Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является одной из задач гражданской обороны (статья 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне») и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.[1] ЧС различаются по характеру источника – природные, техногенные, биолого-социальные и военные. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера. Под жизнеобеспечение населения (далее – ЖОН) в ЧС понимают совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. К видам ЖОН ЧС относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное, психологическое и информационное обеспечение. Приоритетность и состав необходимых видов ЖОН определяются характером ЧС. Вопросами ЖОН занимается специальное структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств ЖОН ЧС.
Общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения Разработка планов мероприятий по первоочередному ЖОН в условиях ЧС должна проводиться в режиме повседневной деятельности органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф. Органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченные на решение задач жизнеобеспечения населения, должны знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного ЖОН ЧС. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения ЧС. Первоочередное ЖОН должно быть организовано своевременно и комплексно, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения. Все мероприятия по первоочередному ЖОН должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного ЖОН разрабатываются на все возможные случаи возникновения чрезвычайной ситуации, а оценка ее возможностей и подготовленность – для наиболее крупномасштабной ЧС. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна обеспечиваться постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС. При планировании мероприятий по первоочередному ЖОН необходимо учитывать специфику их организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.
Общие вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач РСЧС, позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов РФ в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта РФ или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти. Органом управления в ЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОБП) органа исполнительной власти субъекта РФ. Как правило, председателем этой комиссии является глава органа исполнительной власти. КЧСиОБП каждого субъекта РФ состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации – председателем комиссии. В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе КЧСиОБП субъектов РФ иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах РФ, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ. Организационной основой решения задач первоочередного ЖОН ЧС являются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и систему жизнеобеспечения ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС. Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (ЗМР), зона радиоактивного загрязнения (ЗРЗ), зона химического заражения (ЗХЗ), зона массовых пожаров (ЗМП), зона катастрофического затопления (ЗКЗ), зона бактериологического заражения (ЗБЗ). Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного ЖОН. Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, представлены в табл. 1. Таблица 1
Основные показатели, характеризующие опасные для населения стихийные бедствия и техногенные аварии
Влияние фактора времени на потери населения в чрезвычайных ситуациях Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС, особенно вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий. При планировании мероприятий по спасению и первоочередному ЖОН необходимо учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах чрезвычайных ситуаций в зависимости от времени их реализации (табл. 2).
Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС в зависимости от времени задержки мероприятий
Примечание к таблице. Приведенные в табл. 2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.
Своевременность предоставления жизнеобеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС. Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи. Данные нормативы разрабатываются территориальными органами управления РСЧС с учетом данных, приведенных в табл. 2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов РФ. Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и затраты на их проведение.
ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения Исходными данными для организации первоочередного ЖОН в случае возникновения на территории ЧС являются: - прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах; - прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов); - прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения; - потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС; - продолжительность периода первоочередного ЖОН при различных источниках возникновения ЧС. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО и ЧС по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений. Подготовленные органами управления по делам ГО и ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб. Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения – путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного ЖОН. В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения: - в зоне ЧС после землетрясения – до 30 суток; - в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте – до 3 суток; - в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) – до 3 – 10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации); - в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях – по среднестатистическим многолетним данным для данной местности. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2 – 3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных – специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки – консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения[2]. В приложении N 1 также содержится информация о: - суточных потребностях в воде в зоне ЧС (оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях); - потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости, которая может возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами; - перечне предметов первой необходимости, о номенклатуре и рекомендуемых размерах одежды и обуви и нормах обеспечения ими; - потребностях пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении), определяемых в соответствии с нормами для условий ЧС; - потребностях во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках (оценка происходит по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением, или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население (даны нормы обеспечения временным жильем). Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи. Потребность в комплектах индивидуальных медицинских гражданской защиты и лекарственных препаратах для их пополнения определяется по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание должно быть уделено обеспечению медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации, получившим механические травмы при землетрясениях, – антибиотиками, противошоковыми средствами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления – средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой. Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первичной медико-санитарной помощи определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах. Санитарно-эпидемиологическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами, установленными Роспотребнадзором. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного ЖОН органами управления по делам ГО и ЧС оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного ЖОН. Кроме того, должны быть учтены потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения. Результаты расчетов учитываются службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах. Все полученные данные по результатам расчетов сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы. Один экземпляр таблиц представляется органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий ЧС в материальных ресурсах, услугах и технических средствах. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные воинские формирования МЧС России, воинские части и подразделения Минобороны России должны быть на автономном обеспечении.
Оценка возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения Возможности субъекта РФ по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации, оцениваются: - по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта РФ; - по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС; - по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации; - по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения; - по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта РФ при его эвакуации из зоны ЧС; - по наличию и возможностям стационарных медицинских организаций в населенных пунктах субъекта РФ для приема пораженных из зоны ЧС; - по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.); - по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки; - по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения. Оценка возможностей субъекта РФ по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы. Один экземпляр таблиц передается органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения за субъект в целом. При заблаговременной оценке возможностей субъекта РФ следует исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в населенных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки при возникновении ЧС.
