Единая диспетчерская служба регионального центра медицины катастроф: задачи, функции, режимы функционирования
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Единая диспетчерская служба регионального центра медицины катастроф: задачи, функции, режимы функционирования

Единая диспетчерская служба (далее – ЕДС) центра медицины катастроф субъекта РФ (далее – ЦМК) является оперативным органом управления, сбора, обобщения и анализа оперативной информации о нарушениях жизнеобеспечения и возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), в том числе ЧС в здравоохранении и нештатных ситуаций (далее – НС) на объектах здравоохранения на территории субъекта РФ.

ЕДС является структурным подразделением ЦМК и координирует действия сил и средств системы здравоохранения субъекта РФ различной ведомственной принадлежности в условиях ЧС. Вопросы взаимодействия со всеми задействованными медицинскими организациями и порядок действий по ликвидации медицинских последствий ЧС прорабатываются заранее и отражаются в соответствующих документах, включая планы по ликвидации ЧС.

ЕДС обеспечивает оперативное реагирование сил и средств на основе:

- организации и поддержания информационного взаимодействия между дежурно-диспетчерскими службами оперативных служб силовых ведомств, аварийно-спасательных служб, аварийно-технических служб и др.;

- представления своевременно полной и достоверной информации о сложившейся обстановке, выполненных мероприятиях, а также данных, необходимых для принятия решений по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС и НС;

- принятия экстренных мер по ликвидации возникших угроз и недопущения их перерастания в ЧС.

Источниками информации для ЕДС служат:

- Центр управления кризисными ситуациями (далее – ЦУКС) Главного управления МЧС России по субъекту РФ;

- Единая дежурно-диспетчерская служба (далее – ЕДДС) субъекта РФ;

- дежурно-диспетчерские службы администраций муниципальных образований;

- диспетчерские службы оперативных служб силовых ведомств, аварийно-спасательных служб, аварийно-технических служб и др.;

- население субъекта РФ;

- средства массовой информации.

 

Основные задачи ЕДС

Основными задачами ЕДС являются:

- обеспечение постоянного контроля бесперебойной работы государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории субъекта РФ;

- прием от организаций, предприятий, учреждений, населения субъекта РФ сообщений об угрозе возникновения или возникновении ЧС или НС;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до структур, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- сбор оперативной информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, ее обработка, обобщение, обмен с взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами;

- обработка и анализ данных о ЧС, определение масштаба и уточнение состава привлекаемых сил и средств, их оповещение о переводе в чрезвычайный режим функционирования;

- представление докладов (донесений) вышестоящим органам повседневного управления республиканской подсистемы РСЧС;

- доведение до учреждений здравоохранения задач, поставленных вышестоящими органами управления республиканской подсистемы РСЧС, осуществление контроля их выполнения;

- представление оперативной информации (донесений) в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»;

- ежесуточное обобщение информации о произошедших на территории субъекта РФ ЧС и НС;

- представление в Министерство здравоохранения субъекта РФ обобщенной информации о ЧС и НС на территории субъекта РФ.

 

Основные функции ЕДС ЦМК

ЕДС функционирует в трех режимах деятельности:

1) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, санитарно-эпидемиологической и гидрометеорологической обстановке;

2) режим повышенной готовности – при угрозе возникновения на территории субъекта РФ ЧС регионального, муниципального, объектового уровней;

3) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении на территории субъекта РФ ЧС регионального, муниципального, объектового уровней.

В режиме повседневной деятельности ЕДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию при угрозе или возникновении ЧС и НС. В данном режиме ЕДС обеспечивает:

- прием сообщений об угрозе или возникновении ЧС и НС, их регистрацию и сортировку по принадлежности и уровням ответственности;

- обобщение и анализ поступившей информации о ЧС и НС за текущие сутки, представление докладов (донесений) в установленном порядке;

- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;

- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС и НС.

В режиме повышенной готовности ЕДС дополнительно обеспечивает:

- подготовку сил и средств Службы к возможным действиям при возникновении ЧС и НС;

- оповещение и персональный сбор должностных лиц;

- получение и обобщение данных наблюдения и контроля обстановки на территории субъекта РФ;

- прогнозирование развития обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств здравоохранения под руководством руководителя Службы;

- корректировку планов, алгоритмов действий при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка работы со взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами под руководством руководителя Службы;

- координацию действий дежурных служб Учреждений здравоохранения при принятии ими экстренных мер по предупреждению возникновения ЧС или смягчению их возможных последствий под руководством руководителя Службы.

