Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.[1]

Целью разработки классификации чрезвычайных ситуаций является повышение эффективности планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, определение порядка действий, проведение расчета необходимых ресурсов, порядка и размеров финансирования. Органы управления и участники ликвидации последствий ЧС должны знать масштабы, природу и причины ЧС. Кроме того, без наличия соответствующей классификации ЧС невозможно вести их статистический учет. проводить анализ, а также определить какую информацию о ЧС необходимо передавать «наверх», а какую – не обязательно (критерии информации о чрезвычайных ситуациях в зависимости от вида ЧС представлены в приложении к статье).

В настоящее время существует несколько классификаций ЧС в зависимости целей и выбранного классификационного признака[2].

Традиционно и в нормативно-правовых актах чрезвычайные ситуации подразделяют на ЧС природного и техногенного характера. Хотя правильнее их разделять на природные (не зависящие или мало зависящие от человека), антропогенные (связанные с деятельностью человека) и комбинированные (сочетание природных и антропогенных факторов).

Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам:

- по характеру ЧС (природного и техногенного характера);

- по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС (локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера);

- по поражающим факторам (механический, тепловой, химический, радиационный, биологический )[3];

- по стадии (фазе) развития ЧС.

ЧС подразделяются также на ЧС мирного и военного времени. Могут быть и другие квалификационные признаки, соответственно и другие классификации ЧС, основанные на большей детализации и/или интеграции классифицирующих признаков. Отдельные классификации содержатся в нормативно-правовых актах и стандартах в области ГО и ЧС. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 17.05.2011) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее – количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

 Вышеуказанная классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс, причиной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, просадка в лесовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цунами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар часто в условиях засухи и сильного ветра и др.

Перечень поражающих факторов источников природных ЧС, характер их действий и проявлений, а также номенклатура параметров (показателей) поражающего воздействия источников природных ЧС содержатся в ГОСТ 22.0.06-97/ГОСТ Р 22.0.06-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий»[4].

В соответствии с указанным стандартом к опасным природным явлениям и процесса относятся:

- опасные геофизические явления (извержения вулканов, землетрясения);

- опасные геологические явления (оползни, обвалы, осыпи; карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород; абразия; эрозия, склоновый смыв; курумы);

- опасные метеорологические явления (сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч; очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом); сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) ; продолжительные сильные дожди; очень сильный снег; крупный град; сильная метель; сильная пыльная (песчаная) буря; сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах; сильный туман; сильный мороз; сильная жара; заморозки; засуха; сход снежных лавин);

- морские опасные гидрометеорологические явления (цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 баллов и более), сильный тягун в морских портах; обледенение судов; сгонно-нагонные явления; раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения; отрыв прибрежных льдин с людьми);

- опасные гидрологические явления (высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель, низкие уровни воды (низкая межень), раннее льдообразование);

- природные пожары (лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах).

Причинами биолого-социальных ЧС становятся:

- инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей (особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола), опасные кишечные инфекции(болезни I и II группы патогенности), инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии, отравления людей, эпидемии);

- особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб (особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, лептоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония, прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.) , экзотические болезни животных и болезни невыясненной этиологии, массовая гибель рыб);

- карантинные и особо опасные болезни и вредители сельскохозяйственных растений и леса

В отдельную группу входят крупные террористические акты.

К техногенным ЧС относят взрывы, пожары, аварии на радиоактивно и химически опасных объектах, выбросы радиоактивных и химически опасных веществ, патогенных для человека микроорганизмов, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные аварии и др. Отдельно выделяются аварии на электроэнергетических системах, коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и гидродинамические аварии.

Экологические катастрофы могут возникать не только в результате деятельности человека, но и под воздействием природных сил. Радиационные катастрофы являются техногенными.

ЧС могут переходить их одной категории и/или иметь общие классификационные признаки и стать комбинированными. Например, землетрясение в Японии (природная ЧС) вызвало аварию на АЭС Фукусима-1 (техногенная катастрофа)[5]. Природные катаклизмы могут вызвать социальную ЧС. Экологические катастрофы особенно пр наплевательском отношении власти к проживающим на пораженной территории могут привести к массовым беспорядкам.

Возникновение природных ЧС (землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.) не зависит от человека, однако в его силах уменьшить объемы разрушений и количество жертв. Люди должны быть готовы к таким ЧС, создавая соответствующие службы защиты, запасы материальных и финансовых ресурсов, системы оповещения, обучая население, заранее технически готовя здания, сооружения и инфраструктуру к таким происшествиям. Лесные пожары – это отдельная тема, здесь как раз многое зависит от человека.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. К социальным ЧС – события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, долго длящиеся извержения вулканов и др.).

 

Стадии (фазы) развития чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

- предварительная – образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного или техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса;

- первая – инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду;

- вторая – осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация чрезвычайной ситуации (эта стадия может начинаться и до завершения первой стадии);

- третья – осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия.

 

Режимы функционирования органов управления РСЧС

От точной классификации возникшей или вероятной ЧС зависит режим функционирования и порядок деятельности органов управления и сил РСЧС.