Оценка подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта РФ к первоочередному ЖОН осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта. Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект РФ не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС. Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы. Основным показателем подготовленности органов управления является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения. Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие: - время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС; - время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению, эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС; - время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения. Задача органов управления заключается в снижении числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения. Оценка подготовленности к проведению первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия заключается в оценке наличия необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства определяются на основании прогноза о масштабах и границах зон чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети). На основании этой информации определяется ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ осуществляется на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.
Выбор и планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения Оптимальность (экономическая целесообразность, эффективность) тех или иных мероприятий по организации первоочередного ЖОН зависит от целого ряда факторов: - источника возникновения ЧС и от прогнозируемых масштабов воздействия на население этого источника; - удаленности зоны ЧС от других населенных пунктов, в которых сосредоточены основные силы и материальные ресурсы, необходимые для решения этой задачи; - численности и состояния пострадавшего в ЧС населения; - развития и состояния дорожной сети; - наличия железных дорог в зоне ЧС; - наличия водоисточников в зоне ЧС и вблизи ее; - развитости инженерной и социальной инфраструктур населенных пунктов, в которые планируется эвакуировать пострадавшее население; - наличия зданий для временного жилья, запасов и объемов производства продукции жизнеобеспечения в этих населенных пунктах. Конкретные мероприятия по каждому виду жизнеобеспечения разрабатываются руководителями и специалистами этих служб в соответствии с положениями об этих службах, ведомственными инструкциями, рекомендациями, руководствами и другими нормативными документами, регламентирующими задачи служб при ЧС, вызванных различными источниками их возникновения. При выборе мероприятий по каждому виду жизнеобеспечения следует рассматривать возможные варианты решения задач с учетом вышеперечисленных факторов и фактора времени и принимать наиболее оптимальный. Так, обеспечение населения, пострадавшего при землетрясении, хлебом можно осуществлять путем доставки его в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения из соседних населенных пунктов автомобильным или железнодорожным транспортом или выпекать его в зоне ЧС, доставив в нее полевые армейские пекарни, и поставлять для выпечки хлеба муку, дрожжи, соль, воду, топливо в течение всего периода жизнеобеспечения. Мероприятия должны содержать: - перечень решаемых задач по каждому виду жизнеобеспечения пострадавшего населения каждым подразделением невоенизированных формирований (бригад, отрядов, групп), численный состав этих подразделений; - перечень необходимых мобильных технических средств и материальных ресурсов, какой организацией, предприятием или учреждением и из какого населенного пункта они выделяются; - время выдвижения и прибытия этих сил, средств и материальных ресурсов к месту назначения; - должности и фамилии ответственных за исполнение лиц и их местонахождение при введении на территории чрезвычайного положения. По каждому виду ЖОН должны быть разработаны мероприятия и графики ежесуточных поставок необходимых средств и материальных ресурсов для населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС. С максимальной детальностью разрабатывается перечень мероприятий на первые двое – трое суток после возникновения ЧС. В чрезвычайных ситуациях, вызванных землетрясениями, авариями на химически и радиационно опасных объектах, должны быть предусмотрены мероприятия по доставке воды автоцистернами и малыми емкостями (канистрами, флягами, бачками) одновременно с прибытием в зону ЧС спасательных и медицинских формирований. Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения мероприятия с указанием времени их реализации являются основой для разработки планов действий этих служб при введении на территории чрезвычайного положения. Планы мероприятий каждой службы должны разрабатываться с учетом вероятности возникновения ЧС в каком-либо населенном пункте, на территории которого имеются потенциально опасные объекты, или вероятности катастрофического землетрясения в каком-либо одном или нескольких населенных пунктах субъекта РФ, т.е. планы должны быть многовариантными. Время введения чрезвычайного положения «Ч» является точкой отсчета реализации всех последующих мероприятий. Конкретные даты и часы проведения мероприятий проставляются руководителями служб при получении команды о введении чрезвычайного положения. Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения планы мероприятий передаются органу управления по делам ГО и ЧС для разработки общего плана организации первоочередного ЖОН в ЧС. Перечень необходимых мероприятий по каждому виду первоочередного ЖОН в ЧС, вызванных землетрясениями, наводнениями и авариями на химически и радиационно опасных объектах, приведен в приложении к статье.
