Федеральная система мониторинга критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации
Главная » Статьи » Промышленная безопасность

Федеральная система мониторинга критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации

Федеральная система мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (далее – система мониторинга) осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

Система мониторинга создана в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее – грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

 

Основные понятия

Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

"критически важные объекты" – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

"потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

"объекты" – критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

"грузы" – опасные вещества, материалы, изделия и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного имущества;

"защищенность объектов и грузов" – состояние, при котором в отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

"кризисная ситуация" – ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов и грузов;

"мониторинг объектов и грузов" – осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

 

Цели, задачи и функции системы мониторинга

Целями создания системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов.

Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов.

Система мониторинга обеспечивает выполнение следующих функций:

- сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных;

- информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;

- подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;

- прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;

- ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов;

- предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;

- формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;

- информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей которых является Российская Федерация.

 

Состав и структура системы мониторинга

Система мониторинга включает федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни. При этом в состав системы мониторинга каждого уровня включены:

- центры системного мониторинга и оперативного управления (далее – центры мониторинга);

- системы, комплексы и средства получения информации об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;

- системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и оповещения.

Основными структурными элементами системы мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, являются центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Объединение информационных ресурсов центров мониторинга различных уровней осуществляется с использованием систем и средств телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных.  При решении возложенной на систему мониторинга задачи предусмотрена возможность информационного взаимодействия центров мониторинга различных уровней с другими государственными и негосударственными информационными системами общего и специального назначения Российской Федерации, а также с международными информационными системами.

Регламент информационного взаимодействия устанавливается в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о федеральной системе мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

 

Основные принципы системы мониторинга

При использовании системы мониторинга необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи, а также ее структуры и характеристик:

- уровню угроз в отношении объектов и грузов;

- структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;

2) организационное, информационное и функциональное единство системы мониторинга, основу которого составляют:

- единая система классификации и кодификации угроз объектам и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов;

- базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе данных мониторинга;

- единая геоинформационная система;

3) иерархичность построения системы мониторинга, возможность централизованного и санкционированного децентрализованного использования ресурсов системы мониторинга;

4) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга различных уровней;

5) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение совместимости элементов системы мониторинга, возможности ее модульного наращивания и модернизации;

6) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра оказываемых услуг;

7) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны;

8) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга;

9) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе мониторинга информации;

10) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных технологий.

 

Основные направления работ по и развитию системы мониторинга

Основными направлениями работ в области создания, использования и развития системы мониторинга являются:

- организационное и финансово-экономическое обеспечение системы мониторинга;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание и внедрение перспективных научно-технических разработок;

- обеспечение национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

В области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:

- разработка технико-экономического обоснования мероприятий по созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации технических и организационных решений;

- выработка предложений по необходимым объемам и источникам финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению (привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию, использованию и развитию системы мониторинга;

- включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в федеральные и региональные целевые программы;

- формирование института федеральных и региональных операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;

- разработка и реализация механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов и грузов.

Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы являются:

- обеспечение разработки проектов и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов, в том числе в отношении установления ответственности собственников (балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение установленных мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и грузов;

- гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и международными договорами (соглашениями) в этой области;

- введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации.

Основными направлениями деятельности в области создания и внедрения перспективных научно-технических разработок являются:

- подготовка и внедрение технических регламентов для различных видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;

- отработка типовых (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ;

- разработка единой системы критериев и комплексных методик анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов, маршрутов транспортировки грузов;

- обеспечение информационного обмена между центрами мониторинга различных уровней;

- создание в рамках системы мониторинга специализированных средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей территории Российской Федерации;

- развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов;

- создание мобильных (перебазируемых) центров мониторинга, обеспечивающих информационную поддержку деятельности, осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций;

- формирование отечественной научно-технической кооперации в области создания и использования системы мониторинга, в том числе определение головных организаций, объединяющих разработчиков и производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а также системы мониторинга.

Основными направлениями деятельности в области обеспечения национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов являются:

- обеспечение государственного контроля за информационной и научно-технологической безопасностью, в том числе за достоверностью и полнотой информационных ресурсов системы мониторинга;

- разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам системы мониторинга;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия с международными и иностранными органами и организациями;

- организация подготовки кадров в области создания, использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

 

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 N 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов».

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Промышленная безопасность | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 1723