Режим функционирования органов управления и сил РСЧС – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – рсчс) и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

 

Приложение

 

КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ[6]

 

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

 

1.1. Транспортные аварии (катастрофы)

 

А. Общие критерии[7]

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту – организации) – 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.1.1 – 1.1.2. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена

 1. Любой факт крушения поездов.

 2. Повреждения вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

 3. Перерывы в движении:

 на главных путях железнодорожных магистралей – 6 ч. и более;

 на метрополитене – 30 мин. и более

1.1.3 – 1.1.4. Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов

 1. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более. 2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз[8].

 3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель – любой факт аварии (катастрофы).

 4. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.

 5. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы

1.1.5 – 1.1.6. Авиационные и ракетно-космические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов

 Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) – любой факт падения, разрушения

1.1.7. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы)

 1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы, – любой факт аварии.

 2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

 3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП – решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

 4. ДТП[9] с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек)

1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах

 1. Любой факт крушения поездов.

 2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

 3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимается комиссиями по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта).

 4. Перерыв в движении:

 на главных путях железнодорожных магистралей – 6 ч. и более;

 на метрополитене – 30 мин. и более.

 5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.

 6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.

 7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте, – любой факт аварии.

 8. Прекращение движения на данном участке автодорог на 12 часов вследствие ДТП – решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

 9. ДТП[10] с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

 10. Повреждено 10 и более автотранспортных единиц

1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах

 Любой факт разрыва

1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах

 Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты – 5 т и более

1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа

 Вылив нефти в объеме 20 т и более

1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)[11]

 

А. Общие критерии

1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более

1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более

1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более

1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт)

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более

1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебно-воспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения

 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более

1.2.6. Пожары на объектах

другого назначения

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы

 Любой факт пожара или взрыва

1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах

 Пожары (взрывы) в метрополитене – любой факт пожара или взрыва

1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов

 1. Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой Отечественной войны – решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

 2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта – любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС

1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов)

 1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов – любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).

 2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта – решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС

1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ (АХОВ)

 

А. Общие критерии

1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении)

 1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГО и ЧС.

Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

 2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 раз и более[12].

 3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.

 4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более.

 5. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 6. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ

 Любой факт выброса токсичных веществ

1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами

 Любой факт аварии

1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ

 1. Обнаружение (разливы) ртути – превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30 – 49 раз в течение 8 часов, или в 20 – 29 раз в течение 2 суток.

 2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС

(в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев)

1.3.6. Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ[13]

 Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев)

1.3.7. Выборы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа)

 Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев)

1.3.8. Аварии с разливом

нефти и нефтепродуктов

 Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты – 5 т и более

1.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ (РВ)

 

А. Общие критерии

 

 1. Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.

 2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.

 3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 и более раз.

 4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более.

 5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные "Нормами радиационной безопасности (НРБ-99/2009)"

(табл. 6.1 – 6.3).

 6. При выполнении условий:

 измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками – более 20 мкГр/ч на расстоянии 1 м;

 измеренная мощность дозы гамма-излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора – более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока – более 3 мкГр/ч – решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

 7. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 8. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.4.1. Аварии на АЭС

 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 1100 Бк/м.

 2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны – более 2,5 мкЗв/ч и(или) объемная активность йода-131 – более 275 Бк/куб. м.

 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 7 Бк/куб. м

1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения

 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 1100 Бк/куб. м.

 2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны – более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 275 Бк/куб. м.

 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 7 Бк/куб. м

1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла

 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 1100 Бк/куб. м.

 2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны – более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 275 Бк/куб. м.

 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 – более 7 Бк/куб. м

1.4.4. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами

 Любой факт выброса и (или) сброса РВ

1.4.5. Аварии при промышленных и испытательных взрывах с выбросом РВ

 Любой факт выброса РВ

1.4.6. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке

 Любой факт аварии

1.4.7. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения

 Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение

1.4.8. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок

 Любой факт обрушения

1.4.9. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО)

 Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО – более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении 1 м – более 100 мкГр/ч

1.4.10. Аварии в хранилищах (контейнерах) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)

 Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранилища ОЯТ – более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с ОЯТ – более 100 мкГр/ч

1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

 

А. Общие критерии

1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях)

 1. Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ.

 2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных.

Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

 Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов

1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов

 Любой факт утраты (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов

1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

1.7. Аварии на электроэнергетических системах

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения

 Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более

1.7.2. Аварии на Электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей и населения

 Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более

1.7.3. Выход из строя транспортных электрических

контактных сетей

 Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГО и ЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий

1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

 

А. Общие критерии

 

 1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более.