Планирование первоочередного ЖОН в ЧС План организации первоочередного ЖОН в ЧС разрабатывается органами управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ. Органы управления по делам ГО и ЧС проводят работу по согласованию действий всех служб видов жизнеобеспечения по времени, обобщают данные по объемам перевозок сил, материальных и технических средств этих служб, проводят расчеты по суточным и общим потребностям всех служб в электроэнергии, топливе, ГСМ, других материальных ресурсах и затратах финансовых средств на все эти мероприятия. Кроме того, в план организации жизнеобеспечения населения органами управления по делам ГО и ЧС должны быть включены следующие мероприятия: - организация круглосуточного оперативного дежурства в нижестоящих органах исполнительной власти и их органах управления по делам ГО и ЧС; - организация работы оперативной группы (задачи, персональный состав, необходимые средства транспорта, связи); - организация общей инженерной, медицинской, тыловой, радиационной, химической разведок (задачи, персональный состав, транспортные средства, средства связи); - организация диспетчерской службы в пункте управления, развернутого в зоне ЧС в интересах ЖОН; - организация и охрана мест сосредоточения материальных средств и ресурсов в зоне ЧС; - организация приема, охраны, учета, хранения и распределения гуманитарной помощи; - организация срочной эвакуации из зоны ЧС семей с детьми дошкольного возраста, больных, нуждающихся в специальном лечебном питании (определении мест эвакуации, их подготовленности к приему эвакуированного из зоны ЧС населения, планирование транспорта). Разработка мероприятий по эвакуации пострадавшего в ЧС населения проводится также заблаговременно в соответствии с Методическими рекомендациями по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. План организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации может быть любой формы, принятой в каждом субъекте РФ. Он должен содержать: - полный перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения; - кто конкретно выполняет эти задачи; - кто, когда, откуда поставляет необходимые технические средства и персонал для их обслуживания; - кто, когда, откуда поставляет необходимые материальные средства и ресурсы; - кто, кому докладывает о выполненных задачах или о необходимости помощи в решении этих задач; - кто конкретно несет ответственность за решение перечисленных задач. Планы подготовки и действий органов управления по организации первоочередного жизнеобеспечения населения по всем его видам утверждаются главой исполнительной власти субъекта РФ – председателем КЧСиОПБ.
ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Четкость и оперативность действий органов управления всех уровней, личного состава формирований (отрядов, групп, бригад, команд), служб первоочередного ЖОН при возникновении на территории ЧС зависит от детальности планов, разработанных в режиме повседневной деятельности, их подготовленности к решению поставленных задач.
Действия органов управления при переводе сил в режим повышенной готовности Режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств вводится в случае получения прогноза о возможности возникновения ЧС, при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки на подведомственной территории. При получении информации о времени наступления, характере и масштабе ЧС, границах зон ее возможного распространения руководители соответствующих служб жизнеобеспечения осуществляют следующие действия: - уточняют численность населения, которое может попасть в зоны ЧС, и объемы его потребностей в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения; - количество предприятий, объектов системы жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне ЧС и прекратить свою деятельность; - возможный уровень удовлетворения потребностей населения в продукции и услугах ЖОН, в т.ч. за счет имеющихся запасов продукции и материальных ресурсов; - отдают распоряжение о приведении в готовность сил и средств невоенизированных формирований; - определяют приоритетные виды жизнеобеспечения в зависимости от характера возможной ЧС; - уточняют объемы задач по организации первоочередного ЖОН; - определяют места действия служб, бригад, невоенизированных формирований, уточняют маршруты и время их выдвижения; - определяют соответствие личного состава невоенизированных формирований штатной численности и принимают меры по их доукомплектованию; - определяют формирования, которые должны действовать в первом и втором эшелонах и соответственно находиться в первой и второй степени готовности; - уточняют базы и склады, из которых формирования будут снабжаться продукцией жизнеобеспечения; - уточняют количество транспортных средств для доставки продукции жизнеобеспечения и делаются заявки на их предоставление; - определяют перечень предприятий и объектов системы жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне воздействия факторов ЧС, и принимают меры по их безаварийной остановке; - принимают меры по снижению на предприятиях в зоне ожидаемой ЧС запасов АХОВ, горючих веществ до минимально необходимого технологического уровня; - оценивают наличие продукции жизнеобеспечения на базах и складах, определяют пути, способы и время их доставки в возможные зоны бедствий и районы эвакуации; - принимают меры по перебазированию запасов продукции жизнеобеспечения с предприятий, баз и складов, которые могут оказаться в зонах воздействия факторов ЧС, в безопасные места; - принимают меры по защите запасов продовольствия, пищевого сырья, товаров первой необходимости на предприятиях, базах и складах в случае невозможности их перебазирования в безопасные места; - принимают меры по обеспечению устойчивой работы предприятий и объектов системы жизнеобеспечения в случае нарушения энерго- и топливоснабжения, водоснабжения; - вводят усиленный контрольно-пропускной режим и охрану на объектах торговли и общественного питания, базах и складах, где сконцентрированы основные материальные ценности, необходимые для организации первоочередного ЖОН; - составляют и согласовывают с правоохранительными органами дополнительный перечень предприятий системы жизнеобеспечения, которые при возникновении ЧС должны быть взяты под охрану. При получении информации о возможной эвакуации населения в районах эвакуации уточняют: - состояние жилого фонда населенных пунктов и степень их готовности к приему эвакуированного населения; - состояние водоисточников и систем водоснабжения и их возможностей; - состояние пунктов общественного питания и торговли, их производственные мощности; - возможности энерго- и топливообеспечения и предоставления необходимых коммунально-бытовых услуг, медицинского обеспечения. При недостаточности в районах эвакуации населения жилого фонда органы управления определяют места возведения временных городков (палаточных, из сборных или передвижных домов) и принимают меры по организации первоочередного ЖОН. На основе этих уточненных данных проводится корректировка планов эвакуации населения и организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС. Кроме перечисленных мероприятий органы управления уточняют: - планы взаимодействия с соответствующими органами управления министерств, ведомств, акционерных и коммерческих структур, чьи предприятия расположены на данной территории, объем их задач по организации первоочередного ЖОН; - объем необходимых поставок продукции жизнеобеспечения и выделение сил и средств для организации первоочередного ЖОН. При необходимости они обращаются в установленном порядке в Правительство РФ или федеральные органы исполнительной власти (в зависимости от объема требуемых ресурсов) о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва. Для ЧС, источниками которых могут быть землетрясения и крупные аварии на химически и радиационно опасных объектах, вследствие невозможности прогнозирования времени их возникновения, режим повышенной готовности не вводится. В связи с этим все вышеперечисленные мероприятия должны периодически проводиться органами управления в режиме повседневной деятельности, учитывая, что максимальные объемы работ по первоочередному ЖОН будут при указанных ЧС.
Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в режиме чрезвычайной ситуации По получении сигнала о возникновении ЧС органы управления служб системы жизнеобеспечения в составе оперативной группы РСЧС осуществляют следующие действия: - оповещают руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций по заранее установленной схеме оповещения и сигналам; - отдают распоряжения о вводе в действие планов мероприятий, соответствующих данному типу ЧС, и получают информацию об их исполнении; - организуют оценку масштабов ущерба предприятиям и объектам системы жизнеобеспечения в зонах бедствия; - отдают распоряжения о выдвижении невоенизированных формирований в зону бедствия и районы эвакуации населения; - отдают распоряжения о переводе предприятий, учреждений и организаций на режим работы ЧС (при авариях на радиационно и химически опасных объектах режим работы предприятий и учреждений определяется режимами радиационной и химической защиты, а при возникновении очага инфекционного заболевания – режимом введенного карантина или обсервации); - уточняют численность пострадавшего населения и закрепляют его за предприятиями торговли и общественного питания; - осуществляют мероприятия по приему и размещению пострадавшего населения в стационарных пунктах временного размещения (ПВР), а при их недостаточности организуют развертывание мобильных ПВР; - определяют порядок обеспечения пострадавшего населения (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения); - организуют учет и охрану запасов продукции жизнеобеспечения на временных базах, складах и поступающих из других регионов; - организуют контроль за качеством продуктов питания, воды; - организуют медицинское обеспечение населения в зоне ЧС; - принимают меры по завозу продукции жизнеобеспечения в места размещения отселенного (эвакуируемого) населения; - принимают меры по захоронению зараженных (загрязненных) пунктов питания, пищевого сырья и товаров первой необходимости; - организуют санитарную обработку, дезактивацию (дегазацию) или уничтожение личного имущества населения, эвакуированного из зон радиоактивного загрязнения или химического заражения; - организуют санитарно-гигиенические мероприятия по консервации населенных пунктов, из которых эвакуировано население (очистку от мусора, фекальных вод, обработку продовольственных складов, холодильников и т.д.). В случае привлечения сил и средств воинских частей органы управления совместно с их командованием определяют количество подразделений по первоочередному жизнеобеспечению, их возможности и места их дислокации, выделяемые ресурсы жизнеобеспечения (объемы, номенклатуру продуктов питания, товаров первой необходимости и т.д.), согласовывают действия войсковых подразделений с невоенизированными формированиями своих служб в зонах бедствия и районах эвакуации по организации первоочередного жизнеобеспечения, уточняют планы взаимодействия с другими министерствами, ведомствами и т.д. по организации первоочередного ЖОН.
Действия органов управления и сил по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при землетрясениях С установлением на территории режима ЧС вводятся в действие планы всех служб первоочередного ЖОН, а во всех органах управления по делам ГО и ЧС устанавливается круглосуточная работа оперативно-диспетчерских пунктов управления. В зону ЧС направляется оперативная группа по жизнеобеспечению в составе группы всех видов разведок: общей, инженерной, медицинской, тыловой, пожарной, химической, радиационной. Включенные в состав оперативной группы руководители служб первоочередного ЖОН или их заместители выполняют задачи, предусмотренные их планами. При пункте управления создается диспетчерский пункт для оперативного управления процессом жизнеобеспечения в течение всего периода ликвидации ЧС. Оперативная группа в первые часы после возникновения ЧС осуществляет следующие действия: - организует развертывание пункта управления в зоне ЧС со средствами дальней и ближней радиосвязи, который функционирует в течение всего периода ликвидации последствий землетрясения; - оценивает общие масштабы разрушений зданий, сооружений и проводит оценку состояния всех населенных пунктов в зоне ЧС. С получением председателем КЧСиОПБ предварительных данных всех видов разведок в пострадавшие населенные пункты направляются разведывательные группы, решающие в интересах первоочередного ЖОН в этих населенных пунктах следующие задачи: - уточняют численность и состояние пострадавшего населения; - определяют состояние зданий, сооружений, предприятий инженерной и социальной инфраструктур каждого населенного пункта; - оценивают возможности использования предприятий, объектов, инженерных сетей каждого населенного пункта и их обслуживающего персонала для ЖОН этих населенных пунктов; - определяют объемы и сроки аварийно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения, энерго- и теплоснабжения, объектах коммунально-бытового обеспечения, производства хлеба и других продуктов питания; - определяют численность населения, потерявшего жилье, и возможности использования зданий, сооружений, убежищ, других общественных зданий, судов, железнодорожных вагонов для его временного размещения в них, а также потребности в мобильных ПВР на основе палаток, сборных и контейнерных домов, юртах и т.п.); - уточняют численность и категории населения, подлежащего эвакуации из зоны ЧС. Члены оперативной группы от служб первоочередного ЖОН в каждом пострадавшем от землетрясения населенном пункте, в зависимости от численности и состояния их населения и состояния зданий и инженерной инфраструктуры, определяют места: - развертывания мобильных ПВР; - размещения мобильных объектов коммунально-бытового обслуживания населения (полевых банно-прачечных комбинатов, душевых, туалетов, тепловых установок, передвижных дизельных силовых и осветительных агрегатов с соответствующей арматурой и т.