Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении |
Нормативно-правовая база Основными законодательными и нормативно-правовыми актами при организации и ведении гражданской обороны в территориальном органе управления здравоохранением (ОУЗ) и подведомственных ему организациях являются: 1. Федеральные законы: - Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О гражданской обороне» (далее по тексту – Закон N 28-ФЗ); - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (далее – Закон N 68-ФЗ). 2. Постановления Правительства РФ: - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019) «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; - Постановление Правительства РФ от 22 июня - Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 (ред. от 30.09.2019) «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (далее – постановление N 841); - Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 (ред. от 14.10.2016) «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» (далее – постановление N 782); - Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 (ред. от 30.10.2019) «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – постановление N 1309); - Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 30.09.2019) «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (далее – постановление N 379); - Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» (далее – постановление N 1485); - Постановление Правительства РФ от 03.10.1998 N 1149 (ред. от 12.08.2017) «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» (далее – постановление N 1149); - Постановление Правительства РФ от 16.08.2016 г. N 804 дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (далее – постановление N 804-дсп). Нормативно-правовые и методические документы МЧС России: - приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (далее – приказ N 230); - приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (далее – приказ N 701); - приказ МЧС России от 21.07.2005 N 575 (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее – приказ N 575); - приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 08.10.2019) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее – приказ N 999); - приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 (ред. от 31.07.2017) «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (далее – приказ N 543); - приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 (ред. от 30.11.2015) «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» (далее – приказ N 285); - приказ МЧС России от 29.07.2020 N 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» - иные организационно-методические документы МЧС России по отдельным направлениям деятельности в области ГО и защиты от ЧС. Аналогичные документы по вопросам ГО и ЧС (организация, обучение, эвакуация, оповещение, материально-техническое обеспечение, спасательные формирования и т.п.) разрабатываются на уровне субъекта РФ и муниципальных образований.
Общие положения и направления деятельности Гражданская оборона в ОУЗ – это комплекс мероприятий по защите работников, пациентов и материальных ценностей ОУЗ и подведомственных организаций от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны в ОУЗ и подведомственных организациях осуществляются на основе планов гражданской обороны (далее – план ГО), разрабатываемых в установленном порядке. Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. План ГО ОУЗ утверждает руководитель ОУЗ по согласованию с органами МЧС России. Планы ГО подведомственных организаций утверждают их руководители по согласованию с органами МЧС России. Оповещение работников ОУЗ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера производится дежурными ОУЗ через внутренние системы оповещения по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, создаваемых на федеральном уровне, в субъектах РФ, городах, районах и иных муниципальных образованиях. Проведение эвакуации в ОУЗ и подведомственных организациях планируется заблаговременно в мирное время. Для укрытия работников заблаговременно создаются защитные сооружения гражданской обороны (далее – защитные сооружения) в соответствии с постановлением N 1309, которые используются согласно приказу N 575. При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия работников: 1) используются заглубленные помещения, метрополитены и другие сооружения подземного пространства; 2) осуществляется заблаговременное оформленное соответствующими документами закрепление работников за защитными сооружениями других организаций. Для реализации задач в области гражданской обороны создаются запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с постановлением N 379, приказами N 285 и N 543. Медицинское обеспечение в интересах гражданской обороны в ОУЗ и подведомственных организациях организуется в соответствии с Законом N 28-ФЗ силами и средствами медицинских организаций во взаимодействии с органами Роспотребнадзора в установленном порядке. В целях повышения устойчивости функционирования в военное время на объектах ОУЗ и подведомственных организаций в соответствии с Законом N 28-ФЗ разрабатываются планы по повышению устойчивости функционирования, в которых отражаются мероприятия гражданской обороны: - выполнение на объектах мероприятий по повышению надежности функционирования сетей газо-, энерго- и водоснабжения; - организация выполнения мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; - осуществление световой и других видов маскировки объектов. Для повышения эффективности выполнения задач в области гражданской обороны организуется подготовка работников ОУЗ и подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Общее руководство гражданской обороной в ОУЗ осуществляет руководитель ОУЗ, руководство гражданской обороны в подведомственных организациях осуществляют их руководители (далее – руководители гражданской обороны). Руководители гражданской обороны в подведомственных организациях несут персональную ответственность за организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне. Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в ОУЗ обычно осуществляет заместитель руководителя, в ведении которого находятся данные вопросы, в подведомственных организациях – один из заместителей руководителя организации. Управление гражданской обороной в структурных подразделениях ОУЗ и подведомственных организациях в режиме повседневной деятельности осуществляют должностные лица, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В целях оперативного решения задач гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в ОУЗ и подведомственных организациях создаются органы управления, через которые руководители гражданской обороны осуществляют непосредственное руководство гражданской обороной (далее – органы управления ГОЧС). В ОУЗ и подведомственных организациях издаются соответствующие приказы (распоряжения) о назначении уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Основные задачи, функции и полномочия в области гражданской обороны Основными задачами в области гражданской обороны в ОУЗ и подведомственных организациях являются: - подготовка работников ОУЗ и подведомственных организаций в области гражданской обороны; - оповещение руководящего состава, работников ОУЗ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - эвакуация в безопасные районы работников, членов их семей, материальных ценностей; - предоставление защитных сооружений гражданской обороны (убежище, противорадиационных укрытий (ПРУ) и укрытий), а при их отсутствии – обеспечение укрытия работников в имеющихся заглублениях и других помещениях подземного пространства; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - первоочередное жизнеобеспечение пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - оказание первой помощи и организация оказания первой помощи пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - борьба с пожарами; - поддержание и восстановление общественного порядка среди работников ОУЗ и подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для поддержания устойчивого функционирования структурных подразделений ОУЗ и подведомственных организаций; - обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны. Основные полномочия ОУЗ в области гражданской обороны: - принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, организационно-распорядительные документы в области гражданской обороны, доводит их до подведомственных организаций, осуществляет контроль за их выполнением; - осуществляет деятельность по организации ведения и ведению гражданской обороны; - организует планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств; - организует финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны; - разрабатывает План ГО и реализует его при введении в действие; - разрабатывает и реализует годовые планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны; - создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности техническую систему управления гражданской обороны и систему оповещения работников ОУЗ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - осуществляет создание, хранение и освежение запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств гражданской обороны; - организует устойчивое и безопасное функционирование объектов ОУЗ и подведомственных организаций при ведении гражданской обороны или возникновении ЧС природного и техногенного характера; - осуществляет подготовку работников в области гражданской обороны, а также защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, ЧС природного и техногенного характера; - организует подготовку руководителей подведомственных организаций в области гражданской обороны; - осуществляет пропаганду в области гражданской обороны среди работников ОУЗ и подведомственных организаций; - обеспечивает прием сигналов гражданской обороны и доводит их до руководящего состава, работников ОУЗ и подведомственных организаций; - осуществляет оповещение руководящего состава, работников ОУЗ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - осуществляет планирование и проведение эвакуационных мероприятий (для структурных подразделений центрального аппарата ОУЗ, расположенных в зонах возможной опасности). Руководитель ОУЗ, являющийся руководителем гражданской обороны, отвечает за организацию и ведение гражданской обороны в ОУЗ и осуществляет следующие функции и полномочия в области гражданской обороны: - устанавливает организационную структуру гражданской обороны в ОУЗ и утверждает положение о гражданской обороне в ОУЗ; - определяет полномочия и функции своих заместителей в области гражданской обороны, поручает им исполнение части своих полномочий, а также определяет функции структурных подразделений ОУЗ по гражданской обороне; - осуществляет организацию исполнения основ единой государственной политики в области гражданской обороны в ОУЗ в части создания базы по разработке ведомственных нормативных, методических и иных документов, систем управления гражданской обороной и оповещения, повышения эффективности комплекса мер по защите работников, материальных и культурных ценностей, совершенствования организации подготовки и обучения в области гражданской обороны; - вводит в действие в установленном порядке план ГО в ОУЗ; - принимает решения, издает приказы, иные ведомственные документы о проведении мероприятий по переводу подведомственных организаций на работу в условиях военного времени, повышению устойчивости их функционирования, эвакуации подведомственных организаций; - представляет ОУЗ в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, отнесенным к компетенции ОУЗ. Функции и полномочия отдела структурного подразделения ОУЗ, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны: - осуществляет координацию работы в структурных подразделениях ОУЗ и подведомственных организациях в объеме возложенных задач; - осуществляет организацию разработки положения о гражданской обороне ОУЗ, плана ГО в ОУЗ, проектов ведомственных нормативных, организационно-методических и отчетных документов в обеспечение решения задач ОУЗ по гражданской обороне; - осуществляет планирование основных мероприятий в области гражданской обороны в ОУЗ на текущий год; - осуществляет организацию разработки мероприятий по созданию и совершенствованию материально-технического, продовольственного, медицинского обеспечения, связи и оповещения; - организует подготовку и обучение руководящего состава и работников ОУЗ по вопросам гражданской обороны; – осуществляет взаимодействие с МЧС России по вопросам организации и ведения гражданской обороны в ОУЗ и подведомственных организациях; - организует разработку порядка и правил накопления, хранения и использования в интересах гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также мер по созданию и поддержанию в готовности пунктов управления, необходимого фонда средств коллективной и индивидуальной защиты, приборов и иного имущества гражданской обороны; - организует разработку и обеспечение мероприятий по повышению устойчивости функционирования подведомственных организаций в военное время; - осуществляет представительство ОУЗ в вышестоящих органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организует взаимодействие с ними при решении вопросов гражданской обороны ОУЗ; - осуществляет другие функции и полномочия, определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации и организационно-распорядительными документами ОУЗ по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций. Функции и полномочия подведомственных организаций в области гражданской обороны: - планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; - проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; - осуществляют подготовку работников в области гражданской обороны; - создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Не забываем, что руководители ОУЗ являются начальниками медицинских служб гражданской обороны. Это важная тема, которой будут посвящены отдельные публикации в нашем журнале. Кроме того, руководители ОУЗ и медицинских организаций отвечают за жизнь и здоровье не только собственных работников, но и пациентов. Это тоже отдельная тема.
