Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении |
Трифонов Г.С. Научный консультант редакции журнала Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите персонала и больных, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годового плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ведение гражданской обороны осуществляется на основании плана ГО и плана действий по предупреждению ЧС, а в организации численностью менее 50 человек - плана действий при выполнении мероприятий гражданской обороны и инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Планирование основных мероприятий гражданской обороны проводится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических акций и чрезвычайных ситуаций. Указанные планы и инструкция определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению медицинской организации в установленные степени готовности при переводе ГО с мирного времени на особый период и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании соответствующих распорядительных документов в медицинской организации в целях решения задач в области гражданской обороны создаются и содержатся силы (отряды первой медицинской помощи (ОПМ), инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ)[1], территориальные нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и НАСФ организаций), а также средства гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, к которым относятся вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, топливо, парафиновые свечи, табачные изделия и спички). ОПМ и НАСФ организаций в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф). Решение о привлечении в мирное время НАСФ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают органы исполнительной власти и руководитель гражданской обороны медицинской организации в отношении созданных им НАСФ. Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется МЧС России и его территориальными органами, а также вышестоящими органами управления здравоохранением. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в медицинской организации заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия, которая возглавляется руководителем или его заместителем. Деятельность комиссии регламентируется положением об эвакуационной комиссии. Руководство гражданской обороной в медицинской организации осуществляет руководитель через координационный орган - штаб гражданской обороны. Руководитель (главный врач) медицинской организации несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите персонала и больных (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ). Управление гражданской обороной в медицинской организации, координацию работы по планированию и выполнению комплекса мероприятий по решению задач ГО в мирное время и особый период осуществляет работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы (ГО и МР).[2] Основными документами по формированию структур, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 (ред. от 30.05.2013) "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и приказ МЧС России от 31.07.2006 N 440 (ред. от 11.09.2013) "Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". Штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения содержатся в приложении N 3 к приказу Минздрава России от 09.06.2003 N 230 (ред. от 19.12.2003).
Задачи в области гражданской обороны Основными задачами медицинской организации в области гражданской обороны являются: - обучение руководящего состава и персонала в области гражданской обороны; - оповещение об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - эвакуация персонала, членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы; - предоставление персоналу и больным защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты; - проведение мероприятий по световой маскировке; - организация и проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для персонала и больных при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - медицинское обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, включая оказание всех видов медицинской помощи; - участие в борьбе с пожарами, возникшими на территории медицинской организации при ведении военных действий или вследствие этих действий; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению, в медицинской организации (где создан пост РХиБ наблюдения); - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение медицинской организации для устойчивого функционирования ее в особый период; - обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Мероприятия по гражданской обороне Мероприятия по гражданской обороне в медицинской организации осуществляются в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны (Президента РФ, Правительства РФ, МЧС России, Минздрава РФ, региональных и муниципальных органов власти, вышестоящего органа управления здравоохранением). Медицинская организация в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия: 1. По обучению персонала в области гражданской обороны: - обучение руководящего состава и персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований; - проведение учений и тренировок по гражданской обороне. 2. По оповещению руководящего состава и персонала медицинской организации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения, радио и телевизионного вещания, а также имеющихся технических средств оповещения; - получение информации в области гражданской обороны об обстановке, складывающейся на территории (района, города). 3. По эвакуации персонала, членов их семей, нетранспортабельных больных, материальных ценностей медицинской организации в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий; - порядок и сроки направления нетранспортабельных больных в защищенные стационары города при объявлении общей эвакуации; - изучение и подготовка безопасных районов размещения персонала, членов их семей и материальных ценностей, подлежащих эвакуации; - создание и организация деятельности эвакуационной комиссии. 4. По предоставлению персоналу и больным убежищ, укрытий и средств индивидуальной защиты: - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организации; - разработка плана наращивания инженерной защиты организации в особый период; - приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного времени на особый период заглубленных помещений (подземных переходов, подвалов, цокольных этажей корпусов зданий), имеющихся в медицинской организации, для укрытия персонала и больных; - планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в особый период, в том числе быстровозводимых укрытий, по заявке медицинской организации, направляемой в Управление гражданской защиты административного округа; - обеспечение укрытия персонала и больных в имеющихся защитных сооружениях гражданской обороны медицинской организации, а также в приписанных станциях метрополитена и в других близлежащих ЗС ГО объектов экономики; - накопление, хранение, освежение, обеспечение выдачи и использование по предназначению средств индивидуальной защиты. 5. По световой маскировке: - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке. 6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание и подготовка в области гражданской обороны территориальных НАСФ, НАСФ организаций и планирование их действий по предназначению; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств для обеспечения НАСФ организаций согласно примерным нормам оснащения (табелизации)[3]. 7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, включая оказание всех видов медицинской помощи: - планирование и организация медицинского обеспечения пострадавшего населения по заданию вышестоящего органа управления здравоохранением; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств[4]; - нормированное снабжение персонала и больных продовольственными и непродовольственными товарами; - участие в проведении санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в медицинской организации совместно с подразделениями территориального органа Роспотребнадзора; - проведение лечебно-эвакуационных мероприятий - по оказанию всех видов медицинской помощи, эвакуации пораженных, больных, лечению военнослужащих и гражданского населения, а также их реабилитации. 8. По участию в борьбе с пожарами, возникшими в медицинской организации при ведении военных действий или вследствие этих действий: - создание и организация деятельности противопожарных звеньев, их взаимодействие с подразделениями пожарной охраны административного округа (района). 9. По восстановлению и поддержанию общественного порядка в медицинской организации при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: - создание и оснащение звена охраны общественного порядка, подготовка его личного состава в области гражданской обороны; - усиление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения; - усиление охраны медицинской организации, подлежащей обязательной охране органами внутренних дел (по договору). 10. По разработке и осуществлению мер, необходимых для устойчивого функционирования медицинской организации в особый период: - создание и организация работы в мирное время и особый период комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ до прибытия основных аварийно-спасательных сил округа (района); - заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления лечебного процесса; - создание страхового фонда документации организацией здравоохранения, включенной в Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения, на которые в первоочередном порядке создается страховой фонд документации для обеспечения организации и проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; - повышение эффективности защиты медицинского имущества при воздействии на него современных средств поражения. 11. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны в медицинской организации: - создание и оснащение ОПМ, ИПГ (для медицинских организаций, имеющих такое задание), НАСФ организаций, подготовка их к действиям по предназначению, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
[1] Для медицинских организаций, имеющих такое задание. [2] Работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и МР, подчиняется руководителю организации, а по вопросам гражданской обороны выполняет указания начальника Второго отдела вышестоящего органа управления здравоохранением. [3] См. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утв. приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 30.06.2014). [4] См. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 23.12.2011) "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств". | |
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016) | |
Просмотров: 12555 |