Опыт организации единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации территориального центра медицины катастроф на примере Свердловско
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Опыт организации единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации территориального центра медицины катастроф на примере Свердловско

Приложение N 1

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОМ ЦЕНТРЕ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ, МОНИТОРИНГА И МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ ТЦМК

 

1. Единый центр диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации (Ситуационный центр) создается на базе ТЦМК в рамках формирования единой региональной системы диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации.

2. В своей работе Единый центр диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области, локальными нормативными актами.

3. Цель организации Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации – повышение доступности и оперативности оказания специализированной медицинской помощи путем централизованного управления ресурсами службы медицины катастроф, скорой медицинской помощи и отделений экстренной консультативной медицинской помощи на этапах оказания экстренной медицинской помощи.

4. Основными задачами Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации являются:

- формирование единого информационного пространства при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и санитарной авиации;

- мониторинг своевременного оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме, организация взаимодействия учреждений здравоохранения с системой вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», управление процессом направления выездных бригад скорой медицинской помощи государственных учреждений;

- управление маршрутизацией пациентов по клиническим показаниям в медицинские организации II и III уровня оказания медицинской помощи соответствующего профиля в экстренной форме, контроль своевременности оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме;

- обеспечение преемственности догоспитального и госпитального этапов оказания медицинской помощи;

- организация и осуществление дистанционного мониторинга состояния пациентов, находящихся на лечении в реанимационных отделениях медицинских организаций Свердловской области, с организацией межбольничной медицинской эвакуации.

5. Работа Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации организуется в круглосуточном режиме в трех направлениях:

1) догоспитальный этап (отдел организации скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации (далее – оперативный отдел));

2) госпитальный этап (единый центр консультирования и мониторинга реанимационных пациентов, далее – ЕЦКМ);

3) межгоспитальный этап (оперативно-диспетчерский отдел ТЦМК, далее – ОДО).

6. Основными функциями оперативного отдела являются:

- организация работы станций и отделений скорой медицинской помощи в едином информационном поле;

- оперативный мониторинг своевременного выполнения вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме, а также к пациентам детского возраста, к пациентам отдельных профилей и в иных ситуациях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Свердловской области;

- контроль соблюдения профильной госпитализации пациентов;

- координация работы бригад скорой медицинской помощи соседних медицинских округов в пограничных зонах ответственности;

- прием и анализ оперативной информации об угрозах и возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области;

- оперативное реагирование при поступлении информации о чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортных происшествиях и других нештатных ситуациях с большим количеством пострадавших.

7. Основными функциями ЕЦКМ являются:

- оперативное получение и анализ информации о пациентах, находящихся на лечении в реанимационных отделениях медицинских организаций Свердловской области;

- организация и осуществление динамического мониторинга состояния пациентов с определением дальнейшей тактики ведения;

- организация взаимодействия между медицинскими организациями всех уровней, включая главных специалистов Министерства здравоохранения, с целью своевременного оказания исчерпывающего объема медицинской помощи населению Свердловской области и соблюдения принципов маршрутизации на уровне субъекта;

- организация и проведение дистанционного, в том числе телемедицинского, консультирования пациентов и медицинского персонала медицинских организаций Свердловской области;

- организация и проведение телемедицинских консилиумов с привлечением специалистов медицинских организаций всех уровней в режиме 24/7.

8. Основными функциями ОДО являются:

- организация межбольничной медицинской эвакуации пациентов специализированными или авиамедицинскими бригадами скорой медицинской помощи;

- организация экстренной консультативной медицинской помощи пациентам медицинских организаций Свердловской области, в том числе с использованием телемедицинских технологий;

- диспетчеризация вызовов, выполняемых специалистами ТЦМК;

- информационное и диспетчерское сопровождение работы ТЦМК в условиях чрезвычайной ситуации и угрозы чрезвычайной ситуации;

- логистика использования наземного и авиатранспорта, принятие тактических решений.

9. Единый центр диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации возглавляет заведующий, имеющий необходимый опыт организационной и клинической работы.

