Организация гражданской обороны на уровне городского округа
Главная » Статьи » Организация ГО

Организация гражданской обороны на уровне городского округа

Организации и ведение гражданской обороны (далее – ГО) на уровне городского округа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях», иными нормативно-правовыми актами в области ГО и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения ГО, а также основные мероприятия по ГО на территории городского округа.

 

Подготовка к ведению и ведение ГО

Подготовка к ведению ГО в городском округе заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и осуществляется на основании годового Плана основных мероприятий городского округа в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее – План основных мероприятий), предусматривающего основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в городском округе.

План основных мероприятий разрабатывается администрацией городского округа и согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ.

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с муниципальным бюджетным учреждением «Центр по делам ГО и ЧС городского округа» (далее – МБУ ЦГОЧС).

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведение ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории городского округа и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС природного и техногенного характера.

Подготовка к ведению ГО в городском округе и в организациях определяется положением об организации и ведении ГО в городском округе (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории городского округа (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО в городском округе осуществляется на основе планов ГО и защиты населения городского округа, а в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории городского округа (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС.

Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

План ГО разрабатывается администрацией городского округа. Планы ГО организаций, отнесенных в установленном порядке к категории по ГО, расположенных на территории городского округа, разрабатываются специалистами организаций, уполномоченных на решение задач в области ГО, согласовываются с МБУ ЦГОЧС и утверждаются руководителем организации.

Выписки из плана ГО и защиты населения городского округа направляются, в части касающейся, в организации, обеспечивающие выполнение мероприятий местного уровня по ГО.

Выполнение мероприятий по ГО и ликвидации ЧС в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Обеспечение выполнения мероприятий по ГО в органах местного самоуправления осуществляется их органами управления, силами и средствами ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Администрация городского округа определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО.

В целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями в области ГО на территории городского округа создаются и содержатся силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируются и осуществляются мероприятия по ГО.

К силам ГО городского округа относятся аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС.

Спасательные службы городского округа составляют группировку сил ГО, включающую в себя:

- спасательную службу связи и оповещения;

- спасательную противопожарную службу;

- медицинскую спасательную службу;

- спасательную инженерную службу;

- спасательную службу убежищ и укрытий;

- спасательную автотранспортную службу;

- спасательную автодорожную службу;

- коммунально-техническую спасательную службу;

- спасательную службу торговли, питания и бытовых услуг;

- спасательную службу энергообеспечения и светомаскировки;

- спасательную службу обеспечения горюче-смазочными материалами и материально-технического снабжения;

- спасательную службу защиты сельскохозяйственных животных.

Порядок создания спасательных служб определяется постановлением администрации городского округа.

Положение о спасательной службе городского округа разрабатывается администрацией городского округа, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается постановлением администрации городского округа.

Администрацией городского округа определяется порядок подготовки к ведению и ведение ГО в городском округе, применение в мирное время сил ГО для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, ЧС, вызванных в результате террористических актов.

Спасательные службы решением руководителя ГО городского округа в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС на территории городского округа.

Для организации планирования, подготовки и проведения мероприятий эвакуации (приема) населения и материально-культурных ценностей из зон возможных опасностей создаются приемные эвакуационные органы городского округа:

- приемная эвакуационная комиссия городского округа;

- приемные эвакуационные пункты городского округа.

Для организации проведения первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов экономики в военное время, а также в ЧС на территории городского округа создается комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики на территории городского округа в военное время.

 

Структура управления и финансирование гражданской обороны

Управление ГО на территории городского округа осуществляет его глава, а в организациях – их руководители. Глава городского округа и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Неисполнение должностными лицами и гражданами обязанностей в области ГО влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

- в городском округе – МБУ ЦГОЧС, уполномоченное на решение задач в области ГО;

- в организациях – структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в установленном порядке[1].

Руководитель МБУ ЦГОЧС городского округа подчиняется непосредственно главе городского округа.

При повседневной деятельности и переводе ГО с мирного на военное время управление ГО городского округа организуется из места постоянного расположения органов управления ГО.

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное время и в военное время, на территории округа организуется сбор информации в области ГО и обмен ею. Порядок сбора и обмена информацией на территории городского округа определяется «Положением о порядке сбора и обмена информацией в области ГО, защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера на территории городского округа».

Финансирование мероприятий местного уровня по ГО, защите населения и территории городского округа является расходным обязательством муниципального образования. Обеспечение мероприятий по ГО, проводимых организациями, осуществляется за счет средств этих организаций.

 

Основные мероприятия ГО, осуществляемые в городском округе

 

1. По подготовке населения в области ГО:

- разработка с учетом особенностей городского округа и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб городского округа;

- организация и подготовка населения городского округа способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- подготовка личного состава формирований и служб городского округа;

- проведение учений и тренировок по ГО;

- организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территории городского округа;

- создание, материально-техническое и кадровое оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по ГО, организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО городского округа в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

- пропаганда знаний в области ГО.

