Порядок разработки, структура и содержание плана действий медицинского учреждения в чрезвычайных ситуациях
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Порядок разработки, структура и содержание плана действий медицинского учреждения в чрезвычайных ситуациях

Учреждения здравоохранения играют особую роль при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), отвечая за планирование и организацию медицинского обеспечения пострадавших и участвующих в ликвидации ЧС, защиту собственного персонала и своих пациентов. Для выполнения указанных задач в медицинской организации должен быть разработан соответствующий план действий на случай возникновения ЧС (далее – план действий).

Разработка таких планов выполняется в три этапа во взаимодействии с территориальными органами ГО и ЧС.

 

На первом этапе:

На первом этапе проводится изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, включая медицинской обеспечение прикрепленного населения.

Далее необходимо получить от органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций сведения о необходимом составе сил и средств, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС по своему направлению деятельности (план-задание).

При разработке плана действий необходимо учитывать риски нарушения устойчивого функционирования критически важных объектов (КВО) и/или потенциально опасных объектов (ПОО), социально значимых объектов, объектов транспортной и иной инфраструктуры.

Проводится сбор и обобщение необходимых исходных данных для планирования, в том числе:

- получение от органов государственной власти и местного самоуправления и подведомственным им учреждений (организаций), иных организаций, входящих в состав РСЧС, сведений о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведений о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях и опасных объектах;

- определение объектов, нарушение функционирования которых приведет к ухудшению условий жизнедеятельности населения;

- анализ произошедших (зарегистрированных) за последние годы ЧС на территории, в том числе характера и вида ЧС, величин ущерба от них, сроков выполнения мероприятий по ликвидации ЧС, привлекаемых силах и средствах для их ликвидации, особенностей медицинского обеспечения;

- уточнение сведений о территории проживания и численности населения, которое может оказаться в зонах ЧС и негативного воздействия поражающих факторов от них (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими опасными веществами и др.);

- уточнение сведений о местах сбора и размещения эвакуируемого населения, наличии транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий.

С учетом специфики местных условий по решению разработчика плана действий могут подготавливаться и другие необходимые исходные данные.

На основании исходных данных осуществляется прогнозирование, оценка складывающейся обстановки и последствий возможных ЧС, объемах и видах необходимого медицинского обеспечения. При этом используются данные, содержащиеся в следующих документах:

- паспортах безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований;

- планах повышения защищенности критически важных объектов;

- паспортах безопасности опасных (потенциально опасных) объектов;

- декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- декларациях безопасности гидротехнических сооружений;

- планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

- планах мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

- иных документах.

Заканчивается первый этап составлением и утверждением руководителем медицинской организации календарного плана по разработке плана действий.

 

На втором этапе:

На втором этапе происходит практическая разработка и оформление плана действий. Практическая разработка его разделов заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении ЧС, оценке разрушений, потерь и выработке решений на ликвидацию ЧС, расчете сил, обеспечивающих медицинской обеспечение населения.

С учетом исходных данных при прогнозировании последствий ЧС осуществляется определение:

- зон возможного воздействия поражающих факторов источников ЧС;

- численности населения и работников организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

- возможного количества погибших, пострадавших и населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;

- возможного материального ущерба;

- перечня мероприятий и объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по локализации и ликвидации ЧС, включая медицинской обеспечение;

- необходимых сил и средств, а также порядка выполнения мероприятий по защите населения и работников организаций при угрозе и возникновении ЧС.

Решения (типовые решения) на ликвидацию разрабатываются на каждую возможную (прогнозируемую) ЧС и должны содержать:

- выводы из оценки обстановки;

- замысел действий по ликвидации ЧС;

- численность, состав и порядок построения группировки сил и средств РСЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС;

- задачи силам и средствам по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, включая его медицинское обеспечение;

- основные вопросы взаимодействия и организации управления;

- задачи всестороннего обеспечения действий сил РСЧС.

После завершения оформления плана действий перед процедурой согласования и утверждения планы действий подписываются руководителем и уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС организации-разработчика плана действий.

 

На третьем этапе:

На третьем этапе разработанный план действий согласовывается с руководителем администрации муниципального образования или от его лица с руководителем управления ГО и ЧС, руководителем управления здравоохранением (по вопросам медицинского обеспечения), на территории которого организация осуществляет свою деятельность, а также с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключены договора на обслуживание объектов организации.

