Организация лечебно-профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях (часть 2)
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Организация лечебно-профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях (часть 2)

Обеспечение радиационной безопасности медицинского персонала

Медицинские работники, участвующие в качестве спасателей в работах по ликвидации последствий аварии, относятся к категории А (персонал), и на них распространяются соответствующие требования НРБ-99/2009.

На всех этапах оказания помощи медицинские формирования должны приступать к работе только после получения информации о радиационной обстановке. Исключением является только оказание медицинской помощи по жизненным показаниям.

Для предотвращения радиоактивного загрязнения и попадания радиоизотопов внутрь при радиационных авариях с выбросом нуклидов в окружающую среду персонал должен быть обеспечен и обучен обращению с СИЗ и обязан их использовать.

Проникающее излучение от поврежденного реактора или фрагментов активной зоны при их попадании в окружающую среду может представлять высокую опасность для жизни только при работах в непосредственной близи к источнику излучения.

Внешнее гамма-облучение медперсонала возможно от радиоактивного инородного тела, от гамма-излучающих изотопов на поверхности кожи пациентов или уже попавших внутрь (например, от 131I в щитовидной железе пациента).

Риск облучения сводится к минимальному, если проведены предварительная радиационная разведка с маркировкой территории и определение допустимого времени безопасного пребывания в зоне.

Загрязнение альфа-, бета-излучающими изотопами рабочих поверхностей при соблюдении санитарно-гигиенических требований и использовании СИЗ во время работы и деконтаминации кожи и одежды после окончания работы для медицинского персонала не опасно.

Контакты медработников с анализируемыми биологическими образцами, выделениями в любых объемах и продолжительностью работ, кроме щитовидной железы в первые 1,5 месяца после аварии (при аутопсии погибших в эти сроки щитовидная железа удаляется первой с обязательным дозиметрическим контролем), радиационной опасности практически не представляют.

 

Принципы планирования медико-санитарного обеспечения персонала и населения при радиационной аварии

Готовность территориальных органов управления здравоохранения, территориальных ЛПУ, МСЧ, обслуживающих радиационно-опасные объекты, к работе в условиях радиационной аварии обеспечивается в соответствии с действующими нормативными и инструктивными документами путем выполнения комплекса подготовительных мероприятий.

План медико-санитарного обеспечения персонала и населения в случае радиационной аварии предусматривает порядок, ответственных исполнителей и сроки выполнения мероприятий по медицинскому обеспечению населения в случае радиационной аварии со стороны органов управления здравоохранения и медицинских учреждений.

План определяет характер и объем взаимодействия между органами управления здравоохранения административно-территориальных образований, ТЦМК, ЛПУ, ЦГСЭН, МСЧ, медицинской службой ГО.

Основными критериями при подготовке Плана являются:

- адекватность планируемой системы медико-санитарного обеспечения конкретному источнику радиационной опасности;

- реалистичность и объективность в оценке медицинских сил и средств.

Этапы разработки Плана представлены на рисунке 3. Подготовка исходной информации имеет основное значение для планирования. Необходимо получение информации о возможных типах и классах аварий на объекте.

В аварийном плане могут быть представлены основные прогнозируемые сценарии развития аварийной ситуации, в условиях реальной аварии для принятия решения основное значение будет иметь реальная оперативная обстановка. При этом информация о факте аварии и оперативные прогнозы, полученные от предприятия или любого другого компетентного органа, определяют приоритетные задачи по медицинскому обеспечению.

 

┌──────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐

│   Состав и условия   │ │ Медико-демографические │ │  Количество и состав   │

│      размещения      │ │        данные          │ │ медицинских учреждений │

│ потенциально опасных │ │                        │ │                        │

│      объектов        │ │                        │ │                        │

└──────────────────┬───┘ └───────────┬────────────┘ └───┬────────────────────┘

                   ▼                 ▼                  ▼

                ┌────────────────────────────────────────────────────┐

                │    Исследование медико-санитарных характеристик    │

                │ региона (территории) потенциально опасных объектов │

                └──────────────────────┬─────────────────────────────┘

        ┌──────────────────────────────┼───────────────────────────────┐

        ▼                              ▼                               ▼

┌──────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐

│Анализ и классификация│ │      Оценка риска      │ │  Разработка критериев  │

│ возможных аварийных  │ │    неблагоприятного    │ │    для установления    │

│       ситуаций       │ │воздействия и возможных │ │ уровней вмешательства  │

│                      │ │медико-санитарных потерь│ │и ликвидации последствий│

│                      │ │                        │ │   аварийных ситуаций   │

└─────────┬────────────┘ └────────────┬───────────┘ └────────────┬───────────┘

          ▼                           ▼                          ▼

          └───────────────────────────┼──────────────────────────┘

          ┌───────────────────────────┼──────────────────────────┐

          ▼                           ▼                          ▼

┌──────────────────────┐┌─────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐

