Главная » Статьи » Организация ГО |
Основные направления совершенствования системы гражданской обороны (ГО) и РСЧС[1] определены Стратегией их развития[2], утвержденной указом Президента РФ от 16.10.2019 N 501. Это документ стратегического планирования, определяющий цель и основные задачи развития ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), включая пожары и происшествия на водных объектах. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации (РФ), Стратегия национальной безопасности РФ[3], Военная доктрина РФ[4], нормативно-правовые акты РФ в области ГО и ЧС. Реализация Стратегии направлена на решение общегосударственных задач в области безопасности жизнедеятельности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития нашей страны в современных геополитических условиях.
Основные проблемы, вызовы и угрозы в области ГО и защиты от ЧС В нашей стране сформированы система управления и группировка сил ГО, состоящая из спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, а также специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач ГО. Органы управления и силы ГО выполняют задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Выполнение задач защиты от ЧС осуществляется с учетом прогнозируемых рисков их возникновения, в том числе вызванных негативными изменениями окружающей среды и неустойчивостью технологических процессов, а также с учетом общего осложнения международных отношений. Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение безопасности людей на водных объектах осуществляются в рамках РСЧС. Катастрофы и стихийные бедствия представляют угрозу для устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности. Увеличивается количество ЧС биолого-социального характера, сохраняется напряженная эпидемическая обстановка, связанная с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), расширяются границы природных очагов эпизоотий. Сохраняется негативная тенденция изменения окружающей среды, выражающаяся в активизации неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и, соответственно, в увеличении частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот. Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф. Масштабы прямого ущерба от пожаров свидетельствуют о тяжести их социально-экономических последствий для страны. Лето 2021 года запомнится масштабными лесными пожарами в Сибири. Существенные проблемы в области обустройства береговых линий и пляжей, недостатки профилактической (предупредительной) работы с населением, нарушения правил пользования маломерными судами создают угрозу безопасности людей на водных объектах. Масштабы возникающих и прогнозируемых ЧС, применение новых форм и методов ведения военных действий создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы ГО и РСЧС от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности населения.
Цель и основные задачи в области развития ГО и РСЧС Целью развития ГО и РСЧС является повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, пожарах и происшествиях на водных объектах. Основными задачами в области развития ГО и РСЧС являются: 1) развитие системы государственного управления и стратегического планирования в области ГО и ЧС с учетом политической и социально-экономической ситуации в РФ и в мире; 2) внедрение современных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; 3) развитие системы обеспечения пожарной безопасности в целях профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ; 4) поддержка и стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области ГО и ЧС, развитие спасательных технологий и спасательной техники; 5) развитие международного сотрудничества в области ГО и защиты от ЧС.
Задача N 1 «Развитие системы государственного управления и стратегического планирования в области ГО и ЧС с учетом политической и социально-экономической ситуации в РФ и в мире» включает: - формирование эффективного механизма оценки применения законодательства РФ и реализации документов стратегического планирования в области ГО и защиты от ЧС; - совершенствование организации взаимодействия системы управления ГО и органов управления РСЧС с системой государственного управления РФ; - развитие аппаратно-программных комплексов и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений в целях повышения эффективности деятельности органов управления ГО и органов управления РСЧС; - совершенствование состава и структуры органов управления, сил и средств ГО, органов управления, сил и средств РСЧС с учетом прогнозируемых опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также рисков возникновения ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах.
Задача N 2 «Внедрение новых технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения» включает: - совершенствование методов, средств и способов проведения мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, направленных на повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, пожарах и происшествиях на водных объектах; - создание на военное время в целях решения задач ГО специальных формирований с использованием возможностей аварийно-спасательных формирований субъектов РФ, пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы субъектов РФ и муниципальной пожарной охраны; - создание условий для эффективной деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, пожарно-спасательных подразделений с учетом приоритетов регионального развития и экономических перспектив освоения территорий при реализации государственной политики регионального развития РФ; - совершенствование спасательных технологий, технических средств и экипировки, предназначенных для оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, пожарно-спасательных подразделений; - разработку и внедрение новых способов и технологий проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также новых средств подводного обследования; - внедрение новых форм подготовки населения в области ГО и к действиям в ЧС, в том числе с использованием современных технических средств обучения.
Задача N 3 «Развитие системы обеспечения пожарной безопасности в целях профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ» включает: - внедрение гибких механизмов и современных технологий осуществления пожарного надзора, основанного на применении риск-ориентированного подхода, и обеспечение безусловного соблюдения требований пожарной безопасности; - совершенствование порядка осуществления пожарного надзора на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия, на которых создаются объектовые и специальные подразделения федеральной противопожарной службы; - совершенствование способов и методов взаимодействия всех элементов системы обеспечения пожарной безопасности.
Задача N 4 «Поддержка и стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области ГО и ЧС, развитие спасательных технологий и спасательной техники» включает: - совершенствование научных основ обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства при подготовке к ведению и ведении ГО, при ЧС, пожарах и происшествиях на водных объектах; - формирование научных основ повышения уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в связи с появлением новых опасностей и угроз.
Задача N 5 «Развитие международного сотрудничества в области ГО и защиты от ЧС» включает: - укрепление организационно-правовых основ и совершенствование механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями, в том числе в рамках межгосударственных объединений и форумов, по вопросам ГО и ЧС; - изучение опыта применения иностранными государствами и международными организациями передовых технологий и подходов в области ГО и ЧС; - продвижение на международной арене российских технологий и подходов в области ГО и ЧС, антикризисного управления в условиях ЧС; - обеспечение участия органов управления и сил ГО, органов управления и сил РСЧС в деятельности, осуществляемой соответствующими органами и организациями ООН, Международной организацией ГО, другими международными организациями и межгосударственными объединениями в области ГО и ЧС.
Основные функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при реализации Стратегии Основными функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при реализации Стратегии являются: - разработка федеральных, региональных и муниципальных программ в области ГО и ЧС; - обмен опытом и новыми технологиями в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; - организация совместных научно-исследовательских работ, направленных на развитие спасательных технологий, технических средств и экипировки. Результатами реализации Стратегии должно стать повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей за счет использования современных и перспективных спасательных технологий и образцов спасательной техники и достижение такого уровня реагирования органов управления и сил ГО, органов управления и сил РСЧС, который будет соответствовать прогнозируемым опасностям, возникающим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и рискам возникновения ЧС, включая пожары и происшествия на водных объектах.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2021.
[1] РСЧС – это сокращенное название «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. [2] Полное название документа – «Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года». [3] Утверждена указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400. [4] Утверждена Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976. | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022) | |
Просмотров: 1528 |