Главная » Статьи » Промышленная безопасность |
Федеральная система мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (далее – система мониторинга) осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов. Система мониторинга создана в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее – грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
Основные понятия Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее: "критически важные объекты" – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени; "потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации; "объекты" – критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации; "грузы" – опасные вещества, материалы, изделия и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного имущества; "защищенность объектов и грузов" – состояние, при котором в отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма; "кризисная ситуация" – ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов и грузов; "мониторинг объектов и грузов" – осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
Цели, задачи и функции системы мониторинга Целями создания системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов. Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов. Система мониторинга обеспечивает выполнение следующих функций: - сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных; - информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий; - подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий; - прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов; - ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов; - предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия; - формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств; - информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей которых является Российская Федерация.
Состав и структура системы мониторинга Система мониторинга включает федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни. При этом в состав системы мониторинга каждого уровня включены: - центры системного мониторинга и оперативного управления (далее – центры мониторинга); - системы, комплексы и средства получения информации об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов; - системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и оповещения. Основными структурными элементами системы мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, являются центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Объединение информационных ресурсов центров мониторинга различных уровней осуществляется с использованием систем и средств телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных. При решении возложенной на систему мониторинга задачи предусмотрена возможность информационного взаимодействия центров мониторинга различных уровней с другими государственными и негосударственными информационными системами общего и специального назначения Российской Федерации, а также с международными информационными системами. Регламент информационного взаимодействия устанавливается в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о федеральной системе мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты информации.
Основные принципы системы мониторинга При использовании системы мониторинга необходимо руководствоваться следующими основными принципами: 1) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи, а также ее структуры и характеристик: - уровню угроз в отношении объектов и грузов; - структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды; 2) организационное, информационное и функциональное единство системы мониторинга, основу которого составляют: - единая система классификации и кодификации угроз объектам и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов; - базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе данных мониторинга; - единая геоинформационная система; 3) иерархичность построения системы мониторинга, возможность централизованного и санкционированного децентрализованного использования ресурсов системы мониторинга; 4) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга различных уровней; 5) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение совместимости элементов системы мониторинга, возможности ее модульного наращивания и модернизации; 6) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра оказываемых услуг; 7) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны; 8) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга; 9) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе мониторинга информации; 10) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных технологий.
Основные направления работ по и развитию системы мониторинга Основными направлениями работ в области создания, использования и развития системы мониторинга являются: - организационное и финансово-экономическое обеспечение системы мониторинга; - совершенствование нормативно-правовой базы; - создание и внедрение перспективных научно-технических разработок; - обеспечение национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов. В области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи: - разработка технико-экономического обоснования мероприятий по созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; - анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации технических и организационных решений; - выработка предложений по необходимым объемам и источникам финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению (привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию, использованию и развитию системы мониторинга; - включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в федеральные и региональные целевые программы; - формирование института федеральных и региональных операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов; - разработка и реализация механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов и грузов. Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы являются: - обеспечение разработки проектов и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов, в том числе в отношении установления ответственности собственников (балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение установленных мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и грузов; - гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и международными договорами (соглашениями) в этой области; - введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации. Основными направлениями деятельности в области создания и внедрения перспективных научно-технических разработок являются: - подготовка и внедрение технических регламентов для различных видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга; - отработка типовых (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ; - разработка единой системы критериев и комплексных методик анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов, маршрутов транспортировки грузов; - обеспечение информационного обмена между центрами мониторинга различных уровней; - создание в рамках системы мониторинга специализированных средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей территории Российской Федерации; - развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов; - создание мобильных (перебазируемых) центров мониторинга, обеспечивающих информационную поддержку деятельности, осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций; - формирование отечественной научно-технической кооперации в области создания и использования системы мониторинга, в том числе определение головных организаций, объединяющих разработчиков и производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а также системы мониторинга. Основными направлениями деятельности в области обеспечения национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов являются: - обеспечение государственного контроля за информационной и научно-технологической безопасностью, в том числе за достоверностью и полнотой информационных ресурсов системы мониторинга; - разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам системы мониторинга; - обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия с международными и иностранными органами и организациями; - организация подготовки кадров в области создания, использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.
Литература: 1. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 N 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов».
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2019. Другие статьи по теме | |
Категория: Промышленная безопасность | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020) | |
Просмотров: 1723 |