│     Обоснование      ││     Рекомендации по     │ │  План взаимодействия   │

│     необходимых      ││  организационным мерам  │ │    медицинских сил     │

│   медицинских сил    ││  проведения санитарно-  │ │        и средств       │

│      и средств       ││гигиенических мероприятий│ │                        │

└─────────┬────────────┘└─────────────┬───────────┘ └────────────┬───────────┘

          ▼                           ▼                          ▼

          └───────────────────────────┼──────────────────────────┘

                                      ▼

                        ┌─────────────────────────┐

                        │ План медико-санитарного │

                        │  обеспечения населения  │

                        └─────────────────────────┘

 

Рис. 3. Этапы разработки Плана медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии.

 

В Плане должна быть отражена информация по следующим вопросам:

- перечень органов управления здравоохранения, медицинских учреждений и формирований, ответственных за организацию и проведение необходимого объема мероприятий;

- схема оповещения органов и учреждений здравоохранения и населения;

- объем санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при том или ином масштабе (классе) радиационной аварии;

- инструкции по действиям медицинского персонала в аварийной ситуации;

- перечень необходимых запасов медицинского имущества, медикаментов и оборудования, в том числе приборов и техники, выделяемых для проведения радиационного контроля;

- размещение медицинских учреждений, маршрутов их эвакуации, пунктов сбора и мест проведения обследования и дозиметрического контроля населения;

- план проведения подготовки медицинского персонала;

- график проверки планов работы медицинских учреждений, систем связи и соответствующего оборудования.

Исходными данными для разработки Плана являются:

- численность работающих на предприятии (объекте);

- количество населения (включая детей до 14 лет), обслуживаемого местной (территориальной) лечебной сетью в зоне возможной радиационной аварии;

- прогноз возможных медицинских последствий для данного района или области (размеры зоны аварии, дозовые нагрузки на население без учета проведения защитных мер, уровни загрязнения территории, необходимость в проведении йодной профилактики, укрытии и эвакуации населения);

- возможное количество пострадавших, нуждающихся в различных видах медицинской помощи;

- коммунальные и санитарные условия жизни населения;

- лечебные учреждения, их профиль, коечная емкость, наличие специализированных отделений;

- численность, состав и подготовленность персонала медицинских учреждений;

- специализированные (радиологические) медицинские бригады (СМБ), их численность, состав специалистов, оснащенность медикаментами и оборудованием;

- ЦГСЭН, их оснащенность;

- наличие и обеспеченность населения, больных и персонала медицинских учреждений убежищами, СИЗ;

- наличие и обеспеченность препаратами стабильного йода;

- принятые решения по размещению СИЗ, медикаментов, необходимого имущества и оборудования, их складированию и хранению;

- выделение населенных пунктов для эвакуируемого населения и медицинских учреждений, служебных зданий (помещений) для развертывания медицинских учреждений, жилой площади для медицинского персонала и членов их семей;

- наличие транспорта для эвакуации населения и медицинских учреждений;

- основные и запасные маршруты эвакуации, типы и состояние дорог;

- потребное и имеющееся количество других медицинских сил и средств (медицинские формирования и учреждения МО, МВД, МЧС, санитарная авиация и др.);

- федеральные резервы;

- другие вопросы, влияющие на принятие решения руководителем территориального органа управления здравоохранения.

Описание основных разделов Плана медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии на АЭС представлено в приложении 3.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

 

МАГАТЭ в 1990 г. была разработана и рекомендована универсальная шкала оценки тяжести и опасности аварий на АЭС (INES). Классифицируемые шкалой события относятся только к ядерной или радиационной безопасности. Шкала разделена на две части: нижняя охватывает уровни 1 – 3 и относится к инцидентам, а верхняя часть из четырех уровней (4 – 7) соответствует авариям. События, не являющиеся важными с точки зрения безопасности, интерпретируются как события нулевого уровня (табл. 1). Шкала является приблизительно логарифмической. Так, ожидается, что число событий должно примерно в 10 раз уменьшаться для каждого более высокого уровня.