п.); - пунктов выдачи продуктов питания и места приготовления и раздачи горячей пищи и воды; - развертывания медицинских формирований ВСМК; - размещения пункта междугородной связи; - размещения временных складов материальных средств связи; - размещения складов ГСМ и жидкого топлива для технических средств и транспорта, работающего в зоне ЧС; - свалок строительного мусора от разборки и расчистки завалов; - захоронения погибших и умерших; - скотомогильников. На основании данных разведки и результатов работы оперативной группы начальниками служб жизнеобеспечения вносятся коррективы в планы всех служб ЖОН, определяются конкретные населенные пункты в зоне ЧС, работы подразделений невоенизированных формирований, служб, их численный состав и техническая оснащенность, маршруты и время их выдвижения в зону ЧС. Управление действиями всех служб осуществляется из диспетчерского пункта основного пункта управления председателя территориальной КЧСиОПБ через оперативно-диспетчерские пункты органов управления по делам ГО и ЧС, органов управления здравоохранением, при нижестоящих органах исполнительной власти. Независимо от обстановки в зоне ЧС, после получения команды о введении в действие планов первоочередного ЖОН, в эту зону одновременно со спасательными формированиями, медицинскими формированиями ВСМК должна быть доставлена вода в места работы спасателей и медицинских работников, противопожарные подразделения и аварийные бригады для работ на сетях газо-, тепло-, электро- и водоснабжения. Остальные формирования (отряды, группы) выдвигаются в соответствии с откорректированным временем и выполняют свои функции согласно планам. С прибытием в зону ЧС оперативной группы и личного состава разведорганов должно быть организовано информирование населения о создавшейся на территории чрезвычайной ситуации и о мерах, принимаемых органами управления РСЧС для ликвидации ее последствий. В местах эвакуации (сосредоточения) пострадавшего населения в случае невозможности расселения его в стационарных условиях возводятся мобильные ПВР. Особое внимание в зоне ЧС после землетрясения при организации первоочередного ЖОН должно быть обращено на санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение. ГОСТы, нормативы и требования по этому виду обеспечения должны соблюдаться неукоснительно при реализации мероприятий по всем видам жизнеобеспечения, т.к. несоблюдение требований санитарно-эпидемиологической службы в зоне ЧС может привести к еще большим, чем при самом землетрясении, потерям населения не только в зоне ЧС, но и на остальной территории субъекта РФ.
Действия органов управления и сил по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при авариях на радиационно и химически опасных объектах Основным способом сохранения жизни и здоровья населения при аварии на радиационно и химически опасных объектах является его экстренная эвакуация из опасной зоны. Органы управления в зависимости от данных радиационной (химической) разведки принимают решение об эвакуации (отселении) населения из опасной зоны на заранее предусмотренные планом эвакуации районы размещения. Население, получившее в результате аварии тяжелые и средней тяжести поражения, после оказания экстренной медицинской помощи на специально развернутых медицинских пунктах направляется в медицинские организации, где обеспечивается лечением и питанием по специальным рационам лечебного питания. Организация жизнеобеспечения непораженного населения в местах эвакуации с отселением осуществляется в вышеописанном порядке. Осуществляется подготовка и использование средств коллективной защиты (защитных сооружений гражданской обороны) населения, создание и использование запасов средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты для защиты населения. В зонах проживания населения с правом отселения (зоне защиты населения по следу радиоактивного облака, зоне пороговых токсодоз) должны проводиться мероприятия по контролю качества воды, продовольствия, пищевого сырья, их защите от загрязнения (заражения), а также по санитарной обработке людей, специальной обработке одежды, имущества, транспорта, дезактивации и дегазации территорий, зданий и сооружений.
Действия органов управления и сил по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при наводнениях Наводнения, как правило, могут быть вызваны весенними половодьями или сильными дождями в летне-осенний период года. Органы управления, получив данные от гидрометеослужбы о возможном наводнении, вероятных уровнях поднятия воды и размерах зон затопления, принимают меры по вывозу из населенных пунктов, которые могут быть затоплены, материальных ресурсов и эвакуации населения. Жизнеобеспечение эвакуированного населения организуется в вышеописанном порядке. ПРИЛОЖЕНИЕ[3] ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
1. Обеспечение населения водой Определение состояния магистрального водопровода, возможности его восстановления (сроки, силы, средства). Выяснение состояния стационарных и передвижных лабораторий анализа воды и их готовности к работе. Определение: - мест забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд; - состояния защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров, законсервированных запасов воды; - потребного количества для покрытия дефицита; - возможности внешнего водоснабжения и доставки воды передвижными емкостями (расчет потребности); - порядка строительства временных водоводов (расчет мощностей); - потребного количества опреснителей, очистных установок, препаратов для обеззараживания воды.