Окончательное утверждение плана действий в условиях ЧС осуществляется руководителем медицинской организации после его согласования.

Планы действий вводятся в действие в полном объеме после введения режима «Чрезвычайная ситуация» соответствующего уровня или установления соответствующего уровня реагирования.

 

Корректировка и переработка планов действий

Под корректировкой плана действий понимается внесение в него изменений и дополнений. Корректировка планов действий может быть текущей и плановой.

Текущая корректировка плана действий производится по мере необходимости, в том числе при появлении новой и/или актуализированной информации по предупреждению и/или ликвидации ЧС .

Плановая корректировка планов действий осуществляется ежегодно в конце календарного года. При проведении плановой корректировки обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов, а также в их копии в электронном виде.

Переработка плана действий – это процедура, связанная с утверждением нового плана действий в установленном порядке и прекращением действия существующего плана действий. Переработанные планы действий подлежат утверждению не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия действующего плана действий.

Планы действий независимо от сроков их действий подлежат обязательной переработке:

1) после выявления новых источников (рисков) возникновения ЧС;

2) по решению либо предписанию МЧС России или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане действий, реальной обстановке.

 

Приложение

 

СТРУКТУРА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Планы действий состоят из текстовой части (пояснительной записки) и приложений.

Планы действий определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и/или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению АСДНР при угрозе и возникновении ЧС и привлекаемые для этого силы и средства. Планы действий должны детально отражать мероприятия, направленные на выполнение указанных задач.

Структурные подразделения медицинской организации, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС, обеспечиваются выписками из Плана в части их касающейся.

 

I. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА

 

1. Общие положения

 

В разделе дается краткая географическая и экономическая характеристика медицинского учреждения и прогнозируемая обстановка на его территории при возможных ЧС:

1) рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы;

2) организационно-производственная структура медицинской организации (структурные подразделения, количество работников, максимальная работающая смена и др.), возможности по оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи в течение суток;

3) транспорт медицинской организации, его возможности, а также пути сообщения, пролегающие вблизи него;

4) перечень радиационно-, химически-, взрыво-, пожароопасных, биологически-опасных мест в медицинском учреждении и прилегающей территории. Перечень железнодорожных узлов, станций, где возможно скопление транспортных средств с веществами, объектов экономики, отнесенных к группе опасных, магистрали, по которым они перевозятся;

5) структура ГОЧС медицинской организации, краткая характеристика, задачи, состав, службы, система оповещения и управления;

6) краткая характеристика возможной обстановки на территории медицинской организации при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствиях: при авариях на всех видах транспорта; при авариях, связанных с АХОВ; при взрывах и пожарах; при затоплениях; при радиационном и химическом загрязнении (заражении); при массовых инфекционных заболеваниях. При этом указываются, по возможности, количественные показатели опасности, продолжительность воздействия;

7) прогноз ущерба медицинскому учреждению и возможная численность пострадавших сотрудников и больных при возникновении возможных ЧС, возможность функционирования и в каком объеме;

8) предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий по защите сотрудников и больных, материальных ценностей, а также проведении АСДПР, при их возникновении;

9) создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

10) осуществление наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных мест в медицинском учреждении и на его территории;

11) наличие транспортных средств для эвакуации сотрудников и больных медицинской организации из районов возможной ЧС;

12) расчеты на перевозку сотрудников и больных автомобильным транспортом (план отселения).

На основании вышеуказанной информации делаются общие выводы.

 

2. Мероприятия при угрозе и возникновении ЧС

 

1. При угрозе ЧС (режим повышенной готовности)

1.1. Задачи медицинской организации в соответствии с планом-заданием. Силы и средства медицинской организации, необходимые для решения задач в соответствии с планом-заданием.

1.2. Состав и профиль привлекаемых функциональных подразделений и формирований к выполнению задач с указанием сроков приведения их в готовность; порядок подготовки коечной сети, сроки готовности к приему пораженных при ЧС по месту дислокации медицинской организации; организация развертывания приемного (приемно-сортировочного) отделения, операционно-перевязочного блока и другие мероприятия в зависимости от задания.

1.3. Состав и порядок приведения в готовность объектовых формирований.

1.4. Организация снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, кровью, ее компонентами и препаратами.

1.5. Организация транспортного обеспечения созданных формирований и функционирования медицинской организации в ЧС по месту дислокации.