 

Таблица 1

 

Шкала МАГАТЭ оценки тяжести и опасности аварий на АЭС

 

Уровень аварии

Наименование

Критерий

7

Глобальная авария

Большой выброс; значительный ущерб здоровью людей и окружающей среде

6

Тяжелая авария

Значительный выброс; полная реализация планов мероприятий по защите персонала и населения на ограниченной территории;

значительное повреждение активной зоны

5

Авария с риском для окружающей среды

Ограниченный выброс; частичная реализация планов мероприятий по защите персонала и населения на ограниченной территории

4

Авария в пределах АЭС

Небольшой выброс; облучение населения в установленных пределах дозы; частичное повреждение активной зоны; существенное воздействие на здоровье персонала

3

Серьезное происшествие

Небольшой выброс; облучение населения ниже установленных пределов дозы; большое загрязнение; переоблучение персонала

2

Происшествие средней тяжести

Событие с потенциальными последствиями для безопасности

1

Незначительное происшествие

Отклонение от разрешенных границ функционирования реактора

0

Ниже шкалы

Не влияет на безопасность

 

Вышеприведенная универсальная шкала оценки тяжести и опасности радиационных аварий (INES) была разработана и рекомендована МАГАТЭ в основном для целей оповещения (в том числе через средства массовой информации) населения о глобальной оценке возможной тяжести и опасности случившегося события при авариях на предприятиях ядерной промышленности (АЭС и др.). Имеются и другие классификации радиационных аварий, например, технологическая классификация, рассматривающая возможные аварийные ситуации с точки зрения заложенных в проектных документах конструктивных, инженерных и других систем обеспечения радиационной безопасности предприятия. Для решения задач медицины катастроф такие классификации мало пригодны. Они могут лишь ориентировать на масштаб возможных последствий и на уровень вмешательства (объектовый, локальный, местный, региональный, федеральный), необходимый для их ликвидации.

Классификация радиационных аварий по признакам, позволяющим оперативно и эффективно решать задачи медицины катастроф, которые, прежде всего, связаны с оказанием медицинской помощи пораженным, для каждого типа и класса радиационной аварии должна содержать следующие сведения:

- профессиональную характеристику вовлеченных в аварию лиц (работники предприятия – «персонал», члены аварийно-спасательных бригад, лица, привлеченные для ликвидации последствий аварии, – «участники ликвидации последствий аварии»; лица из населения, оказавшиеся в момент аварии в ее очаге, – «свидетели аварии»; остальное население, вовлеченное в сферу действия факторов радиационной аварии, – «население»);

- качественную и количественную характеристику прогноза возможных санитарных потерь среди вовлеченных в аварию лиц (число пораженных, характеристика возможных клинических эффектов, количественный прогноз их возможных исходов);

- перечень медицинских мероприятий, необходимых для оказания медицинской помощи пораженным;

- медицинские учреждения и формирования, привлекаемые для минимизации медицинских последствий.

Для удобства ориентации медицинских работников, участвующих в оказании помощи пораженным, возможные группы радиационных аварий можно условно разделить на две группы.

К первой группе радиационных аварий можно отнести достоверно установленные, быстро протекающие и ожидаемые события, сопровождаемые клиническими проявлениями воздействия ионизирующего излучения у вовлеченных в аварию лиц либо высокой вероятностью их проявления. Такие радиационные аварии могут возникнуть на стационарных радиационно-опасных объектах (предприятия и организации, использующие ядерные и радиационные технологии, включая АЭС), на радиационных исследовательских и терапевтических облучательских установках, при ядерных взрывах, при перемещении радиоактивных и делящихся материалов на транспортных средствах и т.д.

Аварии, отнесенные к первому типу, могут различаться по тяжести предполагаемых медицинских последствий. Радиационные аварии с исследовательскими и терапевтическими установками являются разновидностью аварий на стационарных объектах без вовлечения населения, но с возможностью вовлечения нескольких (как правило, не более 5) оказавшихся рядом лиц, могущих подвергнуться острому лучевому воздействию.

