Основные задачи и направления деятельности органов управления гражданской обороной и РСЧС на 2019 год
Главная » Статьи » Организация ГО

Основные задачи и направления деятельности органов управления гражданской обороной и РСЧС на 2019 год

В целях повышения эффективности национальной системы гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в настоящее время реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на формирование принципиально новой трехуровневой системы управления и совершенствование системы реагирования на ЧС.

Основные задачи и направления деятельности в области ГО и защиты от ЧС изложены в «Организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2019 год»[1]. В соответствии с ними в области гражданской обороны планируется:

- продолжение работы по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей, в первую очередь путем принятия законов субъектов РФ "О гражданской обороне";

- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ) и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО субъектов Российской Федерации (РФ), органов местного самоуправления (ОМСУ) и организаций, отнесенных к категории по ГО;

- развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;

- обеспечение органов управления и сил ГО современной отечественной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;

- совершенствование системы управления ГО, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с решением других задач ГО;

- активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты населения, а также подготовку мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;

- организация накопления средств индивидуальной защиты населения от конкретных видов аварийно-химических и опасных веществ;

- выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения населения;

- принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами индивидуальной защиты установленных категорий населения;

- активизация работы по переработке и внедрению новых программ и методов подготовки населения, обучения должностных лиц и работников в области ГО, в том числе с использованием компьютерных технологий;

- проведение подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях и учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС, а также обязательного обучения должностных лиц органов управления ГО в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО;

- повышение качества и эффективности командно-штабных учении и тренировок (КШУ (ШТ)) по ГО, а также тактико-специальных учений (ТСУ) с органами управления и силами ГО.

В области защиты населения и территорий от ЧС планируется:

- своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018 – 2024 г. (I этап) реализации Основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера до 2030 г.;

- формирование единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных аналитических систем в автоматизированную информационно-управляющую систему РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией;

- развитие органов повседневного управления функциональных и территориальных подсистем за счет внедрения современных технологий и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений;

- совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств ФОИВ, а также совместных действий наземных и воздушных группировок МЧС России, Минобороны России и Росгвардии России при ЧС, в том числе вызванных сезонными рисками.

 

Задачи при подготовке к пожароопасному сезону:

- обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне;

- разработка (корректировка) установленных планирующих документов;

- проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;

- обеспечение контроля за выполнением противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;

- своевременное осуществление мер пожарной безопасности в лесах, введение режима "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ" и принятие необходимых мер по тушению пожаров;

- организация космического мониторинга природных пожаров в пожароопасном сезоне;

- обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами к защите от природных пожаров;

- организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;

- организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных и железных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах;

 

Задачи при подготовке к паводкоопасному периоду:

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;

- обеспечение готовности гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;

- обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;

- своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;

- обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;

- обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;

- обеспечение контроля за соблюдением собственниками водохранилищных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями установленных режимов пропуска половодья;

- обеспечение обустройства всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями;

- организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения.

 

Задачи в области обеспечения пожарной безопасности:

- оценка пожарных рисков на территории страны, определение комплекса задач по их предотвращению;

- совершенствование нормативно-правовой базы с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;

- обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;

- выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.

 

Задачи в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

- совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;

- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;

- совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и ОИВ субъектов РФ по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.

 

Задачи в области обеспечения единой информационной политики:

- своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий;

- развитие межведомственных взаимоотношений по согласованию сведений, предназначенных для организации информирования населения о ЧС и происшествиях;

- совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации (СМИ), интернет-ресурсов.

 

Задачи федеральных органов исполнительной власти в области ГО и ЧС

Руководителям федеральных органов исполнительной власти основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и функциональных подсистем РСЧС необходимо сосредоточить на выполнении следующих мероприятий:

- организации комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС;

- разработке документов стратегического планирования, в том числе государственных программ РФ, и отражение в них вопросов развития и повышения готовности сил ГО и функциональных подсистем РСЧС;

- участии в корректировке Планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом опыта ликвидации крупномасштабных ЧС 2018 года;

- реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р в пилотных регионах РФ, в том числе финансирование проводимых мероприятий;

- совершенствовании нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками ЧС, обусловленных природными, техногенными угрозами и террористическими проявлениями, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ОИВ субъектов РФ;

- осуществлении информирования населения через СМИ, интернет-ресурсы (в том числе ведомственные) о деятельности органов управления и сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, по проведению мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

- повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористических проявлений за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;

- реализации программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, системы мониторинга критически важных объектов (КВО) и потенциально опасных объектов;