 2. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 3. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ

1.9. Аварии на очистных сооружениях

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев)

1.10. Гидродинамические аварии

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев)

2. Природные чрезвычайные ситуации

 

2.1. Опасные геофизические явления

 

А. Общие критерии

2.1.1. Извержения вулканов

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

 3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

 4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.1.2. Землетрясения

 Землетрясение – 5 баллов и более

2.2. Опасные геологические явления

 

А. Общие критерии

2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи

 1. Число погибших – 2 человека и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

 4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

2.2.2. Карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород

 1. Число погибших – 2 человека и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

 4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

2.2.3. Абразия

 1. Число погибших 2 человека и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

 4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

2.2.4. Эрозия, склоновый смыв

 1. Число погибших – 2 человека и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

 4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

2.2.5. Курумы

 1. Число погибших – 2 человека и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

 4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

2.3. Опасные метеорологические явления

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.3.1. Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч

 Скорость ветра (включая порывы) – 25 м/сек. и более; на побережье морей и в горных районах – 35 м/сек. и более

2.3.2. Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом)

 Количество осадков – 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах – 30 мм и более за 12 ч и менее

2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь)

 Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее

2.3.4. Продолжительные сильные дожди

 Количество осадков 100 мм и более за период более 12 ч, но менее 48 ч

2.3.5. Очень сильный снег

 Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 ч

2.3.6. Крупный град

 Диаметр градин – 20 мм и более

2.3.7. Сильная метель

 Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек. и более и видимости менее 500 м

2.3.8. Сильная пыльная (песчаная) буря

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах

 Диаметр отложения на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега – 35 мм и более

2.3.10. Сильный туман

 Видимость 50 м и менее

2.3.11. Сильный мороз

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.3.12. Сильная жара

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.3.13. Заморозки[14]

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством

2.3.14. Засуха

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством

2.3.15. Сход снежных лавин

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.4. Морские опасные гидрометеорологические явления

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.4.1. Цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 баллов и более), сильный тягун в морских портах

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.4.2. Обледенение судов

 Быстрое и очень быстрое обледенение судов (0,7 см/ч и более)

2.4.3. Сгонно-нагонные явления

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.4.4. Раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.4.5. Отрыв прибрежных

льдин

 Любой отрыв льдин с людьми

2.5. Опасные гидрологические явления

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ.

 3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.5.1. Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень)

 Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней

2.5.3. Раннее

льдообразование

 Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.6. Природные пожары

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 2 чел. и более.

 Число госпитализированных – 4 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб:

 гражданам – 100 МРОТ;

 организации – 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.6.1. Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах

 1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов – 25 га и более; для авиационной охраны лесов – 200 га и более.

 2. Решение об отнесении к ЧС торфяных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах принимаются органами управления ГО и ЧС в зависимости от местных условий

3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

 

3.1. Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей

3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола)

 Каждый случай особо опасного заболевания

3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности)

 1. Групповые случаи заболеваний – 10 – 50 чел. и более.

 2. Умерших в течение одного инкубационного периода – 2 чел. и более

3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии

 1. Групповые случаи заболеваний – 10 чел. И более.

 2. Умерших в течение одного инкубационного периода – 2 чел. и более

3.1.4. Отравления людей

 Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами санэпиднадзора

3.1.5. Эпидемии

 Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов РФ превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более

3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, лептоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония

 1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.

 2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия)

3.2.2. Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.)

 1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ – 10 голов и более (эпизоотия).

 2. Массовое заболевание животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ – 100 голов и более (эпизоотия)

3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной

 Каждый случай болезни

3.2.4. Массовая гибель рыб

 Решение об отнесении случаев гибели рыб к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством

3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители сельскохозяйственных растений и леса

3.3.1. Массовое поражение растений болезнями и вредителями

 Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади 100 га и более

3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями

 Решение об отнесении случаев болезней леса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами

4. Крупные террористические акты

 

А. Общие критерии

 

 1. Число погибших – 5 чел. и более. Число госпитализированных – 10 чел. и более.

 2. Прямой материальный ущерб – свыше 1 тыс. МРОТ

       

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 27.08.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 20.01.

 

 

[1] Формулировка ЧС дана в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ГОСТ Р 22.0.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения».

[2] Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому осуществляется классификация.

[3] Источник чрезвычайной ситуации вызывает опасные явления или процессы поражающего фактора. Поражающие воздействия могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический. В результате наступает поражение людей, животных, техники, объектов и окружающей среды.

[4] Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 20.06.1995 N 308.

[5] Авария на АЭС Фукусима-1 – крупная радиационная авария максимального 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий (INES), начавшаяся 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов и взрывам водорода на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. В декабре 2013 года АЭС была официально закрыта. На территории станции продолжаются работы по ликвидации последствий аварии. По оценке японских инженеров-ядерщиков, приведение объекта в стабильное, безопасное состояние может потребовать до 40 лет. Финансовый ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий, затраты на дезактивацию и компенсации, по состоянию оценивается более чем 200 миллиардов долларов.

[6] Утверждено приказом МЧС России от 08.07.2004 N 329 (ред. от 24.02.2009).

[7] Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.

[8] За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например в местах выпуска сточных вод).

[9] Исключая пожары при ДТП.

[10] Исключая пожары при ДТП.

[11] Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий, утвержденным приказом МЧС России от 21.11.2008 N 714 (ред. от 08.10.2018), и в информации о чрезвычайных ситуациях не отражается.

[12] За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.

[13] Для отраслей ТЭК "Внезапные выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ".

[14] Экстренная информация о заморозках как опасных явлениях передается после перехода средней суточной температуры через 10 °C весной и до перехода ее через 10 °C осенью.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (27.08.2019)
Просмотров: 51152