10. Заведующий организует работу Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации в соответствии с настоящим положением и своей должностной инструкцией, назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача ТЦМК, несет персональную ответственность за деятельность подразделения.

11. Техническое сопровождение работы Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации по вопросам цифрового и компьютерного оборудования, программного обеспечения осуществляют профильные службы ТЦМК.

12. Информационное сопровождение работы Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации по вопросам цифрового и компьютерного оборудования, программного обеспечения осуществляют профильные службы ГАУЗ СО «Медицинский информационно-аналитический центр».

13. Для обеспечения круглосуточного выполнения задач, возложенных на Единый центр диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации, организуются:

- в оперативном отделе круглосуточное дежурство старшего врача скорой медицинской помощи и фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи. Количество постов фельдшеров (медсестер) может увеличиваться по мере развития медицинских округов и оперативных отделов окружных станций скорой медицинской помощи;

- в ЕЦКМ круглосуточное дежурство врача – анестезиолога-реаниматолога и фельдшера (медицинской сестры, медицинской сестры – анестезиста);

- в ОДО круглосуточное дежурство врача-специалиста и двух фельдшеров (медицинских сестер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

14. Структура и штатная численность Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации устанавливаются главным врачом ТЦМК, исходя из объема проводимой работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов (табл. 1).

 

Таблица 1

 

N

п/п

Наименование должности

Количество ставок

Обоснование

1.

Заведующий отделением

1

1 должность в отделении

2.

Врач-специалист

5,25

1 круглосуточный пост для дежурства в ОДО

3.

Врач СМП

5,25

1 круглосуточный пост для дежурства в оперативном отделе

4.

Врач – анестезиолог-реаниматолог

5,25

1 круглосуточный пост для дежурства в ЕЦКМ

5.

Итого врачи

15,75

 

6.

Средний медицинский персонал

10,5

2 круглосуточных поста для дежурства в ОДО

7.

5,25

1 круглосуточный пост для дежурства в оперативном отделе[1]

8.

5,25

1 круглосуточный пост для дежурства в ЕЦКМ

9.

Итого средний медицинский персонал

21,0

 

10.

Системный администратор

5,0

1 круглосуточный пост для дежурства с целью поддержания работоспособности системы

11.

Всего

42,75

 

 

15. Алгоритмы работы и должностные инструкции специалистов оперативного отдела, ЕЦКМ и ОДО утверждаются локальными нормативными актами.

16. Основным принципом работы Единого центра диспетчеризации, мониторинга и медицинской эвакуации является взаимозаменяемость сотрудников и взаимодействие между всеми подразделениями ТЦМК, медицинскими организациями, осуществляющими оказание скорой медицинской помощи.

 

Приложение N 2

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, В ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ РЕГИСТРАЦИИ И ОБРАБОТКИ ВЫЗОВОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения деятельности медицинских организаций Свердловской области в рамках реализации Плана основных мероприятий Стратегии развития санитарной авиации и системы медицинской эвакуации в Свердловской области до 2024 года, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 28.06.2019 N 309-РП.

1.2. Медицинские организации и медицинские работники выполняют обязанности по обеспечению функционирования информационных систем и подсистем, оснащению рабочих мест персонала и организуют свою работу в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 23.05.2018 N 833-п «Об организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Свердловской области», методическими рекомендациями и иными нормативными документами, регламентирующими работу службы скорой медицинской помощи.

1.3. В качестве единой автоматизированной информационной системы регистрации и обработки вызовов скорой медицинской помощи Свердловской области в медицинских организациях используется Программный комплекс автоматизации диспетчерской службы скорой медицинской помощи «АДИС» (ПК «АДИС») – программа для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) «Программный комплекс автоматизации станций скорой медицинской помощи (ПК «АДИС»)», свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ N 2003610910 от 14.04.2003, выдано Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатент). Правообладателем ПК «АДИС» является общество с ограниченной ответственностью фирма «Новые Системные Технологии». ПК «АДИС» зарегистрирован в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных за регистрационным номером от 05.09.2016 N 1591.

