│ │ │ └───────────────────────────────────────────────┘ ││ ┌──────────────────────────────┐ │готовности│ │ │ ▲ ▲ ▲ ││ │Территориальное управление │ └──────────┘ │ │ │ │ │ ││ │Роспотребнадзора по Московской│ ┌───────────────┘ │ │ │ │ ││ └──────────────────────────────┘ │ │ │ │ │ │└──────────────────────────────┐ │ │ │ │ │ └────────────────┐ │ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ┌──────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────────┐ │ГБУЗ МО │ │Специализированные│ │ГБУЗ МО │ │ГБУЗ МО │ │Стационары │ │Медицинские│ │ГБУЗ МО «МЦ │ │»Московская │ │больницы (МОНИКИ, │ │»Бюро │ │»Московская│ │(больницы),│ │организации│ │мобилизационных│ │областная │ │МОНИИАГ, МОКБОТ) │ │судебно- │ │областная │ │в том числе│ │оказывающие│ │резервов │ │станция скорой│ └─┬───────────┬────┘ │медицинской│ │станция │ │детские │ │первичную │ │»Резерв» │ │медицинской │ │ │ │экспертизы»│ │переливания│ └─┬────────┬┘ │медико- │ └──────┬────────┘ │помощи │ │ │ └─────┬─────┘ │крови» │ │ │ │санитарную │ │ └───┬──────────┘ │ │ │ └─────┬─────┘ │ │ └─────┬─────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ┌────────┐ ┌──────┐ ┌──────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────┐ ┌──────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ │Выездные│ │Резерв│ │БСМП │ │Оперативные│ │Бригады │ │БСМП │ │Резерв│ │Врачебно- │ │Резерв │ │бригады │ │коек │ │постоянной│ │бригады │ │повышенной │ │повышенной│ │коек │ │сестринские│ │лекарственных│ │СМП │ └──────┘ │готовности│ │экспертов │ │готовности │ │готовности│ └──────┘ │бригады │ │препаратов и │ └────────┘ └──────────┘ └───────────┘ │(трансфузиолог)│ └──────────┘ │(ВСБ) │ │медицинских │ └───────────────┘ └───────────┘ │изделий │ └─────────────┘
Приложение 2
ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ
Настоящая Инструкция определяет порядок действий медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, входящих в структуру службы (далее – Организации) в различных режимах функционирования службы.
I. Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Территориальный центр медицины катастроф» (ТЦМК)
1.1. В режиме повседневной деятельности: - осуществляет корректировку плана медико-санитарного обеспечения населения Московской области при чрезвычайных ситуациях; - обеспечивает круглосуточную работу дежурно-диспетчерской службы, состоящей из оперативно-диспетчерского отдела и отдела оперативного планирования с дежурной сменой, по сбору, анализу и передаче об оперативной информации об осложнении медико-санитарной обстановки, событиях риска[1], угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) на территории Московской области; - поддерживает в постоянной готовности системы оперативной связи, оповещения и информационного обеспечения; - проводит занятия по поддержанию и совершенствованию практических навыков оказания первой и медицинской помощи с медицинскими формированиями, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - осуществляет комплекс плановых мероприятий по поддержанию заблаговременной готовности службы к оперативному переводу на режим повышенной готовности и режим ЧС (в соответствии с Положением о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Московской области); - совершенствует навыки взаимодействия службы с экстренными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС; - организует медицинское обеспечение плановых мероприятий с массовым сосредоточением людей на территории Московского региона. 1.2. В режиме повышенной готовности: - получает сигнал об угрозе ЧС или событии риска, докладывает руководителю службы – министру здравоохранения Московской области, вводит по его указанию режим повышенной готовности и соответствующий раздел плана медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ЧС, в объеме, соответствующем сложившейся медико-санитарной обстановке; - оповещает (в соответствии со схемой) руководителей Организаций службы о введении режима повышенной готовности в части, их касающейся; - направляет при необходимости бригады экстренной медицинской помощи ТЦМК (далее – БЭМП) к зоне прогнозируемой (возможной) ЧС; - усиливает дежурно-диспетчерскую службу, уточняет порядок создания и состав оперативных групп, определяет их задачи; - уточняет первоначальную информацию, получает, обобщает и анализирует данные, обусловившие введение режима повышенной готовности, прогнозирует возможное развитие обстановки, готовит и докладывает предложения руководителю службы; - контролирует выполнение Организациями службы мероприятий режима повышенной готовности; - уточняет план медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ЧС в соответствии с прогнозируемой обстановкой и готовит дополнительные распоряжения; - поддерживает постоянную, прямую и обратную связь со всеми экстренными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС; - отменяет режим повышенной готовности службы. 1.3. В режиме чрезвычайной ситуации: - получает сигнал о возникновении ЧС, докладывает руководителю службы, вводит по его указанию режим чрезвычайной ситуации и план медико-санитарного обеспечения населения Московской области при ЧС в объеме, соответствующем сложившейся медико-санитарной обстановке; - оповещает (в соответствии со схемой) руководителей Организаций службы о введении режима чрезвычайной ситуации; - направляет БЭМП к зоне ЧС (при необходимости усиленные оперативной группой); - передает уточненную информацию, запрашивает необходимые медицинские силы и средства, организует и осуществляет оперативное управление медицинскими силами в зоне ЧС; - организует медико-санитарное обеспечение пострадавших; - организует медико-санитарное обеспечение населения, эвакуированного из зоны ЧС; - поддерживает постоянную, прямую и обратную связь со всеми экстренными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС; - ведет учетно-отчетную документацию по действиям службы, передает донесения о медико-санитарных последствиях ЧС установленным порядком; отменяет чрезвычайный режим работы службы.
II. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московская областная станция скорой медицинской помощи» (далее – МОССМП)
В режиме повседневной деятельности: - корректирует, согласует с ТЦМК и утверждает план действий МОССМП по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС; - обеспечивает в круглосуточном режиме немедленную передачу в ТЦМК поступающей информации (с указанием источника) об ухудшении медико-санитарной обстановки, событиях риска, угрозе и возникновении нештатных ситуаций[2]; - осуществляет плановые мероприятия по поддержанию заблаговременной готовности к оперативному переводу на режим чрезвычайной ситуации; - участвует в медицинском обеспечении плановых мероприятий[3]; - представляет в ТЦМК информацию о составе бригад МОССМП с учетом их профильности и режимов работы в летний и зимний периоды. В режиме повышенной готовности: - при получении сигнала (распоряжения) из ТЦМК вводит режим повышенной готовности и вводит в действие соответствующий раздел плана действий МОССМП по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС; - приводит в готовность медицинские силы и средства для выполнения возложенных на них задач при работе в ЧС; - представляет в Министерство здравоохранения Московской области и ТЦМК о выполнении мероприятий режима повышенной готовности. В режиме чрезвычайной ситуации: - при получении сигнала (распоряжения) из ТЦМК вводит режим чрезвычайной ситуации и вводит в действие соответствующий раздел плана действий МОССМП по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС; - незамедлительно направляет к месту ЧС необходимое количество бригад МОССМП[4]; - оказывает скорую медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах пострадавшим и больным, проводит их медицинскую эвакуацию в профильные медицинские организации; - собирает и представляет информацию, в том числе о зарегистрированных санитарных потерях, в Министерство здравоохранения Московской области и ТЦМК установленным порядком.
III. Медицинские организации, входящие в структуру службы
В режиме повседневной деятельности: - корректируют, согласуют ТЦМК и утверждают план действий по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом планов-заданий: на экстренное развертывание коек, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ЧС, на создание бригад специализированной медицинской помощи, на создание врачебно-сестринских бригад; - осуществляют плановые мероприятия по поддержанию постоянной готовности к оперативному переводу на режим чрезвычайной ситуации; - готовят и предоставляют в ТЦМК отчет за истекший год о деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС (срок – до 15 января следующего года). В режиме повышенной готовности: - при получении сигнала (распоряжения) вводят режим повышенной готовности и соответствующий раздел плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС; - приводят в готовность медицинские силы и средства для приема и оказания медицинской помощи пострадавшим; - докладывают в ТЦМК о выполнении мероприятий режима повышенной готовности. В режиме чрезвычайной ситуации: - при получении сигнала (распоряжения) вводят режим чрезвычайной ситуации и соответствующий раздел плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС; - организуют и оказывают медицинскую помощь пострадавшим; - представляют информацию в ТЦМК установленным порядком.
IV. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – БСМЭ)
В режиме повседневной деятельности: - корректирует, согласует с ТЦМК и утверждает план действий БСМЭ по предупреждению и ликвидации ЧС; - обеспечивает заблаговременную готовность БСМЭ к проведению своевременной высококвалифицированной экспертизы погибших и пострадавших в ЧС, опознанию неизвестных трупов, установлению принадлежности останков; - готовит и предоставляет в ТЦМК отчет за истекший год о деятельности БСМЭ по предупреждению и ликвидации ЧС (срок – до 15 января следующего года). В режиме повышенной готовности: - при получении сигнала (распоряжения) вводит режим повышенной готовности и соответствующий раздел плана действий БСМЭ по предупреждению и ликвидации ЧС; - организует выполнение мероприятий режима повышенной готовности танатологических отделений; - приводит в готовность судебно-медицинские бригады; - приводит в готовность автомобильный транспорт для эвакуации трупов из зоны ЧС; - представляет информацию в ТЦМК установленным порядком. В режиме чрезвычайной ситуации: - при получении сигнала (распоряжения) вводит режим чрезвычайной ситуации и соответствующий раздел плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС; - направляет (по согласованию с Министерством здравоохранения Московской области и ТЦМК) в зону ЧС оперативную группу БСМЭ для выполнения мероприятий режима чрезвычайной ситуации; - развертывает работу судебно-медицинских бригад в заранее определенном морге с организацией функционирования оперативно-информационного, приемно-сортировочного, танатологического отделений и отделения опознания и выдачи трупов для погребения; - представляет информацию в ТЦМК установленным порядком. Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 5/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
[1] Событие риска - потенциально возможное событие, которое может повлечь неблагоприятные последствия. [2] Информация о массовых ДТП, пожарах, авариях, вспышках инфекционных заболеваний, общественных беспорядках, криминальных действиях и других происшествиях, имеющих очевидные или вероятные медицинские последствия. [3] В том числе связанных с массовым сосредоточением людей в соответствии с указаниями и распоряжениями Министерства здравоохранения Московской области. [4] Бригада МОССМП, прибывшая на место происшествия первой (до прибытия бригады ГКУЗ МО ТЦМК), принимает на себя функции организатора медицинского обеспечения пострадавших. С момента прибытия бригады ГКУЗ МО ТЦМК все бригады МОССМП и другие медицинские силы, работающие в зоне ЧС, переходят в ее оперативное подчинение. Выездные бригады скорой медицинской помощи работают при чрезвычайных ситуациях на границе очага. | |
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 1115 |