Учения и тренировки по ГО проводятся в соответствии с «Планом основных мероприятий городского округа в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на текущий год.

 

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

В целях решения задачи ГО по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС на территории городского округа разрабатываются и утверждаются:

- Положение о системе оповещения ГО городского округа;

- Положение о порядке оповещения населения городского округа по сигналам ГО.

Решение задач по оповещению и информированию населения городского округа о выполнении мероприятий ГО и об угрозе возникновения, возникновении и ликвидации ЧС обеспечивает МБУ ЦГОЧС.

Спасательная служба связи и оповещения ГО городского округа обеспечивает, в части ее касающейся, выполнение задач по оповещению, связи и информированию населения городского округа о выполнении мероприятий ГО и об угрозе возникновения, возникновении и ликвидации ЧС.

 

3. По эвакуации (приему) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей:

- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;

- подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных (приемных) органов, а также подготовка их личного состава.

 

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

- сохранение и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

 

5. По световой и другим видам маскировки:

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- разработка плана осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО.

В целях решения задачи ГО по световой и другим видам маскировки администрацией городского округа разрабатывается план световой маскировки наружного освещения городского округа.

 

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО и городского звена территориальной системы предупреждения и ликвидации ЧС субъекта РФ для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В целях решения задачи ГО по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС постановлением администрации городского округа утверждается перечень организаций, расположенных на территории округа, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

 

7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

- представление населению коммунально-бытовых услуг;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

- развертывание необходимой лечебной базы, организация ее энерго- и водоснабжения;

- оказание населению первой помощи;

- определение численности населения, оставшегося без жилья;

- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

- размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

- предоставление населению информационно-психологической поддержки.

В целях решения задачи ГО по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС разрабатываются и утверждаются в установленном порядке:

- планы перевода городского округа на работу в условиях военного времени;

- планы ГО организаций;

- план нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами;

- заключаются контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях обеспечения выполнения мероприятий по ГО.

 

8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, в военное время;

- заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

В целях решения задачи ГО по борьбе с пожарами на территории округа постановлением администрации утверждается план предупреждения и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории округа, разрабатываются документы дежурного диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы МБУ ЦГОЧС.

 

9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

В целях решения задачи ГО по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению), разрабатывается «Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля на территории городского округа».

 

10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

- создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территории.

Задачи ГО по санитарной обработке эвакуируемого населения на территории городского округа обеспечиваются методом возмездного оказания услуг по использованию муниципальных и частных бань. Остальные задачи ГО по обеззараживанию, специальной обработке техники городского округа решаются силами сторонних организаций в соответствии с заключенными контрактами.

 

11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

- восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения;

- обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

- усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел (национальной гвардией), имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

В целях решения задачи ГО по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций на базе организаций, предприятий и учреждений создаются группы охраны общественного порядка ГО.

Территориальное управление (отдел) МВД России осуществляет свою деятельность в соответствии с Планом обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также Планом ГО и защиты населения городского округа.

 

12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и канализации;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

В целях решения задач ГО по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, администрацией округа создается коммунально-техническая спасательная служба ГО.

 

13. По срочному захоронению трупов в военное время:

- заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

- организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

- организация санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях решения задачи ГО по срочному захоронению трупов в военное время администрацией городского округа разрабатывается и утверждается «План срочного захоронения трупов людей и животных при больших потерях в крупных ЧС и в условиях военного времени на территории округа».

 

14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

В целях решения задачи ГО по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, администрацией городского округа создается комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики на территории округа в военное время, утверждается «Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики на территории городского округа в военное время», разрабатывается «План проведения первоочередных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики на территории округа в военное время».

 

15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

- создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

- подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по ГО;

- планирование действий сил ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

В целях решения задач ГО по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО в соответствии с планом основных мероприятий городского округа в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на соответствующий год проводятся объектовые тренировки, командно-штабные учения, тактико-специальные учения.

Проводится обучение, переподготовка и повышение квалификации руководителей организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, преподавателей образовательных учреждений всех типов и видов по ГО, руководителей занятий по ГО в организациях, инструкторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов по ГО.

 

Сбор и обмен информацией в области ГО

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории округа организуется сбор информации в области ГО и обмен ею.

Сбор и обмен информацией в области ГО осуществляется органами администрации городского округа и организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенными на территории городского округа:

- отнесенными к категориям по ГО;

- продолжающими работу на территории городского округа в военное время;

- эксплуатирующие опасные производственные объекты;

- имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2021.

 

 

 

[1] См. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 468