2. Обеспечение населения питанием Определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания, пищевой и мясомолочной промышленности, в т.ч. хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли. Определение состояния предприятий общепита, а также наличия запасов продовольствия на складах текущего довольствия, в т.ч. подвижных, с использованием возможностей войск и флота. Выяснение потребности и определение возможности выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов (комбинатов). В случае нехватки мощностей следует использовать возможности армейских хлебопекарен; необходимо определить их потребное количество, пути доставки и направить соответствующие запросы. Возведение временных сооружений или навесов для кухонь и столовых, армейских пекарен и других мобильных технических средств.
3. Обеспечение предметами первой необходимости (одеждой, обувью, постельными принадлежностями, посудой, моющими средствами) Определение необходимого количества и ассортимента предметов первой необходимости. Организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов. Установление возможности обеспечения пострадавших за счет собственных резервов. Определение места и порядка выдачи, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения. Выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения в собственном районе с использованием возможностей войск и флота, других регионов. Определение объема, сроков и путей доставки, отправка соответствующих запросов. Создание специальных органов для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также иностранных источников гуманитарной помощи.
4. Обеспечение населения жильем Развертывание пунктов временного размещения лиц, оставшихся без крова в зоне землетрясения и в местах их эвакуации, используя для этого, в первую очередь, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания, суда, железнодорожные вагоны. При нехватке имеющихся стационарных ПВР развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т.п. Проведение инвентаризации сохранившегося жилого фонда. Создание страхового фонда документации по оборудованию под жилье общественных зданий. Организация проведения оценки состояния поврежденных жилых и общественных зданий. В случае нехватки временного жилья необходимо определить требуемое количество, пути и средства доставки недостающего из других регионов, порядок приема и распределения для пострадавших, направить соответствующие запросы.
5. Медицинское обеспечение населения Организация работы медицинских формирований ВСМК. Уточнение мест размещения, состояния сохранившихся стационарных медицинских организаций, их койкоемкости, наличие медицинского персонала. Выяснение возможности использования административных зданий под медицинские организации. Уточнение состояния, запасов медицинского имущества, медикаментов. Определение необходимости и дополнительной потребности в уникальной аппаратуре (аппаратах искусственной почки и др.), медикаментах, запасах донорской крови и других средствах. Уточнение потребного количества медперсонала, его специализации. Определение путей ликвидации дефицита за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также по объему поставок из других регионов, направление соответствующих заявок. Принятие мер по созданию складов медицинского оборудования, лекарств, другого медицинского имущества. Определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей армейских и флотских медицинских организаций. Организация бесперебойного снабжения медицинских организаций водой, теплом, энергетикой. Организация противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний. При наличии большого количества погибших следует предусмотреть создание моргов, ведение работы по опознанию погибших, установлению и регистрации фактов смерти.
6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами Уточнение запасов сохранившихся топливных ресурсов и стационарных энергопроизводств. Уточнение потребного количества топлива. Определение необходимых объемов и сроков ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и электроэнергосетей, необходимых для этого сил и средств. Установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.). Использование в качестве теплоэнергоносителей локомотивов, военных кораблей, а также судов пассажирского, торгового, рыболовного флотов. Проработка вопросов обеспечения населения в зоне землетрясения и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами. При нехватке стационарных использовать передвижные, в т.ч. армейские; следует направлять соответствующие запросы. Необходимо предусмотреть обеспечение населения необходимыми силами и средствами для погребения погибших, а также местами для погребения.
Организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действий. Создание информационных групп по 3 человека из депутатов, ответственных работников исполнительных и законодательных органов власти, определение путей обхода мест проживания и нахождения людей для выяснения нужд, запросов, настроения и доведения оперативной информации. Организация информационного центра с использованием всех средств информации в целях своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов, информирование населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях и местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами. В местах выдачи населению продуктов питания или горячей пищи устанавливаются информационные щиты. Создаются справочно-информационные службы для информации о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в медицинских организациях и местах расселения эвакуированных. Проведение психологического воздействия речевыми сообщениями в целях снижения стрессового состояния населения необходимо организовывать через соответствующие службы.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ РАДИАЦИОННОГО, ХИМИЧЕСКОГО, БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (ЗАРАЖЕНИЯ)
1. Обеспечение населения водой Надежная защита от радиоактивного, химического и других видов заражения (загрязнения) системы водоснабжения и автономных водозаборов (герметизация, покрытие пленками). Сохранение запасов подземных источников (путем нормирования и распределения). Подготовка на водопроводах, использующих воду из поверхностных источников, очистных сооружений к работе по специальным режимам с целью очистки воды от радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ) и бактериологических средств. Создание на водопроводных станциях запаса реагентов, реактивов, консервантов для очистки и консервации воды. Создание мобильных средств для оперативного контроля зараженности воды радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами и экстренного доведения информации до населения о ее состоянии. Подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды. Создание, а в случае необходимости – использование запасов быстро развертываемых резервуаров различных типоразмеров и сборно-разборных трубопроводов. Организация доставки и распределения воды среди населения, а также снабжение водой служб общественного питания и хлебопечения, в том числе полевых кухонь. Обеспечение населения водой в ходе эвакуации (отселения), если она проводится. Создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснабжения и важнейших автономных водозаборных сооружений.
