Государственный надзор и организация проверок в области гражданской обороны
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Государственный надзор и организация проверок в области гражданской обороны

Проверки – не самые приятные моменты в деятельности ответственных за гражданскую оборону в своих организациях. Поэтому знание принципов государственного надзора и организации проверок в области гражданской обороны, а также прав, обязанностей и ответственности проверяющих и проверяемых поможет построить более конструктивный диалог с представителями госнадзора.

За последние годы в Российской Федерации существенно изменились взгляды и требования в области осуществления государственного надзора в области ГО, в т.ч. при проведении проверок в учреждениях, организациях и на предприятиях. Основным вектором развития надзорной деятельности на современном этапе стало снижение административного давления и финансовых издержек при неуклонном исполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от ЧС, т.е. повышение эффективности контроля как важнейшей функции управления гражданской обороной.

Ведущим направлением надзорной деятельности становится применение риск-ориентированного подхода, представляющего собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Другими словами, проверять в первую очередь нужно именно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Для реализации риск-ориентированного подхода внесены соответствующие изменения в «Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны»[1], вступившие в силу с 1 января 2018 года. Также подготовлены «Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора»[2]. Документ в систематизированном виде содержат требования в области ГО, установленные законодательством РФ и подлежащие проверке надзорными органами. С полными текстами указанных нормативных актов Вы можете ознакомиться на сайте редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф.

Напомним, что государственный надзор в области ГО осуществляется МЧС России и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства РФ в области ГО. Надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Органы, осуществляющие государственный надзор в области ГО, в пределах своих полномочий:

- организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства РФ в области ГО, в том числе правил эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества ГО;

- запрашивают в установленном порядке необходимые материалы и информацию в области ГО у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций;

- взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области ГО с органами государственного надзора в других сферах деятельности;

- организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области ГО;

- участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области ГО;

- рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц;

- осуществляют другие меры по государственному надзору в области ГО, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

При проведении плановых проверок юридических лиц должностные лица обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Последние содержат перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам установленные требования в области ГО, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обратите внимание (это важно!), что предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Государственный надзор в области ГО осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается МЧС России. В настоящее время действует приказ МЧС России от 26.12.2014 N 732 (ред. от 05.10.2015) "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны". Существует также Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом МЧС России от 26.12.2014 N 731 (ред. от 30.03.2016).

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО, в пределах своей компетенции имеют право:

- осуществлять проверку выполнения установленных требований в области ГО федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области ГО за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством РФ;

- запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области ГО;

- выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области ГО;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО, обязаны:

- исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в области ГО;

- не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области ГО;

- осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному надзору в области ГО разъяснительную работу по применению законодательства РФ о гражданской обороне;

- соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;

- не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами мероприятий по государственному надзору в области ГО;

- выполнять требования законодательства РФ, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области ГО;

- доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

- осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО;

- осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;

- анализировать организацию работы в области ГО на поднадзорных (подконтрольных) объектах;

- выполнять иные установленные законодательством РФ обязанности по государственному надзору в области ГО.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО, несут установленную законодательством РФ ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан.

Решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области ГО, могут быть обжалованы в установленном законодательством РФ порядке.

В целях применения при осуществлении государственного надзора в области ГО риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".

Отнесение деятельности юридических лиц к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска (см. врезку 1).

 

 

Врезка 1

 

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА

 

1. С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами установленных требований в области ГО и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами установленных требований в области ГО деятельность юридических лиц подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

деятельность организаций – юридических лиц, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

деятельность организаций – юридических лиц, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

деятельность организаций – юридических лиц, эксплуатирующих критически важные объекты;

деятельность организаций – юридических лиц оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска – деятельность организаций – юридических лиц, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

деятельность организаций – юридических лиц, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

деятельность организаций – юридических лиц, имеющих на своем балансе защитные сооружения ГО;

г) к категории низкого риска – деятельность иных организаций – юридических лиц.

2. Деятельность юридических лиц, подлежащая отнесению к категориям высокого, значительного и среднего риска, подлежит отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого риска при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и выявленного при последней плановой проверке.

3. Деятельность юридических лиц, подлежащая отнесению к категориям значительного, среднего и низкого риска, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего риска при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и выявленного при последней проверке.

 

 

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска – один раз в 2 года;

- для категории значительного риска – один раз в 3 года;

- для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении юридических лиц, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

По запросу юридического лица, деятельность которого отнесена к одной из категорий риска, орган, осуществляющий государственный надзор в области ГО, предоставляет в установленном порядке юридическому лицу информацию об отнесении их деятельности к категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности юридического лица к определенной категории риска. Юридические лица, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в установленном порядке в орган, осуществляющий государственный надзор в области ГО, заявление об изменении ранее присвоенной ему категории риска.