- дальнейшем развитии и реализации государственной политики по снижению рисков и смягчению последствий ЧС на всех уровнях;

- совершенствовании деятельности органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС и ГО;

- формировании культуры безопасности жизнедеятельности персонала отраслей и объектов, повышении уровня знаний и совершенствование навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;

- обеспечении реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты населения и территорий от ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- развитии территориальной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО);

- проведении мероприятий по развитию сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) и актуализации нормативно-правовых актов по вопросам ее функционирования;

- поддержании в готовности и использовании по предназначению систем оповещения;

- строгом соблюдении и контроле реализации требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты населения, обратив особое внимание на поддержание в готовности защитных сооружений ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля и иных материально-технических средств;

- дальнейшем развитии и реализации на всех уровнях управления экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера;

- организации разработки планирующих и распорядительных документов по подготовке в области ГО и защиты от ЧС;

- проведении работы по накоплению и освежению материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- организации проверки полноты и качества разработки Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС с учетом местных особенностей субъектов РФ, оказание методической помощи;

- развитии информационного обмена между органами повседневного управления на основе единой базы данных, с использованием паспортов безопасности территорий (объектов);

- дальнейшем развитии и совершенствовании общероссийской комплексной системы по информированию и оповещению населения (ОКСИОН), в том числе мобильных комплексов информирования и оповещения населения (МКИОН);

- проведении обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;

- организации проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления, силами ГО и функциональных подсистем РСЧС;

- качественном обучении работников ФОИВ и подведомственных организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Задачи органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ГО и ЧС

Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности регионального и муниципального уровней основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем, и звеньев РСЧС необходимо направить на:

- организацию комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и Стратегии развития ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года;

- реализацию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

- разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от чрезвычайных ситуаций;

- организацию подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- разработку соответствующих документов стратегического планирования, в том числе государственных программ субъектов РФ и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил и средств ГО, а также территориальных подсистем РСЧС;

- реализацию Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р в муниципальных образованиях, их интеграцию в комплексную систему безопасности населения субъектов РФ, в том числе финансирование проводимых мероприятий в рамках региональных программ и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

- совершенствование нормативно-правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательства субъектов РФ федеральному законодательству, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ОИВ в РФ;

- проведение территориальной политики по реализации соглашений между МЧС России и ОИВ субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах;

- организацию работы по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;

- совершенствование и развитие нормативной базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- обеспечение финансирования мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в субъектах РФ;

- развитие комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

- совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;

- обеспечение готовности к использованию по предназначению региональных систем централизованного оповещения населения. Обратить особое внимание на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;

- создание сегментов региональных подсистем ОКСИОН, в том числе МКИОН в целях подготовки и обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;

- проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативно-правовых актов по вопросам ее функционирования;

- проведение мероприятий по созданию систем стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем КВО;

- организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

- принятие мер по совершенствованию учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов РФ, курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;

- участие в развитии и совершенствовании центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) и единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований – как органов повседневного управления РСЧС на соответствующих территориях;

- осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и защиты населения от ЧС;

- формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, подразделений пожарной охраны;

- организацию эффективного взаимодействия с территориальными органами МЧС России для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;

- дальнейшее создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) и аварийно-спасательных служб с учетом их достаточности и адекватности современным угрозам;

- обеспечение, в части касающейся, реализации плана повышения защищенности КВО субъектов РФ и муниципального образования;

- осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России и органов управления образованием субъектов РФ в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель";

- подготовку органов местного самоуправления к решению задач ГО, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";

- проведение совместно с заинтересованными ФОИВ, их территориальными подразделениями и организациями РФ, проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно в соответствии с циклическими рисками;

- совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе, связанных с ДТП и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;

- использование для оповещения и информирования населения об угрозах ЧС сегментов ОКСИОН, создаваемых за счет бюджетов субъектов РФ и ОМСУ;

- создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при ДТП на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с использованием авиационных технологий;

- организацию подготовки проектов новых региональных целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на обеспечение мероприятий по ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС, своевременную и качественную реализацию мероприятий, действующих федеральных целевых программ, используя бюджетные и иные механизмы финансирования;

- развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЧС;

- осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них;

- продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;

- обеспечение выполнения федерального законодательства по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в рамках создания ОКСИОН, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;

- участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках с операторами связи по определению готовности сетей связи к угрозе возникновения и возникновению чрезвычайных ситуаций с отработкой практических действий участников тренировок;

- корректировку Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов РФ и муниципальных образований с учетом опыта ликвидации ЧС 2018 года;

- реализацию положений соглашений между МЧС России и ОИВ субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на территории субъекта РФ мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.