2. Обеспечение населении продуктами питания Организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического загрязнения. Подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды. Создание резерва приборов, оборудования и реактивов для контроля и обеззараживания продуктов питания и пищевого сырья от радиоактивного и химического заражения, а также для дезинфекции и дератизации. Определение потребного количества пунктов питания, в том числе подвижных, с использованием местных ресурсов и возможностей войск и флотов. Выявление объектов дефицита, подготовка и отправка соответствующих запросов. Использование подвижных полевых кухонь, хлебопекарен и т.п. в случае выхода из строя (загрязнения) стационарных складов продовольствия, хлебопекарен, столовых. Создание специального органа, в распоряжение которого передаются временные хранилища и транспорт для получения, учета и распределения продовольствия, поступающего в помощь пострадавшим из других регионов, а также из иностранных источников.
3. Обеспечение предметами первой необходимости (одеждой, обувью, постельными принадлежностями, посудой, моющими средствами) Организация проведения систематического контроля заражения (загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и предназначенных к выдаче населению. Создание резерва приборов, реактивов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания предметов первой необходимости. Организация захоронения установленным порядком зараженных (загрязненных) предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объективного контроля) для дальнейшего использования. Определение потребного количества и ассортимента (в соответствии с временными нормами) предметов первой необходимости для населения, попавшего в зону заражения (загрязнения). Организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости с соответствующим контролем загрязненности. Определение возможностей обеспечения пострадавших за счет собственных резервов. Определение мест и порядка выдачи, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения. Выявление объема дефицита и пути его покрытия за счет перераспределения в собственном районе с использованием возможностей войск, флота и других регионов, сроков и путей доставки. Подготовка и отправка соответствующих заявок. Создание специального органа для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также иностранных источников.
4. Обеспечение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты Подготовка и использование средств коллективной защиты (защитных сооружений гражданской обороны) населения. Укрытие населения в защитных сооружениях в связи с трудностью и, даже в ряде случаев, невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из городов, необходимостью организации быстрой защиты населения от поражающего воздействия парогазового облака выброса при радиационной или химической аварии. Использование средств коллективной и индивидуальной защиты в целях исключения или снижения доз внешнего облучения, радиоактивного загрязнения поверхности тела и одежды людей, а также химического заражения. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты планируется и осуществляется на ранней и промежуточной фазах радиационной или химической аварии как обязательное дополнение к укрытию и эвакуации населения. Создание и использование запасов средств индивидуальной защиты для защиты населения. Развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты.
5. Обеспечение населения жильем Организация проведения герметизации помещений упрощенными методами и подручными средствами с целью предотвращения попадания в жилые помещения радиоактивных и других веществ. Организация контроля на зараженность и загрязненность помещений, где проживают люди, предназначенных для заселения. Организация в случае необходимости дезактивации, дегазации, дезинсекции и дератизации зданий. Создание резерва приборов, реактивов и средств специальной обработки для контроля зараженности, проведения дегазации и дезактивации зданий. Развертывание пунктов временного размещения лиц, оставшихся без крова, и в местах их эвакуации, используя для этого, в первую очередь, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания, суда, железнодорожные вагоны. При нехватке имеющихся стационарных ПВР развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т.п. Определение потребного количества временного жилья, путей и сроков поставки недостающего из других регионов, подготовка и отправка соответствующих запросов.
Организация работы медицинских формирований ВСМК в период йодной и другой профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения), а также для оказания помощи пострадавшим. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий. Уточнение потребного количества медперсонала (его специализации), медикаментов и медицинского имущества, определение путей ликвидации дефицита за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также необходимости поставки из других регионов, подготовка и отправка соответствующих запросов. Определение потребности в дополнительном развертывании вне зон заражения (загрязнения) лечебной базы с учетом возможностей армейских и флотских медицинских организаций. Обеспечение бесперебойного снабжения медицинских организаций водой, теплом, энергетикой. Организация противоэпидемиологических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний. Организация регулярного санитарно-гигиенического контроля за внешней средой, водоснабжением, питанием и санитарно-просветительной работы среди населения. Для спасателей и пострадавших должен проводиться комплекс фармаколого-психологических мероприятий. Для профилактики и лечения прогнозируемых ближайших и отдаленных медицинских последствий необходимо предусмотреть комплекс специальных мероприятий (наблюдение, контроль пораженных и др.).
7. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами Проведение обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организация мест общего пользования (бань, прачечных, душевых и т.п.) за пределами зон возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения). При их недостатке или выходе из строя стационарных следует предусмотреть резерв передвижных. Обеспечение эвакуированных (переселенных) простейшими средствами обогрева и электроснабжения (печами, передвижными малогабаритными котельными, дизель- и бензоэлектростанциями и др.). Обеспечение населения необходимыми силами и средствами для погребения погибших, а также местами для погребения.