За последние годы принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов, внесших существенные изменения в систему государственного контроля (надзора), направленный на повышение эффективности контроля и одновременно на снижение административного давления и иных издержек.

В настоящее время приоритетными направлениями в деятельности контрольно-надзорных органов МЧС России является внедрение форм и методов, направленных на обеспечение экономического роста страны, основанного на создании благоприятного инвестиционного климата для субъектов экономической деятельности, развитии институтов гражданского общества, эффективной системе государственного управления. Результатом такой работы является снижение административной нагрузки на бизнес при сохранении надлежащего уровня государственного надзора в области ГО.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В ОБЛАСТИ ГО В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ НАДЗОРА[3]

 

1. Общие положения

1.1. Государственный надзор в области ГО осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства в области ГО.

1.2. Государственный надзор в области ГО осуществляют МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам РФ (далее – надзорные органы).

1.3. Предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами (далее – субъекты надзора) требований и мероприятий в области ГО, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования в области ГО – это специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества ГО, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия в области ГО – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области ГО в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.4. Государственный надзор в области ГО в отношении специальных объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется по согласованию с руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

1.5. Органы государственного надзора организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения субъектами надзора требований и мероприятий в области ГО.

1.6. Органы государственного надзора в области ГО, в том числе при организации и проведении плановых и внеплановых проверок выполнения субъектами надзора требований и мероприятий в области ГО, руководствуются в своей деятельности:

- Гражданским кодексом РФ;

- Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- Арбитражным процессуальным кодексом РФ;

- Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";

- Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";

- Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы МЧС России";

- постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области ГО";

- постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц";

- приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России – органе, специально уполномоченном решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ";

- приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 "Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области ГО";

- приказом МЧС России от 26.12.2014 N 731 "Об утверждении Перечня должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";

- приказом МЧС России от 26.12.2014 N 732 "Об утверждении Перечня должностных лиц МЧС России, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области ГО";

- приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

1.7. Государственный надзор в области ГО, включая организацию и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляется лицами, перечень должностей которых утвержден приказом МЧС России от 26.12.2014 N 732 "Об утверждении Перечня должностных лиц МЧС России, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области ГО".

 

2. Права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора в области ГО

2.1. Должностные лица надзорных органов при осуществлении государственного надзора вправе:

- осуществлять проверку выполнения требований и мероприятий в области ГО субъектами надзора;

- проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований и мероприятий в области ГО;

- запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения субъектами надзора требований и мероприятий в области ГО;

- выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований и мероприятий в области ГО;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами надзорных органов.

2.2. Должностные лица надзорных органов при осуществлении государственного надзора обязаны:

- исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований и невыполнения мероприятий в области ГО;

- не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна;

- осуществлять разъяснительную работу по применению законодательства РФ о гражданской обороне;

- соблюдать права и законные интересы субъектов надзора;

- проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в необходимых случаях также копии документа о согласовании проведения проверки;

- не препятствовать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей субъектов надзора с результатами мероприятий по надзору;

- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;

- соблюдать установленные сроки проведения проверки;

- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

- осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность надзорных органов;

- осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;

- проводить анализ результатов работы по осуществлению государственного надзора в области ГО;

- рассматривать обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также граждан по вопросам осуществления государственного надзора в области ГО;

- выполнять требования законодательства РФ, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области ГО;

- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

 

3. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются проверки

3.1. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора при проведении проверки имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от должностных лиц надзорных органов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством РФ;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц надзорных органов;

- обжаловать действия (бездействия) должностных лиц надзорных органов, повлекшие за собой нарушение прав субъекта надзора при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;

- на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

3.2. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора обязаны присутствовать при проведении проверки.

 

4. Сроки проведения проверок

4.1. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 для микропредприятия в год.

4.2. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий не более чем на 15 часов.

4.3. Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

 

5. Общие требования к планированию и проведению проверок

5.1. Планирование проверок осуществляется на основе анализа результатов надзорной деятельности, с учетом решений вышестоящих надзорных органов, а также сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.

5.2. Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в надзорных органах для последующего их использования в государственном регулировании в области ГО и совершенствования государственного надзора.

5.3. Анализ результатов осуществлении государственного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

5.4. Плановые проверки в отношении субъектов надзора проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок субъектов надзора на текущий календарный год (далее – План).

5.5. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы направляют проекты Планов в органы прокуратуры.