 

2. Обязанности медицинских организаций, осуществляющих оказание скорой медицинской помощи

 

2.1. Медицинские организации обеспечивают централизованный прием обращений (вызовов) за скорой медицинской помощью фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи (далее по тексту – персонал диспетчерской службы). Не допускается прием вызовов прочим персоналом медицинской организации, персоналом стационара, а также персоналом удаленных подразделений скорой медицинской помощи (филиалов, пунктов, постов), за исключением случаев самообращения.

2.2. Прием вызовов от населения осуществляется:

- посредством телефонной связи по номеру вызова скорой медицинской помощи «03»/»103»;

- в порядке информационного взаимодействия в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- при непосредственном обращении вызывающих в медицинскую организацию или к медицинским работникам.

2.3. Медицинские организации обеспечивают оснащение рабочих мест персонала диспетчерской службы оборудованием и программно-техническими средствами в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Для рабочих мест персонала диспетчерской службы, осуществляющего функции оперативного управления работой выездных бригад скорой медицинской помощи, предусматривается (на одно рабочее место):

- офисная мебель;

- персональная электронная вычислительная машина (2 ед.);

- комплект периферийных устройств (клавиатура, мышь) (2 ед.);

- жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 21» (2 ед.);

- устройство для воспроизведения звука;

- подключение к устройству для печати (принтер или многофункциональное устройство);

- средства защиты от несанкционированного доступа;

- монофоническая телефонная гарнитура;

- цифровой или IP-терминал телефонной связи;

- резервная аналоговая телефонная линия;

- средства громкоговорящей селекторной связи;

- средства радиосвязи;

- необходимый набор программного обеспечения.

2.4. Медицинские организации обеспечивают соблюдение правил охраны труда и санитарно-гигиенические требования на рабочих местах персонала диспетчерской службы.

2.5. Организация телефонной связи на рабочих местах персонала оперативных отделов станций скорой медицинской помощи, осуществляющего функции приема вызовов, должна обеспечивать прием поступающих звонков по принципу «одного окна» с возможностью автоинформирования и удержания вызывающего абонента на линии при занятости диспетчера. Не допускается организация приема вызовов с одновременным использованием нескольких телефонов на одном рабочем месте.

2.6. Прием обращений (вызовов) сопровождается автоматическим определением номера телефона вызывающего абонента и звукозаписью разговора с вызывающим.

2.7. Медицинские организации обеспечивают оснащение выездных бригад скорой медицинской помощи мобильным автоматизированным рабочим местом (терминалом) врача (фельдшера) скорой медицинской помощи на планшетном компьютере с подключением к единой информационной системе.

2.8. Медицинские организации обеспечивают бесперебойное функционирование, техническое сопровождение и обслуживание информационных систем, технических средств, каналов связи, необходимых для исполнения настоящего Порядка.

 

3. Обязанности персонала скорой медицинской помощи

 

3.1. Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи обеспечивают выполнение следующего комплекса основных трудовых функций:

- обеспечение круглосуточного централизованного приема вызовов скорой медицинской помощи;

- сортировка обоснованности вызовов скорой медицинской помощи по поводам вызова, срочности и профильности направления выездных бригад скорой медицинской помощи с использованием единой автоматизированной информационной системы регистрации и обработки вызовов скорой медицинской помощи Свердловской области (подсистема поддержки работы «Дерево решений на приеме»);

- незамедлительная передача вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме выездным бригадам скорой медицинской помощи;

- полноценное ведение дежурных нарядов всех выездных бригад скорой медицинской помощи «на линии», в том числе в соответствии с инструкцией по добавлению автотранспортных средств в дежурный наряд и справочник ПК «АДИС» указывать государственные номера и id датчика ГЛОНАСС автотранспортных средств;

- оперативное управление и контроль за работой выездных бригад скорой медицинской помощи в режиме реального времени, в том числе за местонахождением выездных бригад с использованием подсистемы спутникового мониторинга;

- организация медицинской эвакуации пациентов в соответствии со схемой маршрутизации медицинской эвакуации в медицинские организации;

- осуществление взаимодействия подразделений службы скорой медицинской помощи с экстренными оперативными службами, в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой «Антитеррор»;

- учет работы санитарного транспорта;

- сбор оперативной статистической информации, ее анализ и принятие решений по обеспечению своевременного выполнения вызовов;

- в отсутствие старшего врача станции (отделения) скорой медицинской помощи выполнение активной работы по вызовам, находящимся на ожидании обслуживания в течение длительного времени (более 30 минут);

- своевременное и правильное заполнение электронной документации в единой автоматизированной информационной системе регистрации и обработки вызовов скорой медицинской помощи Свердловской области (ПК «АДИС»).

