Как оценивают готовность защитных сооружений гражданской обороны при их инвентаризации
Главная » Статьи » Защитные сооружения ГО

Как оценивают готовность защитных сооружений гражданской обороны при их инвентаризации

К объектам, подлежащим инвентаризации, относятся ЗС ГО (убежища, противорадиационные укрытия и укрытия) находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Основными задачами инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия ЗС ГО и оценка их основных тактико-технических характеристик;

- оценка готовности ЗС ГО к использованию по предназначению (готово, ограничено готово, не готово);

- определение мер, направленных на обеспечение сохранности и повышение эффективности использования ЗС ГО;

- уточнения учетных сведений ЗС ГО.

Инвентаризация осуществляется комиссиями, создаваемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (далее – ТФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – ОИВ), органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) и организациями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав инвентаризационных комиссий кроме представителей ТФОИВ, ОИВ, ОМСУ и организаций включаются представители, территориальных органов МЧС России, а также по согласованию представители Росимущества, прокуратуры Российской Федерации и другие заинтересованные органы (например: органы управления имуществом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и органов технической инвентаризации и др.).

В зависимости от местных условий, а также при наличии большого количества ЗС ГО допускается создание инвентаризационных подкомиссий.

Каждая инвентаризационная комиссия несет ответственность за полноту и точность представляемых фактических данных о ЗС ГО, за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

При проведении инвентаризации каждая инвентаризационная комиссия в соответствии с поставленными перед ней задачами выполняет следующие работы:

1) осуществляет проверку фактического наличия ЗС ГО, оценку его готовности, уточняет основные технические характеристики;

2) осуществляет проверку наличия паспортов ЗС ГО, правоустанавливающих и других документов (вид собственности), подтверждающих права пользователей ЗС ГО;

3) осуществляет проверку наличия документации ЗС ГО в соответствии с пунктом 3.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны";

4) осуществляет составление:

- акта инвентаризации, оценки содержания и использования по каждому ЗС ГО;

- перечня защитных сооружений гражданской обороны;

- сводной инвентаризационной ведомости готовности ЗС ГО к приему укрываемых;

- сведений об обеспеченности ЗС ГО и заглубленными помещениями подземного пространства в субъекте Российской Федерации;

Акты инвентаризации утверждаются руководителями (заместителями) ОИВ (ТФОИВ, ОМСУ и организаций).

Оценка технического состояния проводится в соответствии с Приложением N 3 к Методическим рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году" (утв. МЧС России 30.05.2018 N 2-4-71-11-11"), с учетом требований постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*".

На основании Актов инвентаризации главными управлениями МЧС России по субъектам РФ составляются расширенный перечень ЗС ГО и сводная инвентаризационная ведомость готовности ЗС ГО к приему укрываемых. Показатели, приведенные в перечнях ЗС ГО, а также в сводных инвентаризационных ведомостях, оформляются с соблюдением требований по сохранению государственной тайны.

 

Оценка готовности защитных сооружений гражданской обороны[1]

Защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оцениваются как готовые, неготовые или ограниченно готовые к приему укрываемых.

Защитные сооружения оцениваются как готовые, если: их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют требованиям СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов; имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются установленным порядком.

 

НЕ ГОТОВО

ОГРАНИЧЕННО ГОТОВО[2]

1. Прочность ограждающих конструкций и защитных устройств

Защитные сооружения считаются не готовыми, если они не отвечают хотя бы одному из требований по обеспечению защитных свойств.

Наличие в ограждающих конструкциях незащищенных отверстий, через которые возможно сообщение внутренних помещений сооружения с атмосферой.

Повреждение основных строительных конструкций сооружения, снижающее его несущую способность. Неправильная установка защитно-герметических ворот, дверей, ставень с учетом направления их открывания и защитных свойств, неплотное их прилегание к комингсу, неисправность механизмов задраивания.

Отсутствие или неисправность противовзрывных устройств и расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах. Неисправность или отсутствие ГК со стороны "чистых" помещений. Отсутствие отключающих задвижек на сетях водопровода, канализации, теплоснабжения, сальников и других устройств в местах прохода кабелей и трубопроводов.

Несоответствие СП 88.13330.2014 конструкций оголовков систем вентиляции и аварийных выходов. Несоблюдение нормативных требований при определении толщины стенок воздуховодов.

Затопление грунтовыми или сточными водами (в случае, когда герметизация стен и перекрытий нарушена).

Ржавчина на защитных и герметических воротах, ставнях, дверях, отсутствие смазки в механизмах задраивания. Отсутствие регулировки, смазки защитных секций.

Отсутствие эксплуатационно-технической документации.

Сырость или подтопление отдельных помещений (тамбуров, камер воздухозаборов, аварийных выходов и т.д.).

Нарушение обвалования сооружений. Загромождение или захламленность входов, тамбуров, аварийных выходов, воздухоприемных оголовков и т.д. Отсутствие разгружающих подставок под воротами и дверьми.

Нерегулярное проведение ежегодных осмотров, комплексных проверок и регламентных работ.

2. Системы жизнеобеспечения укрываемых

Неисправность или отсутствие:

вентиляторов, двигателей к ним;

редукторов ручных вентиляторов;

дизельных электростанций и оборудования для их пуска;

фекальных насосов, емкостей фекальных резервуаров;

электроснабжения осветительного и силового;

емкостей для воды и систем ее разбора;

топлива и масла для ДЭС.

Отсутствие: эксплуатационно-технической документации; отдельных кранов, унитазов, раковин и т.д., оборудования и приборов согласно проекту и инструкциям.

Нерегулярная промывка емкостей для воды, отсутствие на них теплоизоляции, водомерных стекол.

Неисправность части электроосветительных приборов.

Отсутствие телефона и радиотрансляции.

3. Защита от ОВ, РВ и БС

Отсутствие уплотняющей резины на защитных устройствах (полностью или частично).

Отсутствие трубки для измерения подпора.

Неисправность противопыльных фильтров, фильтров-поглотителей типа ФП, регенеративных патронов РП и установок РУ-150/6 и др., невозможность демонтажа и замены этого оборудования.

Ржавчина и загрязнение фильтров ФЯР, отсутствие пропитки висциновым или индустриальными маслами.

Ржавчина, загрязнение и сырость фильтров ФП, отсутствие регулярной проверки их годности.

Наличие трещин на уплотняющей резине и ее окраска.

Установка на линии герметизации гермоклапанов тарелью к "Грязной" стороне, отсутствие люк-вставок для проверки их работоспособности. Отсутствие приборов для измерения подпора и параметров воздушной среды. Отсутствие акта о проверке сооружения на герметичность.

Отсутствие заполненных кислородных баллонов (для убежищ ГО).

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.

 

[1] Источник: Приложение N 3 к Методическим рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году" (утв. МЧС России 30.05.2018 N 2-4-71-11-11).

[2] Примечание: в ограниченной готовности находятся те защитные сооружения, которые имеют недостатки, не влияющие на защитные свойства защитных сооружений и могут быть исправлены в течение 24 часов. Эти недостатки также не должны снижать нормативные показатели по производительности систем жизнеобеспечения укрываемых, герметичности сооружения и защите от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (ОВ, РВ, БС).

Другие статьи по теме
Категория: Защитные сооружения ГО | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 4474