Основные мероприятия по гражданской обороне, организация и порядок их выполнения Основные мероприятия по организации гражданской обороны, проводимые в ОУЗ и подведомственных организациях: - издание приказов (распоряжений) в целях выполнения задач в области гражданской обороны; - ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера; - разработка, уточнение и корректировка планов ГО и документов по их реализации; - планирование и подготовка работников ОУЗ и подведомственных организаций в области гражданской обороны; - организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников ОУЗ и подведомственных организаций; - информирование работников ОУЗ и подведомственных организаций, пропаганда знаний в области гражданской обороны; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной, систем оповещения работников ОУЗ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею; - организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; - подготовка безопасных районов (мест) для размещения работников ОУЗ и подведомственных организаций, материальных ценностей, подлежащих эвакуации; - создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава; - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; - приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия работников ОУЗ и подведомственных организаций; - организация укрытия работников ОУЗ и подведомственных организаций в защитных сооружениях и (или) заглубленных помещениях, метрополитене и других сооружениях подземного пространства; - накопление, хранение, освежение, использование по предназначению и обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты работников ОУЗ и подведомственных организаций; - определение перечня объектов, подлежащих маскировке; - организация взаимодействия ОУЗ и подведомственных организаций с территориальными органами МЧС России, Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников ОУЗ и подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при ЧС природного и техногенного характера, а также по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); - планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников ОУЗ и подведомственных организаций; - создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организация снабжения работников ОУЗ и подведомственных организаций продовольственными и непродовольственными товарами; - организация эвакуации и оказание медицинской помощи пострадавшим; - организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам восстановления функционирования необходимых для обеспечения ОУЗ и подведомственных организаций коммунальных служб; - подготовка сил гражданской обороны; - проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны; - организация взаимодействия с привлекаемыми силами гражданской обороны. Основные мероприятия по ведению гражданской обороны в ОУЗ и подведомственных организациях: – организация работы органов управления ГОЧС ОУЗ и подведомственных организаций; - подготовка работников ОУЗ и подведомственных организаций в области гражданской обороны; - оповещение работников ОУЗ и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - создание и организация деятельности эвакуационных органов; - эвакуация работников ОУЗ и подведомственных организаций, а также материальных ценностей в безопасные районы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - осуществление эвакуации работников и членов их семей, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера в медицинские организации; - обеспечение работников ОУЗ и подведомственных организаций средствами индивидуальной и коллективной защиты; - проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в пределах своей компетенции, в случае возникновения опасностей для работников ОУЗ и подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах ОУЗ и подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - организация проведения контроля за радиационной и химической обстановкой на объектах ОУЗ и подведомственных организаций; - организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников ОУЗ и подведомственных организаций и членов их семей, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - организация восстановления и поддержания порядка на объектах ОУЗ и подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов ОУЗ и подведомственных организациях в военное время и повышению надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; - предоставление работникам ОУЗ и подведомственных организаций информационно-психологической поддержки.
Заключительные положения ОУЗ планирует и осуществляет финансирование мероприятий гражданской обороны за счет средств федерального бюджета. Категорически запрещается расходовать не по назначению имущество и материальные средства, предназначенные для нужд гражданской обороны. Допускается использование СИЗ, приборов разведки и дозиметрического контроля для учебных целей с последующим приведением их в надлежащий порядок и восполнением пришедших в негодность. Контроль за выполнением мероприятий по гражданской обороне в ОУЗ и подведомственных организациях осуществляется в соответствии с Законом N 28-ФЗ в ходе комплексных и контрольных проверок с выездом в подведомственные организации, анализа их деятельности по отчетным документам и иной запрашиваемой информации. По итогам календарного года до 1 декабря руководители подведомственных организаций представляют доклады в ОУЗ о состоянии гражданской обороны. ОУЗ ежегодно представляет доклады о выполнении мероприятий по гражданской обороне в МЧС России. Неисполнение должностными лицами ОУЗ и подведомственных организаций обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 8/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
Другие статьи по теме | |
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 307 |