Особенности федерального государственного надзора в области гражданской обороны
Главная » Статьи » Организация ГО

Особенности федерального государственного надзора в области гражданской обороны

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Айол А.А.

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (г. Санкт-Петербург)

 

В статье рассматриваются особенности федерального государственного надзора в области гражданской обороны в свете недавно принятых нормативно-правовых актов в этой сфере.

 

Не так давно, в июле 2020 года был принят новый Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В данном законодательном акте определены правовые основы осуществления государственного и муниципального контроля, новая модель управления рисками, предусмотрена цифровизация контрольных (надзорных) мероприятий. Также был расширен перечень контрольно-надзорных мероприятий.

Основной акцент в новом документе сделан на реализацию профилактических мероприятий в ходе контрольной (надзорной деятельности). Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок [1].

Новые требования к проведению государственного контроля (надзора) коснулась и надзора в области гражданской обороны. В соответствии с ними постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 было утверждено новое Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.

Объектом надзора в области гражданской обороны является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям.

Предметом надзора является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны, является МЧС России, включая его территориальные органы.

Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:

- высокий риск;

- значительный риск;

- средний риск;

- низкий риск.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска – один раз в два года;

- для категории значительного риска – один раз в три года;

- для категории среднего риска – один раз в пять лет.

В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В рамках надзора в области гражданской обороны при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

- инспекционный визит;

- рейдовый осмотр;

- документарная проверка;

- выездная проверка [2].

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры [1]. В соответствие с действующим законодательством плановым надзорным мероприятием на сегодняшний день являются только выездные проверки.

Плановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.

Внеплановые выездные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- инструментальное обследование;

- экспертиза.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до ее начала. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Основанием для включения контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты:

- отнесения граждан и организаций в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

- начала эксплуатации гражданами и организациями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;

- начала владения и (или) пользования (в том числе принятия на баланс) гражданами и организациями защитными сооружениями гражданской обороны;

- включения граждан и организаций в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

- заключения с гражданами и организациями договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов);

- включения граждан и организаций в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федеральных органов исполнительной власти, а также мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне;

- окончания проведения последнего контрольного (надзорного) мероприятия в отношении граждан и организаций, указанных в предыдущих пунктах [2].

В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) [1].

Проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении следующих плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

- рейдовый осмотр;

- выездная проверка [4].

Для реализации контрольных (надзорных) мероприятий приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 утверждена форма проверочного листа (список контрольных вопросов), ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны [3]. Список контрольных вопросов включает в себя 119 пунктов с подпунктами. По каждому вопросу указываются реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц. Подобное оформление позволяет объектам надзора лучше подготовиться к контрольным (надзорным) мероприятиям в области гражданской обороны. Внимательное изучение информации, содержащейся в проверочных листах, не только позволяет снизить риск появления нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, но и существенно повысить эффективность мероприятий гражданской обороны, запланированных и реализуемых в организациях.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

2. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 (ред. от 30.11.2021) "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны";

3. Приказ МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны";

4. Постановление Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов".

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025)
Просмотров: 16