3.2. При наличии на оснащении выездной бригады скорой медицинской помощи мобильного автоматизированного рабочего места (терминала) персонал бригады обеспечивает своевременное и полноценное отражение следующих сведений:

- статус выездной бригады (выезд, прибытие на вызов, начало транспортировки, прибытие в стационар, освобождение);

- оформление электронной карты вызова скорой медицинской помощи (при наличии технической возможности).

3.3. По информации, предоставляемой медицинским персоналом выездных бригад, персонал диспетчерской службы обеспечивает незамедлительное отражение в электронной карте вызова следующих сведений: начало выполнения медицинской эвакуации (статус «транспортировка»), указание на тяжелое состояние пациента, код предварительного диагноза заболевания (состояния), наименование медицинской организации, в которую предполагается доставка пациента (из справочника).

 

4. Категоризация обращений за медицинской помощью

 

4.1. С целью распределения всех поступающих обращений (вызовов) в службу скорой медицинской помощи по приоритету обслуживания и с учетом имеющихся технических особенностей в единой информационной системе применяются следующие категории срочности вызовов:

1 срочность – оказание скорой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и дорожно-транспортных происшествиях; оказание скорой медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни пациента;

2 срочность – оказание скорой медицинской помощи в экстренной форме пациентам с высокой вероятностью (риском) развития состояний, представляющих угрозу жизни; оказание скорой медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, находящегося в медицинской организации, в структуре которого отсутствует отделение анестезиологии-реанимации;

3 срочность – оказание скорой медицинской помощи в неотложной форме вне медицинской организации (общественное место, улица, рабочее место); медицинская эвакуация пациентов, находящихся в медицинской организации (стационаре), в которой отсутствует возможность оказания необходимой специализированной медицинской помощи по профилю заболевания; дежурство выездной бригады при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

4 срочность – оказание скорой медицинской помощи в неотложной форме вне медицинской организации (квартира, частный дом); медицинская эвакуация пациентов, находящихся в медицинской организации (стационаре), в которой отсутствует возможность оказания необходимой специализированной медицинской помощи по профилю заболевания; медицинская эвакуация пациентов, находящихся вне медицинской организации, по направлению работников амбулаторно-поликлинической службы при состояниях, не представляющих угрозы жизни пациента;

5 срочность – оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме;

6 срочность – обращения, не связанные с оказанием скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме.

 

5. Особенности работы в отдельных ситуациях

 

5.1. Вызов скорой медицинской помощи к больному (пострадавшему), территориально находящемуся в зоне обслуживания другой станции (отделения) скорой медицинской помощи, подлежит приему (регистрации) в общем порядке. Персонал диспетчерской службы предоставляет вызывающему сведения о медицинской организации, в зоне обслуживания которой находится данный вызов, после чего обеспечивает безотлагательную передачу вызова в данную медицинскую организацию посредством единой автоматизированной системы регистрации и обработки вызовов скорой медицинской помощи Свердловской области.

5.2. В случае отсутствия возможности своевременной передачи выездной бригаде скорой медицинской помощи вызова скорой медицинской помощи, поступившего в экстренной форме, персонал диспетчерской службы медицинской организации передает данный вызов (карточку) на рабочее место диспетчера оперативного отдела ТЦМК для принятия решения.

5.3. В часы работы отделений (кабинетов) неотложной помощи вызов передается для исполнения бригадой неотложной помощи в соответствии с утвержденным порядком взаимодействия с обязательным уведомлением об этом вызывающего.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 7/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

[1] Количество постов может увеличиваться по мере развития медицинских округов и межмуниципальных диспетчерских скорой медицинской помощи.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 361