8. Информационное обеспечение населения Организация своевременного и полного информирования населения и органов управления о факте радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения). Проведение мероприятий информационного плана о степени заражения (загрязнения) района проживания, о санитарной обстановке на прилегающей местности, а также о мерах безопасности при употреблении продуктов питания, способах приготовления и правилах приема пищи в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, о правилах содержания и порядке использования предметов первой необходимости. Создание информационного центра в целях постоянного доведения до пострадавшего населения сообщений об обстановке и порядке действий, о возможностях обеспечения водой, питанием и предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами, о местах расселения эвакуированного (переселенного) населения. Организация проведения психологического воздействия текстовыми речевыми сообщениями с целью понижения стрессового состояния населения.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ НАВОДНЕНИЯ
1. Обеспечение населения водой Определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия. Уточнение состояния и возможности использования действующих и поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов: - оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару; - организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водоводам, в т.ч. полевым; - использование всех сохранившихся и вновь оборудованных систем водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок; - использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением; - введение нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды; - организация нормирования и усиленного контроля качества воды; - организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.
2. Обеспечение населения питанием Определение состояния мощностей по производству продуктов питания, пищевой и мясо-молочной промышленности, в т.ч. хлеба и хлебобулочных изделий; крупы и макаронных изделий; мяса и мясопродуктов; рыбы и рыбопродуктов; молокопродуктов; жиров; сахара; овощей и овощных консервов; соли и др.; предприятий общепита; запасов продовольствия на различных складах; пунктов питания, включая подвижные. Выявление потребности и возможности выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов (комбинатов). В случае нехватки мощностей – использовать армейские хлебопекарни, определив их требуемое количество, пути доставки, и направить соответствующие запросы.
3. Обеспечение предметами первой необходимости (одеждой, обувью, постельными принадлежностями, посудой, моющими средствами) Определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости. Организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и подтопленных складов. Определение возможностей обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов, включая имеющиеся резервы. Определение мест и порядка выдачи, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения. Выявление объемов дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения продукции в собственном районе с использованием возможностей войск и флота, других регионов. Определение объемов, сроков, путей доставки и отправки соответствующих запросов. Создание специального органа для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов.
4. Обеспечение населения жильем Развертывание пунктов временного размещения (ПВР) лиц, оставшихся без крова, используя для этого, в первую очередь, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания, суда, железнодорожные вагоны. При нехватке имеющихся стационарных ПВР развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т.п.). Создание страхового фонда документации по оборудованию под жилье общественных зданий. Определение потребности во временном жилье в случае его нехватки, путей и средств доставки недостающего из других регионов, порядка приема и распределения пострадавших; подготовка и отправка соответствующих запросов. Организация проведения оценки состояния поврежденных жилых и общественных зданий после схода воды.
5. Медицинское обеспечение населения Организация работы медицинских формирований ВСМК. Подготовка лечебно-эвакуационных мероприятий. Уточнение мест размещения, состояния стационарных медицинских организаций, их койкоемкости, наличие медицинского персонала. Уточнение состояния, запасов медицинского имущества, медикаментов. Определение необходимости и дополнительной потребности медикаментов, запаса донорской крови и других средств. Уточнение потребного количества медперсонала, его специализации. Определение путей ликвидации дефицита в медикаментах и медицинском имуществе за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также объемов поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок. Создание запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре. Определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей армейских и флотских медицинских организаций. Обеспечение бесперебойного снабжения медицинских организаций водой, теплом, энергетикой. Организация противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний.
6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами Уточнение сохранившихся топливных ресурсов и стационарных теплоэнергоносителей. Уточнение потребного количества топлива. Определение необходимых объемов и сроков ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и электро- и теплосетей, необходимых для этого сил и средств. Установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.). Проработка вопросов обеспечения населения в зоне наводнения и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами. При нехватке стационарных использование передвижных, в т.ч. армейских, подготовка и отправка соответствующего запроса. Обеспечение населения необходимыми силами и средствами для погребения погибших, а также местами погребения.
Организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действия. Создание информационных групп по 3 человека из депутатов, ответственных работников исполнительных и законодательных органов власти для выяснения нужд, запросов, настроения пострадавшего населения и доведения до него оперативной информации. Информирование населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами; организация информационного центра с привлечением всех средств массовой информации, определение периодичности информирования населения, создание справочно-информационной службы. Организация через соответствующие службы проведения психологического воздействия текстовыми речевыми сообщениями в целях снижения стрессового состояния населения. При подготовке публикации использованы материалы Методических рекомендаций по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС России 25.12.2013 N 2-4-87-37-14). Полный текст рекомендаций можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы» рубрика «Методические материалы»). Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2019.
[1] Формулировка ЧС дана в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ГОСТ Р 22.0.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения». [2] Повторим, что текст рекомендаций со всеми приложениями можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы» рубрика «Методические материалы»). [3] Источник: приложение N 3 к Методическим рекомендациям по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС России 25.12.2013 N 2-4-87-37-14). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (09.09.2020) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8224 |