1.6. Организация защиты персонала и больных по месту постоянной дислокации медицинской организации и после эвакуации (если она предусматривается): укрытие в защитных сооружениях, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в том числе медицинскими) персонала, организация эвакуации.

1.7. Состав медицинских формирований, выделяемых учреждением здравоохранения в группировку сил для ведения спасательных работ в ЧС, возникающих в результате применения современных средств поражения в военное время и иных видов ЧС.

1.8. Продолжительность периода угрозы возникновения ЧС на объекте здравоохранения может составлять несколько минут, часов, суток, что зависит от конкретных условий обстановки: в результате возникшего и распространяющегося пожара, ожидаемого взрыва при диверсионном акте, нарастающего наводнения, предполагаемого радиоактивного или химического загрязнения территории медицинской организации при радиационных и химических авариях на объектах, при транспортировании радиоактивных и химических веществ и т.д. С учетом прогнозируемой обстановки для медицинской организации предусматривается планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих предупреждение или снижение поражающего воздействия источников возникновения ЧС.

Перечень планируемых мероприятий, сроки их проведения и исполнители отражаются в календарном плане перевода объекта к действиям в режиме ЧС.

2. Мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайный режим)

2.1. Содержание мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС непосредственно на объекте здравоохранения (в медицинской организации) при пожарах, взрывах, радиационном и химическом загрязнении территории, при стихийных бедствиях и др. Организация защиты персонала и больных, ведение спасательных работ на объекте.

2.2. Организация работы медицинской организации по приему пораженных (больных) в ЧС по месту ее постоянной дислокации, оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи; отражается работа приемно-сортировочного, лечебно-диагностических отделений с учетом имеющегося задания по приему соответствующего количества и профиля пораженных (больных).

2.3. Организация взаимодействия медицинской организации с другими учреждениями и организациями при работе в режиме ЧС (какие учреждения, организации, по каким вопросам организуется взаимодействие).

2.4. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в медицинской организации. Содержание мероприятий при возникновении внутрибольничной инфекции или массовых инфекционных заболеваниях среди населения с введением на территории режима карантина (обсервации) при работе в противоэпидемическом режиме.

3. Управление мероприятиями и действиями в ЧС:

- порядок занятия комиссией по чрезвычайным ситуациях (КЧС) медицинской организации и оперативными группами пунктов управления;

- организация оповещения и информирования сотрудников и больных об обстановке и действиях органов управления, привлекаемых сил, порядке действий и правилах поведения в районах ЧС;

- организация связи с подчиненными, вышестоящим руководством и взаимодействующими объектами и органами управления.

 

II. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ

 

 Приложение N 1 «Схема возможной обстановки при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий» содержит:

1) схему медицинской организации:

- границы территории, выезды (въезды) действующие и закрытые, которые при необходимости можно открыть;

- расположение корпусов с указанием этажности и расположенных в них подразделений, наличие защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспособленных подвалов);

- пожаро-, взрывоопасные объекты медицинской организации;

- возможные зоны поражения при возникновении ЧС;

- коммунальные и энергетические сети, пожарные гидранты и др.;

- маршруты движения транспорта по территории от въездов на территорию до приемного отделения, от приемного отделения до выезда, место развертывания сортировочного поста при поступлении пораженных в ЧС;

- приемное отделение с указанием мест разгрузки пораженных с учетом их сортировки на распределительном посту;

- места погрузки больных, персонала и имущества на транспорт при эвакуации;

- маршруты эвакуации при пожаре, угрозе минирования, из зоны химического заражения при различных направлениях ветра;

- автопредприятия, выделяющие транспорт для эвакуации;

- пояснительные таблицы к схеме: коечная емкость по подразделениям; кадровый состав (врачи, средний медперсонал, обслуживающий персонал) по подразделениям.

2) карту (М: 1:10000) или план города с отображением:

- объекта здравоохранения;

- зон обслуживания (участки) медицинской организации (по участковому принципу по домам на карте);

- зон прикрытия федеральных автодорог;

- других объектов здравоохранения (больниц, поликлиник (в т.ч. ведомственного подчинения), ФАПов, органов управления здравоохранением;

- организаций, включенных в систему РСЧС муниципального и регионального уровней;

- объектов, представляющие опасность возникновения ЧС, и возможных зонхы поражения при авариях и катастрофах на них;

- зон затопления (подтопления) и других зон источников возможного воздействия ЧС;

- транспортных коммуникаций (основные автомобильные, железнодорожные, водные магистрали с указанием принятой их нумерации, вокзалы, порты, газо- и нефтепроводы, электролинии высоковольтных передач), возможных зон поражения при авариях на них.