Радиационные аварии первого типа на стационарных объектах разделяются по классам на локальные, местные и общие. Радиационные аварии этого типа при транспортировке при перемещении радиоактивных и делящихся материалов можно разделить по классам на «локальную простую» (вовлечен только персонал транспортного средства), «локальную осложненную» (вовлечены персонал транспортного средства и лица, участвующие в ликвидации последствий аварии) и местные – вовлечено население.

Ко второй группе радиационных аварий можно отнести события, достоверность которых устанавливается радиационно-гигиеническим или криминологическим расследованием в связи с выявлением острого радиационного поражения (острой лучевой болезни – ОЛБ, местного лучевого поражения – МЛП и т.д.) у лиц, оказавшихся в сфере действия этой аварии. При втором типе аварии сам факт аварии может оставаться неизвестным от нескольких дней до выявления клинических проявлений воздействия ионизирующего излучения у вовлеченных лиц. Длительность скрытого периода зависит от степени тяжести реализованных лучевых поражений, количества и категории вовлеченных лиц, квалификации медицинского персонала. Такие аварии, как правило, связаны с нарушением правил радиационной безопасности персоналом, с хищением или случайными находками радионуклидных источников (РНИ), например, в результате случайного контакта лиц из населения с неизвестным предметом, бесцельно подобранным, похищенным или переданным третьими лицами радионуклидным источником (РНИ малого размера) с утерянным контролем со стороны ответственных лиц. Крайне редко может возникнуть вариант с умышленным использованием закрытых РНИ с целью нанесения ущерба третьим лицам.

Этот тип аварий можно также разделить по классам на локальные и местные.

Указанные в виде непосредственных клинических эффектов ОЛБ, МЛП, ХЛБ, являясь детерминированными эффектами облучения, могут значительно различаться по клиническим проявлениям и конкретным лечебным мероприятиям при разных радиационных авариях. При этом предлагаемые сопоставления по степени тяжести клинических проявлений общеприняты и наглядно демонстрируют критичность той или иной группы риска из числа вовлеченных в радиационную аварию лиц как по абсолютной численности приведенных групп, так и по частоте, структуре и прогнозу предполагаемых клинических вариантов лучевых поражений.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ОСТРО ВОЗНИКШИХ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

 

Радиационные аварии, как и другие катастрофы, вызывают стресс, значительное психоэмоциональное напряжение, как у пострадавших, так и у лиц, непосредственно не подвергшихся действию поражающих факторов: свидетели аварии, родственники пострадавших и др. Поэтому профилактика психических нарушений и предотвращение панических проявлений являются весьма существенными задачами при оказании медицинской помощи населению в случае радиационной аварии.

Для решения этих задач необходимо:

- доводить информацию об аварии в формах, вызывающих доверие, предотвращающих панические проявления;

- довести до населения рекомендации по защите от радиационного поражения в формах, понятных неподготовленному человеку и реально осуществимых по содержанию;

- формировать и поддерживать доверие к органам власти и работникам аварийно-спасательных бригад, формировать доверие к официальной информации;

- оказывать усиленное внимание реально или потенциально пострадавшим детям, беременным женщинам, престарелым и больным.

Острые психические нарушения при радиационной аварии отличаются специфическими особенностями. Широко пропагандируемая средствами массовой информации возможность увеличения риска онкогенного, тератогенного, генетического, иммунодепрессивного действия ионизирующего излучения давно входит в набор представлений о радиационном поражении. Личностный смысл риска носит в высшей степени субъективный, зачастую иррациональный характер. Восприятие самого риска при этом может лежать в диапазоне от игнорирования (недооценки, пренебрежения, отрицания) опасности до переживания мистического ужаса беспомощности, что является нарушением психической адаптации и проявляется неправильным поведением, эмоциональными расстройствами.

Склонность к реакциям игнорирования опасности усугубляется потреблением алкоголя.

В рамках острых эмоциональных расстройств могут наблюдаться речедвигательное возбуждение или депрессия.

Наиболее часто при радиационных авариях встречаются астенические нервно-психические расстройства: жалобы на слабость, вялость, ухудшение памяти, внимания, снижение работоспособности, расстройства сна, аппетита, колебания настроения, многочисленные неприятные ощущения в различных участках тела и т.п.

Распознавание и коррекция психических нарушений в условиях радиационных аварий требуют от медицинского работника профессионализма и наличия психотерапевтических навыков, знания радиационной гигиены и клиники лучевых поражений.