В режиме чрезвычайной ситуации ОДДС обеспечивает:

- немедленное доведение информации об угрозе возникновения или характере и масштабах возникновения ЧС, сложившейся обстановке и принимаемых мерах до руководства ЦМК, а по его поручению – до руководителя Службы;

- уточнение обстановки, подготовку донесений о складывающейся обстановке и ходе ликвидации последствий ЧС до руководства ЦМК, а по его поручению – до руководителя Службы;

- координацию действий руководителей Учреждений здравоохранения, дежурных служб Учреждений здравоохранения, сил и средств Службы, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС и НС под руководством руководителя Службы;

- контроль выдвижения и обеспечения работы оперативной группы ЦМК в районе ЧС;

- передачу оперативной информации вышестоящим и взаимодействующим органам управления о проводимых мероприятиях по обеспечению устойчивого функционирования Учреждений здравоохранения и первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, по докладу руководителя Службы.

 

Обязанности и права оперативного дежурного ЕДС

На базе ЦМК организуется круглосуточное дежурство оперативных дежурных с целью:

- анализа и оценки поступающей информации о возникновении ЧС или НС, доведения ее до структур, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- доведения до руководителей Учреждений здравоохранения сигналов оповещения, распоряжений и других сообщений, поступающих в ЕДС;

- контроля оперативного реагирования сил и средств ЦМК на ЧС и НС (территориального, местного, объектового уровней).

Оперативный дежурный ЦМК имеет право:

- выходить на связь с руководителями и дежурными службами учреждений Министерства здравоохранения субъекта РФ как в рабочее, так и во внерабочее время;

- вызывать на рабочие места руководителей Учреждений здравоохранения, в случае непринятия дежурными службами своевременных мер при угрозе или ликвидации ЧС или НС;

- давать рекомендации по привлечению сил и средств ЦМК для выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС и НС;

- обращаться к ответственным должностным лицам оперативных служб силовых ведомств, аварийно-спасательных служб, аварийно-технических служб с целью принятия оперативных мер по ликвидации ЧС или НС.

Оперативный дежурный ЦМК обязан:

- знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность;

- знать медико-тактическую характеристику ЧС, прогнозируемых на территории субъекта РФ и в Учреждениях здравоохранения субъекта РФ, возможности сил и средств здравоохранения, степень их готовности к ликвидации медицинских последствий ЧС;

- уметь пользоваться средствами связи и организационно-техническими средствами на рабочем месте;

- передавать по смене необходимую информацию, указания и распоряжения, полученные в ходе дежурства;

- немедленно докладывать в Министерство здравоохранения субъекта РФ об угрозе или возникновении ЧС или НС на территории субъекта РФ и в Учреждениях здравоохранения;

- контролировать своевременность и качество проведения работ по ликвидации медицинских последствий ЧС.

Оперативный дежурный ЦМК несет установленную законодательством ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей.

 

Техническое обеспечение деятельности ЕДС ЦМК

Для обеспечения функционирования ЕДС ЦМК создается автоматизированная информационно-управляющая система, которая обеспечивает:

- все виды связи и передачи данных в режимах: повседневной деятельности; повышенной готовности; чрезвычайной ситуации;

- интеграцию с РСЧС для организации взаимодействия с органами управления, учреждениями и формированиями других министерств и ведомств;

- предоставление участникам организации и оказания медицинской помощи пострадавшим следующих видов связи и передачи данных: голосовую связь в режиме «точка – точка» либо в режиме селекторного совещания, факсимильную связь, видеоконференцсвязь в режимах «точка – точка» и «точка – многоточка», пересылку по электронной почте организационно-распорядительной документации различного вида (текстовые документы, карты, таблицы, диаграммы, схемы, фото- и видеофайлы), доступ к территориальным, межрегиональным и федеральным базам данных Всероссийской службы медицины катастроф в режимах получения, ввода и корректировки информации, доступ к базам данных взаимодействующих министерств и ведомств для получения справочной информации и обмена данными, доступ к сети Интернет для всероссийского и международного информационного обмена;

- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;

- прямые телефонные каналы связи между взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами и ЕДДС субъекта РФ;

- автоматическое определение номера входящего абонента;

- документирование (запись) ведущихся переговоров;

- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами (по необходимости).

Связь с ЕДС для всех заинтересованных лиц и организаций обеспечивается круглосуточно.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 6/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 525