Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Федеральное законодательство и нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера определяют общие для страны и соответствующего субъекта РФ организационно-правовые нормы в указанной области. Для руководителей организаций важно знать, что делать и как, а что можно не делать, не нарушая при этом требований нормативно-правовых документов. Законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на основе планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее – план действий), в том числе и организаций [1]. МЧС России рекомендует «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», одобренный решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности[1] [3]. В зависимости от качественных и количественных показателей, характеризующих объект, для целей указанного Порядка используются следующие понятия: - объекты первого типа – критически важные объекты (КВО) и (или) потенциально опасные объекты (ПОО); - объекты второго типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого типа и на территории которых имеются места массового пребывания людей[2]; - объекты третьего типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого и второго типа. Порядком предусмотрена разработка Планов действий на объектах первого и второго типа. Объекты третьего типа Планы действий не разрабатывают, а получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу через органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления. Для подготовки к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом действий организации необходимо заблаговременно выполнить ряд мер в режиме повседневной деятельности. В частности, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъекта РФ и органов местного самоуправления, необходимо на объектовом уровне РСЧС создать органы управления, силы и средства для решения задач защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС, организовать их деятельность и подготовку к выполнению мероприятий защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера. Эти мероприятия выполняются последовательно и планово. Организация, состав сил и средств функциональных и территориальных подсистем, порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с МЧС России, а также исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в установленном порядке. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий [1]. Перечень, состав и структуру разрабатываемых планов и других документов в области ГО и РСЧС в субъектах РФ определяет МЧС России, в территориальных подсистемах – руководители субъектов РФ (исполнительных органов государственной власти) во взаимодействии с Главными управлениями МЧС России по субъектам РФ. Руководитель организации имеет право самостоятельно принимать решения в области защиты своих работников от ЧС (помимо обязательных нормативно-правовых требований). Хотя положениями о территориальных подсистемах РСЧС создание объектовых звеньев не предусмотрено, издание приказов об их создании руководителями организаций допускается. Приказ о создании объектового звена территориальной подсистемы РСЧС не значится также и в списке контрольных вопросов при проведении плановых проверок по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от ЧС [2]. Во исполнение ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с нормативно-правовым актом, утверждающим положение о территориальной (функциональной) подсистеме РСЧС, в целях решения задач защиты от ЧС на объектовом уровне необходимо: - уточнить (разработать) комплекс мероприятий, направленных на максимальное снижение размеров ущерба и потерь в случае ЧС (а для ПОО – и на предупреждение ЧС); - определить перечень мер по обеспечению мероприятий, выполняемых органами управления и силами объектового уровня РСЧС в режиме повседневной деятельности. Естественным будет поручить исполнение данного приказа председателю КЧС и ОПБ организации.
Выводы: 1. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС определены нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ. 2. Перечень мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС определяется обязанностями организаций в этой области и Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС. 3. Объектовое звено РСЧС создается в организациях только в том случае, если это предусмотрено положением о территориальной или функциональной подсистеме РСЧС.
Список литературы: 1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 29.11.2018) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". 2. Приказ МЧС России от 27.02.2018 N 77 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 3. Письмо МЧС России от 29.05.2014 N 43-2360-2 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019. [1] Протокол от 21.04.2014 N 6. [2] В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов» местом массового пребывания людей является место, где возможно единовременное нахождение 50 и более человек. | |
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020) | |
Просмотров: 16161 |