Первая психиатрическая помощь заключается в строго ограниченном наборе действий, направленных на благополучную изоляцию и эвакуацию лиц с острыми психическими нарушениями и доставку их в специализированные психиатрические стационары.

Иммобилизацию проводят с фиксированием предплечий за спиной (при необходимости также и ног) пострадавшего и к носилкам (койке) посредством специальных ремней или, если их нет, широким полотном, свернутыми полотенцами или простынями через грудь к спине или бокам носилок. При фиксировании необходимо следить за тем, чтобы не были повреждены или чрезмерно сдавлены конечности. Необходимо постоянное наблюдение за общим состоянием пострадавшего. Категорически запрещается фиксирование пострадавшего к носилкам способом «хомут», когда ремень охватывает шею сзади, пропускается вперед, подмышками и привязывается назад к спинке носилок, т.к. при этом неминуемо сдавливаются плечевые сосудисто-нервные пучки и возможно развитие параличей рук.

Применение психофармакологических средств из стандартных укладок является преимущественным методом первой психиатрической помощи на догоспитальном этапе.

Рекомендуется внутримышечное введение препарата из ряда транквилизаторов типа «Реланиум» (2,0 – 4,0 мл). Не рекомендуется введение на догоспитальном этапе препаратов «Феназепам» (приводит к резкому падению артериального давления) и «Галоперидол» (высока вероятность развития нейролептического синдрома).

В порядке первой врачебной помощи в стационаре-изоляторе пострадавшим с выраженным возбуждением, галлюцинациями, бредом, агрессивностью можно ввести внутримышечно аминазин (1,0 – 2,0 мл). Пострадавшим с тяжелой депрессией показана внутримышечная инъекция амитриптилина (1,0 – 2,0 мл).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ НА АЭС

 

План медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии на АЭС состоит из разделов:

А. Картографическая часть

На карту наносятся варианты проведения лечебно-эвакуационных мероприятий, распределение ответственности и объема работ по оказанию всех видов медицинской помощи населению между территориальными ЛПУ, МСЧ, медицинскими учреждениями и формированиями МО, СМБ и др. Обозначаются места ввода и участки работы федеральных сил и средств.

Б. Пояснительная записка к Плану

Б.1. Общие сведения (общая характеристика радиационно-опасного объекта и условий его размещения, административно-географическое описание, климат района, сельскохозяйственная характеристика, демография).

Б.2. Характеристика и структура медицинских учреждений (территориальные органы управления здравоохранения, ТЦМК, ЛПУ, ЦГСЭН, МСЧ, станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови, специализированные медицинские бригады (СМБ)).

Б.3. Организация медицинского обеспечения населения при РА (основные задачи территориальных органов управления здравоохранения, ТЦМК, ЛПУ и ЦГСЭН, организация медицинской помощи населению, достаточность медицинских сил и средств, имеющихся в распоряжении территориальных органов управления здравоохранения, порядок оповещения, средства связи, план взаимодействия территориальных органов управления здравоохранения, ТЦМК, ЛПУ, ЦГСЭН с МСЧ).

В. Расчеты на проведение основных мероприятий

В.1. Календарный план основных мероприятий (в качестве примера в табл. 1 приведен календарный план основных мероприятий территориального центра медицины катастроф – ТЦМК).

В.2. Схема оповещения руководящего состава органов управления здравоохранением и медицинских учреждений.

В.3. Табель срочных донесений.

В.4. План взаимодействия территориальных ЛПУ с МСЧ.

В.5. Расчет численности и структуры пораженных из числа персонала радиационно-опасного объекта при различных классах радиационных аварий.

В.6. Расчет численности и структуры пострадавших лиц – свидетелей аварии (населения).

В.7. Расчет дополнительного числа случаев заболеваний среди выделенных групп риска из населения в процессе проведения эвакуационных мероприятий.

В.8. Состав сил и средств, выделяемых Минздравом России для медико-санитарного обеспечения населения.

В.9. Расчет сил и средств территориальных учреждений здравоохранения.

В.10. Расчет обеспеченности средствами коллективной защиты медицинских учреждений.

В.11. Расчет обеспеченности средствами индивидуальной защиты медицинских учреждений.

В.12. Расчет на проведение йодной профилактики больных и персонала медицинских учреждений.