5.6. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы осуществляют доработку проекта Плана, с учетом предложений органа прокуратуры, его утверждение и направление в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде), либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

5.7. Главные управления МЧС России (далее – ГУ МЧС России) по субъектам РФ в срок до 15 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют утвержденные Планы в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующие региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры МЧС России).

5.8. Региональные центры МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют утвержденные Планы в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в МЧС России.

5.9. Утвержденные руководителями надзорных органов Планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам РФ в сети Интернет, либо иным доступным способом.

5.10. Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта РФ (далее – ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта РФ проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта РФ на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта РФ на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Порядок формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 21.04.2014 N 222.

5.11. Должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.

Проведение всех плановых и внеплановых проверок запрещено без их регистрации в установленном порядке в автоматизированной системе "Единый реестр проверок". Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 415.

5.12. При осуществлении государственного надзора должностные лица надзорных органов:

структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, уполномоченного на проведение надзорных мероприятий в области ГО, организуют и проводят проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также должностных лиц и граждан;

ГУ МЧС России по субъектам РФ, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области ГО на территориях субъектов РФ, организуют и проводят проверки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также должностных лиц и граждан на территории соответствующих субъектов РФ;

ГУ МЧС России по г. Москве, в лице его руководителя и структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области ГО на территории субъекта РФ, организуют и проводят проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти г. Москвы, органов местного самоуправления, организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также должностных лиц и граждан на территории соответствующих субъектов РФ.

5.13. Для оценки эффективности выполняемых субъектом надзора требований и мероприятий в области ГО надзорные органы в рамках проверки вправе привлекать в установленном порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по надзору.

5.14. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;

- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;

- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- превышать установленные сроки проведения проверки;

- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

 

6. Особенности проведения плановых проверок с учетом риск-ориентированного подхода

6.1. Предметом плановой проверки является выполнение субъектом надзора требований и мероприятий в области ГО.

6.2. Юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом надзора запланирована в календарном году проверка субъекта надзора.

6.3. О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя надзорного органа или его заместителя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

6.4. Основанием для включения плановой проверки в План является:

- истечение 5 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- истечение 3 лет со дня:

- государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Периодичность осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области ГО определяется в зависимости от установленной категории:

 

N п/п

Категории объектов надзора

Объекты надзора

Периодичность проведения плановых проверок

1

1 категория

Государственные корпорации и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне; организации, на балансе которых находятся объекты ГО

Не чаще 1 раза в 3 года

2

2 категория

Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы

Иные органы власти

Не чаще 1 раза в 5 лет

3

3 категория

Иные организации

Не проводятся

 

7. Особенности проведения внеплановых проверок

7.1. Предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований и мероприятий в области ГО, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.

7.2. О проведении внеплановой выездной проверки субъект надзора уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, с приложением копий распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

7.3. Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области ГО;

- поступление в надзорный орган обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7.4. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в надзорный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в 7.3 настоящих рекомендаций, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

7.5. Если в результате деятельности субъекта надзора причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

7.6. Согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7.7. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы направляются надзорным органом в органы прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

7.8. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Порядок согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 21.04.2014 N 222.

 

8. Особенности проведения документарных проверок

8.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

8.2. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в установленном порядке и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

8.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в установленном порядке, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

8.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

8.5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

8.6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в установленном порядке.

8.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

8.8. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информации об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

8.9. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в подпункте 8.8 настоящих рекомендаций сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

8.10. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

8.11. При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

 

9. Особенности проведения выездных проверок

9.1. Предметом выездной проверки является проверка соответствия и состояния используемых субъектом надзора объектов и имущества ГО, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые субъектом надзора меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области ГО.

9.2. Выездная проверка (как плановая так и внеплановая) проводится по месту нахождения и (или) по месту осуществления деятельности субъекта надзора.

9.3. Выездная проверка проводится в случае, если при проведении документарной проверки не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в распоряжении надзорного органа, документах субъекта надзора;

- удостовериться в выполнении субъектом надзора требований и мероприятий в области ГО.

9.4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, копии распоряжения о проведении выездной проверки и обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица субъекта надзора, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

9.5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора обязаны предоставить должностным лицам надзорных органов, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые субъектом надзора при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, в том числе: объекты и имущество ГО, технические системы управления гражданской обороной, защитные сооружения, системы оповещения, средства индивидуальной защиты и специальная техника.

 

10. Основные требования и мероприятия в области ГО, выполнение которых подлежит проверке надзорными органами

Основные требования и мероприятия в области ГО, выполнение которых субъектами надзора подлежит проверке надзорными органами, будут рассмотрены в следующем номере нашего журнала.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.04.

 

 

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017).

[2] Утверждено МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28.

[3] Утверждено МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28.

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 8188 | Теги: Госнадзор и проверки