Региональный государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Региональный государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Предметом госнадзора является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (далее – обязательные требования).

Региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).

Региональный государственный надзор осуществляется органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории субъекта РФ (далее – контрольный (надзорный) орган). Наименование такого органа определяется на местах – это может быть управление, департамент или министерство.

Объектами государственного надзора являются территории и объекты, на которых осуществляют деятельность контролируемые лица и на которых возможно возникновение ЧС природного и техногенного характера, результаты деятельности, в том числе продукция (товары), работы, услуги, деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц (далее – объекты надзора).

Контрольный (надзорный) орган формирует перечень объектов надзора, обеспечивает его актуализацию и размещение в государственной информационной системе «Единая государственная информационная система обеспечения контрольно-надзорной деятельности субъекта РФ» (далее – ЕГИС ОКНД).

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативно-правовыми актами, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию и обращения.

Обратите внимание, что при осуществлении учета объектов надзора контролируемые лица не обязаны представлять сведения и (или) документы, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а также, если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Критерии отнесения объекта надзора к категориям риска (классу опасности), перечень категорий риска (класса опасности), периодичность проведения плановых надзорных мероприятий представлены в табл. 1. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основе сопоставления характеристик деятельности контролируемых лиц с утвержденными критериями риска.

 

Таблица 1

 

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА НАДЗОРА К КАТЕГОРИЯМ РИСКА (КЛАССУ ОПАСНОСТИ)

 

Категории риска (класс опасности)

Критерии отнесения объектов надзора к определенной категории риска (классу опасности)

Планирование плановых надзорных мероприятий

Периодичность проведения плановых надзорных мероприятий

Виды плановых надзорных мероприятий

Значительный риск

(3 класс опасности)

Территории и объекты, результаты деятельности, в том числе продукция (товары), работы, услуги, деятельность, действия (бездействие) в сфере организации отдыха детей и их оздоровления; здравоохранения и (или) предоставления социальных услуг и эксплуатирующих объекты, расположенные на территории субъекта РФ, на которых возможно развитие ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера

Обычно 40% от общего количества проверок

Одно плановое надзорное мероприятие в два года

Инспекционный визит

Документарная проверка

Выездная проверка

Средний риск

(4 класс опасности)

Территории и объекты, результаты деятельности, в том числе продукция (товары), работы, услуги, деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав звеньев территориальной системы РСЧС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Обычно 40% от общего количества проверок

Одно плановое надзорное мероприятие в три года

Инспекционный визит

Документарная проверка

Выездная проверка

Умеренный риск

(5 класс опасности)

Территории и объекты, результаты деятельности, в том числе продукция (товары), работы, услуги, деятельность, действия (бездействие) организаций, эксплуатирующих объекты, расположенные на территории субъекта РФ, на которых возможно развитие ЧС регионального, межмуниципального, муниципального характера

Обычно 20% от общего количества проверок

Одно плановое надзорное мероприятие в три года

Инспекционный визит

Документарная проверка

Выездная проверка

Низкий риск

(6 класс опасности)

Территории и объекты, результаты деятельности, в том числе продукция (товары), работы, услуги, деятельность, действия (бездействие) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

 

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения территориальные подразделения контрольного (надзорного) органа проводят следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит;

6) самообследование.

Обратите внимание, что консультирование, профилактические визиты и самообследование проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе.

Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в средствах массовой информации, Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ), Государственной информационной системе субъекта РФ «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) субъекта РФ» (далее – РПГУ), ЕГИС ОКНД, в том числе через личные кабинеты контролируемых лиц в перечисленных информационных системах.

 Контрольный (надзорный) орган ежегодно организует подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за предыдущий календарный год. Доклад утверждается приказом руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

Контрольный (надзорный) орган может объявить контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Контролируемые лица в свою очередь могут подать в контрольный (надзорный) орган возражение, содержащее обоснованное несогласие с доводами, изложенными в предостережении. К возражению на предостережение прикладываются документы или ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие незаконность и необоснованность предостережения. В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения на предостережение контрольный (надзорный) орган должен направить контролируемому лицу ответ.

Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Консультирование контролируемого лица и его представителя проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия в виде профилактического визита, надзорных мероприятий в виде инспекционного визита, документарной или выездной проверки должностным лицом контрольного (надзорного) органа. О способе, месте и времени проведения консультирования контролируемое лицо и его представитель извещаются в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

Проводимое для юридических лиц консультирование может осуществляться очно и (или) с использованием официального сайта контрольного (надзорного) органа, интерактивных сервисов и мобильных приложений. Консультирование на личном приеме проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа.

Консультирование контролируемого лица осуществляется по следующим вопросам:

- об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц, соответствии объектов надзора критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности надзорных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора), исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;

- об осуществлении государственного надзора;

- о ведении перечня объектов надзора;

- о досудебном (внесудебном) обжаловании действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) надзорным органом, территориальными подразделениями контрольного (надзорного) органа и их должностными лицами в ходе предоставления государственной услуги по включению сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в государственный реестр либо по осуществлению государственного надзора за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр;

- об административной ответственности за нарушение обязательных требований.

Консультирование контролируемого лица по вопросам обоснованности привлечения к административной ответственности осуществляется в письменной форме.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам не предоставляется, за исключением случаев, когда контролируемые лица в письменном виде направляют в контрольный (надзорный) орган запрос о предоставлении письменного ответа.

Консультирование по однотипным обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа письменного разъяснения, подписанного должностным лицом контрольного (надзорного) органа, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Ответы на типовые вопросы в рамках консультирования контролируемых лиц за предыдущий календарный год размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

Профилактический визит проводится в порядке, предусмотренном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.

В отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, а также деятельности в сфере здравоохранения и (или) предоставления социальных услуг, отнесенных к категории значительного риска, проведение профилактического визита является обязательным. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления либо деятельности в сфере здравоохранения и (или) предоставления социальных услуг, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо контрольного (надзорного) органа незамедлительно направляет информацию своему руководству для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству проверяющего лица этот срок может быть продлен, однако он не должен превышать 3 рабочих дней.

Порядок проведения профилактического визита предусматривает проведение должностным лицом контрольного (надзорного) органа следующих действий:

- уведомление контролируемого лица о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения;

- уведомление контролируемого лица о форме проведения профилактического визита, который может проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи;

- проведение профилактического визита в виде профилактической беседы;

- информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов надзора в соответствии с присвоенной категорией риска.

Самообследование проводится в порядке, предусмотренном статьей 51 Федерального закона N 248-ФЗ.

В целях добровольного определения контролируемыми лицами, объекты надзора которых относятся к умеренному риску (5 класс опасности) или низкому риску (6 класс опасности), уровня соблюдения ими обязательных требований ими может проводиться самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов надзора критериям риска. Самообследование осуществляется с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, проведенного в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона N 248-ФЗ, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований (далее – декларация). Декларация направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, где осуществляется ее регистрация с последующим размещением на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

Срок действия декларации составляет 2 года с момента регистрации указанной декларации контрольным (надзорным) органом. В случае изменения сведений, содержащихся в декларации, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.

Контрольный (надзорный) орган утверждает методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации. Методические рекомендации размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. В срок не ранее истечения одного года контролируемое лицо может вновь принять декларацию по результатам самообследования.

 

Осуществление государственного надзора

При осуществлении государственного надзора взаимодействием контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц с контролируемыми лицами являются:

- встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом и контролируемым лицом или его представителем;

- запрос документов, иных материалов;

- присутствие должностного лица контрольного (надзорного) органа в месте осуществления деятельности контролируемого лица.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) документарная проверка;

3) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия в виде: 1) наблюдения за соблюдением обязательных требований; 2) выездного обследования. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.

Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольным (надзорным) органом не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих надзорных действий:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов.

Совершение надзорных действий и их результаты отражаются в документах, составляемых должностным лицом надзорного органа и лицами, привлекаемыми к совершению надзорных действий. Для фиксации должностным доказательств нарушений могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:

- извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;

- указание при ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств должностным лицом контрольного (надзорного) органа наименования проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, адреса, даты, времени его проведения, а также должности, фамилии, имена и отчества всех лиц, принимающих участие в проводимом контрольном (надзорном) мероприятии;

- внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия информации о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и (или) видеозаписи, иных способах фиксации доказательств;

- обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

При проведении очного контрольного (надзорного) мероприятия предъявляются служебное удостоверение, решение либо заверенная печатью бумажная копия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Проведение выездного обследования, инспекционного визита, выездной проверки, самообследования осуществляется с применением проверочных листов.

Проверочные листы заполняются должностным лицом в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» с использованием ЕГИС ОКНД.

По требованию контролируемого лица должностное лицо контрольного (надзорного) органа обязано предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.

В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, уполномоченное должностное лицо составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия (инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка) проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка), за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, представленным в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий

 

N

Основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий

1

Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров.

2

Поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

3

Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

4

Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.

 

В случае если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования. Согласование контрольным (надзорным) органом с органом прокуратуры проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.

Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта надзора посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.

 

Инспекционный визит

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие надзорные действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (надзора).

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля (надзора). Срок проведения такого визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля (надзора) не может превышать один рабочий день. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля (надзора).

Внеплановый инспекционный визит проводится при наличии оснований, представленных в табл. 2. Такой визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с вышеуказанными основаниями, а также при получении сведений о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В таком случае контрольный (надзорный) орган приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта надзора. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.

 

Проведение документарной проверки

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов;

3) экспертиза.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, информация об ошибках, противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибки или противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.

Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры при наличии оснований, представленных в табл. 2. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) должностными лицами контрольного (надзорного) органа, имеющими доступ к таким сведениям.

 

Проведение выездной проверки

Под выездной проверкой понимается комплексное надзорное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа. Такая проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (надзора).

Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов надзора обязательным требованиям без выезда и совершения необходимых надзорных действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с табл. 2, а также при получении сведений о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В таком случае контрольный (надзорный) орган приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта надзора. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие надзорные действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов.

Внеплановая выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в табл. 2. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.

 

Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц

Жалоба подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в электронном виде с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган без использования ЕПГУ и (или) РПГУ, с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне с использованием специальной связи на бумажном или электронном носителе (оптическом диске, флэш-накопителе).

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

- актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

- действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен контрольным (надзорным) органом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Контрольный (надзорный) орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа или об отказе в приостановлении исполнения. Информация о решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

Жалоба должна содержать:

1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством РФ не установлено иное.

Контрольный (надзорный) орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:

- жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

- в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

- до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

- имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

- ранее в контрольный (надзорный) орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

- жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членам их семей;

- ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

- жалоба подана в ненадлежащий контрольный (надзорный) орган;

- законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

Контрольный (надзорный) орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Правила ведения подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством РФ.

Жалоба подлежит рассмотрению контрольным (надзорным) органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. Если для рассмотрения жалобы необходимо истребование дополнительных материалов, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней.

Контрольный (надзорный) орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их контрольным (надзорным) органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:

- оставляет жалобу без удовлетворения;

- отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

- отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

- признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение контрольного (надзорного) органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на ЕПГУ и (или) РПГУ в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

 

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Постановление Правительства МО от 21.09.2021 N 907/32 «О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области».

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 12/2021.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 43