В.13. Расчет на эвакуацию больных из ЛПУ.

В.14. Расчет на эвакуацию медицинских учреждений из зон возможного радиоактивного загрязнения.

В.15. Расчет на размещение персонала медицинских учреждений в пунктах эвакуации.

В.16. Расчет на выделение автотранспорта для проведения эвакуации медицинских учреждений.

В.17. Расчет движения больных для перепрофилирования отделений ЛПУ.

В.18. Расчет сил и средств для медицинского обеспечения при эвакуации населения.

В.19. План работ по дооборудованию помещений, выделяемых для развертывания эвакуируемых медицинских учреждений.

В.20. Неснижаемый запас медикаментов по медицинским учреждениям.

В.21. Расчет на обеспечение средствами санитарной обработки в ЛПУ и ЦГСЭН.

В.22. Расчет пропускной способности средств проведения санитарной обработки в ЛПУ.

В.23. Расчет обеспеченности радиометрическим оборудованием ЦГСЭН.

В.24. Лист отметок о корректировке Плана.

Г. Перечень необходимых нормативных документов и инструкций

 

Таблица 1

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ТЦМК ПО МЕДИКО-САНИТАРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

НАСЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

 

N

Наименование мероприятий

Ответственный

Срок исполнения

А. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Разработка Плана медико-санитарного обеспечения населения при радиационной аварии на АЭС, его дополнение и согласование

 

 

2.

Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств СМК к действиям в ЧС

 

 

3.

Планирование и организация обучения действиям в случае радиационной аварии на АЭС персонала СМК и населения

 

 

4.

Обеспечение взаимодействия в соответствии с планом

 

 

5.

Руководство созданием, оснащением и подготовкой к действиям в случае радиационной аварии на АЭС формирований и учреждений СМК

 

 

6.

Контроль за состоянием готовности СМК на местном и объектовом уровнях к действиям в случае радиационной аварии на АЭС

 

 

7.

Создание и поддержание запаса медицинского имущества, освежение, обновление и подготовка к выдаче

 

 

Б. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

1.

Приведение ЛПУ в режим повышенной готовности на случай возникновения радиационной аварии

 

 

2.

Оповещение в соответствии со списком

 

 

3.

Усиление дежурно-диспетчерской службы, при необходимости перевод ее на круглосуточное дежурство

 

 

4.

Сбор и обобщение данных о ситуации, требующей введения режима повышенной готовности, подготовка и доклад руководителю МКК

 

 

5.

Организация перевода медицинских формирований в режим повышенной готовности, проверка выполнения необходимых мероприятий и оказание помощи

 

 

6.

Координация проводимых мероприятий и их корректировка

 

 

7.

Проверка готовности оборудования и имущества к использованию

 

 

8.

Поддержание постоянной связи с территориальным управлением ГО ЧС, региональным центром медицины катастроф, ВЦМК «Защита»

 

 

В. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

1.

Получение сигнала о введении режима ЧС и введение режима ЧС

 

 

2.

Оповещение (в соответствии со списком оповещения) органов управления, учреждений и формирований

 

 

3.

Сбор информации об обстановке, ее оценка и доклад председателю МКК предложений по организации медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий радиационной аварии

 

 

4.

Уточнение проводимых мероприятий в соответствии со сложившейся обстановкой и доведение до исполнителей соответствующих распоряжений

 

 

5.

Организация лечебно-эвакуационного и санитарно-гигиенического обеспечения мероприятий по защите персонала медицинских формирований и учреждений и населения

 

 

6.

Организация материально-технического снабжения медицинских учреждений и формирований

 

 

7.

Организация управления формированиями и учреждениями СМК, участвующими в ликвидации последствий радиационной аварии

 

 

8.

Организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны радиационной аварии

 

 

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 9/2020.

 

 


[1] Утверждено приказом Минздрава РФ от 24.01.2000 N 20. Указанное Руководство можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/.

[2] Напомним, что выделяют три временные фазы крупномасштабных радиационных аварий: раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную). Более подробно об этом см. статьи «Типы, классы и фазы развития радиационных аварий» (N 4/2020) и «Радиобиологические последствия радиационных аварий» (N 7/2020 нашего журнала).

[3] Медсанчасти предприятий атомной промышленности и энергетики входят в состав Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА России).

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021)
Просмотров: 646 | Теги: 22