Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций далее – ЧС), локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Профессиональные аварийно-спасательные (аварийно-восстановительные) формирования муниципального образования (далее – АСФ) допускаются к выполнению АСДНР, на которые они аттестованы в установленном порядке. К проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) допускаются также граждане в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При проведении АСДНР особое внимание обращается на строгое соблюдение личным составом АСФ требований законов, должностных инструкций и правил техники безопасности (охраны труда). Для выполнения АСДНР используются следующие средства: - аварийно-спасательные машины; - аварийно-спасательное имущество и снаряжение, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания; - огнетушащие вещества; - системы и устройства специальной связи и управления; - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания неотложной первой помощи пострадавшим; - вспомогательная, специальная техника и иные средства. Успешное выполнение АСДНР основано: - на эффективной организации всех работ, в том числе своевременном сосредоточении на месте ЧС необходимых сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением; - на мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, личном опыте участников АСДНР; - на строгом выполнении требований правил техники безопасности и охраны труда; - на дисциплинированности участников АСДНР. Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, первой и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Неотложные работы включают в том числе: - прокладку путей колоннам в зоне ЧС; - укрепление или обрушение зданий, угрожающих обвалом; - ремонт и восстановление поврежденных или разрушенных линий связи, коммунально-технических и энергетических сетей для обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ; - обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся взрывоопасных предметов. АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляются силами и средствами АСФ, администрации муниципального образования под общим руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – руководитель АСДНР). При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Состав сил и средств АСФ администрации муниципального образования, привлекаемых к проведению АСДНР, определяется исходя из сложившейся обстановки и специфики выполняемых работ. Финансирование АСДНР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта РФ и муниципальными правовыми актами муниципального образования.
Организация АСДНР Организация проведения АСДНР, как правило, включает три этапа. На первом этапе предусматривается: - оповещение об опасности; - проведение разведки и рекогносцировки объекта (территории); - анализ информации о ЧС, принятие решения; - локализация источника ЧС; - локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях, прекращение воздействия аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ) в целях обеспечения безопасных условий проведения аварийно-спасательных работ; - проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших, оказанию им первой помощи и выводу (выносу) их в безопасное место; - эвакуация (отселение) населения из зоны ЧС (при необходимости). На втором этапе предусматриваются: - выдвижение и ввод основных сил и средств на объект (территорию); - непосредственное проведение АСДНР; - всестороннее обеспечение действий сил в зоне ЧС; - жизнеобеспечение пострадавшего и эвакуированного (отселенного) населения в местах эвакуации (отселения). На третьем этапе предусматриваются: - вывод сил и средств после завершения работ и возвращение их в места постоянной дислокации; - возвращение эвакуированного (отселенного) населения в места постоянного проживания.
Технология проведения АСДНР До ввода аварийно-спасательных сил и средств на объект (территорию) проводится общая и специальная разведка в зоне чрезвычайной ситуации, которая включает: наземную, воздушную, водную, радиационную, химическую, инженерную, медицинскую, бактериологическую, биологическую, ветеринарную и другие виды разведки. Общая разведка проводится для определения общего характера и ориентировочного объема разрушений и поражений в зоне ЧС. Специальная разведка проводится в целях получения более полных и точных сведений о состоянии людей, характере разрушения зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического комплекса, о заваленных защитных сооружениях и наиболее безопасных путях подхода к объектам работ. Разведка проводится силами и средствами разведывательных групп объектов и звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (далее – звено ТП РСЧС). Разведка должна установить: - место возникновения ЧС; - границы района бедствия и направление его распространения; - степень зараженности окружающей среды (воды, почвы, воздуха); - общую обстановку в районе ЧС; - характеристику разрушения и предварительные потери; - места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их - места очагов пожаров; - наличие опасных участков для проведения АСДНР (угроза возможного взрыва, обрушения конструкций, наличие электросетей, наличие АХОВ); - необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения АСДНР; - состояние маршрутов для ввода сил и места расстановки аварийно-спасательной техники; - состав и численность спасательных групп; - наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов в зоне ЧС и за ее пределами; - места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, мест отдыха и жизнеобеспечения сил, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; - безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации; - виды возможных опасных факторов, сложившихся на территории (объекте) при возникновении ЧС, способы их локализации и ликвидации. Состав разведывательных групп устанавливается решением руководителя АСДНР в зависимости от стоящих задач, площади, зоны ЧС и объема предстоящих работ. Обычно состав разведывательных групп 3 – 5 человек. Разведка проводится пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и специальных приборов. Для проведения специальной разведки привлекаются специалисты, хорошо знающие особенности территории объекта (местности). После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с целью определения объемов и способов ведения АСДНР, а также проводится расчет необходимых сил и средств. Объект (территория) разбивается на участки по видам проведения работ. На каждый участок назначается руководитель проведения соответствующих работ. Между руководителем АСДНР и руководителями на участках работ устанавливается устойчивая телефонная или радиосвязь. Для обеспечения непрерывности управления силами и средствами в зоне чрезвычайной ситуации приводятся в готовность (развертываются) органы управления (подвижные пункты управления) объектов и звена ТП РСЧС. К рекогносцировке привлекаются руководители объектов, руководители аварийно-спасательных работ на участках работ, начальники АСФ. При отсутствии времени на рекогносцировку проведение АСДНР возможно непосредственно после проведения разведки. Технологические приемы и способы проведения АСДНР зависят от состояния объекта (территории), на котором произошла ЧС, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей, основной задачей аварийно-спасательных работ является поиск и спасение пострадавших. Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все работающие на данном участке. Поиск пострадавших проводится с использованием информации от непосредственных свидетелей, специально подготовленных и обученных собак, специального инструмента и приборов, а также путем простукивания и прослушивания завалов. К способам поиска пострадавших относятся: - органолептическое обследование участка работ (визуальное обследование, прочесывание, зондирование, поиск по следам, поиск с использованием транспортных средств); - кинологический; - технический (акустические приборы, тепловизоры, радиопоисковые и оптико-волоконные зонды); - опрос, свидетельство очевидцев; - изучение отчетной и проектной документации. При проведении аварийно-спасательных работ по спасению пострадавших используются следующие технологические приемы: - убираемые конструкции не должны приводить к уплотнению завалов, чтобы исключить поражение живых людей, которые могут находиться под завалами; - перед подъемом конструкций (плит, столбов, ригелей, швеллеров и других) проводится тщательная уборка мелкого мусора (кирпичей, обломков железобетона, досок и прочего), находящегося на конструкции и вокруг нее; - при сборе мелкого мусора используются емкости или контейнеры, чтобы освободить объект работы от мусора, а не заниматься его перемещением с одного места на другое; - при проведении аварийно-спасательных работ за опасными элементами разрушенной конструкции устанавливается постоянное наблюдение. Инженерная техника для разборки завалов над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях, с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально должен использоваться электрический, гидравлический и пневматический инструмент, а также инженерная и специальная техника. В ходе проведения спасательных работ в завалах и других сложных условиях, при необходимости, назначаются микропаузы («минуты тишины»), продолжительностью 2 – 3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших. При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт. При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня для спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителем АСДНР с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций. В целях сохранения жизни и поддержания здоровья людей, пострадавших от ЧС, заблаговременно создаются неснижаемые запасы материально-технических средств, продовольствия и медицинского имущества для всестороннего жизнеобеспечения пострадавших. АСДНР прекращаются по приказу руководителя АСДНР. По окончании АСДНР весь личный состав, участвовавший в работах, проходит санитарную обработку. Порядок вывода техники и личного состава из района ликвидации чрезвычайной ситуации определяется руководителем АСДНР.
Руководство АСДНР Общее руководство по организации и проведению АСДНР возлагается на руководителя АСДНР. Руководителем АСДНР является руководитель участка проведения работ, которому подчиняются все задействованные силы. Он несет ответственность за организацию проведения АСДНР и обеспечение безопасности людей, участвующих в работах. Руководитель АСДНР обязан: - провести комплексную разведку на месте ЧС и оценить обстановку для проведения АСДНР; - определить штаб руководства на период проведения АСДНР; - добиться привлечения к АСДНР необходимой строительной и специальной техники; - организовать взаимодействие с соответствующими уполномоченными органами для обеспечения сбора вещественных доказательств и определения мест ограниченного доступа спасателей и техники; - поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач; - указать места расстановки аварийно-спасательной техники в зоне ЧС; - организовать развертывание пунктов сбора пострадавших, оказания первой помощи и обеспечение предметами первой необходимости; - определить места сбора и хранения личных вещей пострадавших, организовать комендантскую службу в зоне ЧС, охрану общественного порядка и материальных ценностей; - непрерывно следить за изменением обстановки в ходе проведения АСДНР, принимать соответствующие решения, привлекать в установленном порядке дополнительные силы и средства, а также организовывать их встречу и расстановку по местам и видам работ; - по окончании работ заслушать доклады руководителей АСФ, после чего лично убедиться в завершении работ по ликвидации последствий ЧС; - определить порядок убытия АСФ, а также участников взаимодействия из зоны ЧС. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации последствий ЧС руководитель АСДНР должен учитывать: - динамику развития ЧС, воздействие определенных факторов на ведение аварийно-спасательных работ; - требуемое количество сил и средств для проведения АСДНР; - необходимость привлечения специальных сил и средств с учетом особенности ЧС. При необходимости внесения изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке сил и довести его до руководителей АСФ. В случае крайней необходимости руководитель АСДНР вправе самостоятельно принимать решения по вопросам: - проведения эвакуационных мероприятий; - остановки деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; - проведения АСДНР на объектах и территориях, находящихся в зоне ЧС; - ограничения доступа людей в зону ЧС; - разбронирования, в установленном порядке, резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением ценностей государственного материального резерва; - использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС; - привлечения к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ; - привлечения на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ; - принятия других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2020. Другие статьи по теме | |
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020) | |
Просмотров: 6507 |