К карте могут прилагаться пояснительные таблицы, необходимые пояснения. Выводы о состоянии медицинской организации в результате воздействия поражающих факторов формулируются по каждому виду ЧС.

 Приложение N 2 содержит календарный план выполнения основных мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Приложение оформляется графически с указанием основных мероприятий:

- в режиме повышенной готовности;

- при эвакуации медицинской организации (если она предусмотрена);

- в режиме ЧС – по минутам в первые 2 – 3 ч. и по часам в последующем.

По выполнению каждого мероприятия определяется ответственное должностное лицо. К календарному плану прилагаются график оперативного дежурства медицинской организации и состав расчета должностных лиц для круглосуточной работы штаба ЧС.

Приложение N 3 содержит решение руководителя медицинской организации по ликвидации ЧС.

Приложение N 4 содержит расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС и наращивания их в процессе проведения работ, включая:

- расчет создания медицинских формирований;

- расчет создания объектовых формирований;

- расчет снабжения медицинских формирований и подразделений: медицинским имуществом; санитарно-хозяйственным имуществом; специальным имуществом; кровью, ее компонентами и препаратами;

- расчет транспортного обеспечения формирований и функционирования в ЧС;

- расчет транспортного обеспечения при экстренной эвакуации;

- расчет укрытия персонала и больных в защитных сооружениях;

- расчет обеспечения персонала формирований и учреждений средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты;

- расчет на проведение йодной профилактики больным и персоналу медицинской организации.

Приложение N 5 «Организация оповещения, управления и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий» включает:

- схему оповещения и сбора руководящего состава, персонала формирований и подразделений при угрозе и возникновении ЧС;

- схему управления и связи при угрозе и возникновении ЧС (схема отрабатывается графически с отражением структуры штаба ЧС медицинской организации и должностных лиц, с указанием органов управления Службы медицины катастроф (СМК) и территориального (местного) управления по делам ГОиЧС (указываются служебные телефоны каждого должностного лица). К схеме управления прилагаются должностные обязанности членов штаба ЧС.

Приложение N 6 «План обеспечения антитеррористической защищенности и пожарной безопасности медицинской организации» содержит схему размещения персонала и больных при эвакуации в случае угрозы взрыва.

Приложение N 7 «План перепрофилизации больницы при массовом поступлении пораженных» содержит:

- инструкцию по работе приемного отделения в ЧС;

- расчет перепрофилизации коечной сети для приема пораженных (больных) в ЧС (расчет выполняется в виде таблицы с указанием: профиля и количества коек подразделений ЛПУ, которым определена задача по приему пораженных (больных) в ЧС; количества и сроков выписки больных из подразделений на амбулаторное лечение или перевода в другие подразделения ЛПУ (в какие подразделения и их количество); ответственных исполнителей в рабочее и нерабочее время);

- расчет распределения кадров для комплектования медицинских формирований и подразделений при работе в ЧС;

- схему развертывания приемно-сортировочного отделения при работе в ЧС. Схема направления пораженных при ЧС (приложение отрабатывается по вариантам работы по месту постоянной дислокации и после эвакуации в виде схем. В зависимости от задания ЛПУ на схемах (по вариантам) показывается организация развертывания приемно-сортировочного отделения: размещение пораженных (больных); маршруты внутрибольничной их транспортировки; места регистрации пораженных (больных); размещение диагностических и лечебных приборов и аппаратов; обменный фонд санитарных носилок; места санитарной обработки; размещение справочной службы);

- схему развертывания медицинской организации в ЧС при приеме пораженных из очага механической травмы, химического, радиационного поражения, перевода медицинской организации на строгий противоэпидемический режим;

- распределение пострадавших на группы для легкопораженных и пораженных средней, тяжелой и крайне тяжелой степени;

- расчет медикаментов, оборудования, инвентаря на экстренное развертывание коек для пораженных.

Приложения к Плану действий также могут содержать план-задание, бланки донесений по установленным формам, формализованные документы по управлению мероприятиями при ЧС, документацию дежурного персонала при возникновении ЧС, справочный материал и иные тематические документы.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 2/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 819