 

Задачи по подготовке органов повседневного управления в области ГО и ЧС

Необходимо продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:

- внедрению и развитию аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" на базе ЕДДС муниципальных образований в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и функций;

- повышению оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами ФП и ТП РСЧС, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на объектах ФП и ТП РСЧС, своевременном доведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;

- формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС, а также обеспечение выплаты в объемах средней заработной платы;

- внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий радиационно, химически, биологически опасных ЧС в деятельность ЕДДС, с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения";

- развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;

- развитие автоматизированных систем и комплексов мониторинга и прогнозирования обстановки с учетом особенностей территории;

- совершенствование нормативно-правовой базы ЕДДС;

- разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории муниципального образования (субъекта РФ);

- организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;

- оснащение ЕДДС современными средствами связи.

Подготовка специалистов ЕДДС (ДДС) должна осуществляться:

- в учебно-методических центрах и на курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах ФПС, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;

- в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке – один день в месяц по 6 – 8 часов. Тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;

- в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

- в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).

В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание необходимо сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.

 

Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований РСЧС

Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (АСС (АСФ)) необходимо направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.

Органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям организаций необходимо проводить подготовку АСС (АСФ) в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Программой первоначальной подготовки спасателей РФ и ведомственными программами подготовки спасателей.

При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание требуется уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.

При проведении тактико-специальных учений, тренировок с АСС (АСФ) необходимо создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.

В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, необходимо проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.

Целесообразно планировать с территориальными АСС (АСФ) проведение тактико-специальных учений и тренировок перед наступлением сезонных ЧС, характерных для субъектов РФ и муниципальных образований, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.

В ходе проведения тактико-специальных учений необходимо отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС (АСФ) с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, поисково-спасательными формированиями МЧС России (ПСФ), подразделениями пожарной охраны, СВФ, ВГСЧ и ГИМС, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.

При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъектов РФ, муниципальных образований, организаций, необходимо обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС (АСФ) соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.

Важно организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении общественных спасательных объединений (общественных спасателей) к ликвидации ЧС или проведении тренировок необходимо координировать их деятельность или усиливать ими АСС (АСФ), закрепляя общественных спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.

Начальники АСС (АСФ) должны осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей, и организовывать контроль его проведения.

Аттестационным комиссиям по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя при первичной и периодической аттестации необходимо проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.

Особое внимание при аттестации требуется обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ. Необходимо обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативно-правовой базы.

 

Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

При создании и подготовке НАСФ и НФГО нужно руководствоваться федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований", приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

Основные усилия необходимо сосредоточить на подготовке сил ГО на потенциально опасных объектах.

При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО в субъектах и муниципальных образованиях необходимо добиваться точного выполнения требований нормативно-правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер. Силы ГО необходимо создавать на предприятиях, независимо от форм собственности.

Уточнение реестров должно проводиться ежегодно после проведения текущей корректировки планов ГО. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих НАСФ и НФГО в территориальных органах МЧС России, необходимо в органах исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образованиях.

При обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание должно уделяться организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.

Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводится в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Необходимо обеспечить качественную подготовку спасательных воинских формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

Подготовка личного состава НАСФ осуществляется:

- по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и рабочим программам подготовки НАСФ в организациях и ОМСУ, разработанным в соответствии с Примерной программой, рекомендованной МЧС России;

- путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Подготовка НАСФ и НФГО включает:

- повышение квалификации руководителей НАСФ и НФГО по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;

- проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению нужно считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.

Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ и НФГО определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". С этой целью разрабатываются перспективные планы проверки готовности сил ГО к действиям по предназначению.

При проведении сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводятся показные учения с привлечением НАСФ и НФГО (под руководством территориальных органов МЧС России).

На учениях с НАСФ и НФГО необходимо планировать отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и формированиями министерств и ведомств. В ходе учений должны отрабатываться учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.

Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществляется в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов РФ и муниципальных образований, уполномоченных на решение вопросов в области ГО и защиты населения:

- согласно планам основных мероприятий, на текущий год;

- при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.

При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению, необходимо также оценивать:

- обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

- состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.

Ежегодно должен проводиться анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в территориальных органах МЧС России, органах управления субъектов РФ, муниципальных образований и в организациях. По результатам анализа до 10 декабря следует подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых необходимо давать оценку состояния сил ГО и намечать пути их совершенствования.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019.

 

[1] Утверждено МЧС России 30.12.2018 N 2-4-71-32-5.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 1440